- Преподавателю
- Физика
- Виды контроля знаний и умений учащихся
Виды контроля знаний и умений учащихся
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орлова Н.И. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Виды контроля знаний и умений учащихся.
Слайд1
Контроль знаний и умений обучающимися является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и обучающимся, тем этапом учебного процесса,когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
Слайд 2
Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений обучающихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений обучающихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения - это приобретение знаний и умений обучающимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься обучающимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему, является основной.
Слайд 3
В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений обучающихся, которые я представлю в своей работе:
-физический диктант
-тестовое задание
-краткая самостоятельная работа
-письменная контрольная работа
-контрольная лабораторная работа
-устный зачет по изученной теме.
Слайд 4
Виды контроля и формы контроля
-
Физический диктант - форма письменного контроля знаний и умений обучающихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые они должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов.
Недостаток:
С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний :
-буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;
-определения физических явлений, формулировки физических законов, связь между физическими величинами, формулировки научных фактов;
-определения физических величин, их единиц, соотношения между единицами.
2.Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный.
Преимущества:
Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учениками можно проверить с помощью физического диктанта, появляется возможность проверить умения , связанные с распознаванием физических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.
Недостатки.
1. Трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении.
2.Тстовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию физических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и физическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме.
.
-
Кратковременная самостоятельная работа. Здесь также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы.
-
В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных обучающимися;
задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение распознавать физические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям.
Достоинства:
При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения.
-
Письменная контрольная работа - наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно «контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные.
Недостатки:
Таким образом составленная контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений: умение решать задачи по теме, а также различные умения по применению физических знаний при решении экспериментальных задач.
-
Количество вариантов контрольной работы является спорным вопросом. В школе применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. учителя стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности.
-
С другой стороны, такое недоверие к ученикам мне кажется необоснованным, т.к. списывать их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки.
-
Лабораторная работа. Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Достоинства.
Достоинства
Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность обучающегося, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами.
5.Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.
Достоинства.
Позволяет проконтролировать сформированность физического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма.
Слайд 5
ТЕСТЫ.
Тестовый метод контроля знаний можно разделить на три вида:
-
Текущий тестовый контроль.
-
Промежуточный (рубежный) тестовый контроль.
-
Итоговый тестовый контроль.
Текущий тестовый контроль - осуществляется в ходе повседневной работы учителя и преследует цель проверки формального усвоения изучаемого на уроке материала.
Итоговый тестовый контроль применяется после изучения определённого раздела, где обобщаются все ранее изученные понятия.
Слайд 6
Все тесты, входящие в тестовый блок контроля можно разделить на следующие.
-
Текстовые - в этих тестах вся необходимая информация для решения содержится в данном тесте.
-
Иллюстративные - вся необходимая информация для решения содержится в осмысленном анализе предложенного графика, схемы, чертежа, рисунка...
Слайд 7
-
Комбинированные - тесты, включающие в себя текстовую и иллюстративную информацию, которые взаимно дополняя друг друга, позволяют выработать правильную тактику решения.
-
Тест-прогноз - наиболее важный, с методической точки зрения, тип тестов. При решении такого типа тестов, учащийся, обладая определенными знаниями в ранее изученной теме, обобщает и переносит их на новую, незнакомую ему ситуацию.
Тестовый контроль знаний можно проводить как традиционно "бумажным" способом так и с применением компьютера в локальной сети.
Слайд 8
Для индивидуальной, а соответственно и более объективной проверки знаний учащихся (исходя из реально установленного педагогом уровня знаний данного учащегося, что является, вообще говоря, субъективным мнением) рекомендуем тестовые задания подразделять на три уровня - А, В, С.
Первая, наиболее легкая группа А требует умения выделять, опознавать изучаемый объект, явление или величину (в виде описания, определения, формулы, графика), а также производить несложные расчеты, не требующие анализа предложенной ситуации. Очевидно, что тестовый блок этой группы должен быть составлен исходя из "жёсткой" регламентации времени выполнения этой группы тестов.
