- Преподавателю
- Физика
- Проект урока-Решение задач по теме Прямолинейное равноускоренное движение
Проект урока-Решение задач по теме Прямолинейное равноускоренное движение
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клюкин А.М. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРОЕКТ УРОКА
ФИЗИКА 9 КЛАСС
Тема урока
Решение задач по теме: «Прямолинейное равноускоренное движение»
Раздел программы
Кинематика
Программа:
Программа физика 7-9. Авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. 2008 год.
Технология:
Частично-поисковый метод, развивающее обучение.
Тип урока:
Закрепление знаний
Цели урока:
-
Осмысление и закрепление знаний полученных по теме прямолинейное равноускоренное движение.
-
Совершенствование навыков решения задач по кинематике.
-
Научить видеть проявление изучаемых закономерностей в окружающей жизни.
Учебные задачи:
Образовательная
-
Продолжить формирование умения учащихся вычислять перемещение, скорость тела по формуле, а также умения применять графический способ вывода формулы перемещения при равноускоренном движении.
-
Научить применять свойства прямолинейного, равноускоренного движения для быстрого решения задач по механике.
Развивающая
-
Развитие навыков самостоятельной работы.
-
Умение применять знания на практике.
Воспитывающая
-
развитие коммуникативных умений в процессе коллективной работы, работы в группах.
Средства обучения:
-
Учебник Физика 9класс. Авторы А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник, Москва.: «Просвещение», 2009.
-
Дидактический материал. Физика 9кл. А.Е.Марон, Е.А.Марон. М.: «Дрофа»,2008.
-
Физика в таблицах. .(9кл). Рассказова Г.А.М.: «Издат-школа»,1996
-
Компьютерный диск-Повторение и контроль знаний. Механика 9-11 классы. Подготовка к ГИА и ЕГЭ.
-
Компьютерный диск - Физика-10 под редакцией Хананова. 1с.2008
-
Электронное мультимедийное приложение к учебникам Физика -9 Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важаевской, В.М.Чаругиной. «Дрофа».2011.
Формы организации уч. деятельности:
Фронтальная, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения
Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, учебный диалог, выполнение заданий в тетради.
Этапы урока
Деятельность учителя
Прогнозирование результатов деятельности учащихся
Организационный момент
Приветствие учащихся.
Доклад дежурного
Актуализация знаний.
Организация деятельности: фронтальная,
учебный диалог.
Учитель озвучивает тему и цели урока.
На доске записаны физические величины.
x0, x, v, a, v0, t, s,
Вопросы к записи:
-
Назовите физические величины?
-
Укажите, какие из них являются векторными? скалярными? как это понимать?
-
Назовите единицы измерения этих величин в системе СИ?
-
Поясните физический смысл величины на конкретном примере (можно дать определение)
Учащимся предлагается записать закономерности, в которых присутствуют эти физические величины.
Данные закономерности позволяют решать большой круг практических задач.
Учащиеся анализируют работу одноклассников, приобретают навыки самоконтроля. Вспоминают физические термины: скорость, путь, перемещение, ускорение, координата, время движения.
Записывают формулы:
Постановка учебной задачи.
Этап закрепления знаний и способов действия.
Индивидуализация обучения. Сравнительно-обобщающий метод.
Подведение итогов.
Постановка домашнего задания.
Рассмотрим задачу-ситуацию: Мы все утром идем в школу. (Целесообразно придумать условие совместно с учащимися).
Например, получается следующая задача:
Петя часто просыпает и, торопясь на урок всегда движется с ускорением 1м/с2. Живет в 800м от школы. Маша ходит не торопясь и равномерно со скоростью 3,6 км/ч, живя от школы на расстоянии 200метров в противоположной стороне по сравнению с Петей.
Предлагаю нарисовать координатную ось ОХ и изобразить на ней начальные условия задачи.
Что будем изображать на выбранной оси?
- тело отсчета
- масштаб числовой оси
-как изобразим участников ситуации движения?
Что мы можем математически описать в данной задаче?
-записать начальные условия
-записать уравнение скорости
-записать уравнение движения (координаты)
На какие вопросы можно получить ответ в данной ситуации, если движения начались одновременно?
- кто раньше придет в школу?
