Планирование. Рабочая программа пофизике 7 - 9 классы 2015 учебный год

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 города Кузнецка




Принято: Утверждаю:

на заседании Директор школы МБОУ СОШ №17

педагогического совета _________________( Гаранина Н.В.)

МБОУ СОШ №17 Приказ № от 31.08.2015г.

Протокол №1 от31.08.2015г.



Рабочая программа

основного общего образования по физике

7-9 класс

на 2015-2016 учебный год.














Учитель: Любимова О.Н.






Кузнецк, 2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

(Базовый уровень)


Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №17 г. Кузнецка основного общего образования по физике.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом меж -предметных и внутри -предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

  • требованием Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2014 год);

  • рекомендациями примерной программы (Примерные программы по учебным предмета; Физика 7-9 классы; естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2014 .79с.);

  • авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2014. - 334с.);

  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • . Физика-7, Учебник для общеобразовательных учреждений, Перышкин А.В, - М.: Дрофа, 2015г.;

  • Учебник «Физика-8», Перышкин А.В. - М.: Дрофа, 2012г.;

  • Учебник « Физика-9», Перышкин А.В, Е.М.Гутник, - М.: Дрофа, 2012г..

  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

Лукашик В.И.,Иванова Е.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2015г.

Контрольно-измерительные материалы. Физика.9 класс. Москва; Вако,2015г.

Контрольно-измерительные материалы. Физика.8 класс. Москва; Вако,2015г.

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели программы:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями: проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Цели изучения курса - выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Познавательная деятельность:

1.использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

2.формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

3.овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

4.приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

1.владение монологической и диалогической речью, развитие способности

понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

2.использование для решения познавательных и коммуникативных задач из

различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

1.владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением

предвидеть возможные результаты своих действий:

2.организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,

определение оптимального соотношения цели и средств.


В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные, направленные на :

1.развитие интеллекта;

2.использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;

  • 3.формирование у учащихся физического образа окружающего мира.

    Программой предусмотрено проведение:

7 класс:

  • контрольных работ - 4;

  • лабораторных работ - 11;

  • тестов -10.

8класс:

  • контрольных работ - 4;

  • лабораторных работ - 10;

  • тестов- 18.

9 класс:

  • контрольных работ - 4;

  • лабораторных работ - 6;

  • тестов - 21.

Формы организации учебного процесса.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться актуализация ранее изученного материала (тесты, индивидуальные задания, задания у доски), во второй части - изучение нового материала, а на конец урока планируются задания, направленные на закрепление пройденного материала.

Особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся (работа с текстом, выполнение лабораторных работ, решение задач.).

Формируются навыки внимательного прочтения и восприятия алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в лабораторных работах.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Текущий контроль осуществляется с помощью лабораторных работ, устных ответов, тестов.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольного тестирования, теоретического зачёта или разноуровневой контрольной работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования.

Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ № 17 города Кузнецка.

Для обязательного изучения физики на базовом уровне в учебном плане МБОУ СОШ №17в 7-9 классах отводится 242часа: 70 часов в 7 классе из расчёта 2 часа в неделю, 70часов в 8 классе из расчёта 2 часа в неделю и 102 часа в 9 классе из расчета 3 часа в неделю.

Основное содержание

всего - 242часа


Тема

7

класс


8

класс


9

класс


Всего

часов

Физика и физические методы изучение природы.

4

-

-

4

Механические явления .

55

-

73

128

Тепловые явления .

6

23

-

29

Электрические и магнитные явления.

-

31

-

31

Электромагнитные колебания и волны.

-

-

13

13

Квантовые явления .Световые явления.

-

4+8

12

24

Резервное время .

5

4

4

13



Резервное время используется на решение задач.

Тематическое планирование.

7 класс.


Учебно-тематический план.


2 часа в неделю, всего - 70 ч.



Название раздела

Количество часов

Название темы

Всего

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1.

Физика и физические методы изучение природы

4

Введение

4

3

1

-

2.

Тепловые явления

6

Первоначальные сведения о строении вещества

6

5

1

-

3.

Механические явления



55

Взаимодействие тел

22

15

5

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

18

2

1

Работа, мощность, энергия

12

9

2

1

Резервное время 5 часов.

Содержание курса «Физика - 7 класс».

Раздел 1 Физика и физические методы изучение природы (3часа).

Тема 1. Введение (2часа).


Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Фронтальная лабораторная работа.

Определение цены деления измерительного прибора.

