Рабочая учебная программа по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Овощновская школа»

Джанкойского района Республики Крым






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Физика»

7-9 классы (базовый уровень)


Срок реализации программы

2015-2016 учебный год






Программа разработана

Ашимовой Г.А.

учителем физики и информатики




2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Физика» для 7-9 классов общеобразовательных учебных учреждений разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1089 от 05.03.2004 г. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69)

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов - М: «Дрофа», 2010 г.

  • Предметной линии учебников «Архимед». 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / О. Ф. Кабардин. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.).

  • Учебников: Кабардин О. Ф. Физика 7, 8, 9 класс:

  • - /О.Ф Кабардин.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2014.

  • - /О.Ф Кабардин. - М.: Просвещение, 2014.

  • - /О.Ф Кабардин. - М.: Просвещение, 2014.

  • Образовательной программы основного общего образования МОУ «Овощновская школа» на 2015-2016 учебный год

  • Учебного плана МОУ «Овощновская школа» на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по физике для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)

Основной задачей курса физики является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике (2004 г.).

Программа рассчитана на изучение физики в 7-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 208 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю в 7, 8 и9 классах).

Рабочая программа выполняет функции:

  • информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «физика»;

  • организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала по физике, определение его количественных и качественных характеристик.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Срок реализации программы - 3 года.

Программа реализуется за счет инвариантной части учебного плана школы

В учебном плане МОУ «Овощновская школа» на изучение физики средней школе отводится в 7, 8, 9-х классах по 2 часа в неделю.

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

7 класс

2

35

70

8 класс

2

35

70

9 класс

2

34

68

Всего

208 часов за курс

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная рабочая программа по физике разработана на основе авторской программы О.Ф. Кабардина (линия «Архимед») (Физика. Сборник рабочих программ 7 - 9 классы /Шаронова Н. В., Иванова Н.Н., Кабардин О.Ф. и д.р. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М:. Просвещение. 2011), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №1089 от 5.03.04).

Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

  • Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения физических задач.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием информационных технологий.

  • Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу человеческой культуры.

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения бытовых, производных и культурных потребностей человека.

Для достижения поставленных целей планируется использование элементов следующих образовательных технологий:

  • технология проблемного обучения,

  • развивающие технологии,

  • тестовые технологии,

  • информационно-коммуникативные технологии,

  • здоровьезберегающие.

Виды деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями в области физики

Виды уроков:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса, самостоятельных работ, тестирования, выполнения лабораторных работ.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, контрольной работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - итоговой контрольной работы.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса физики в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

- рационального применения простых механизмов;

- оценки безопасности радиационного фона.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


7 класс

Физика и физические методы изучения природы ( 4 ч.)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические опыты. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений Методы измерения расстояний и времени. Международная система единиц. Физика и техника.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительных приборов»

Механические явления.( 39 ч.)

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Путь и время - скалярные физические величины. Скорость - векторная величина. Модуль векторной величины. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени при равномерном движении. Инерция. Явление инерции. Масса. Масса - мера инертности и мера тяжести тела. Методы измерения массы тел. Единица массы - килограмм. Плотность. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Результат взаимодействия - изменение скорости тела или деформация тела. Сила. Единица силы - ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Сила тяжести. Сила трения. Сложение сил. Правило сложения сил. Вес тела.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Энергия. Работа. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения работы и мощности. Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.

Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Изменение скорости тел при взаимодействии. Деформация тел при взаимодействии. Измерение силы по деформации пружины. Свойства силы трения. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Сложение сил, направленных под различными углами. Атмосферное давление. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром. Опыт с шаром Паскаля. Гидравлический пресс. Опыт с ведерком Архимеда.

Простые механизмы. Наблюдение колебаний шара, подвешенного на нити. Наблюдение колебаний груза, подвешенного на пружине. Наблюдение волн на поверхности воды.

Наблюдение колебаний струны или ножек камертона и возникновения звуковых колебаний. Опыт с электрическим звонком под колоколом вакуумного насоса.

Лабораторные работы и опыты

Лабораторная работа №2 «Измерение массы»

Лабораторная работа №3 «Измерение плотности твердого тела»

Лабораторная работа №4 «Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения»

Лабораторная работа №5 «Определение архимедовой силы»

Лабораторная работа №6 «Исследование силы трения»

Лабораторная работа №7 «Измерение КПД наклонной плоскости»

Лабораторная работа №8 «Изучение колебаний маятника»

Строение вещества (4ч.)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

Демонстрации

1. Диффузия в растворах и газах, в воде.

2. Модель хаотического движения молекул в газе.

3. Модель броуновского движения.