- через какое время встретятся?
-какую скорость приобретет Петя, когда добежит до школы? И т.п.
Решение задач может быть не только аналитическим, но и графическим!
Построим графики скорости, ускорения и координаты для наших движущихся объектов на одинаковых координатных сетках.
Построение графиков также предваряется их обсуждением.
(пример графика скорости и координаты)
Далее задачу следует развить, спросив у ребят, например:
«Что можно определять, имея график уравнения скорости, ускорения, координаты?».
Предложенные варианты ответов и являются ОЗМ-т.е. определения положений тел в любой момент времени, зная начальные условия.
Далее начинается самостоятельная работа обучающего характера по отработке навыков решения задачи аналитическим и графическим способами.
Работа выполняется в группах (по желанию) или самостоятельно.
Данные задачи в достаточном объеме предложены в сборнике - Дидактический материал. Физика 9кл. А.Е.Марон, Е.А.Марон. М.: «Дрофа»,2008.- самостоятельная работа №6, стр.66.
Выполняются одна графическая и одна аналитическая задачи.
Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся в вопросах, вызывающих затруднение в понимании.
Ребятам с более высоким уровнем подготовки предлагаю самостоятельно решить задания из ГИА на равноускоренное движение. ( Вопросы № 1,21)
Например:
Оценки за самостоятельную работу выставляются по желанию учащихся. Главное в этой работе - попробовать решить задачу самому и разобраться в своих затруднениях.
Учитель организует беседу с учащимися, связывая результаты урока с его целями.
Тем ребятам, которые выберут экзамен по физике, это поможет подготовиться к ГИА.
Ученики, которые активно принимали участие во всех этапах урока, получают оценки в журнал,
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания, и способов выполнения д/з.
Домашнее задание: №155, 156, 157.сб. задач по физике В.И.Лукашик3, Е.В.Иванова. Ф-7-9.
§6,7,8 - повторить
(Учебник Физика 9. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник, Москва.: «Просвещение», 2009).
Развитие памяти, внимания.
Сочиняют задачу на нахождение одной из физических величин, входящих в формулу.
Творческая работа.
Осмысление, анализ условия задачи.
Первичные обобщения новых знаний.
Создание мотивов к обучению и самообразованию
Учащиеся делают записи в тетради
Уравнения движения для Пети:
Х1=800-0,5t2
Уравнения движения для Маши:
Х2= -200 + t
Учащиеся отрабатывают навыки работы с уравнениями: учатся определять скорость, перемещение, время движения, пройденное расстояние.
Учащиеся отрабатывают: - навыки построения графиков по числовым значениям;
- учатся по графикам определять время, скорость движения;
- определять пройденный путь по графику скорости.
Учащиеся, имея опыт решения задач на ПРД, как правило, охотно предлагают вопросы:
-
Где и когда встретятся?
-
За сколько времени доберутся до школы?
-
Где будут через минуту?
В результате сотрудничества с учителем, одноклассниками учащиеся решаются задачи, развиваются практические навыки.
Знакомятся со свойствами равноускоренного движения.
Анализируют график скорости.
Активизируется мыслительная деятельность, формируется мыслительная операция - обобщение.
Решают тренировочные задачи, работают индивидуально и в группах.
Получают помощь от учителя в индивидуальном порядке.
Активизируется мышление, развиваются такие мыслительные операции как анализ, обобщение, сравнение.
Уясняют содержание д/з.
Список использованной литературы
-
Учебник Физика 9класс. Авторы А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник, Москва.: «Просвещение», 2009.
-
Дидактический материал. Физика 9кл. А.Е.Марон, Е.А.Марон, М.: «Дрофа»,2008.
-
Физика в таблицах (9кл). Рассказова Г.А, М.: «Издат-школа»,1996.
-
Компьютерный диск - Повторение и контроль знаний. Механика 9-11 классы. Подготовка к ГИА и ЕГЭ.
-
Компьютерный диск - Физика-10 под редакцией Хананова, 1с.2008.
-
Электронное мультимедийное приложение к учебнику Физика -9 Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важаевской, В.М.Чаругиной. «Дрофа».2011.
-
ctege.info/content/category/27/211/74/
-
edu.ru/moodle/
-
festival.1september.ru/