Виды контроля знаний и умений учащихся

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виды контроля знаний и умений учащихся.

Слайд1

Контроль знаний и умений обучающимися является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и обучающимся, тем этапом учебного процесса,когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

Слайд 2

Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений обучающихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений обучающихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения - это приобретение знаний и умений обучающимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься обучающимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему, является основной.

Слайд 3

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений обучающихся, которые я представлю в своей работе:

-физический диктант

-тестовое задание

-краткая самостоятельная работа

-письменная контрольная работа

-контрольная лабораторная работа

-устный зачет по изученной теме.

Слайд 4

Виды контроля и формы контроля

  1. Физический диктант - форма письменного контроля знаний и умений обучающихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые они должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов.

Недостаток:

С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний :

-буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;

-определения физических явлений, формулировки физических законов, связь между физическими величинами, формулировки научных фактов;

-определения физических величин, их единиц, соотношения между единицами.

2.Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный.

Преимущества:

Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учениками можно проверить с помощью физического диктанта, появляется возможность проверить умения , связанные с распознаванием физических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.

Недостатки.

1. Трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении.

2.Тстовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию физических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и физическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме.

.



  1. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы.

  2. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных обучающимися;

задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение распознавать физические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям.

Достоинства:

При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения.

  1. Письменная контрольная работа - наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно «контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные.

Недостатки:

Таким образом составленная контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений: умение решать задачи по теме, а также различные умения по применению физических знаний при решении экспериментальных задач.

  1. Количество вариантов контрольной работы является спорным вопросом. В школе применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. учителя стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности.

  2. С другой стороны, такое недоверие к ученикам мне кажется необоснованным, т.к. списывать их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки.

  3. Лабораторная работа. Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Достоинства.

Достоинства

Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность обучающегося, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами.

5.Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.

Достоинства.

Позволяет проконтролировать сформированность физического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма.

Слайд 5

ТЕСТЫ.

Тестовый метод контроля знаний можно разделить на три вида:

  • Текущий тестовый контроль.

  • Промежуточный (рубежный) тестовый контроль.

  • Итоговый тестовый контроль.

Текущий тестовый контроль - осуществляется в ходе повседневной работы учителя и преследует цель проверки формального усвоения изучаемого на уроке материала.


Итоговый тестовый контроль применяется после изучения определённого раздела, где обобщаются все ранее изученные понятия.

Слайд 6

Все тесты, входящие в тестовый блок контроля можно разделить на следующие.

  • Текстовые - в этих тестах вся необходимая информация для решения содержится в данном тесте.

  • Иллюстративные - вся необходимая информация для решения содержится в осмысленном анализе предложенного графика, схемы, чертежа, рисунка...

Слайд 7

  • Комбинированные - тесты, включающие в себя текстовую и иллюстративную информацию, которые взаимно дополняя друг друга, позволяют выработать правильную тактику решения.

  • Тест-прогноз - наиболее важный, с методической точки зрения, тип тестов. При решении такого типа тестов, учащийся, обладая определенными знаниями в ранее изученной теме, обобщает и переносит их на новую, незнакомую ему ситуацию.

Тестовый контроль знаний можно проводить как традиционно "бумажным" способом так и с применением компьютера в локальной сети.

Слайд 8

Для индивидуальной, а соответственно и более объективной проверки знаний учащихся (исходя из реально установленного педагогом уровня знаний данного учащегося, что является, вообще говоря, субъективным мнением) рекомендуем тестовые задания подразделять на три уровня - А, В, С.

Первая, наиболее легкая группа А требует умения выделять, опознавать изучаемый объект, явление или величину (в виде описания, определения, формулы, графика), а также производить несложные расчеты, не требующие анализа предложенной ситуации. Очевидно, что тестовый блок этой группы должен быть составлен исходя из "жёсткой" регламентации времени выполнения этой группы тестов.