Демонстрации:

Скатывание шарика с наклонной плоскости.

Электрическая искра.

Кипение воды.

Изображение, даваемое линзой.

Раздел 2 . Тепловые явления (6 часов).

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6часов).

Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Фронтальная лабораторная работа.

Измерение размеров малых тел.

Демонстрации:

Сжимаемость газов.

Расширение тел при нагревании.

Растворение краски в воде.

Диффузия газов, жидкостей.

Модель хаотического движения молекул.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Объём и форма твёрдого тела и жидкости.

Свойство газа занимать весь объём.

Раздел 3. Механические явления (55часов).

Тема3. Взаимодействие тел (22часа).

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Прямолинейное неравномерное движение. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества.

Сила. Всемирное тяготение. Силы тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Динамометр.

Правило сложения двух сил, действующих вдоль одной прямой. Равнодействующая сила. Сила трения.

Фронтальные лабораторные работы.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение объема тела.

Измерение плотности твердого вещества.

Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Демонстрации:

Равномерное движение.

Инерция.

Измерение массы тела с помощью весов.

Взвешивание воздуха.

Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объём, и объёмов тел, имеющих одинаковую массу.

Способы измерения плотности вещества.

Измерение силы динамометром.

Сложение сил, действующих на тело по одной прямой.

Способы уменьшения и увеличения силы трения.

Шариковые и роликовые подшипники.

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час).

Давление. Давление твердых тел. Способы уменьшения и увеличения давления.

Давление газа. Закон Паскаля. Давление в покоящихся жидкостях и газах и его

измерение.

Сообщающие сосуды. Барометр-анероид.

Атмосферное давление. Манометры. Гидравлические машины.

Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Фронтальные лабораторные работы.

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Демонстрации:

Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Раздувание воздушного шарика под колоколом насоса.

Передача давления жидкостями и газами.

Давление жидкости на дно и стенки сосуда.

Изменение давления в жидкости с глубиной.

Устройство манометра.

Сообщающиеся сосуды.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Устройство и действие насосов.

Архимедова сила.

Плавание тел.

Тема 5. Работа, мощность, энергия (12 часов).

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии (для прямолинейного движения). Простые механизмы. КПД механизмов.

Простые механизмы. Момент силы.

Фронтальные лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага.

Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Демонстрации:

Измерение работы при перемещении тела.

Устройство и действие рычага, блоков.

Момент силы. Правило моментов.

Равенство работ при использовании простых механизмов.

Потенциальная энергия поднятого над землёй тела и деформированной пружины.

Совершение работы за счёт кинетической энергии тела.

Переход одного вида механической энергии в другой.

Действие водяной турбины (на модели ).

Учебно-тематический план 8класс.

2 часа в неделю, всего - 70 ч.



Название раздела

Количество часов

Название темы

Всего

В том числе на:

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

1

Тепловые явления

23

Тепловые явления

23

20

2

1

2


Электрические явления

24

Электрические явления

24 17 5 2


3

Электромагнитные явления

7

Электромагнитные явления

7

5

2

-

4

Квантовые явления

12

Световые явления

4+8

10

1

1


Резервное время-4часа.



Содержание курса «Физика -8 класс».

Раздел 1. Тепловые явления (23часа).

Тема 1. Тепловые явления (25часа).

Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления.Расчет количества теплоты при теплообмене. Испарение и конденсация.

Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение.

Принцип работы тепловых двигателей.

Преобразование энергии в тепловых машинах.

Фронтальные лабораторные работы.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Демонстрации:

Модель теплового движения.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность твёрдых тел, жидкостей и газов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Нагревание тел излучением.

Сравнение теплоёмкости тел одинаковой массы.

Калориметр и приёмы обращения с ним.

Плавление и отвердевание кристаллического тела.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Испарение различных жидкостей.

Охлаждение жидкости при испарении.

Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (на модели ).

Устройство паровой турбины.

Раздел 3. Электрические и элетромагнитные явления (24+7 часов).

Раздел 4. Квантовые явления.Световые явления. (12 часов).

Тема 2. Электрические явления (24 часа).

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрического заряда. Взаимодействие зарядов.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

Строение атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра.

Объяснение электрических явлений.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Электрические цепи. Сила тока. Напряжение.

Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Короткое замыкание.

Фронтальная лабораторная работа.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Регулирование силы тока реостатом.

Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Измерение КПД установки с электрическим нагревателем.

Демонстрации:

Электризация различных тел.

Взаимодействие наэлектризованных тел.Два рода зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Делимость электрического заряда.

