• Преподавателю
  • Физика
  • Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних

«Тормозной путь, остановочный путь и важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»  Цели урока: Повторение понятий средняя и мгновенная скорости, инерция, трение, тормозной путь. Получение формулы остановочного пути. Выработка навыков применения полученных знаний при решении практических задач повседневной жизни и для обеспечения безопасности своей жизни. Формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности. Задачи: 1. Общеобразовательные: - повт...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 9


Методическая разработка

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних в рамках проведения Всероссийской социальной компании «Притормози».

Название работы:

Интегрированный повторительно-обобщающий урок по физике и правилам дорожного движения в

7-9 классах по теме: «Тормозной путь, остановочный путь и важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Составила:

-учитель физики - С. А. Осипова

Место работы:

Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа № 9 Мясниковского района Ростовской области


Интегрированный урок

«Тормозной путь, остановочный путь и важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Цели урока:

Повторение понятий средняя и мгновенная скорости, инерция, трение, тормозной путь. Получение формулы остановочного пути.

Выработка навыков применения полученных знаний при решении практических задач повседневной жизни и для обеспечения безопасности своей жизни.

Формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

Задачи:

1. Общеобразовательные: - повторение понятий средняя и мгновенная скорости, инерция, трение, тормозной путь;

показать неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения;

формирование навыков применения полученных знаний при решении задач; формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

2. Воспитательные:

способствовать формированию научного мировоззрения, пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям:

воспитывать стремление к здоровому образу жизни, соблюдению ПДД;

расширить словарный запас;

воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человечества;

повышать интерес к современным компьютерным технологиям.

3. Развивающие:

способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать;

развитие познавательных интересов.

Методы: словесная передача информации и слуховое восприятие информации; наглядная передача информации и зрительное восприятие информации; стимулирование и мотивация, методы контроля и самоконтроля.

Приемы: беседа, экспериментальная задача, работа с книгой, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи, индивидуальный опрос, самоконтроль.

Оборудование: доска, мел, проектор, компьютер.

В качестве сопровождения к уроку создана презентация в Power Point, эпиграфом к которой выбраны слова А. П. Чехова « Солнце не восходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды».

Разработку урока и презентацию можно использовать как наглядное пособие по решению задач к учебникам Физика7- 9 для общеобразовательных учреждений, а также с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивационная основа урока.

3. Повторение темы "Скорость. Инерция. Ускорение. Законы Ньютона " с помощью презентационного материала.

4. Решение задач.

5. Подведение итогов, оценки за урок.

6. Домашнее задание.

Краткое содержание урока.

Вводная часть урока. Постановка цели урока.

Повторение материала, изученного в 7- 9 классах о движении тел и его характеристиках на примерах жизненных ситуаций.

Решение задач на расчет скорости тела, тормозного пути, времени обгона, ознакомление с таблицей зависимости остановочного пути от дорожного покрытия и др. Обсуждение полученных результатов в ходе фронтальной работы с классом.

Фронтальная работа с классом по правилам дорожного движения .

Итог урока в ходе фронтальной работы с классом в ходе опроса по ПДД и профилактике ДТП.

В ходе урока учащиеся должны повторить и закрепить необходимый программный материал по физике, а также правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов, что является немаловажным аспектом. Учащимся данной возрастной группы исполнилось от 13 до 15 лет и многие из них в летний период сядут на велосипеды. Поэтому полученные знания и сведения о тормозном пути, времени обгона, дорожных знаках помогут им избежать неприятностей на дорогах и сохранить жизнь и здоровье каждого ребенка.








Содержательная часть

1. Вводная часть. Постановка цели урока

Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями , как само время, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих людей связана с движением: шоферы, машинисты поездов, пилоты, диспетчеры и др. Для удобства их работы трассы заранее размечают на равные отрезки (километражными столбиками) так, что наблюдателям остается следить за временем по своим часам. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов.

Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Шофер и автослесарь при вождении, обслуживании и ремонте автомобиля очень часто сталкиваются с физическими вопросами и ситуациями. На практике очень часто возникают ситуации, решение которых требует знания понятий, законов и формул физики и которые обязательно связаны с правилами дорожного движения. Цель нашего урока: мы сегодня с вами повторим понятия «средней скорости», законы Ньютона, вспомним про силу трения и самое главное покажем неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения. Надеюсь, что знания, которые вы получаете на таких уроках, помогут вам стать не просто водителем, а водителем думающим, грамотным, высококвалифицированным. А то, что каждый второй будет шофером в наш век автомобиля и техники является неоспоримым фактом.

2. Основная часть урока.

Понятие скорости у всех "на виду, на слуху" и не вызывает недоумение у тех, кто совсем плохо знает физику. Но так ли все ясно?

Ситуация 1. Пусть вам сообщили, что скорость автомобиля 50 км/ч. Что означает это число? Что автомобиль каждый час проезжал ровно по 50 км? Вряд ли. Были участки, когда за час автомобиль проходил больший или меньший путь. В среднем по 50 км? Но автомобиль мог вообще ехать меньше одного часа и пройти путь меньше 50 км. Кроме того мы не получили никакой информации о направлении движения автомобиля, а это важно. Без указания направления нельзя считать информацию полной. Физика дает строгое определение скорости, мгновенной скорости, средней скорости.

Давайте вспомним, что такое мгновенная скорость? Средняя скорость?

Ситуация 2. О какой скорости идет речь в правилах дорожного движения? О какой скорости идет речь при расчете времени движения дальнобойщика? О какой скорости идет речь при обсуждении технических характеристик гоночных машин?

Что означают знаки показанные на доске?

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.
6.1

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.
6.2

"Общие ограничения максимальной скорости"
Общие ограничения скорости, установленные
Правилами дорожного движения Российской Федерации.

"Рекомендуемая скорость"

Скорость, с которой рекомендуется движение
на данном участке дороги. Зона действия знака
распространяется до ближайшего перекрестка,
а при применении знака 6.2 совместно с предупреждающим знаком определяется
протяженностью опасного участка.

Ситуация 3. Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? (=117м).

После решения задачи обсуждение вопросов:

Почему автомобиль не смог остановиться сразу? О каком физическом явлении идет речь в задача?

Речь идет об инерции. Это явление необходимо учитывать, особенно на дороге, так как из-за инерции транспорт мгновенно остановить нельзя. В несчастных случаях на дорогах есть доля случая (камень на дороге во время велогонки), но чаще в дорожно-транспортных происшествиях виноваты невнимательные пешеходы и нерадивые водители.

Для того чтобы не случилась беда необходимо переходить дорогу строго в местах для того отведенных?

Посмотрите на картинку и скажите, в чем была ошибка мальчика при переходе мальчиком проезжей части?

Какие знаки указывают на места переходов и что они означают ?

Дорога особенно полна неожиданностями в городах. Какие принимаются меры, чтобы уменьшить тормозной путь? Для чего делают шипы на шинах, подошвах? Почему осенью появляются плакаты "Берегись юза!", "Осторожно, листопад!" и т.д. Посмотрите на знаки и скажите, что они означают?

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.
1.13 "Крутой спуск"

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.
1.14 "Крутой подъем"

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.
1.16 "Неровная дорога"
Участок дороги, имеющий
неровности на проезжей части
(волнистость, выбоины, неплавные сопряжения с мостами и тому подобное

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.


1.32
"Прочие опасности"
Участок дороги, на котором имеются
опасности, не предусмотренные
другими предупреждающими знаками.

Теория: Большая часть аварий случается из-за несоблюдения элементарных правил дорожного движения. Очень часто аварии происходят при обгоне, из-за того, что водитель не смог правильно рассчитать тормозной путь.

Ситуация 4. Легковой автомобиль движется со скоростью 20 м/с за грузовым, скорость которого 16,5 м/с. В момент начала обгона водитель легкового автомобиля увидел встречный международный автобус, движущийся со скоростью 25 м/с. При каком наименьшем расстоянии до автобуса можно начинать обгон, если в начале обгона легковая машина была в 15 м от грузовой, а к концу обгона она должна быть впереди на 20 м?

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.

Решение. Задача решается на основе принципа относительности Галилея. Решим её в два приёма, рассматривая движение легкового автомобиля: 1) в системе отсчёта «грузовик», причём движение автобуса рассматривать не будем совсем; 2) в системе отсчёта «автобус», а движение грузовика рассматривать не будем.

