Статья «Формирование и развитие ключевых компетенций ученика на уроках физики»

Педагогический опыт по формированию и развитию ключевых компетенций ученика на уроках физики. Основной результат деятельности образовательного учреждения - набор ключевых компетенций. Помимо ключевых компетенций, выделяются предметные компетенции — это способности, помогающее выполнять действия в определенной предметной области, включающие узкоспециальные знания. На уроках физики основной формируемой компетенцией является физическая, которая включает в себя способность структурировать данные ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование и развитие ключевых компетенций ученика на уроках физики.

Учитель физики ГБОУ СОШ с.Бузаевка муниципального района Кинельский Самарской области. Трофимова А.С.

В стратегии модернизации содержания общего образования современной России компетентностный подход является одним из направлений обновления образования и в основу содержания общего образования должно быть положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников.

Под ключевыми компетентностями нами понимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода к обучению позволил нам составить представление о содержании понятий "компетентность" и связанного с ним понятия "компетенция". Итак, мы формулируем компетентность как готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Известно, что в связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.

Одной из них является ценностно-смысловая, которая обозначает готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

По моему мнению, самостоятельное изучение отдельных параграфов учебника и составление краткого конспекта этого параграфа учащимися тоже могут способствовать развитию этой компетенции. Перед ними стоит задача пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести.…В результате учащиеся и более глубоко понимают изучаемый материал, и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя. Для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметных олимпиад, конкурсов, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником предметной логики, а не материала школьного курса.

Далее рассмотрим общекультурную компетенцию, значение которой очень важно для развития личности. Она включает в себя осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени. Для ее реализации можно использовать различные способы. Учитель может сам продемонстрировать некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований.

Для формирования грамотной, логически верной речи можно использовать составление физического словаря, написание физического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление физических величин, физических понятий и законов. Реализовать общекультурную компетенцию возможно, используя задачи со скрытой информационной частью.

Наиболее известной является учебно-познавательная компетенция, ее задачей, позволяющая воспитать готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания. Эту компетенцию мы развиваем непосредственно обучая детей предмету. Решение нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов. Проблемный способ изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка. Например, при изучении темы «Плотность» ,проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит проходить итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена. Учебно-познавательная компетенция имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Во внеурочное время организуется работа по созданию учебных проектов по предмету. Овладению учебно-познавательной компетенцией способствует и практическая работа на уроке.

Немаловажной задачей в современном мире является развитие информационной компетенции детей, которая демонстрирует готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Одним из основных приемов в физике для развития данной компетенции может быть решение расчетных задач на движение, оптику и другие. За одну - две недели до урока-практикума учащимся выдается карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения физического понятия, например: в физике свет - это…, в строительстве свет - это…, в космонавтике свет - это… Очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.

Этот вид компетенции в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке физики мы должны непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира. Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов. Школьные учебники по физике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому необходимо включать в содержание задачи, данные в которых представлены также в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.

Каждый человек, живущий в социуме, должен обладать коммуникативной компетентностью, которая включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д. Реализация коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов работы (таких как дискуссия, групповая работа, парная работа, сюжетно-ролевая игра и др.). При такой организации деятельности у учеников формируется умение задавать вопросы, выслушивать других, способность работать вместе. Сдача различных устных зачетов, проведение уроков-семинаров, уроков-конференций, уроков-диспутов, проводить анализ или синтез при разборе задачи на уроке.

К основным компетенциям принято относить и социально-трудовую. Эта компетенция обеспечивает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Хорошо реализуется при отработке навыков устного счета.

Компетенция самосовершенствования формирует в человеке готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Как мне кажется, ее можно сформировать, прибегая к заданиям для самостоятельного решения, представленным тремя уровнями: на оценку "удовлетворительно", "хорошо", "отлично". Выбор уровня должен обязательно осуществляться самим учеником.

Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции - это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

На уроках физики основной формируемой компетенцией является физическая, которая включает в себя способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения физических величин, создавать физическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, физическая компетенция учащегося способствует адекватному применению физики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы следующие требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня физической компетентности: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

- построения и исследования простейших физических моделей;

- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

- интерпретации графиков реальных процессов;

- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач;

- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и законов; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Принято выделять три уровня физической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений. К первому уровню воспроизведения относят прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание физических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений. Второй уровень установления связей строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела физики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. Третий уровень рассуждений строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе физического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса физики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.

По сути, в едином государственном экзамене последовательно реализуется проверка всех трех уровней физической компетентности школьников. Однако компетентность нельзя трактовать только как сумму предметных знаний, умений и навыков. Это - приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике. Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач. Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентно-способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении физике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Литература:

1.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.

2.Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78.

3.Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. - 2007. с. 81-97.

4.Витярис Витилиус, Владимирская О.Д. Центр обучения взрослых: новый этап развития. //Организация и управление. 2007. с.21-24.

5.Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. - №6 -2008. с. 20-30.

6. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. - 2008. с. 4-24.


© 2010-2022