ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Не является секретом факт искажения нравственных ориентиров, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания является актуальной. Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, естествознание вы...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ

С.Ю. Шырыханова, учитель физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», г. Балахны


«Моральные качества личности имеют большее значение,

чем интеллектуальные достижения.»

А. Эйнштейн.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Не является секретом факт искажения нравственных ориентиров, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания является актуальной.


Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (3, с.431).

Целью деятельности педагогов является формирование гармонической всесторонне развитой и социально зрелой личности воспитанника. Свою же задачу вижу в приобщении обучающихся к ценностям научного познания на материале предмета «Физика».

Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, естествознание выявляет структуру мироздания и познает фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную картину мира своего времени.
Физику принято относить к точным наукам. Возникает вопрос: «Можно ли совместить точную науку с искусством?». Бытует мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Считаю это мнение ошибочным, потому как являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.

В погоне за задачами (часто просто приучая бездумно применять готовые формулы или алгоритмы) мы перестаем видеть красоту этой науки, ее исторические корни. А это ведь очень важно для общего развития духовно-нравственной личности человека.

История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Известны случаи, когда произведения искусства предсказывали исследователям новые темы. Например, рассказ И. Ефремова "Тень минувшего" натолкнул инженера Ю. Денисюка на мысль о получении объемных изображений - голографии.

Как и в искусстве, в науке существует понятие красоты. «Красота - сияние истины», - говорит Платон. Физика ищет внутреннюю красоту мироздания. Стройная и многообразная гармония природы гораздо доступнее эстетически развитому человеку.

В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе. Существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются наиболее красивыми. В подтверждение приведу слова известного авиаконструктора О.К.Антонова: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать... Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим». (2, с.4) Чувство прекрасного содействует решению познавательных и технических проблем


Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.

На уроках я стараюсь раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализирую ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров. Изучая на уроках опыты Шарля Огюстена Кулона, Майкла Фарадея, Генриха Герца, Петра Лебедева, обращаю внимание учащихся как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы.

Освещая на уроках крупнейшие технические изобретения, знакомя с образцами решения технических задач, я даю представление о плодотворности союза учёного и инженера. Обращаюсь на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. Все это позволяет объяснить учащимся губительное последствие для всего человечества нарушение условий внедрения и применения технических разработок. На конкретных примерах показываю учащимся, что может физика как наука и учебный предмет дать им лично (знания, методы, подходы, оборудование) для ответственного и эффективного участия в решении проблем экологии.

Обращаясь на уроках физики к материалам, связанным с биографиями ученых, анализируя их, учащиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности, знакомятся с алгоритмами успешной работы в своей профессии и в итоге вырабатывают свои суждения о научной деятельности, научном знании и науке в целом.

Например, когда было подмечено биологическое действие лучей радия, Пьер Кюри, будучи увлечённым исследованиями, подверг свою руку облучению для того, чтобы непосредственно наблюдать и изучать это действие. В результате он получил рану, похожую на ожог и постепенно увеличивающуюся; залечить её удалось лишь через несколько лет. В моральном кодексе П.Кюри первой заповедью было: "людям, а не себе". Нобелевскую премию он и его жена потратили на «Организацию лечения радием». П.Л.Капица - лауреат Нобелевской премии, гордость отечественной науки. Учёный обладал незаурядным научным талантом, удивительным чувством нового, умел видеть новое во множестве разных ситуаций. Много внимания уделял академик П.Л.Капица проблемам экологии. Одной из них он считал сохранение озера Байкал. Ведь проблема Байкала - одновременно и проблема сохранения жизни на Земле.

Гуманитаризация точных наук и математизация гуманитарных знаний - веление сегодняшнего времени. Сбываются слова Г. Флобера, который предсказывал: "Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине" (2, с.5). Физика, как наука о природе, связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики учащиеся получают навыки творческого самовыражения посредством решения творческих заданий. Например, на районной научно-практической конференции учащихся ученица 10 класса выступит с работой «Физика и поэзия», в которой быдут проанализированы произведения русских поэтов с точки зрения науки физики.

Для раскрытия материальной природы изучаемых физических явлений на протяжении всего курса рассматриваются виды материи: вещество и поле. Моя задача как учителя физики состоит ещё и в том, чтобы постепенно, в процессе изучения разнообразных видов материи подвести учащихся к пониманию движения как неотъемлемого свойства материи.



Литература:


  1. Мишкевич, Г. Мастер-невидимка. [Текст] / Г. Мишкевич. -Л.: Государственное издательство детской литературы, 1959г. - 73 с.


  2. Тихомирова, С.А Дидактические материалы по физике [Текст] / С.А. Тихомирова - М.: Школьная Пресса, 2003. - 112 с.


  3. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. [Текст] : в 2-х т./ К.Д. Ушинский. - М.: 1985, т.2.



© 2010-2022