- Преподавателю
- Физика
- ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рожкова С.Р. |
Дата | 21.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Фамилия, имя, отчество
Рожкова Светлана Робертовна
Школа
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №19, г. Ковров, Владимирская область.
Стаж работы
29 лет
Квалификационная категория
Первая квалификационная категория
Предмет
физика
УМК
УМК «А .А. Пинского и В.Г. Разумовского»
Ф.И.О. автора учебника
А. А. Пинский и В.Г. Разумовский.
Тема урока
«Простые механизмы. Момент силы ».
Класс
7 класс
Краткая характеристика класса
Урок проводится в общеобразовательном классе, в котором учащиеся имеют средний уровень учебных возможностей .
№ урока
№ 43. В теме «Энергия». Урок №9.
Тип урока
изучение нового материала.
Тема урока: «Простые механизмы. Момент силы».
Цель урока: сформировать у учащихся понятия: простые механизмы, плечо силы, момент силы, единицы измерения; сформулировать правило моментов.
Планируемые результаты.
Личностные:
-
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
-
формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные:
развитие у учащихся умений:
-
самостоятельно определять цель своей работы;
-
проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
-
на основании результатов эксперимента формулировать вывод;
-
развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах.
-
самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Предметные:
-
формирование представления о простых механизмах, плече силы, моменте силы; дают ли они выигрыш в силе;
-
формирование умения планировать и проводить эксперимент, на основании результатов эксперимента формулировать вывод.
Оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска, рычаги, блоки (подвижный, неподвижный), набор грузов, штатив, муфта, рисунки-сюжеты с различными видами простых механизмов, листы с заданиями для работы в группах.
Организация учащихся на уроке: учащиеся работают в группах по 4 человека.
Продолжительность урока: 2 урока по 40 минут .
Выполнение поставленных целей и задач достигается за счет организации диалога, эвристической беседы и дискуссии, исследовательской деятельности вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Используемое оборудование
Время (мин)
Предметные
Универсальные
1
Организационный момент
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
Готовятся к уроку
2 мин
2
Мотивация
(вызов)
На экране вашему вниманию предоставлена серия рисунков - сюжетов.(слайд1)
Какую общую идею передают эти сюжеты?
При помощи чего совершается работа?
Сложны ли они по своей конструкции?
Вот поэтому они и называются простые механизмы.
Почему с древности люди применяли простые механизмы?
Ученики высказывают свои мысли.
(Человек совершает работу)
(Различных приспособлений, устройств, механизмов)
(Нет)
Записывают свои ответы на листе бумаги (См. приложение «Ответы»)
знания о простых механизмах, определений: плечо силы, момент силы, правила моментов
Коммуникативные:
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Познавательные:
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
регулятивные: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
проектор
5мин.
3
Осмысление учебных задач
Попробуйте сформулировать тему урока, цель урока.
Учитель вместе с учащимися обобщает идеи ребят и вместе с ними формулирует основную цель: Дают ли простые механизмы выигрыш в силе? (слайд 7)
Какими способами мы можем достичь поставленной цели?
Учащиеся формулируют тему и цели урока.
Ученики высказывают свои мысли.
( прочитать текст§, поставить опыт, найти ответ в интернете, спросить у учителя)
Умение применять знания, полученные ранее для изучения нового.
Коммуникативные:
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Познавательные: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Регулятивные: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
5мин.
4
Открытие нового знания
Первичное закрепление.
Учащимся предлагается познакомиться с текстом «Простые механизмы» и провести экспериментальное исследование.( приложение «Текст»).
После того, как чтение закончено, учитель спрашивает учащихся, что им удалось узнать в ходе работы с текстом?
Нашли ли ответ на вопрос урока?
Учащимся предлагается приступить к экспериментальному исследованию для поиска ответа на поставленный вопрос.
Организует коллективную проверку.
В результате экспериментальной части урока на доске появляется сводная таблица с экспериментальными данными и выводами ребят. При проведении анализа таблицы учитель делает акцент на проведение сравнения с определением основания для сравнения результатов экспериментального исследования.
Составляют конспект по тексту.
(определения:
простые механизмы, рычаг, блоки, плечо силы, момент силы, правило моментов сил)
Не удалось ответить на вопрос:
Все ли простые механизмы дают выигрыш в силе?
Делятся на 6 групп по 4 человека.
