- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Марущенко В.Н. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное учреждение
«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель МО
Заместитель
Приказ №_____
________________
руководителя
от «_____»
/_______________/
по УВР
___________20____
ФИО
_______________
Протокол № ____
/______________/
Директор
от
ФИО
_________________
«___»________20__г
«____»______20__г
Болюх Л.В
Рабочая программа
по ____физике________________
_______9_________класс
Базовый уровень
2015-2016 учебный год
Всего часов в год__66___
Всего часов в неделю ___2_
Разработчик
программы:
_Марущенко В.Н.____________
ФИО, учитель (указываем предмет),
Педстаж:__10__лет
Квалификационная категория:_____12_____
с.Алыгджер, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №75-37-0893/14 от 20.05.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников»;
- программы общеобразовательных учреждений по физике для 7-9 классов и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.
Программа составлена на базе Образовательного минимума содержания физического образования и с учетом содержания учебника А.В. Перышкина , Е.М.Гутник для 9 класса ( с сеткой 2 часа в неделю)
Физика - наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому , как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.
Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :
-
формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;
-
развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
-
развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;
-
развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений ;
-
знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;
При составлении программы были использованы:
-
планирование Е.М. Гутник и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004
-
федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
-
региональный базисный учебный план основного общего образования по физике;
Т.к. планирование авторов учебника составлено из расчёта 3 часа в неделю (102 ч в год), а в соответствии с региональным базисным учебным планом в 9 классе даётся только 2 часа в неделю (68 ч в год), и, кроме того, некоторые темы, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (Правило Ленца, явление самоиндукции, колебательный контур, испускание и поглощение света атомами и ряд других), не включены в планирование авторов учебника - все это потребовало совмещения отдельных тем для высвобождения учебного времени, а также изменения количества часов на изучение предусмотренных разделов .
Практическая часть программы незначительно изменена (уменьшено количество обязательных лабораторных работ на одну) в соответствии с инструктивно-методическим письмом БелРИПКиППС «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009-2010 учебном году»
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Законы взаимодействия и движения тел
27
2
Механические колебания и волны
11
3
Электромагнитное поле
14
4
Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер
14
ИТОГО:
66
Содержание тем учебного курса.
(66 часов)
Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)
-
Основы кинематики (12 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
-
Равномерное прямолинейное движение
-
Равноускоренное движение
Лабораторные работы.
-
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
-
Основы динамики (15 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
-
Относительность движения
-
Явление инерции
-
Второй закон Ньютона
-
Третий закон Ньютона
-
Свободное падение тел в трубке Ньютона
-
Направление скорости при равномерном движении по окружности
Лабораторные работы.
1.Исследование свободного падения тел
Механические колебания и волны. Звук
(11 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
-
Механические колебания
-
Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза
-
Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити
-
Превращение энергии при механических колебаниях
-
Механические волны
-
Звуковые колебания
-
Условия распространения звука
Лабораторная работа.
1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны
(14 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
-
Электромагнитная индукция
-
Правило Ленца
-
Самоиндукция
-
Электромагнитные колебания
-
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле
-
Устройство генератора переменного тока
-
Устройство трансформатора
-
Передача электрической энергии
-
Свойства электромагнитных волн
-
Принципы радиосвязи
-
Дисперсия белого света
Лабораторная работа
1. Изучение явления электромагнитной индукции
Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления
( 14 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
-
Модель опыта Резерфорда
-
Наблюдение линейчатых спектров излучения
-
Наблюдение треков в камере Вильсона
-
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц
Лабораторные работы.
1. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Учащимся необходимо знать и уметь
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов, теплового действия тока; объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
-
смысл физических величин: материальная точка, законы Ньютона, импульс тела, резонанс, звук, электромагнитное поле, атом, свет.
-
смысл физических законов: Ньютона, формула Томсона, опыты Резерфорда;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, звуковые явления, световые явления, атомные явления;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Критерии оценки знаний и умений, учащихся по физике
При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:
о физических явлениях:
-
признаки явления, по которым оно обнаруживается;
-
условия, при которых протекает явление;
-
связь данного явлении с другими;
-
объяснение явления на основе научной теории;
-
примеры учета и использования его на практике;
о физических опытах:
-
цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;
о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:
-
явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
-
определение понятия (величины);
-
формулы, связывающие данную величину с другими;
-
единицы физической величины;
-
способы измерения величины;
о законах:
-
формулировка и математическое выражение закона;
-
опыты, подтверждающие его справедливость;
-
примеры учета и применения на практике;
-
условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
-
опытное обоснование теории;
-
основные понятия, положения, законы, принципы;
-
основные следствия;
-
практические применения;
-
границы применимости (для старших классов);
о приборах, механизмах, машинах:
-
назначение; принцип действия и схема устройства;
-
применение и правила пользования прибором.
Физические измерения.
-
Определение цены деления и предела измерения прибора.
-
Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
-
Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
-
Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.
Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.
Оценке подлежат умения:
-
применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;
-
самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;
-
решать задачи на основе известных законов и формул;
-
пользоваться справочными таблицами физических величин.