Источники тока.

Составление электрических цепей.

Измерение силы тока амперметром.

Измерение напряжения вольтметром.

Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка.

Измерение сопротивления.

Зависимость сопротивления проводников от их длины, площади поперечного сечения и материала.

Устройство и действие реостатов.

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Нагревание проводников током.

Устройство и действие электронагревательных приборов.

Действие плавкого предохранителя.

Тема 3. Магнитные явления (7часов).

Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнит.

Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электродвигатель

Фронтальные лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия.

Изучение электрического двигателя (на модели)

Демонстрации:

Обнаружение магнитного поля проводника с током.

Модель магнитного поля.

Усиление магнитного поля катушки с током.

Применение электромагнитов.

Взаимодействие постоянных магнитов.

Магнитное поле Земли.

Движение проводника с током в магнитном поле.

Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.

Устройство электроизмерительных приборов.

.

Тема 4. Световые явления (12 часов).

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Изображения даваемые линзами. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальная лабораторная работа.

Получение изображения при помощи линзы.

Демонстрации:

Прямолинейное распространение света.

Отражение света.

Законы отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в линзах.

Получение изображений с помощью линз.

Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы.

Модель глаза.

Учебно-тематический план 9класс.

3 часа в неделю, всего - 102 ч.

Название раздела

Количество часов

Название темы

Всего

В том числе на:

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

1


Механические явления

73

Законы взаимодействия, движения тел и сохранения.

62

58

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

11

9

1

1

2

Электрические и магнитные явления

5

Электромагнитное поле






13



11



1

1

3

Электромагнитные колебания и волны

8

4

Квантовые явления

12

Строение атома и атомного ядра.


12

9

2

1

Резервное время 4 часа.

Содержание курса «Физика - 9 класс».

Раздел 1. Механические явления (73 часа).

Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел (62 часов).

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Относительность механического движения. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Неравномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная, скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. движение. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механическая работа. Мощность. Потенциальная и кинетическая энергия

Фронтальные лабораторные работы.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Демонстрации:

Относительность движения. Стробоскоп. Прямолинейное и криволинейное движения. Спидометр. Сложение перемещений. Свободное падение. Направление скорости при движении по окружности.

Инерция. Сравнение масс тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Невесомость. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Силы трения качения и скольжения.

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Изменение энергии тела при совершении работы. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук (11 часов).

Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Источники звука. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

Фронтальные лабораторные работы.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Демонстрации:

Свободные колебания груза на нити и пружине. Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза. Зависимость периода груза на нити от её длины. Вынужденные колебания. Резонанс колебаний маятников. Поперечные и продольные волны. Колеблющееся тело как источник звука. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний. Зависимость высоты тона от частоты колебаний. Акустический резонанс. Применение ультразвука.

Раздел 2. Электрические и магнитные явления ( 13 часов).

Тема 3. Электрические и магнитные явления (5часов).

Однородное и неоднородное магнитное поле. Магнитное поле тока. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

Тема4. Электромагнитные колебания и волны ( 8 часов).

Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Интерференция света. Электромагнитная природа света.

Фронтальные лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Демонстрации:

Взаимодействие параллельных токов .Действие магнитного поля на ток. Модель магнитного поля. Электромагнитная индукция. Интерференция света.

Раздел 3. Квантовые явления (12 часов).

Тема 4. Строение атома и атомного ядра (12часов).

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Открытия протона и нейтрона. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Изотопы. Альфа и бета- распад. Правило смещения. Энергия связи частиц в ядре. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. учИзление звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия.

Фронтальные лабораторные работы.

Изучение деления ядер урана по фотографии треков.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Учебно-тематическое планирование.

7 класс.

Введение .

1

Общее знакомство с физикой .Физика и техника.

2

Физические величины. Точность и погрешность измерений.

3

Лабораторная работа 1«Определение цены деления измерительного прибора»

4

Физика и техника. Презентация.

Первоначальные сведения о строении вещества.

5

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

6

Ораторная работа 2 «Определение размеров малых тел»

7

Скорость движения молекул. Температура тела.

8

Взаимодействие молекул.

9

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей, твердых тел.

10 Зачет «Первоначальные сведения о строении вещества».

Взаимодействие тел.

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

12

Скорость.

13

Расчёт пути и времени движения.

14

Инерция.

15

Взаимодействие тел.

16

Масса тел. Единицы массы.

17

Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

18

Плотность вещества.

19

Лабораторная работа 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа 5 «Определение плотности тела».

