ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока «Простые механизмы. Момент силы ». Класс 7 класс Краткая характеристика класса Урок проводится в общеобразовательном классе, в котором учащиеся имеют  средний уровень учебных возможностей .  № урока № 43. В теме «Энергия». Урок №9. Тип урока изучение нового материала. Тема урока: «Простые механизмы. Момент силы». Цель урока:  сформировать у учащихся понятия:  простые механизмы, плечо силы, момент силы, единицы измерения; сформулировать правило моментов. Планируемые результаты. Личностные: ­       развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; ­       формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Метапредметные: развитие у учащихся умений: ­       самостоятельно определять цель своей раб...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА





Фамилия, имя, отчество

Рожкова Светлана Робертовна

Школа

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №19, г. Ковров, Владимирская область.

Стаж работы

29 лет

Квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Предмет

физика

УМК

УМК «А .А. Пинского и В.Г. Разумовского»

Ф.И.О. автора учебника

А. А. Пинский и В.Г. Разумовский.

Тема урока

«Простые механизмы. Момент силы ».

Класс

7 класс

Краткая характеристика класса

Урок проводится в общеобразовательном классе, в котором учащиеся имеют средний уровень учебных возможностей .

№ урока

№ 43. В теме «Энергия». Урок №9.

Тип урока

изучение нового материала.

Тема урока: «Простые механизмы. Момент силы».

Цель урока: сформировать у учащихся понятия: простые механизмы, плечо силы, момент силы, единицы измерения; сформулировать правило моментов.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

  • формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные:

развитие у учащихся умений:

  • самостоятельно определять цель своей работы;

  • проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;

  • на основании результатов эксперимента формулировать вывод;

  • развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах.

  • самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.

Предметные:

  • формирование представления о простых механизмах, плече силы, моменте силы; дают ли они выигрыш в силе;

  • формирование умения планировать и проводить эксперимент, на основании результатов эксперимента формулировать вывод.

Оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска, рычаги, блоки (подвижный, неподвижный), набор грузов, штатив, муфта, рисунки-сюжеты с различными видами простых механизмов, листы с заданиями для работы в группах.

Организация учащихся на уроке: учащиеся работают в группах по 4 человека.

Продолжительность урока: 2 урока по 40 минут .

Выполнение поставленных целей и задач достигается за счет организации диалога, эвристической беседы и дискуссии, исследовательской деятельности вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность.









СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Используемое оборудование

Время (мин)

Предметные

Универсальные

1

Организационный момент

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Готовятся к уроку




2 мин

2

Мотивация

(вызов)

На экране вашему вниманию предоставлена серия рисунков - сюжетов.(слайд1)

Какую общую идею передают эти сюжеты?

При помощи чего совершается работа?



Сложны ли они по своей конструкции?

Вот поэтому они и называются простые механизмы.

Почему с древности люди применяли простые механизмы?

Ученики высказывают свои мысли.

(Человек совершает работу)

(Различных приспособлений, устройств, механизмов)

(Нет)



Записывают свои ответы на листе бумаги (См. приложение «Ответы»)

знания о простых механизмах, определений: плечо силы, момент силы, правила моментов

Коммуникативные:

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Познавательные:

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

регулятивные: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

проектор

5мин.

3

Осмысление учебных задач

Попробуйте сформулировать тему урока, цель урока.

Учитель вместе с учащимися обобщает идеи ребят и вместе с ними формулирует основную цель: Дают ли простые механизмы выигрыш в силе? (слайд 7)

Какими способами мы можем достичь поставленной цели?

Учащиеся формулируют тему и цели урока.





Ученики высказывают свои мысли.

( прочитать текст§, поставить опыт, найти ответ в интернете, спросить у учителя)

Умение применять знания, полученные ранее для изучения нового.

Коммуникативные:

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Познавательные: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Регулятивные: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

5мин.

4























Открытие нового знания























Первичное закрепление.

Учащимся предлагается познакомиться с текстом «Простые механизмы» и провести экспериментальное исследование.( приложение «Текст»).

После того, как чтение закончено, учитель спрашивает учащихся, что им удалось узнать в ходе работы с текстом?



Нашли ли ответ на вопрос урока?





Учащимся предлагается приступить к экспериментальному исследованию для поиска ответа на поставленный вопрос.





Организует коллективную проверку.

В результате экспериментальной части урока на доске появляется сводная таблица с экспериментальными данными и выводами ребят. При проведении анализа таблицы учитель делает акцент на проведение сравнения с определением основания для сравнения результатов экспериментального исследования.