4. Сцепление твёрдых тел.

5 Повышение давления воздуха при нагревании.

6. Расширение твердого тела при нагревании.

7. Демонстрация образцов кристаллических тел.

8. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.

Тепловые явления ( 19 ч.)

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Ра бота и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество тепло ты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепло вой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации

1. Принцип действия термометра.

2. Теплопроводность различных материалов.

3. Конвекция в жидкостях и газах.

4. Теплопередача путём излучения.

5. Явление испарения.

6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.

8. Конденсация паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы и опыты

Лабораторная работа №9 «Изучение явления теплообмена».

Лабораторная работа №10 «Измерение удельной теплоемкости вещества».

Лабораторная работа №11 «Измерение влажности воздуха».

Резерв. Повторение. (4ч.)

8 класс

Электрические и магнитные явления (36ч.)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. На­пряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на про­водник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Закон сохранения электрического заряда. Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи. Электрический ток в электролитах. Электролиз. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников. Электрический разряд в газах. Измерение силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи. Измерение напряжения вольтметром. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. Реостат и магазин сопротивлений. Измерение напряжения в последовательной электрической цепи. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока»

Лабораторная работа №2 «Измерение силы тока»

Лабораторная работа №3 «Измерения сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Лабораторная работа №4 «Измерение удельного электрического сопротивления металла»

Лабораторная работа №5 «Измерение работы и мощности электрического тока»

Лабораторная работа №6 «Исследование явления магнитного взаимодействия»

Лабораторная работа №7 «Изучение принципа действия электродвигателя постоянного тока»

Электромагнитные колебания и волны (14 ч.)

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Демонстрации

Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство трансформатора. Передача электрической энергии. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принципы радиосвязи.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №8 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Оптические явления (16 ч.)

Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Модель глаза. Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №9 «Получение увеличенных и уменьшенных изображений с помощью собирающей линзы»

Резерв. Повторение. (4ч.)


9 класс

Физика и физические методы изучения природы (1ч.)

Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.

Законы механического движения (23 ч.)

Система отсчёта и относительность движения. Неравномерное движение. Скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость скорости и пути равноускоренного движения от времени и ускорения. Движение по окружности. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения».

Лабораторная работа №2 «Измерение массы Земли»

Законы сохранения (19 ч.)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивное движение. Реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Устройство четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины. Устройство холодильника.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №3 «Определение кинетической энергии и скорости тела по длине тормозного пути»

Лабораторная работа №4 «Измерение потенциальной энергии упруго деформированной пружины»

Лабораторная работа №5 «Исследование превращений механической энергии»

Квантовые явления (14ч.)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Линейчатые оптические спектры. Квантовые постулаты Бора. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Дефект массы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счётчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №6 «Изучение треков альфа-частиц в камере Вильсона»

Строение и эволюция Вселенной (8 ч)

Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Определение расстояний до небесных тел. Гипотезы о движении Земли. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Открытия Галилея и Кеплера. Гипотеза Джордано Бруно. Строение Солнечной системы. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.

Резерв. Повторение. (3ч.)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7 класс

№ раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Физика и физические методы изучения природы

4

1

-

2.

Механические явления

39

7

3

3.

Строение вещества

4


-

4.

Тепловые явления

19

3

2

5.

Резерв

4




Всего

70

11

5

8 класс

№ раздела

Наименование разделов

и тем

Учебные часы

Лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Электрические и магнитные явления

36

7

3

1.1.

Электрическое поле

6

-

1

1.2.

Постоянный электрический ток

20

5

1

1.3.

Магнитные явления

10

2

1

2

Электромагнитные колебания и волны

14

1

1

2.

Оптические явления

16

1

2


Повторение и резерв

4


-


Всего:

70

9

6

9 класс

№ раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Лабораторные работы

1.

Физика и физические методы изучения природы

1



2.

Законы механического движения

23

2

2

3.

Законы сохранения

19

1

3

4.

Квантовые явления

14

1

1

5.

Строение и эволюция Вселенной

8

1


6.

Повторение и резерв

3




Всего:

68

5

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

урока

Дата

Наименование разделов и тем уроков

пара-графа


План

Факт

При-меча-ние


Физика и физические методы изучения природы(4)

1

Первичный инструктаж по ТБ. Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

§ 1

2

Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

§ 2

3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительных приборов»

§ 2

4

Измерение времени.

§ 3


Механические явления (39)

5

Механическое движение. Путь. Траектория. Прямолинейное равномерное движение.

§ 4

6

Скорость. Скорость - векторная величина. Модуль векторной величины.

§ 5

7

Методы исследования механического движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости

§6

8

Скорость равномерного прямолинейного движения.