20

Расчёт массы и объёма тела по плотности.

21

Решение задач по темам: «Масса» «Плотность вещества»

22

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел».

23

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

24

Сила упругости. Закон Гука.

25

26

Вес тела.

Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.

27

Динамометр. Лабораторная работа 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

28

Сила-вектор. Сложение сил.

29

Сила трения. Лабораторная работа7 » Измерение силы трения с помощью динамометра».

30

Силы взаимодействия молекул твёрдых тел, жидкостей, газов.

31

Решение задач по темам «Вес тела» «Графическое изображение сил» «Силы» «Равнодействующая сил».

32 Контрольная работа по теме «Силы «.

Давление твёрдых тел, жидкостей, газов.

33

Давление.

34

Давление в природе и технике.

35

Давление газа.

36

Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля.

37

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

38

Решение задач по теме «давления жидкости на дно и стенки сосуда».

39

Сообщающиеся сосуды.

40

Вес воздуха. Атмосферное давление.

41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

42

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

43

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

44

Гидравлический пресс.

45

Контрольная работа по теме «Давление «.

46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

47

Архимедова сила.

48

Лабораторная работа 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

49

Плавание тел. Лабораторная работа 9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости».

50

Плавание судов. Воздухоплавание.

51

Решение задач по темам: «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов», »Воздухоплавание».

52

Контрольный тест «Сила Архимеда. Плавание тел».

53

Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Работа и мощность. Энергия.

54

Механическая работа.

55

Мощность.

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

57

Момент силы. Рычаги в технике быту и природе.

58

Лабораторная работа 10 «Выяснение условия равновесия рычага».

59

Золотое правило механики. Блоки.

60

КПД. Лабораторная работа 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

61

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

62

Превращение одного вида энергии в другой.

63

Решение задач по теме « Работа и мощность. Энергия».

64

Контрольная работа по теме «Работа, мощность, энергия «.

65

Зачет по теме «Работа и мощность. Энергия».

Резервное время-5 часов.

Всего часов-70.

8 класс.

Тепловые явления.

1

2

Тепловое движение.

Внутренняя энергия. Способы её изменения.

3

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

4

Количество теплоты.

5

Удельная теплоёмкость вещества.

6

Решение задач.

7

Решение задач.

8

Лабораторная работа 1.

9

Лабораторная работа 2.

10

Энергия топлива.

11

Закон сохранения и превращения энергии.

12

Решение задач.

Изменение агрегатных состояний вещества.

13

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

14

Удельная теплота плавления.

15

Решение задач.

16

Испарение и конденсация .

17

18

Кипение. Удельная теплота парообразования.

Решение задач.

Тепловые двигатели.

19

Двигатель внутреннего сгорания.

20

21

22

Паровая турбина.

К ПД тепловых двигателей.

Решение задач.

23

Контрольная работа по теме »Тепловые явления».

Электрические явления.

24

Электризация тел. Два рода зарядов.

25

Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Опыт Иоффе-Милликена.

26

27

Опыт Резерфорда. Модель атома.

Объяснение электризации тел.

Сила тока, напряжение ,сопротивление.

28

Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь.

29

Электрический ток в металлах. Электрический ток в растворах электролитов. Действия и направление электрического тока.

30

Сила тока.

Амперметр. Измерение силы тока Лабораторная работа 3..

31

Напряжение. Измерение напряжения. Лабораторная работа 4.

32

Зависимость силы тока от напряжения.

Электрическое сопротивление проводника.

33

Закон Ома для участка цепи.

34

Решение задач.

35

Расчёт сопротивления проводников.

37

Решение задач.

38

Последовательное соединение проводников.

Решение задач.

39

Параллельное соединение проводников.

Решение задач.

40

Решение задач.

41

Контрольная работа по теме «Электрические явления».

42

Лабораторная работа 6.

Работа и мощность электрического тока.

43

Работа электрического тока. Мощность электрического тока.

44

Решение задач.

45

Нагревание проводников электрическим током.

46

Короткое замыкание. Предохранители.

47

Лабораторная работа 7.

Электромагнитные явления.

48

Магнитное поле тока.

49

50

Электромагниты и их применение.

Лабораторная работа 8.

51

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

53

Лабораторная работа 9.

54

Контрольная работа по теме»Электромагнитные явления».

Световые явления.

55

Источники света. Прямолинейное распространение света.

56

Законы отражения света.

57

58

Плоское зеркало.

Решение задач.

59

Законы преломления света.

60

Линза. Характеристики.