Составляют конспект по тексту.



(определения:

простые механизмы, рычаг, блоки, плечо силы, момент силы, правило моментов сил)

Не удалось ответить на вопрос:

Все ли простые механизмы дают выигрыш в силе?

Делятся на 6 групп по 4 человека.

Выполняют исследования по предложенному плану.



Заполняют сводную таблицу.







Учащиеся корректируют первоначальные версии и отвечают на вопрос урока.





















умения планировать и проводить эксперимент,





Умения пользоваться методами научного исследования, представлять результаты с помощью таблиц



на основании результатов эксперимента формулировать вывод.

Познавательные: Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Коммуникативные:

Участвуют в обсуждении содержания материала

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

























Познавательные:

Осуществляют

работу по выполнению отдельных операций.

Коммуникативные:

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные:

Осуществляют самоконтроль



Познавательные:

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Коммуникативные:

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Регулятивные:

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

Текст















Листы с заданиями для работы в группах;

рычаги, блоки (подвижный, неподвижный), набор грузов, штатив, муфта







10 мин.





5мин.











25 мин.







7 мин.











5







6





7

Первичное закрепление.







Проверка знаний.





Рефлексия

  • Благодаря чему вам удалось ответить на главный вопрос урока?

  • Какие новые знания вы открыли сегодня?

  • Используя рисунок ответьте:

  • Будет ли рычаг находиться в равновесии?

  • Как он будет

двигаться?

Организует коррекционную работу.

Проверим свои знания. ( тест)

Подведем итоги:

Проверка.

Всё ли понятно?

Закончи предложения: ( Слайд 19)

  • теперь я знаю,…

  • я понял, что……

  • я умею…………

  • я могу

найти(сравнить, проанализировать и т.п.)………

  • я самостоятельно правильно выполнил…….

  • я могу применить изученный материал в конкретной жизненной ситуации……..

Отвечают на вопросы.




Выполняют тест.

Сравнивают свои результа-

ты.

Пишут на листочках свои мысли.

Познавательные:

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

Коммуникативные:

Рефлексия своих действий

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Проектор

Листы рефлексии

15мин.

8

Домашнее задание

Диктует.

1.§ 4.10, упр. 4.10(1.2)

2.Найдите у рычагов двух видов сходства и различия

3.Домашний эксперимент:

Измерьте с помощью линейки плечи рычага (ножниц, гаечного ключа, гвоздодера, ножниц по металлу) и определите выигрыш в силе выбранных простых механизмов.

Записывают домашнее задание

Дневник

2 мин.

6.

Дополнение

(если осталось время)

Предлагает решить

2 задачи.

Решают в тетрадях

Умение применять знания

Познавательные:

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Коммуникативные:

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Регулятивные:

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

проектор

10 мин.





Приложение1

Текст «Простые механизмы»

С древних времен для облегчения своего труда человек использует различные механизмы (греч. "механэ" - машина, орудие). В физике приспособления для преобразования движения и силы называют механизмами. Большинство из них были изобретены еще до н. э. Например, блоки, вороты, кабестаны, полиспасты издревле применялись при кораблестроении и мореплавании.

Рычагом называют твердое тело, которое может вращаться вокруг некоторой оси. В качестве рычага могут быть использованы лом, доска и тому подобные предметы.

Различают два вида рычагов. У рычага первого рода неподвижная точка опоры располагается между линиями действия приложенных сил, а у рычага второго рода она располагается по одну сторону от них (рис.1), схематичное изображение рычагов (рис2).

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Рис.1 Рис. 2

d1 и d2 - плечи сил.

Плечо силы - это кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила. О - точка вращения.

Рычаг способен вращаться вокруг некоторого центра вращения. Рычаг находиться в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил:F1/F2= d2/d1. Из этого следует, что F1∙d1= F2∙d2.

М = F ∙ d - момент силы, единицы измерения момента силы - [М] = Н ∙ м

Моментом силы называют величину, численно равную произведению силы, действующей на тело, на плечо этой силы.

Правило равновесия рычага: Рычаг находится в равновесии под действием двух сил, если момент силы, вращающий его по часовой стрелке, равен моменту силы, вращающий его против часовой стрелки.

М12

Рычаг - это необязательно длинный и тонкий предмет. Например, колесо - тоже рычаг, так как это твердое тело, вращающееся вокруг оси.

Простой механизм "рычаг" имеет две разновидности: блок и ворот.