§ 5,6

9

Таблицы и графики. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени при равномерном движении.

§ 7

10

Решение задач «Скорость»

§5-7

11

Обобщение и систематизация знаний по темам «Физические методы изучения природы. Механическое движение»

§ 4-7

12

Контрольная работа №1 «Физические методы изучения природы. Механическое движение»

13

Инерция. Явление инерции. Масса. Масса - мера инертности и мера тяжести тела.

§ 8

14

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение массы»

§ 8

15

Плотность. Плотность вещества.

§ 9

16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение плотности твердого тела»

§ 9

17

Сила. Взаимодействие тел. Результат взаимодействия - изменение скорости тела или деформация тела.

§ 10

18

Сила тяжести. Вес тела.

§ 11

19

Сила упругости. Измерение силы по деформации пружины.

§ 12

20

Сложение сил. Правило сложения сил.

§ 13

21

Обобщение и систематизация знаний по темам «Плотность вещества. Силы»

§ 13

22

Контрольная работа №2 «Плотность вещества. Силы»

23

Равновесие тел. Момент силы. Условия равновесия тел

§ 14

24

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения»

§ 14

25

Центр тяжести тела.

§ 15

26

Решение задач «Равновесие тел. Центр тяжести»

§ 15

27

Давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины.

§ 16

28

Закон Архимеда. Условие плавания тел.

§ 17

29

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение архимедовой силы»

§ 17

30

Атмосферное давление. Методы измерения давления.

§ 18

31

Сила трения.

§ 19

32

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Исследование силы трения»

§ 19

33

Энергия.

§ 20

34

Работа. Мощность. Работа как мера изменения энергии.

§ 21

35

Методы измерения работы и мощности.

§ 21

36

Простые механизмы. Условия равновесия рычага

§ 22

37

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Решение задач «Простые механизмы»

§ 22

38

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Измерение КПД наклонной плоскости»

§ 22

39

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.

§23. §24

40

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Изучение колебаний маятника»

§23,24

41

Решение задач «Равновесие тел. Давление. Закон Архимеда»

§14-17

42

Решение задач «Атмосферное давление. Сила трения. Энергия. Работа»

§18-22

43

Контрольная работа №3 «Давление. Закон Архимеда. Работа, энергия, простые механизмы»


Строение вещества(4)

44

Строение вещества. Атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.

§ 25

45

Диффузия. Взаимодействие частиц вещества.

§ 26

46

Свойства газов.

§ 27

47

Свойства твердых тел и жидкостей. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

§ 28


Тепловые явления (19)

48

Температура. Температура и ее измерение. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.

§ 29

49

Тепловое равновесие Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

§ 30

50

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

§ 31

51

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Изучение явления теплообмена»

§ 31

52

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение удельной теплоемкости вещества»

§ 31

53

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Теплопроводность, конвекция, теплопередача излучением.

§ 32

54

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования.

§ 33

55

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

§ 34

56

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Измерение влажности воздуха»

§ 34

57

Расчет количества теплоты при теплообмене.

Зад.в тет

58

Решение задач «Количество теплоты. Удельная теплоемкость»

Зад.в тет

59

Решение задач «Плавление и кристаллизация»

Зад.в тет

60

Решение задач «Испарение и конденсация»

Зад.в тет

61

Контрольная работа №4 «Тепловые явления»

62

Теплота сгорания. Удельная теплота сгорания. Решение задач «Теплота сгорания»

§ 35

63

Решение задач «Теплота сгорания»

§ 35

64

Решение задач «Механические явления»

Зад.в тет

65

Решение задач «Механические явления. Тепловые явления»

Зад.в тет

66

Итоговая контрольная работа


Резерв. Повторение(4)

67

Механическое движение. Силы в природе

Зад.в тет

68

Работа. Мощность. Энергия

Зад.в тет

69

Строение вещества.

Зад.в тет

70

Тепловые явления.

Зад.в тет


8 класс

урока

Дата

Наименование разделов и тем уроков

пара-графа

При-меча-ние

План

Факт


Электрические и магнитные явления (36)


Электрическое поле(6)

1/1

Первичный инструктаж по ТБ и ОТ. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов.

§ 1

2/2

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

§ 2

3/3

Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

§ 3

4/4

Энергия электрического поля. Электрическое напряжение.

§ 4

5/5

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

§ 4

6/6

Контрольная работа №1 «Электрическое поле»


Постоянный электрический ток(20)

7/7

Постоянный электрический ток. Электрическая цепь. Действия электрического тока.

§5

8/8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока»

§ 5

9/9

Источники постоянного тока.