Второй уровень - (группа В) должен выявлять знание сущности изучаемого понятия, установление связи этого понятия с другими, раннее пройденными. Однако, установление связей показанных в данном тесте, должно быть в рамках стандартных ситуаций. (Необходимо отметить, что задания входящие в группы А и В, должны соответствовать минимальному (базовому) уровню знаний установленных методистами.)
Третий уровень - (группа С) должна выявлять способность анализировать понятия, устанавливать связи между ними в незнакомой (нестандартной) ситуации. Задания данной группы также требуют глубокого понимания пройденного материала, умения связать его с ранее пройденным.

Слайд 9.

Оценка и отметка за выполнение тестовой работы

По способу оценки тесты делят на два класса:
1:где " действуют " две оценки:
задание выполнено - 1 балл, задание не выполнено - 0 баллов;

2. где фигурируют три оценки:
задание выполнено полностью и верно - 2 балла, задание выполнено частично верно - 1 балл, задание выполнено не верно или не выполнено - 0 баллов.
В простейшем варианте можно придерживаться тестирования с дихотомической оценкой. Но этот способ дает " грубый " результат и он не очень информативен для проверяющего Для более " тонкой " оценки поступают следующим образом.
Составляют на каждое ТЗ эталон ответа (ЭО). Он содержит пронумерованный список всех элементов знаний и практических умений, используемых при выполнении задания.
За каждый верный ответ из списка или верно указанное действие начисляют 1 балл.
Вычисляют коэффициент усвоения или успешности k: это отношение числа верно данных ответов или верно выполненных операций n к их общему числу p в данном тестовом задании, т.е.
K = n / p.

Слайд 10.
Заполняют на каждого обучающегося таблицу " Результаты работы ученика… по тесту №…".
Таблица
"Результаты работы ученика… по тесту №…".

№ ТЗ

Проверяемые элементы (знания, операции) в ТЗ всего, p

Выполнено учеником, n

Набранные баллы

Коэффициент успешности, k

Оценка

1.
2.
3.


Набранные баллы переводят в обычные отметки, руководствуясь следующим критерием.

Слайд 11

Таблица
Баллы - отметки.

K

Отметка

менее 0,7

2

0,71 - 0,80

3

0,81 - 0,90

4

Слайд 12

Тест по теме « Плотность»

А1. Единицей какой физической величины является м3 ?

1. Массы.

2. Длины.

3. Плотности.

4. Объема.

А2. Какой буквой обозначается плотность вещества?

1. m

2. V

3. p

4. Виды контроля знаний и умений учащихся

А3. Объем тела 20 л выразите в м3 .

1. 0,02 м3

2. 0,2 м3

3. 2 м3

4. 20 м3

А4. Какая физическая величина равна произведению плотности вещества на его объем?

1. Скорость.

2. Объем.

3. Масса.

4. Плотность.

А5. Массу тела 350 г выразите в кг.

1. 0,035 кг

2. 0,35 кг

3. 3,5 кг

4. З5 кг

А6. Мраморная плита массой 54 кг имеет объем 0,02 м3 . Найдите плотность мрамора.

1. 2700 кг/м3

2. 1,08 кг/м3

3. 2,7 кг/м3

4. 1080 кг/м3

А7. Какую массу имеет стеклянная пластинка объемом 4 дм3? Плотность стекла 2500 кг/м3.

1. 10000 кг.

2. 100 кг

3. 10 кг

4. 1 кг

В1. Бутыль вмещает 4 кг керосина. Сколько воды можно налить в бутыль такой же емкости?

Плотность воды 1000 кг/м3, плотность керосина 800 кг/м3.

В2. Сколько рейсов должна сделать автомашина грузоподъемностью 3 т для перевозки 20 м3 цемента, плотность которого 2800 кг/м3?

С. Чугунная, фарфоровая и латунная гири имеют одинаковую массу. Какая из них имеет наибольший объем? Плотность чугуна 7000 кг/м3, фарфора 2300 кг/м3, латуни 8500 кг/м3.

Слайд 13 спасибо за внимание



© 2010-2022