Выполняют исследования по предложенному плану.
Заполняют сводную таблицу.
Учащиеся корректируют первоначальные версии и отвечают на вопрос урока.
умения планировать и проводить эксперимент,
Умения пользоваться методами научного исследования, представлять результаты с помощью таблиц
на основании результатов эксперимента формулировать вывод.
Познавательные: Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Коммуникативные:
Участвуют в обсуждении содержания материала
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
Познавательные:
Осуществляют
работу по выполнению отдельных операций.
Коммуникативные:
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные:
Осуществляют самоконтроль
Познавательные:
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Коммуникативные:
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Регулятивные:
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
Текст
Листы с заданиями для работы в группах;
рычаги, блоки (подвижный, неподвижный), набор грузов, штатив, муфта
10 мин.
5мин.
25 мин.
7 мин.
5
6
7
Первичное закрепление.
Проверка знаний.
Рефлексия
-
Благодаря чему вам удалось ответить на главный вопрос урока?
-
Какие новые знания вы открыли сегодня?
-
Используя рисунок ответьте:
-
Будет ли рычаг находиться в равновесии?
-
Как он будет
двигаться?
Организует коррекционную работу.
Проверим свои знания. ( тест)
Подведем итоги:
Проверка.
Всё ли понятно?
Закончи предложения: ( Слайд 19)
-
теперь я знаю,…
-
я понял, что……
-
я умею…………
-
я могу
найти(сравнить, проанализировать и т.п.)………
-
я самостоятельно правильно выполнил…….
-
я могу применить изученный материал в конкретной жизненной ситуации……..
Отвечают на вопросы.
Выполняют тест.
Сравнивают свои результа-
ты.
Пишут на листочках свои мысли.
Познавательные:
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
Коммуникативные:
Рефлексия своих действий
Регулятивные:
Осуществляют пошаговый контроль по результату.
Проектор
Листы рефлексии
15мин.
8
Домашнее задание
Диктует.
1.§ 4.10, упр. 4.10(1.2)
2.Найдите у рычагов двух видов сходства и различия
3.Домашний эксперимент:
Измерьте с помощью линейки плечи рычага (ножниц, гаечного ключа, гвоздодера, ножниц по металлу) и определите выигрыш в силе выбранных простых механизмов.
Записывают домашнее задание
Дневник
2 мин.
6.
Дополнение
(если осталось время)
Предлагает решить
2 задачи.
Решают в тетрадях
Умение применять знания
Познавательные:
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Коммуникативные:
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Регулятивные:
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
проектор
10 мин.
Приложение1
Текст «Простые механизмы»
С древних времен для облегчения своего труда человек использует различные механизмы (греч. "механэ" - машина, орудие). В физике приспособления для преобразования движения и силы называют механизмами. Большинство из них были изобретены еще до н. э. Например, блоки, вороты, кабестаны, полиспасты издревле применялись при кораблестроении и мореплавании.
Рычагом называют твердое тело, которое может вращаться вокруг некоторой оси. В качестве рычага могут быть использованы лом, доска и тому подобные предметы.
Различают два вида рычагов. У рычага первого рода неподвижная точка опоры располагается между линиями действия приложенных сил, а у рычага второго рода она располагается по одну сторону от них (рис.1), схематичное изображение рычагов (рис2).
Рис.1 Рис. 2
d1 и d2 - плечи сил.
Плечо силы - это кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила. О - точка вращения.
Рычаг способен вращаться вокруг некоторого центра вращения. Рычаг находиться в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил:F1/F2= d2/d1. Из этого следует, что F1∙d1= F2∙d2.
М = F ∙ d - момент силы, единицы измерения момента силы - [М] = Н ∙ м
Моментом силы называют величину, численно равную произведению силы, действующей на тело, на плечо этой силы.
Правило равновесия рычага: Рычаг находится в равновесии под действием двух сил, если момент силы, вращающий его по часовой стрелке, равен моменту силы, вращающий его против часовой стрелки.
М1=М2
Рычаг - это необязательно длинный и тонкий предмет. Например, колесо - тоже рычаг, так как это твердое тело, вращающееся вокруг оси.
Простой механизм "рычаг" имеет две разновидности: блок и ворот.