§ 6

10/10

Сила тока. Амперметр

§ 6

11/11

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение силы тока»

§ 7

12/12

Решение задач «Сила тока»

§ 7

13/13

Закон Ома для участка электрической цепи. Электрическое сопротивление.

§ 8

14/14

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерения сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра»

§ 8

15/15

Измерение электрических величин. Решение задач «Закон Ома»

§ 9

16/16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение удельного электрического сопротивления металла»

§ 9

17/17

Последовательное соединение проводников

§ 10

18/18

Параллельное соединение проводников

§11

19/19

Решение задач «Последовательное и параллельное соединения проводников»

§ 10-11

20/20

Решение задач «Параллельное соединение проводников»

§11

21/21

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.

§ 12

22/22

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Измерение работы и мощности электрического тока»

§ 12

23/23

Природа электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах.

§ 13

24/24

Полупроводниковые приборы.

§ 14

25/25

Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

§ 15

26/26

Контрольная работа №2 «Законы постоянного тока»




Магнитные явления(10)



27/27

Взаимодействие магнитов. Взаимодейст­вие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

§16

28/28

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Исследование явления магнитного взаимодействия»

§ 16

29/29

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.

§ 17

30/30

Электромагнит. Электромагнитное реле.

§ 18

31/31

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

§ 19

32/32

Решение задач «Сила Ампера»

§ 19

33/33

Электродвигатель.

§ 20

34/34

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Изучение принципа действия электродвигателя постоянного тока»

§ 20

35/35

Решение задач «Магнитные явления».

§16-20

36/36

Контрольная работа №3 «Магнитные явления»


Электромагнитные колебания и волны(14)

37/1

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.

§ 21

38/2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Изучение явления электромагнитной индукции»

§ 21

39/3

Правило Ленца.

§ 22

40/4

Самоиндукция.

§ 23

41/5

Электрогенератор.

§ 24

42/6

Переменный ток.

§25

43/7

Производство и передача электрической энергии. Передача электрической энергии на расстояние. Трансформатор.

§ 26

44/8

Проблемы обеспечения человечества электроэнергией. Альтернативные источники энергии

45/9

Электромагнитные колебания. Колебательный контур.

§ 27

46/10

Электромагнитные волны. Их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн.

§ 28

47/11

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Свет - электромагнитная волна.

§ 28

48/12

Принципы радиосвязи и телевидения.

§ 29

49/13

Обобщение и систематизация знаний по теме «Электромагнитные колебания и волны».

§21-29

50/14

Контрольная работа №4 «Электромагнитные колебания и волны»




Оптические явления(16)



51/1

Свойства света. Закон прямолинейного распространение света.

§ 30

52/2

Отражения света. Плоское зеркало. Закон отражения света.

§ 31

53/3

Преломление света. Закон преломления света

§ 32

54/4

Решение задач «Отражение света»

§ 31

55/5

Решение задач «Преломление света»

§ 32

56/6

Линза. Ход лучей через линзу.

§ 33

57/7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Получение увеличенных и уменьшенных изображений с помощью собирающей линзы»

58/8

Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

§ 33

59/9

Решение задач «Линзы»

§ 33

60/10

Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

§ 34

61/11

Дисперсия света

§ 35

62/12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Оптические явления». Решение задач.

§30-35

63/13

Контрольная работа №5 «Оптические явления»

64/14

Решение задач «Электрические и магнитные явления»

§1-29

65/15

Решение задач «Оптические явления»

§30-35

66/16

Итоговая контрольная работа




Резерв. Повторение(4)



67

Электрические явления

§1-15

68

Электромагнитные явления

§16-24

69

Электромагнитные колебания и волны

§25-29

70

Оптические явления

§30-35

9 класс

урока

Дата

Наименование разделов и тем уроков

пара-графа

Приме-чание

План

Факт


Физика и физические методы изучения природы(1)

1/1

Первичный инструктаж по ТБ. Методы научного познания. Законы механического движения

§ 1


Законы механического движения(23)


Кинематика

2/1

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь и перемещение

§ 2

3/2

Система отсчёта и координаты точки.

§ 2

4/3

Неравномерное движение. Скорость. Мгновенная скорость. Ускорение.

§ 3

5/4

Путь при равноускоренном движении. Зависимость скорости и пути равноускоренного движения от времени и ускорения..

§ 3

6/5

Решение задач «Прямолинейное равномерное движение»

§4

7/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения»

§4

8/7

Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Уравнения свободного падения

§ 3

9/8

Движение по окружности. Равномерное движение по окружности. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

§ 5

10/9

Относительность механического движения.

§ 6

11/10

Решение задач «Механическое движение».

