Кружок по физике Решение нестандартных задач (10класс)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10кл. «Решение нестандартных задач»

  1. Пояснительная записка

  2. Программа спецкурса

  3. Тематическое планирование

  4. Литература

Учитель: Мочалин О. А.

35ч. (1 час в неделю)





































Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.

Решение физических задач - один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно - технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.

Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 10-11 классаов обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.

Цели и задачи

Цели:

  1. Создание условий для развития личности ребенка.

  2. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.

  3. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач

  4. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

  5. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:

1 Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, формировать представителей о классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий, подготовить к успешной сдачи ЕГЭ по физике.

2 Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

3 Развивающие: совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

  • Решение разных типов задач

  • Занимательные опыты по разным разделам физики

  • Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе

  • Применение ИКТ

  • Занимательные экскурсии в область истории физики

  • Применение физики в практической жизни

Форма проведения занятий кружка:

  • Беседа

  • Практикум

  • Семинар

  • Круглый стол

  • Проектная работа

  • Школьная олимпиада

Ожидаемый результат:

  • Навыки к выполнению работ исследовательского характера

  • Навыки решения разных типов задач

  • Навыки постановки эксперимента

  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет

  • Профессиональное самоопределение.












2. Программа.

35ч. (1 час в неделю)

Тема 1 Механика (12ч)

Кинематика материальной точки: траектория, закон движения. Перемещение, путь. Средняя и мгновенная скорость. Относительная скорость движения тел. Виды механического движения. Свободное падение. Вращательное и колебательное движения.

Динамика: принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела.

Законы сохранения. Движения тел в гравитационном поле. Постулаты специальной теории относительности.

Тема 2 Молекулярная физика (12ч)

Молекулярная структура вещества. МКТ идеального газа: распределение молекул идеального газа по скоростям, температура, основное уравнение МКТ, уравнение Клапейрона - Менделеева. Изопроцессы.

Термодинамика: внутренняя энергия, работа газа при изопроцессах, первый закон термодинамики, тепловые двигатели, второй закон термодинамики.

Тема 3 Электродинамика (11ч)

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов: электрический заряд, электризация тел, закон сохранения заряда, закон Кулона, напряжённость электрического поля, линии напряжённости электрического поля.

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов: работа сил электростатического поля, потенциал электростатического поля. Электрическое поле в веществе. Диэлектрик. Электроёмкость. Энергия электростатического поля.















Тема 1 Механика (12ч)

Дата проведения

Тема занятия

СУМ

Основные дидактические задачи

Методы обучения

Организация познавательной деятельности уч-ся

1

2


3

4

5

6


7


8


9


10

11


12

Траектория.

Закон движения. Перемещение.

Путь.

Средняя, мгновенная и относительная скорости.

Виды механического движения

Свободное падение

Вращательное и колебательное движение

Принцип относительности Галилея. Закон Ньютона

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела

Законы сохранения


Движение тел в гравитационном поле

Практикум решения задач

Постулаты специальной теории относительности (СТО)

Контроль знаний

Умения анализировать зависимости между величинами. Повторить основные характеристики механического движения

Сформулировать представление о свободном падении, вращательном и колебательном движениях

Усвоение принципа относительности Галилея

Выработка вычислительных умений

Дальнейшее формирование само- и взаимоконтроля

Сформировать представление о гравитационном поле

Тестирование

Усвоить основные положения СТО

Тестирование

Исследовательский

Исследовательский


Эвристический

Исследовательский

Частично-поисковый

Исследовательский


Исследовательский


Эвристический


Исследовательский


Исследовательский

Эвристический


Исследовательский

Самостоятельная работа

Работа в группах


Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Решение задач.

Работа в группах

Самостоятельная работа. Решение задач

Групповая работа


Групповая и индивидуальная работа

Работа в группах. Решение задач

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа с учебной литературой

Индивидуальная работа



Тема 2 Молекулярная физика (12ч)

Дата проведения

Тема занятия

СУМ

Основные дидактические задачи

Методы обучения

Организация познавательной деятельности уч-ся

1,2


3

4


5

6


7


8,9



10.11.12.

Распределение молекул идеального газа по скоростям. Температура. Основное управление МКТ.

Уравнение Клапейрона - Менделеева

Изопроцессы


Работа газов при изопроцессах

Работа газов при изопроцессах

Первый закон термодинамики


Тепловые двигатели. Второй закон Термодинамики


Практикум решения задач

Повторить основные характеристики МКТ

Усвоение связей между основными величинами

Сформулировать представление о законах и графических представлениях


Формирование умений само- и взаимоконтроля

Умение сформулировать зависимости между физическими величинами

Применение тепловых двигателей в технике. Сформулировать представление о2Iзаконе термодинамики

Выработка вычислительных умений

Исследовательский


Эвристический

Исследовательский


Частично-поисковый

Исследовательский


Исследовательский


Исследовательский



Эвристический


Работа в группах. Решение задач


Групповая работа

Исследовательская работа. Решение задач

Групповая работа

Групповая и индивидуальная работа. Решение задач

Работа в группах


Индивидуальная работа. Конференция


Индивидуальная групповая работа



Тема 3 Электродинамика (11ч)

Дата проведения

Тема занятия

СУМ

Основные дидактические задачи

Методы обучения

Организация познавательной деятельности уч-ся

1


2

3


4,5


6

7

8

9

10


11

Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения заряда

Закон Кулона

Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости электрического поля

Работа сил электрического поля

Потенциал. Эл.и в веществе

Диэлектрики

Практикум решения задач

Электроёмкость

Энергия электростатического поля

Контроль знаний

Повторить основные характеристики электрических явлений

Сформулировать представление о законе Кулона

Усвоить основные физические величины, характеризующие электрическое поле

Сформировать представление о работе электростатического поля

Формирование умений само- и взаимоконтроля

Формирование понятий - диэлектрики

Выработка вычислительных умений

Сформировать представление об электроёмкости

Усвоить понятие - энергия электростатического поля

Тестирование

Исследовательский


Эвристический

Исследовательский


Исследовательский


Частично-поисковый

Исследовательский

Эвристический

Исследовательский

Исследовательский


Исследовательский

Самостоятельная работа


Индивидуальная и групповая работа

Индивидуальная работа


Работа в группах


Индивидуальная и групповая работа

Решение задач. Индивидуальная работа

Групповая работа по решению задач

Индивидуальная работа

Решение задач. Работа в группах

Индивидуальная работа




Литература.

Для учителя:

  1. Мякишев В.А. Физика - 10 класс. М.: Дрофа, 2013г.

  2. Чериоуцан А.И. Физика. Задачи с ответами. М.: «Университет» - 2012г.

  3. Болсун А.И. Физика в вопросах и ответах; М.: «Айрис Ральф» - 1997г.

  4. Блудов М.И. Беседы по физике. М.: «Просвет» 1992г.

  5. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. М.: «Просвещение» 1965г.

Для учащихся:

  1. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. М.: «Просвещение» - 2013г.

  2. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. М.: «Просвещение» - 1996г.

  3. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 класс. М.: «Дрофа» - 1996г.

  4. Кабардин О.Ф. Тесты. Методическое пособие 10-11 класс. М.: «Дрофа» - 2000г.

  5. Под ред. А.Н. Тарасовой. Учитесь решать задачи по физике. М.: «Просвещение», «Учебная литература» - 1997г.

























© 2010-2022