Второй уровень - (группа В) должен выявлять знание сущности изучаемого понятия, установление связи этого понятия с другими, раннее пройденными. Однако, установление связей показанных в данном тесте, должно быть в рамках стандартных ситуаций. (Необходимо отметить, что задания входящие в группы А и В, должны соответствовать минимальному (базовому) уровню знаний установленных методистами.)
Третий уровень - (группа С) должна выявлять способность анализировать понятия, устанавливать связи между ними в незнакомой (нестандартной) ситуации. Задания данной группы также требуют глубокого понимания пройденного материала, умения связать его с ранее пройденным.
Слайд 9.
Оценка и отметка за выполнение тестовой работы
По способу оценки тесты делят на два класса:
1:где " действуют " две оценки:
задание выполнено - 1 балл, задание не выполнено - 0 баллов;
2. где фигурируют три оценки:
задание выполнено полностью и верно - 2 балла, задание выполнено частично верно - 1 балл, задание выполнено не верно или не выполнено - 0 баллов.
В простейшем варианте можно придерживаться тестирования с дихотомической оценкой. Но этот способ дает " грубый " результат и он не очень информативен для проверяющего Для более " тонкой " оценки поступают следующим образом.
Составляют на каждое ТЗ эталон ответа (ЭО). Он содержит пронумерованный список всех элементов знаний и практических умений, используемых при выполнении задания.
За каждый верный ответ из списка или верно указанное действие начисляют 1 балл.
Вычисляют коэффициент усвоения или успешности k: это отношение числа верно данных ответов или верно выполненных операций n к их общему числу p в данном тестовом задании, т.е.
K = n / p.
Слайд 10.
Заполняют на каждого обучающегося таблицу " Результаты работы ученика… по тесту №…".
Таблица
"Результаты работы ученика… по тесту №…".
№ ТЗ
Проверяемые элементы (знания, операции) в ТЗ всего, p
Выполнено учеником, n
Набранные баллы
Коэффициент успешности, k
Оценка
1.
2.
3.
Набранные баллы переводят в обычные отметки, руководствуясь следующим критерием.
Слайд 11
Таблица
Баллы - отметки.
K
Отметка
менее 0,7
2
0,71 - 0,80
3
0,81 - 0,90
4
Слайд 12
Тест по теме « Плотность»
А1. Единицей какой физической величины является м3 ?
1. Массы.
2. Длины.
3. Плотности.
4. Объема.
А2. Какой буквой обозначается плотность вещества?
1. m
2. V
3. p
4.
А3. Объем тела 20 л выразите в м3 .
1. 0,02 м3
2. 0,2 м3
3. 2 м3
4. 20 м3
А4. Какая физическая величина равна произведению плотности вещества на его объем?
1. Скорость.
2. Объем.
3. Масса.
4. Плотность.
А5. Массу тела 350 г выразите в кг.
1. 0,035 кг
2. 0,35 кг
3. 3,5 кг
4. З5 кг
А6. Мраморная плита массой 54 кг имеет объем 0,02 м3 . Найдите плотность мрамора.
1. 2700 кг/м3
2. 1,08 кг/м3
3. 2,7 кг/м3
4. 1080 кг/м3
А7. Какую массу имеет стеклянная пластинка объемом 4 дм3? Плотность стекла 2500 кг/м3.
1. 10000 кг.
2. 100 кг
3. 10 кг
4. 1 кг
В1. Бутыль вмещает 4 кг керосина. Сколько воды можно налить в бутыль такой же емкости?
Плотность воды 1000 кг/м3, плотность керосина 800 кг/м3.
В2. Сколько рейсов должна сделать автомашина грузоподъемностью 3 т для перевозки 20 м3 цемента, плотность которого 2800 кг/м3?
С. Чугунная, фарфоровая и латунная гири имеют одинаковую массу. Какая из них имеет наибольший объем? Плотность чугуна 7000 кг/м3, фарфора 2300 кг/м3, латуни 8500 кг/м3.
Слайд 13 спасибо за внимание