§ 2-6

12/11

Контрольная работа №1 «Кинематика»

§ 7


Динамика

13/12

Инерция. I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

§ 7

14/13

Инертность. Сила. Второй закон Ньютона.

§ 8

15/14

Решение задач «Второй закон Ньютона»

§ 8

16/15

Сложение сил. Равновесие тела на наклонной плоскости

§ 9

17/16

Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука

§ 9

18/17

Третий закон Ньютона

§10

19/18

Силы трения и третий закон Ньютона

§10

20/19

Закон всемирного тяготения. Невесомость.

§11

21/20

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение массы Земли»

§ 11

22/21

Движение тел под действием силы тяжести. Вес тела. Невесомость

§ 12

23/22

Движение тел под действием силы тяжести. Решение задач

§ 7-12

24/23

Контрольная работа №2 «Динамика»




Законы сохранения (19)



25/1

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

§ 13

26/2

Решение задач «Закон сохранения импульса»

§ 13

27/3

Кинетическая энергия.

§14

28/4

Решение задач «Кинетическая энергия»

§ 14

29/5

Работа. Решение задач

§ 15

30/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Определение кинетической энергии и скорости тела по длине тормозного пути»

§ 15

31/7

Потенциальная энергия гравитационного притяжения тел.

§ 16

32/8

Решение задач «Потенциальная энергия гравитационного притяжения тел».

§ 16

33/9

Потенциальная энергия упругой деформации тел. Решение задач

§ 17

34/10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение потенциальной энергии упруго деформированной пружины»

§ 17

35/11

Закон сохранения механической энергии

§ 18

36/12

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Исследование превращений механической энергии»

§ 18

37/13

Решение задач «Закон сохранения механической энергии».

§ 18

38/14

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

§ 19

39/15

Решение задач «Закон сохранения энергии в тепловых процессах».

§ 19

40/16

Принципы работы тепловых машин. Преобразование энергии в тепловых машинах.

§ 20

41/17

Решение задач «КПД тепловых двигателей». Экологические проблемы использования тепловых машин

§ 19, 20

42/18

Обобщение и систематизация знаний по теме «Законы сохранения».

§ 13-20

43/19

Контрольная работа №3 «Законы сохранения»




Квантовые явления (14)



44/1

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

§ 21

45/2

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

§ 21

46/3

Оптические спектры. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Квантовые постулаты Бора.

§ 22

47/4

Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра.

§ 23

48/5

Радиоактивность. Ядерные силы. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.

§ 24

49/6

Решение задач «Радиоактивность».

§ 24

50/7

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц.

§ 25

51/8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Изучение треков альфа-частиц в камере Вильсона»

§ 25

52/9

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.

§ 26

53/10

Решение задач «Ядерные реакции».

§ 26

54/11

Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Ядерная энергетика.

§ 27

55/12

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

§ 28

56/13

Обобщение и систематизация знаний по теме «Квантовые явления». Решение задач.

§21-28

57/14

Контрольная работа №4 «Квантовые явления»


Строение Вселенной (8)

58/1

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

§29, 30

59/2

Астрономические наблюдения. Видимые движения небесных светил. Определение расстояний до небесных тел.

§ 30

60/3

Физическая природа планет Солнечной системы.

§ 31

61/4

Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы

§ 32

62/5

Физическая природа Солнца и звёзд.

§33

63/6

Строение и эволюция Вселенной.

§ 34

64/7

Как и зачем делаются научные открытия.

§ 35

65/8

Итоговая контрольная работа


Повторение (3)

66/1

Физика и физические методы изучения природы. Законы механического движения

§ 1-24

67/2

Законы сохранения

§25-27

68/3

Квантовые явления

§21-25

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

При определении уровня учебных достижений по физике оценивается:

  • владение теоретическими знаниями;

  • умение использовать теоретические знания при решении задач или упражнений различного типа (расчетных, экспериментальных, качественных, комбинированных и др.);

  • владение практическими умениями и навыками при выполнении лабораторных работ, наблюдений и физического практикума.