61

62

Построение изображения в линзе.

63

64

Оптическая сила линзы. Лабораторная работа 10.

65

66

Решение задач.

Контрольная работа» Световые явления».

Резервное время 4 часа. Всего 70 часов.

9 класс.

Механика.

Основы кинематики.

1

Механическое движение и его характеристики.

2

Решение задач.

3

Решение задач.

4

Равномерное механическое движение.

5

Решение задач.

6

Средняя скорость.

7

Решение задач.

8

Относительность механического движения.

9

Решение задач.

10

Решение задач.

11

Решение задач.

12

Ускорение.

13

Решение задач.

14

Прямолинейное равноускоренное движение.

15

Решение задач.

16

Решение задач.

17

Решение задач.

18

Решение задач.

19

Лабораторная работа 1.

20

Свободное падение.

21

Решение задач.

22

Лабораторная работа 2

23

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

24

Центростремительное ускорение.

25

Решение задач.

26

Решение задач.

27

Решение задач.

28

Контрольная работа по теме «Основы кинематики».

Основы динамики.

29

Первый закон Ньютона.

30

Масса.

31

Силы в механике.

32

Решение задач.

33

Второй закон Ньютона.

34

Решение задач.

35

Решение задач.

36

Решение задач.

37

Решение задач.

38

Третий закон Ньютона.

39

Движение тела под действием силы тяжести вертикально вниз.

40

Вертикально вверх.

41

Решение задач.

42

Закон Всемирного тяготения.

43

Решение задач.

44

Искусственные спутники Земли.

45 Контрольная работа « Основы динамики».

Законы сохранения.

46

Импульс тела.

47

Закон сохранения импульса.

48

Решение задач.

49

Решение..задач.

50

Реактивное движение.

51

Мировые достижения в освоении космического пространства.

52

Механическая работа.

53

Решение задач.

54

Мощность.

55

Решение задач.

56

Кинетическая энергия.

58

Потенциальная энергия.

59

Закон сохранения энергии в механике.

60

Решение задач.

61

Решение задач.

62

Контрольная работа « Законы сохранения энергии в механике».

Механические колебания и волны.

63

Механические колебания и их характеристики.

64

Решение задач.

64

Резонанс.

65

Решение задач.

66

Лабораторная работа 3.

67

Механические волны. Их свойства и характеристики.

68

Звуковые волны и их свойства.

69

Решение задач.

70

Звуковой резонанс.

71

Интерференция звука.

72

Решение задач.

73

Контрольный тест по теме « Механические колебания и волны».

Электромагнитное поле.

74

Магнитное поле и его свойства.

75

Правило левой руки.

76

Магнитный поток.

77

Явление электромагнитной индукции.

78

Лабораторная работа 4.

80

Знакомство с переменным электрическим током.

81

82

Электромагнитное поле.

Решение задач.

83

Электромагнитные волны.

84

Интерференция света.

85

86

Электромагнитная природа света.

Решение задач.

87

Контрольный тест «Электромагнитное поле «.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

88

Радиоактивность. Альфа и бета-распад.

89

Модель атома. Строение атома по Резерфорду.

90

Состав атомного ядра. Массовое число, зарядовое число .Правило смещения.

91

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

92

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция.

93

Лабораторная работа 5.

94

Атомная энергетика. Биологическое действие радиации.

95

Термоядерные реакции.

96

Лабораторная работа 6.

97

Контрольный тест по теме «Атом и атомное ядро».

98

Контрольная работа за год.

Резервное время 4 часов. Всего 102 часов.

Учебно-методический комплекс.

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа

построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.

Требования к уровню подготовки выпускников

образовательных учреждений основного общего образования

по физике.

В результате изучения физики 7 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро.

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

  • уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов.

В результате изучения физики 8 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.

  • смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии: в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь:

  • собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений;

  • описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока, фокусного расстояния собирающей линзы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.

  • смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.

уметь:

  • собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений;

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию;

  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника;

  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений;

  • решать задачи на применение изученных законов,

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.

Требования к результатам освоения программы по физике ФГОС.

