- Преподавателю
- Физика
- Статья по теме: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ГИА, ЕГЭ)
Статья по теме: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ГИА, ЕГЭ)
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хрык Е.В. |
Дата | 24.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ГИА, ЕГЭ).
Хрык Евгения Васильевна ([email protected])
Муниципальное бюджетное учреждение Пешковская средняя общеобразовательная школа Азовского района (МБУ Пешковская СОШ).
Аннотация.
Реалии времени таковы, что по окончании основной и средней школы обучающиеся сдают экзамены по физике в соответствии со своим выбором в новой форме. Где важную роль играют сформированные компетенции (1), в частности:
· умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
· использование различных источников для получения физической информации.
В статье описывается опыт работы по формированию этих компетенций и применении их в организации самоподготовки выпускников к итоговой аттестации.
Литература:
1. Кузнецов А. А. и другие Стандарты второго поколения 7-9, 10-11 классы. - М.:Просвещение, 2011.
2. Генденштейн Л. Э, Дик Ю. И Физика 10, 11 класс. Учебники для общеобразовательных учреждений с электронными приложениями.-1-е изд. - М.: Мнемозина, 2009.
3. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика 10, 11 класс: Учебники для общеобразовательных учреждений с электронными приложениями.-19-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
4. Янушевская Н. А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы с электронным приложением. - М.: Глобус, 2009.
5. Орлов В. А. Физика. Задания для самопроверки и контроля с генератором тестов. - М.: ИЛЕКСА, 2008.
КИМЫ за курс основной школы по физике составлены в соответствии с требованиями к содержанию образования и уровню подготовки выпускников. Даже при хорошей подготовке в 7-9 классах необходима система повторения всего курса. КИМЫ ЕГЭ составлены в соответствии с требованиями к содержанию и уровню подготовки выпускников профильных классов. Поэтому в школах, где нет профильных классов на старшей ступени обучения, при 2 - 3 часах физики в неделю в 10 - 11 классах для успешной сдачи ЕГЭ необходима не только система повторения, но и расширение, и углубление знаний по предмету. В сельской местности в школах организация профильных классов затруднена, а порой и невозможна. Процветающая в последние годы практика репетиторства не всегда приемлема и доступна для учеников.
Единственным выходом в такой ситуации является самоподготовка обучающегося. А чтобы самоподготовка была эффективной и занимала оптимально возможное время, необходимо использование информационных технологий и ненавязчивое сопровождение учителем. Итак, перед учителем стоит задача: помочь ученику организовать самоподготовку к итоговой аттестации.
Организация самоподготовки учащихся начинается с диагностики. В устной форме или анкетой выявляется мотивация выбора экзамена. Это необходимо чтобы во время работы поддерживать мотивацию или изменить её, если она не достаточно надежна. Например. Мотивы - «родители хотят, чтобы я сдавал физику, пусть будет так» или «мне все равно, что сдавать, пусть будет физика». Такие мотивы надо постараться перевести в другие - «а ведь родители правы, для получения образования по интересующей меня профессии физика - то что надо», «мне все равно что сдавать, но физика мне больше всего подходит (нравиться, пригодиться, интересна)».
После выяснения мотивов идет диагностика уровня усвоения содержания образования и уровня подготовки выпускников к итоговой аттестации в новой форме (ГИА, ЕГЭ). Дальше совместно с каждым обучающимся проводится анализ диагностики и вырабатывается индивидуальная траектория подготовки, точнее самоподготовки выпускника. При самоподготовке учащимся не обойтись без современных технологий, компьютера, интернета.
Имеющиеся в большом количестве печатные издания с вариантами ГИА и ЕГЭ являются контролирующими, но не обучающими, поэтому учащимся рекомендуются обучающие интерактивные программы. Одним из таких источников является «Генератор тестов» (5), который позволяет выполнять задания в режиме обучения и контроля.
После выполнения физических опытов и лабораторных работ (на уроках и консультациях) рекомендуется найти и провести виртуальные лабораторные работы. Восприятие физических приборов, схем через экран монитора упрощает их распознавание на картинках в КИМАх. В 9 классах перед экзаменами не всегда есть возможность еще раз проделать (повторить) все практические задания на реальных приборах. Здесь на помощь приходит интерактивный практикум (виртуальная лаборатория). В последний месяц подготовки перед итоговой аттестацией рекомендую обучающимся перейти к выполнению контролирующих тестов в режиме «онлайн», а при необходимости возвращаться к обучающим и тренировочным заданиям по «западающим» темам. Для запоминания формул и определений рекомендую создавать обобщающие таблицы, находить подобные в интернете, сравнивать их с своими. Для систематизации и повторения теоретических знаний по ключевым темам рекомендую просмотр презентаций уроков, созданных мной, учащимися, найденных в интернете. Быстро повторит тему, вспомнить теоретический материал позволяет просмотр презентаций, сопровождающих уроки. Для более дательного изучения отдельных тем подходят уроки - презентации на дисках «КМ школа 7-11 классы».
Просмотреть и проанализировать примеры, эксперименты, изученные явления позволяют анимации и видеофрагменты на дисках - электронных приложениях к учебникам Физика 10 - 11 класс (1.2).
Для закрепления умения решать объемные задачи (категория «С» в ЕГЭ) подходит работа с разделом «Задачи» в электронном приложении к учебникам физики 10-11 классов (2). Разбор ключевых задач из этого раздела поможет выпускникам справиться с большим количеством подобных задач.
Самоподготовка выпускников основной и полной средней школы к итоговой аттестации с использованием информационных технологий становится возможной и естественной, если они приучены к ней. Чтобы это было действительно так, на самом первом уроке физики в 7 классе я предлагаю обучающимся сформулировать «Законы успешной работы на уроках и дома». Выслушав все предложения, подвожу к формулировке четырех законов «Успешной работы…». Итак «Законы успешной работы на уроке и дома»:
· 1 закон. Техника Безопасности. В кружочке на доске появляются две большие буквы ТБ. Комментирую закон: этот закон требует не только безопасное обращение с приборами, но и поведение, сберегающее и укрепляющее здоровье.
· 2 закон. Закон времени. Иногда его называем «Делу время…». На доске появляется круг со стрелками - часы. Расшифровываем: самоорганизация, самодисциплина, не будем «хронофагами» - пожирателями своего времени и времени окружающих.
· 3 закон. На доске появляется изображение мобильного телефона перечеркнутого жирным крестом. Рассказываю о возможных воздействиях на развивающийся организм. Предлагаю выключить телефоны и создать в кабинете физики «зону свободную от электромагнитного загрязнения» насколько это возможно.
· 4 закон. На доске появляется прямоугольник, в котором написано: «Учу сам К+К». Расшифровка - все что посильно обучающийся изучает самостоятельно по КНИГАМ и использует КОМПЬЮТЕР.
Дальнейшее обучение на уроках физики и дома идет с применением информационных технологий и использованием всех перечисленных выше и в разделе «Литература» источников информации и обучения. Демонстрации и лабораторные работы часто дублируются (не заменяются) виртуальными. Учащиеся включаются в работу по созданию презентаций, работают с интерактивными моделями, выполняют виртуальные лабораторные работы.
Постоянное обращение к «Законам успешной работы…» (особенно ко 2 и 4 закону) в течение 7-9 классов, использование компьютера на уроках и дома делает самоподготовку к итоговой аттестации с помощью информационных технологий в 9 классе, и тем более в 11 классе доступной и естественной.