Отметка

Критерии оценивания устных ответов обучающихся


5 (отлично) ставится, если обучающийся:

5

понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей;

умеет подтверждать законы и теории конкретными примерами и применить их в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

4 (хорошо) ставится, если обучающийся:

4

проявляет знания и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий);

поясняет явления, самостоятельно исправляет допущенные неточности;

дает ответ без использования собственного плана, новых примеров;

не может применять знания в новой ситуации;

не использует связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

3 (удовлетворительно) ставится, если обучающийся:

3

обнаруживает отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов;

не объясняет конкретные физические явления на основе теорий и законов;

не приводит конкретных примеров практического применения теории;

воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

недостаточно понимает отдельные положения при воспроизведении текста учебника;

отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

2 (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся:

2

не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

имеет слабо сформулированные и неполные знания;

не умеет применять знания к объяснению и решению конкретных вопросов и задач по образцу;

не может привести опыты, подтверждающие вопросы конкретного изученного материала;

с помощью учителя отвечает на вопросы, требующие ответа «да» или «нет»

при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

1 (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся:

1

не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Критерии оценивания самостоятельных и контрольных работ


Основным критерием оценивания учебных достижений обучающихся является умение решать задачи, сложность которых определяется:

1) количеством правильных, последовательных, логических шагов и операций, осуществляемых обучающимся. Такими шагами можно считать умение:

  • уяснить условие задачи;

  • записать его в кратком виде;

  • сделать схему или рисунок (по необходимости);

  • определить, каких данных не хватает в условии задачи, и найти их в таблицах или справочниках;

  • выразить все необходимые для решения величины в единицах СИ;

  • составить (в простых случаях выбрать) формулу для нахождения искомой величины;

  • выполнить математические действия и операции;

  • вычислить значения неизвестных величин;

  • анализировать и строить графики;

  • пользоваться методом размерностей для проверки правильности решения задачи;

  • оценить полученный результат и его реальность;

2) рациональности выбранного способа решения;

3) типа задачи (комбинированная), типовая (по алгоритму).

Отметка

Критерии оценивания самостоятельных и контрольных работ

5 (отлично) ставится, если обучающийся:

5

самостоятельно решает комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, решает нестандартные задачи.

4 (хорошо) ставится, если обучающийся:

4

самостоятельно решает типовые задачи и выполняет упражнения по одной теме, может обосновать избранный способ решения. В решении задачи допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.

3 (удовлетворительно) ставится, если обучающийся:

3

решает типовые простые задачи (по образцу), обнаруживает способность обосновать некоторые логические шаги с помощью учителя. В логических рассуждениях нет ошибок, но допущена существенная ошибка в математических действиях.

2 (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся:

2

Задача не решена. Допущены существенные ошибки в логических рассуждениях. Обучающийся различает физические величины и единицы измерения по определенной теме, с ошибками осуществляет простейшие математические действия.

1 (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся:

1

Задача не решена. Обучающийся не умеет различать физические величины, единицы измерения по определенной теме, не решает задачи на воспроизводство основных формул с помощью учителя; не осуществляет простейшие математические действия.

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся при выполнении лабораторных и практических работ


При оценивании уровня владения обучающимся практическими умениями и навыками во время выполнения фронтальных лабораторных работ, экспериментальных задач, работ физического практикума, практических работ учитываются знания алгоритмов наблюдения, этапов проведения исследования (планирование опытов или наблюдений, сбора установки по схеме; проведение исследования, снятие показателей с приборов), оформление результатов исследования − составление таблиц, построение графиков и т.п.; вычисления погрешностей измерения (по необходимости), обоснование выводов по проведенному эксперименту или наблюдению.

Уровни сложности лабораторных или практических работ определяются:

  • содержанием и количеством дополнительных заданий и вопросов по теме работы;

  • различным уровень самостоятельности выполнения работы (при постоянной помощи учителя, выполнение по образцу, подробной или сокращенной инструкцией, без инструкции);

  • организацией нестандартных ситуаций (формулировка обучающимся цели работы, составление им личного плана работы, обоснование его, определение приборов и материалов, нужных для ее выполнения, самостоятельное выполнение работы и оценка ее результатов).

Обязательно учитывать при оценивании соблюдение обучающимся правил техники безопасности во время выполнения лабораторных работ, практических работ и работ физического практикума.

Отметка

Критерии оценивания лабораторных и практических работ

5 (отлично) ставится, если обучающийся:

5

выполняет все требования, предусмотренные для достаточного уровня, определяет характеристики приборов и установок, осуществляет грамотную обработку результатов, рассчитывает погрешности (если требует работа), анализирует и обосновывает полученные выводы исследования, обосновывает наличие погрешности проведенного эксперимента или наблюдения. Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен с учетом правил техники безопасности; проявлены организационно-практические умения и навыки (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе). Отчет о работе оформлен без ошибок, по плану и в соответствии с требованиями к оформлению отчета.

4 (хорошо) ставится, если обучающийся:

4

самостоятельно монтирует необходимое оборудование, выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с оборудованием. Допущены одна или две несущественные ошибки в оформлении письменного отчета о работе.

3 (удовлетворительно) ставится, если обучающийся:

3

выполняет работу по образцу (инструкции) или с помощью учителя, результат работы ученика дает возможность сделать правильные выводы или их часть. Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, которая исправляется по требованию учителя. Допущены одна или две существенные ошибки в оформлении письменного отчета о выполнении лабораторной или практической работе.