Блок представляет собой устройство, имеющее форму колеса с желобом, по которому пропускают верёвку, трос или цепь. Различают два вида блоков - подвижный и неподвижный. У неподвижного блока ось закреплена и при подъёме грузов не поднимается и не опускается (рис.4), а у подвижного блока ось перемещается вместе с грузом (рис.3).
Рис.3 Рис.4
Приложение 2 (исследования).
Задание для 1-й группы
-
Повесить рычаг на оси, закреплённой в муфте штатива. Вращая гайки на концах рычага, установить его в горизонтальном положении.
-
Подвесить в некоторой точке В рычага два груза.
-
Прикрепить к другому плечу рычага d2 динамометр и определить силу F2, которую необходимо приложить к рычагу для того, чтобы он находился в равновесии, при условии, что приложенная сила должна быть значительно меньше веса груза.
-
Определите вес груза отдельно с помощью динамометра и измерить с помощью линейки длины плеч рычага.
-
Заполнить таблицу.
d1
d2
F1
F2
F1/F2
d2/d1
Даёт ли рычаг выигрыш в силе?
Задание для 2-й группы
-
Собрать установку с неподвижным блоком, как показано на рисунке в тексте.
-
К одному концу нити подвесить два или три груза, предварительно определив их вес, к другому прицепить динамометр.
-
Расположить динамометр вертикально и натянуть нить так, чтобы блок с грузами повис на нити.
-
Записать вес грузов и силу натяжения нити, которую показывает динамометр, в таблицу.
-
Заполнить таблицу:
d1
d2
F1
F2
F1/F2
d2/d1
Даёт ли неподвижный блок выигрыш в силе?
Задание для 3-й группы
-
Собрать установку с подвижным блоком, как показано на рисунке в тексте.
-
К обойме блока подвесить два или три груза, предварительно определив их вес, к другому прицепить динамометр.
-
Расположить динамометр вертикально и натянуть нить так, чтобы блок с грузами повис на нити.
-
Записать вес грузов и силу натяжения нити, которую показывает динамометр, в таблицу.
-
Заполнить таблицу:
d1
d2
F1
F2
F1/F2
d2/d1
Даёт ли подвижный блок
выигрыш в силе?
Приложение 3.
Ответы на листах бумаги
Простые механизмы
Приложение 4.
Закончи предложения:
-
теперь я знаю,………………………………………………………………………..
-
я понял, что………………………………………………………....………………..
-
я умею………………………………………………………………………………..
-
я могу найти (сравнить, проанализировать и т.п.)………………………………..
-
я самостоятельно правильно выполнил……………………………………………
-
я могу применить изученный материал в конкретной жизненной ситуации…...
Приложение 5 (тест).
-
По какой формуле определяется момент силы?(Слайд 14)
а) б)
в) M = F + d г) M = F ∙ d
2. В каких единицах измеряется момент силы?(Слайд 15)
а) б)
в) Н ∙ м г) Н
3. Каким образом двигается рычаг под действием силы?(Слайд 16)
а) вниз б) вправо
в) вращается по г) вращается против
часовой стрелке часовой стрелке
О F
4. Чему равен момент силы, приложенной к рычагу?(Слайд 17)
а) 50 Н∙м б) 5 Н∙м
в) 100 Н∙м г) 1 Н∙м
10см 5 Н
5. Как записывается условие равновесия рычага в этом случае?(Слайд 18)
а) М1 = М2 +М3 +М4 б) М1 +М2 +М3 = М4
в) М1 + М2 = М3 +М4 г) М1 + М2 + М4 = М3
F3
F2
F1 F4
Дополнение. (если осталось время)
Задача. (слайд 22)
На расстоянии 10 см от точки опоры подвешены 4 груза (4Н).
Какую силу надо приложить на расстоянии 20 см, чтобы рычаг находился в равновесии?
Решение:
1 способ. Если плечо больше в 2 раза, то сила должна быть
в 2 раза меньше, т. е. 2 Н
2 способ. Дано: СИ Решение:
Задача. (слайд 23).
Ученик выполнил лабораторную работу по исследованию
условий равновесия рычага. Результаты для сил и их плеч, которые он получил, представлены в таблице.
Чему равно плечо d 2 , если рычаг находится в равновесии ?
F1 , H
d 1 , м
F2 , H
d 2 , м
20
0,4
5
?
1) 2,5 м; 2) 1,6 м; 3) 0,25 м; 4) 0,1 м