1. Для определённости за положительное направление примем направление движения легкового автомобиля и грузовика. Тогда в системе «грузовик» легковая машина будет двигаться относительно грузовика со скоростью Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. лг = Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. л - Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. г. С этой скоростью ей придётся проехать расстояние s до грузовика и расстояние l (которое из соображений безопасности оговаривается правилами дорожного движения [5]), чтобы оказаться перед грузовиком. На прохождение расстояния s + l потребуется время

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.. (4)

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.

2. Рассмотрим движение легкового автомобиля в относительной системе отсчёта «автобус». В ней скорость легковой машины относительно автобуса Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. ла =|Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.л - Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. а| = Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. л + Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. а. Пусть первоначальное расстояние между легковым автомобилем и автобусом L. Его автомобиль пройдёт за время:

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. (5)

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.

3. Обгон считается безопасным, если легковой автомобиль в конце обгона окажется на 20 м впереди грузовика, не доехав при этом до автобуса:

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. (6)

Рассчитаем минимальное расстояние между легковым автомобилем и автобусом, когда ещё можно начать обгон:

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.

Проанализируем формулу (6). Очевидно, что обгон возможен, если легковой автомобиль движется быстрее грузовика: Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. л > Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. гр, иначе расстояние l получается отрицательным. Также бессмыслен обгон при равных скоростях: Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. л = Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. гр. Итак, поставленная задача решена в рамках теории относительности, законов равномерного прямолинейного движения и, наконец, с рассмотрением принципа независимости движений.

Нельзя не сказать о самом любимом всеми детьми виде транспорта - велосипеде.

Ситуация 5: Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч. (12.5 м).

Скоро многие из вас начнут кататься на велосипедах. Поэтому давайте вспомним основные правила дорожного движения, которые должен знать каждый велосипедист:

  1. Запрещается ездить на велосипеде с неисправным рулём

  2. Запрещается перевозить пассажиров старше 7 лет



  1. Запрещается ездить парами по ширине дороги

  2. Запрещается ездить без звукового сигнала

  3. Ездить на велосипеде разрешено с 14 лет

Ситуация 6.Есть два понятия: 1) тормозной путь и 2) остановочный путь.

Можете ли вы мне сказать, чем отличаются эти понятия?

Тормозной путь - это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

Остановочный путь - это длина участка, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки.

Время реакции водителя - психологическое качество водителя принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации.

Другими словами, водитель, увидев какое-либо препятствие, должен

1. осознать опасность,

2. принять решение об остановке или замедлении скорости,

3. перенести ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее.

На это уходит от 0,3 до 1,7 с! Первое число - это показатель спортсменов, второе - неопытного водителя, в некоторых ситуациях оно может быть еще больше - например, водитель испугался, запутался в педалях и т. д.

Даже у одного человека время реакции может изменяться. Пагубное действие оказывает алкоголь: небольшие его дозы увеличивают время реакции в 2-4 раза. Как подтверждают многочисленные исследования, в случае появления неожиданного препятствия время реакции увеличивается более чем в 2 раза.

Ситуация 7

Около половины всех аварий происходят с участием пешеходов. Такие аварии составляют почти половину всех ДТП - 48,1 процента.

Наиболее распространенные нарушения:

1) Переход перед близко идущем транспортом;

2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;

3) Переход дороги вне пешеходного перехода;

4) Нарушение правил езды на велосипеде;

5) Игра на дороге.

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.

Подведение итогов:

Мы сегодня с вами не только повторили основные физические понятия, такие как скорость, тормозной путь, инерция и трение, но и рассмотрели их практическое применение, повторили правила дорожного движения и дорожные знаки.

Надеюсь, что данные знания помогут вам в жизни.

Домашнее задание: Составить кроссворд, содержащий основные физические понятия и понятия из правил дорожного движения, которые повторялись на проведённом уроке.

Литература:

1. Правила дорожного движения Российской Федерации.

2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. / авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 222 с.

3. Детская энциклопедия. Азбука дороги. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - № 11-2007.

4. Интернет - ресурсы.


11

© 2010-2022