2 (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся:

2

называет некоторые приборы и их назначение, демонстрирует умение пользоваться некоторыми из них. Работа выполнена менее чем наполовину.

Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении письменного отчета о работе, в соблюдении техники безопасности, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

1 (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся:

1

не может назвать приборы и их назначение, не умеет пользоваться большинством из них, не может составить схему опыта с помощью учителя. Отсутствует отчет о выполнении работы. Работа не выполнена.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения,

  • неумение выделить в ответе главное,

  • неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,

  • неумение делать выводы и обобщения,

  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,

  • неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,

  • нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,

  • небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),

  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой, неумение решать задачи в общем виде.

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся при выполнении тестовых заданий

При проведении тестирования все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91% и более

отметка «5»

76 %-90%%

отметка «4»

61-75%

отметка «3»

менее 60%

отметка «2»

если обучающийся отказался от выполнения теста.

отметка «1»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование

Печатные пособия

Таблица «Международная система единиц (СИ)»

Таблица «Фундаментальные физические постоянные»

Портреты ученых-физиков и астрономов

Технические средства обучения

Доска интерактивная

Комплект электронных пособий по курсу физики

Персональный компьютер (ноутбук)

Проектор мультимедийный

Демонстрационное оборудование общего назначения

Амперметр

Ведерко Архимеда

Вольтметр

Гальванометр

Динамометр

Желоб лабораторный

Источник постоянного напряжения

Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком

Катушка-моток

Комплект соединительных проводов

Лента измерительная

Модели кристаллических решеток

Модель броуновского движения

Модель генератора электрического тока

Модель ДВС

Модель электродвигателя

Набор грузов

Набор капилляров

Набор по электролизу

Набор электроизмерительных приборов постоянного тока

Палочки из стекла и эбонита

Прибор «Шар Паскаля»

Прибор для демонстрации условий плавания тела

Прибор для наблюдения броуновского движения

Рычаг демонстрационный

Сосуды сообщающиеся

Стакан отливной

Тележка самодвижущаяся (пара)

Цилиндр измерительный

Цилиндр металлический

Шар для взвешивания воздуха

Шарик с прикрепленной нитью

Шарик диаметром 1-2 см

Штатив с муфтой и лапкой

Электромагнит разборный

Электрометр с принадлежностями

Лабораторное оборудование

Амперметры лабораторные

Весы учебные лабораторные

Вольтметр лабораторный

Динамометры лабораторные

Источник постоянного тока

Катушки с железным сердечником

Ключи замыкания тока

Компасы

Комплект фотографий треков частиц

Комплекты соединительных проводов

Набор грузов по механике

Набор дугообразных магнитов

Набор по механике

Набор по молекулярной физике и термодинамике

Набор по оптике

Набор по электричеству

Набор по электролизу

Набор полосовой резины

Набор тел равного объёма и равной массы

Набор тел равного объёма и раной массы

Набор проволочных резисторов

Наборы тел по калориметрии

Реостат

Штатив с муфтой и лапкой

Система средств измерений

Барометр-анероид

Секундомер

Термометр

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник: Кабардин О. Ф. Физика 7, 8, 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций:- /О.Ф Кабардин.-3 изд.- М.: Просвещение, 2014.

2. Учебник: Кабардин О. Ф. Физика 7, 8, 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций - /О.Ф Кабардин. - М.: Просвещение, 2014.

3. Учебник: Кабардин О. Ф. Физика 7, 8, 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций - /О.Ф Кабардин. - М.: Просвещение, 2014.

4. Поурочные разработки физика 7,8. Казакова Ю.В. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2013 г.

5. Тесты по физике 7 класс А.В.Чеботарева

6. Рабочая тетрадь по физике 7 класс А.В.Чеботарева

7. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс, О.И.Громцева

Задачник и литература для учащихся:

  • Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 -9 классов // М.: Просвещение,2008

  • Пёрышкин А.В. Сборник задач по физике для 7 -9 классов // М.: Экзамен, 2009

  • Л.Э. Генденштейн и др. Задачи по физике 8 кл

  • Л.А. Кирик Физика 8. Самостоятельные и контрольные работы

  • Перельман Я. И. Занимательная физика / Я. И. Перельман. - М.: Наука, 1980. - Кн. 1-4.

  • Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? / Я. И. Перель­ман. - М.: Наука, 1992.

  • Степанова Г. Н. Сборник задач по физике / Г. Н. Сте­панова. - М.: Просвещение, 2005.