Блок представляет собой устройство, имеющее форму колеса с желобом, по которому пропускают верёвку, трос или цепь. Различают два вида блоков - подвижный и неподвижный. У неподвижного блока ось закреплена и при подъёме грузов не поднимается и не опускается (рис.4), а у подвижного блока ось перемещается вместе с грузом (рис.3).ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Рис.3 Рис.4



Приложение 2 (исследования).

Задание для 1-й группы

  1. Повесить рычаг на оси, закреплённой в муфте штатива. Вращая гайки на концах рычага, установить его в горизонтальном положении.

  2. Подвесить в некоторой точке В рычага два груза.

  3. Прикрепить к другому плечу рычага d2 динамометр и определить силу F2, которую необходимо приложить к рычагу для того, чтобы он находился в равновесии, при условии, что приложенная сила должна быть значительно меньше веса груза.

  4. Определите вес груза отдельно с помощью динамометра и измерить с помощью линейки длины плеч рычага.

  5. Заполнить таблицу.

d1

d2

F1

F2

F1/F2

d2/d1

Даёт ли рычаг выигрыш в силе?








Задание для 2-й группы

  1. Собрать установку с неподвижным блоком, как показано на рисунке в тексте.

  2. К одному концу нити подвесить два или три груза, предварительно определив их вес, к другому прицепить динамометр.

  3. Расположить динамометр вертикально и натянуть нить так, чтобы блок с грузами повис на нити.

  4. Записать вес грузов и силу натяжения нити, которую показывает динамометр, в таблицу.

  5. Заполнить таблицу:

d1

d2

F1

F2

F1/F2

d2/d1

Даёт ли неподвижный блок выигрыш в силе?








Задание для 3-й группы

  1. Собрать установку с подвижным блоком, как показано на рисунке в тексте.

  2. К обойме блока подвесить два или три груза, предварительно определив их вес, к другому прицепить динамометр.

  3. Расположить динамометр вертикально и натянуть нить так, чтобы блок с грузами повис на нити.

  4. Записать вес грузов и силу натяжения нити, которую показывает динамометр, в таблицу.

  5. Заполнить таблицу:

d1

d2

F1

F2

F1/F2

d2/d1

Даёт ли подвижный блок

выигрыш в силе?








Приложение 3.

Ответы на листах бумаги







Простые механизмы

Приложение 4.

Закончи предложения:

  • теперь я знаю,………………………………………………………………………..

  • я понял, что………………………………………………………....………………..

  • я умею………………………………………………………………………………..

  • я могу найти (сравнить, проанализировать и т.п.)………………………………..

  • я самостоятельно правильно выполнил……………………………………………

  • я могу применить изученный материал в конкретной жизненной ситуации…...

Приложение 5 (тест).

  1. По какой формуле определяется момент силы?(Слайд 14)

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАа)ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА б) ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

в) M = F + d г) M = F ∙ d

2. В каких единицах измеряется момент силы?(Слайд 15)

а) ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА б) ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

в) Н ∙ м г) Н

3. Каким образом двигается рычаг под действием силы?(Слайд 16)

а) вниз б) вправо

в) вращается по г) вращается против

часовой стрелке часовой стрелке

О F

4. Чему равен момент силы, приложенной к рычагу?(Слайд 17)

а) 50 Н∙м б) 5 Н∙м

в) 100 Н∙м г) 1 Н∙м

10см 5 Н


5. Как записывается условие равновесия рычага в этом случае?(Слайд 18)

а) М1 = М234 б) М123 = М4

в) М1 + М2 = М34 г) М1 + М2 + М4 = М3

F3

F2

F1 F4

Дополнение. (если осталось время)

Задача. (слайд 22)

На расстоянии 10 см от точки опоры подвешены 4 груза (4Н).

Какую силу надо приложить на расстоянии 20 см, чтобы рычаг находился в равновесии?

Решение:

1 способ. Если плечо больше в 2 раза, то сила должна быть

в 2 раза меньше, т. е. 2 Н

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКАПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА2 способ. Дано: СИ Решение:ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Задача. (слайд 23).

Ученик выполнил лабораторную работу по исследованию

условий равновесия рычага. Результаты для сил и их плеч, которые он получил, представлены в таблице.

Чему равно плечо d 2 , если рычаг находится в равновесии ?

F1 , H

d 1 , м

F2 , H

d 2 , м

20

0,4

5

?

1) 2,5 м; 2) 1,6 м; 3) 0,25 м; 4) 0,1 м


© 2010-2022