Виды результатов

Критерии

Личностные результаты

  1. формирование познавательных процессов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  5. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

  6. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

Метапредметные результаты

  1. овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановке целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  3. формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  4. приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  5. развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  6. осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;

  7. формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

Предметные результаты

  1. формировать представления о закономерной связи в познании явлений природы, об объективности научного знания; о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  2. формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе существования материи; усваивать основные идеи физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  3. приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных проборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;

  4. понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;

  5. осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  6. овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

  7. развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов с целью сбережения здоровья;

  8. формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов;

При личностно-ориентированном подходе ученики должны показывать:

Высокий (3) уровень: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; уметь самостоятельно работать с моделями. Соотносить результат с реальностью в рамках изученного материала; строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Понимать значение веры в себя в учебной деятельности использовать правило формирующие веру в себя, и оценивать свое умение: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Хороший (2) уровень: уметь с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результат с реальностью в рамках изученного материала: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; умения выполнять пробные учебные действия, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения, опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера, овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет - ресурсах).

Средний (1) уровень: учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Предпочтительные методы и формы обучения и контроля.


Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

1. Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

2. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

3. Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

4. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

5. Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

6. Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

Методы и приемы личностно - ориентированного подхода:


  1. Групповая работа: коллективная, в парах, взаимопроверка.

  2. Индивидуальная работа по карточкам; тестам.

  3. Нестандартные, исследовательские задания.

  4. Творческие задания.

  5. Создание презентаций.

  6. Проектная деятельность.

Формы контроля: текущий и итоговый.


Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 - 20 минут с дифференцированным оцениванием.


  • Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.

  • Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее

значимых тем программы, в конце учебной четверти

-. Педагогические технологии, средства обучения.

1. "Традиционные методики" (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; проблемный метод; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы.

2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4,9-4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3,9-3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики. не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2,9-2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4,9-4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3,9-3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2,9-2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4,9-4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3,9-3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2,9-2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Оценка решения задач.

В основу градации по уровням сложности в 7 - 9 классах положена следующая система. Вопросы и задачи группы А позволяют выявить элементы знаний учащихся о физических величинах, явлениях, понятиях, законах на уровне узнавания и воспроизведения. Вопросы и задачи группы В позволяют выявить умения учащихся применять знания по образцу. Вопросы и задачи группы С позволяют выявить умения учащихся применять знания в изменённой ситуации.

При правильном решении задач уровня А ставится оценка «2,9-3.9» ( при наличии недочётов, ошибок в вычислениях).

При решении задач уровня В- оценка «4-4,9».

При решении задач уровня С- только оценка «5».

В письменных контрольных работах и тестах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических

явлений; неправильно сформулированные вопросы и задания, незнание

приемов решения задач; ошибки, показывающие неправильное понимание

условия задачи.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование,

провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные

для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным

приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Меж -предметные связи.

Природоведение.

Изучение сведений о строении вещества.

Биология.

При изучении звуковых волн учитываются знания о строении и функциях органов слуха. Знания о сохранении и превращении энергии используются при изучении энергетического обмена. При рассмотрении явления диффузии привлекаются знания о процессах питания и дыхания живых организмов и растений. Испарение.

География.

Атмосферное давление. Барометр-анероид. Удельная теплоёмкость. Водяной пар в воздухе (осадки). Умение ориентироваться с помощью компаса. Знания о запасах гидроэнергетических ресурсов и их применении в различных районах страны.

Химия.

На уроках при рассмотрении вопроса об энергии химических реакций развиваются знания:

о внутренней энергии, количестве теплоты, удельной теплоёмкости, удельной теплоты сгорания топлива, видах теплопередачи, о сохранении и превращении энергии, а при изучении строения электронных оболочек атомов, видов химических связей, строения кристаллических решеток, знания:

об электроне, о двух родах зарядов, о взаимодействии заряженных тел, электрическом поле.

Математика.

Умение переводить единицы величины в кратные и дольные единицы. Прямая и обратная пропорциональность. Измерение и построение углов. Равенство треугольников. Параллелограмм и его свойства. Ромб и его свойства. Квадрат и его свойства. Треугольник и его свойства. Теорема Пифагора. Умения решать линейные уравнения и системы двух линейных уравнений. Числовые функции. Вектора. Действия с ними. Проекции вектора. Координаты точки. Линейная функция и её график. Квадратные уравнения. Элементы тригонометрии. Окружность и касательная к ней. Относительная и абсолютная погрешность. Приближённое значение числа. Стандартный вид числа.

Трудовое обучение.

Скорости и перемещения деталей металлорежущих и других станков. Упругость материалов. Подшипники. Электрические цепи. Устройство лампы накаливания, патрона выключателя, штепсельной вилки, электромагнитов и их применение. Элементы автоматических устройств. Микрометр. Штангенциркуль

29


© 2010-2022