Дидактические материалы и литература для учителя:

  • Зорин Н.И. Физика: 8 класс: Тестовые задания к основным учебникам // М: Эксмо, 2008

  • Куперштейн Ю.С. Физика опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7,8, 9 классы // С.Пб.: БХВ-Петербург, 2007

  • Материалы ГИА (2014г) Аганов А. В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике / А. В. Аганов. - М.: Дом педагогики, 1998.

  • Бутырский Г. А. Экспериментальные задачи по физике/ Г. А. Бутырский, Ю. А. Сауров. - М.: Просвещение, 1998.

  • Кабардин О. Ф. Задачи по физике / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. Р. Зильберман. - М.: Дрофа, 2007.

  • Кабардин О. Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике / О. Ф. Кабардин, В. А. Ор­лов; под ред. Ю. И. Дика, В. А. Орлова. - М.: ACT, Астрель, 2005.

  • Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике / А. Н. Малинин. - М.: Просвещение, 2002.

  • Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике / М. Е. Тульчинский. - М.: Просвеще­ние, 1971.

  • Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике / М. Е. Тульчинский. - М.: Просвещение, 1972.

  • Черноуцан А. И. Физика: задачи с ответами и решени­ями / А. И. Черноуцан. - М.: Высшая школа, 2003.

Цифровые образовательные ресурсы:

  • 1С: Школа. Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий, допущено МО РФ

  • Интерактивный курс «Физика 7-11 классы. Практикум. С.М.Козел, В.А.Орлов и др.

  • допущено МО РФ

Каталог используемых ресурсов сети Интернет для учителя и учащихся

1. Периодическая печать

Некоторые газеты и журналы выкладывают в сети полные публикации вместе с иллюстрациями.

  • Журнал «Квант» - kvant.info./

  • Журнал «Знание - сила» - znanie-sila.ru/.

  • Журнал «Наука и жизнь» - nauka.relis.ru

  • Газета «Физика» - fiz.1september.ru/

2. Общие сайты по физике

  • «Активная физика» - cacedu.unibel.by/partner/bspu/ - программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Сведения о разработках и их предназначении: формирование основных понятий, умений и навыков решения простейших задач по физике и активного использования их в различных ситуациях. Представлено более 6000 вариантов заданий-ситуаций, которые можно использовать на уроке в виде небольших компьютерных фрагментов.

  • "Физика для всех" - physica-vsem.narod.ru/. Для учащихся: описания самодельных приборов, интересные рассказы о физиках и физике, рисунки учеников и их размышления, а также юмор. Для учителей: концепция преподавания физики в классах гуманитарной ориентации, описания простых и наглядных экспериментов, идеи для проведения уроков и проектов.

  • «Физика: электронная коллекция опытов» - school.edu.ru/ projects/physicexp. Коллекция опытов по школьному курсу физики: видеоматериал, описание, комментарии, статьи.

  • «Коллекция образовательных ресурсов для школы» - school-collection.edu.ru/. На сайте содержится множество материалов для проведения уроков, также анимации и иллюстрации.

  • Сайт заслуженного учителя Елькина - elkin52.narod.ru/poxod.htm На сайте содержится много информации для внеклассной работы, элективных курсов.

  • "Классная физика" - class-fizika.narod.ru/ . Физика для малышей. Астрономия и космонавтика. Физика погодных явлений. Камера Обскура - знакомая и незнакомая. Достижения науки и техники.

  • "Открытая Физика" - college.ru/physics/. Сайт является частью проекта "Открытый Колледж" и интегрирует содержание известных учебных компьютерных курсов по физике, выпускаемых компанией ФИЗИКОН на компакт-дисках, и индивидуальное обучение школьников через Интернет. Учитель средней школы найдет много полезного в "Открытом Колледже". Методические материалы, обмен опытом использования учебных компьютерных программ в школе, большая подборка материалов по использованию Интернет в учебном процессе "Интернет для школ и школьников".

  • «Виртуальное методическое объединение учителей физики, астрономии и естествознания» - schools.techno.ru/sch1567/metodob/index.htm. Методический справочник учителя физики. Большая подборка методических разработок учителей, тесты к урокам. Материалы по особенности преподавания физики в классах различного профиля и использованию компьютеров на уроках физики, демонстрационный и лабораторный эксперимент и др.

  • «Кирилл и Мефодий» - vip.km.ru/vschool/. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Конференции, чат, методические материалы. Интерактивные курсы по физике, включают аудио лекции, анимированные иллюстрации, интерактивные упражнения и схемы. Мегаэнциклопедия.

  • Сайт ФЦИОР каталог электронных образовательных ресурсов fcior.edu.ru/

  • Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30


© 2010-2022