Рабочая программа по физике 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования муниципального образования «Теучежский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ю.К. Намитокова»

а. Понежукая


«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей математики, физики и информатики

_________________ С.М.Тугуз

Протокол № _____

от «___» __________________ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________________З.З.Наниз

«___» __________________2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №1

им. Ю.К. Намитокова» а. Понежукая

______________________ З.А. Хабаху



Рабочая программа

по предмету «Физика»

Класс - 7

2015-2016 учебный год

Ф.И.О. учителя - Сахтарёк И.Ч.





















а. Понежукай

2015


Рабочая программа по Физике

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Программы для общеобразовательных учреждений: Физика 7-9 кл.;

- Программы по физике авторского коллектива под редакцией А.В. Перышкина

- Преподавание ведётся по учебнику: «Физика 7 класс».: учебник / А.В. Перышкин. 3-е изд., доп. -М. : Дрофа, 2014.

Количество часов в году - 68.

Количество плановых контрольных работ - 5

лабораторных работ - 11



































Пояснительная записка.

1.Общая характеристика учебного предмета

До последнего времени первая ступень курса физики играла в основном роль базы для последующих систематических курсов физики. Теперь старшие классы будут работать в условиях профильной дифференциации, поэтому изучение физики в различных школах будет происходить по разным программам. Это могут быть курсы повышенного уровня, профилированного характера, курсы для гуманитарных классов.

В этих условиях первая ступень курса физики приобретает новое значение. Этот курс становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений для всех видов учащихся независимо от их будущей профессии. Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 10 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 6 часов на контрольные работы. Остальные 52 часа - на теоретический материал и решение задач. Также проводятся проверочные работы и тесты для текущего контроля знаний учащихся.

Данный курс физики обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие

- создание условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;

- создание условий для формирования научного миропонимания и развитию мышления учащихся.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физики входит создание условий для:

- ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;

- усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

- развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;

- развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;

- формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,

- развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.

Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нём дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие вокруг), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теория). Затем изучается тема «Первоначальные сведения о строении вещества». В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества в теме «Взаимодействие тел». В нем учащиеся знакомятся с механическим движением и взаимодействием самых разных тел. Основное внимание уделяется поступательному движению и различным силам. Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» знакомит учащихся с физической величиной, называемой давление, с давлением жидкости и газа, законом Паскаля, силой Архимеда, с плавлением тел. Затем в теме «Работа и мощность» учащиеся изучают механическую работу, мощность, простые механизмы, КПД механизмов, потенциальную и кинетическую энергии. В конце курса несколько уроков посвящается обобщению и систематизации знаний учащихся.

При разработке программы были использованы следующие правовые документы: примерный государственный стандарт и программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

«Физика 7-9 классы» Перышкин А.В., Гутник Е.М.

учебник «Физика 7» Перышкин А.В., Гутник Е.М.

«Сборник задач по физике» Лукашик В.И.

«Сборник задач по физике» Кирик Л.И.

«Тесты. Физика 7-9» Кабардин О.Ф., Орлов В.А.

Физика как учебный предмет является основой естественно - научного образования, философии, естествознания и политехнической подготовки учащихся в условиях научно-технического прогресса.



2. Результаты изучения учебного предмета


В результате изучении курса физики 7 класса ученик будет знать:


  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие


  • Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, энергия, КПД.


  • Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.


  • Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию.


  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления.


  • Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на их основе зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.


  • Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы


  • Приводить примеры практического использования знаний о механических явлениях


  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников.


  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



3. Основные содержательные линии

Наименование раздела /темы

количество часов

1.

Введение

3

2.

Первоначальные сведения о строении вещества

6

3.

Механические явления


  • Механическое движение

  • Явление инерции. Масса тела. Плотность.

  • Взаимодействие тел. Виды сил.

  • Давление твердых тел, жидкостей и газов.

    • Давление твердых тел

    • Давление в жидкости и газе

    • Сила Архимеда. Плавание тел

  • Работа. Мощность. Энергия.

  • Итоговое повторение

59


4

7

10

24

2

13

9

12

1

Итого:

68

4. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

5. Содержание основного общего образования по учебной программе


Введение


Физика-наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Роль математики в развитии физики. Физика и техника.

Демонстрации:

Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений

Физические приборы

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение объема жидкости»

Первоначальные сведения о строении вещества.


Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов, и объяснение их свойств на основе этих моделей.

Демонстрации:

Сжимаемость газов

Диффузия в газах и жидкостях

Модель броуновского движения

Сцепление свинцовых цилиндров

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

Контрольные работы:

Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о строении вещества»

Механические явления

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Вес тела. Силы трения.

Момент силы. Условие равновесия рычага.

Работа. Мощность Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД. Методы измерения работы, мощности, энергии.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное движение

Относительность движения

Явление инерции

Взаимодействие тел

Зависимость силы упругости от деформации пружины

Сила трения

Превращение механической энергии из одной формы в другую

Зависимость давления твердого тела от площади опоры и приложенной силы

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс

Простые механизмы

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа №4 «Измерение объема твёрдого тела»

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Лабораторная работа №7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы»

Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

Контрольные работы:

Контрольная работа №2 «Масса тела. Плотность вещества»

Контрольная работа №3 «Взаимодействие тел. Силы»

Контрольная работа №4 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Контрольная работа №5 «Физика-7» (тест)

6. Материально - техническая оснащённость

В состав учебно-методического комплекта (УМК) по физике для 7-9 классов (Программа курса физики для 7-9 классов общеобразовательных учреждений, автор А. В. Перышкин) входят:

УМК «Физика. 7 класс»

  1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

  2. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов). Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).

  3. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

  4. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

  6. Электронное приложение к учебнику.

Электронные учебные издания:

  1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

  2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).

Список наглядных пособий:

Таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц (СИ).

  2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

  3. Физические постоянные.

  4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

  5. Порядок решения количественных задач.

Тематические таблицы

1. Броуновское движение. Диффузия.

2. Поверхностное натяжение, капиллярность.

3. Манометр.

4. Строение атмосферы Земли.

5. Атмосферное давление.

6. Барометр-анероид.

7. Виды деформаций I.

8. Виды деформаций II.


© 2010-2022