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
-
планировать проведение опыта;
-
собирать установку по схеме;
-
пользоваться измерительными приборами;
-
проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
-
оценивать и вычислять погрешности измерений;
-
составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
-
обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
-
правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
-
строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
-
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»' но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.
Оценка лабораторных работ:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
-
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
-
самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-
в отчете правильно и аккуратно выполнял все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графика, вычисления;
-
правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки
Оценка «З» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.
Календарно-тематическое планирование по физике 9класса
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Календарные сроки
Планир.
Фактическ.
1
Механическое движение
1
02.09
02.09
2
Траектория, путь и перемещение
1
04.09
04.09
3
Прямолинейное равномерное движение
1
09.09
09.09
4
Графическое представление движения
1
11.09
11.09
5
Прямолинейное равноускоренное движение
1
16.09
16.09
6
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
1
18.09
18.09
7
Прямолинейное равноускоренное движение
1
23.09
23.09
8
Прямолинейное равноускоренное движение
1
25.09
25.09
9
Относительность механического движения
1
30.09
30.09
10
Оценка погрешностей измерений
1
02.10
02.10
11
Лабораторная работа №1 "Исследование равноускоренного движения без начальной скорости"
1
07.10
07.10
12
Контрольная работа №1 «Прямолинейное равномерное движение и прямолинейное равноускоренное движение»
1
09.10
09.10
13
1 закон Ньютона
1
14.10
14.10
14
2 Ньютона
1
16.10
16.10
15
3 Ньютона
1
21.10
21.10
16
3 закона Ньютона
1
23.10
23.10
17
Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх
1
28.10
28.10
18
Решение задач на свободное падение
1
30.10
30.10
19
Закон Всемирного тяготения
1
11.11
11.11
20
Сила тяжести и ускорение свободного падения
1
13.11
13.11
21
Равномерное движение по окружности
1
18.11
18.11
22
Решение задач на движение по окружности
1
20.11
20.11
23
Движение искусственных спутников
1
25.11
25.11
24
Импульс. Закон сохранения импульса
1
27.11
27.11
25
Реактивное движение
1
02.12
02.12
26
Механическое движение
1
04.12
04.12
27
Контрольная работа №2 «Законы динамики»
1
09.12
09.12
Механические колебания и волны. Звук (11)
28
Свободные и вынужденные колебания
1
11.12
11.12
29
Величины характеризующие колебательное движение
1
16.12
16.12
30
Лабораторная работа №2 "Измерение ускорения свободного падения"
1
18.12
18.12
31
Превращение энергии при колебаниях
1
23.12
23.12
32
Распространение колебаний в упругой среде. Волны
1
25.12
25.12
33
Волны в среде
1
13.01
13.01
34
Звуковые волны
1
15.01
15.01
35
Высота и тембр звука. Громкость звука
1
20.01
20.01
36
Распространение звука. Скорость звука
1
22.01
22.01
37
Отражение звука. Эхо
1
27.01
27.01
38
Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»
1
29.01
29.01
Электромагнитное поле(14)
39
Магнитное поле
1
03.02
03.02
40
Графическое изображение магнитного поля
1
05.02
05.02
41
Действие магнитного поля на проводник током
1
10.02
10.02
42
Магнитная индукция
1
12.02
12.02
43
Решение задач на индукцию магнитного поля
1
17.02
17.02
44
Магнитный поток
1
19.02
19.02
45
Явление электромагнитной индукции
1
24.02
24.02
46
Лабораторная работа №3 "Изучение явления электромагнитной индукции"
1
26.02
26.02
47
Получение переменного электрического тока
1
02.03
02.03
48
Электромагнитное поле
1
04.03
04.03
49
Электромагнитные волны
1
09.03
09.03
50
Шкала электромагнитных волн
1
11.03
11.03
51
Электромагнитная природа света
1
16.03
16.03
52
Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»
1
18.03
18.03
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (16)
53
Открытие радиоактивности
1
23.03
23.03
54
Строение атома. Схема опыта Резерфорда
1
25.03
25.03
55
Радиоактивные превращения атомных ядер
1
06.04
06.04
56
Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц
1
08.04
08.04
57
Открытие протона и нейтрона
1
13.04
13.04
58
Состав атомного ядра. Атомные силы
1
15.04
15.04
59
Энергия связи. Дефект масс
1
20.04
20.04
60
Энергия связи. Дефект масс
1
22.04
22.04
61
Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции
1
27.04
27.04
62
Ядерный реактор
1
29.04
29.04
63
Лабораторная работа №3 "Изучение деление ядер урана по фотографии треков"
1
04.05
04.05
64
Термоядерные реакции
1
06.05
06.05
65
Атомная энергетика
1
11.05
11.05
66
Биологическое действие радиоактивных излучений
1
13,18,20.05
13,18,20.05
Итого
66
Список литературы
1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2008.
3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
4.Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004.
5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2007.
6. . Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике .- М.: Просвещение, 1983 г. ( в большом количестве в школьной библиотеке)