Конспект урока «Сила Архимеда»

Данный конспект можно использовать в сочетании с презентации.Цели урока: ·         Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела. ·         Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике. ·         Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике, для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сила Архимеда

Данный урок показывает возможное сочетание использования ИКТ и деятельностного подхода при обучении физики.

Цели урока:

  • Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.

  • Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.

  • Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету "Физика"; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике, для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.

1 этап урока. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

2 этап урока Сообщение темы и целей урока. Мотивация.

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры. (просмотр видео, кликнуть заголовок слайда 2)

Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда.

  1. этап урока. Объяснение нового материала

а) Создание проблемной ситуации.

Учитель. Исследуем, как же действует жидкость или газ на погруженные в них тела.(слайд 3). Для этого проведем эксперимент с интерактивной моделью "Измерение силы Архимеда". Интерактивная модель состоит из динамометра, подвешенного на штативе, трех грузов, и мензурка, на полненная водой. Желающие есть? Грузики подвешиваем к динамометру, записываем показания динамометра; опускают в мензурку с водой, записываем показания.)

Учитель: Итак, ребята, что вы можете сказать о полученных результатах?, Что вы заметили при проведении данного эксперимента?

(Ученик вес тела в жидкости меньше, чем в воздухе. Учащиеся убеждаются, что на тело, погруженное в жидкость, действует сила направленная вертикально вверх, которая выталкивает тело из жидкости. (Слайд 5))

Учитель. Верно. Эта сила называется архимедовой. Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют.

б) Как объяснить существование выталкивающей силы?

Учитель. Ребята давайте подумаем, как можно объяснить существование выталкивающей силы?

(Слайд 6. Учащиеся высказывают свои предположения, учитель направляет и помогает(если потопить мяч в воду, то он не утонет, а начнет всплывать, либо спасательный круг, а есть тела которые тонут в воде))

Учитель. Посмотрим на модели как появляется сила Архимеда.

(Слайд 7. Кликнуть название модели: откуда появляется архимедова сила.)

Учитель. Таким образом, причиной появления выталкивающей силы является давление жидкости, возникающее под действием силы тяжести. Рассчитаем значение выталкивающей силы.

(Слайд 8 учащиеся делают записи в тетрадях)

Учитель( анализируют полученную формулу F = pж gV= Pж)

Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.

Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела.

Слайд 9. Опыт Архимеда - видео. Кликнуть на черный фон)

Учитель. Закон Архимеда формулируется таким образом: на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объеме этого тела(или погруженной его части).

Fа= Pж

Учитель. Закон Архимеда формулируется таким образом: на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объеме этого тела(или погруженной его части).

Fа= Pж

(Кликнуть в любом месте слайд 10. Учащиеся записывают в тетради)

III. От чего зависит сила Архимеда

Учитель. А сейчас вы - исследователи, вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе (слайд 11).

Работа в группах (прил. 1).

После получения результатов каждая группа сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы. Представители от групп по очереди выходят к доске и кликают на "свою" рыбку. (Слайд 12)

Учитель обобщает высказывания и кликнув в любом месте слайда, показывает формулу, которую учащиеся записывают в тетради.

(Слайд 13) Учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V, повторяет физический смысл и единицу измерения данной величины. Затем кликнув значок "стрелка" подводит итог.



  1. этап урока. Закрепление полученных знаний.

Учитель. А теперь давайте решим задачу, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон. (слайд 14, кликнуть в любом месте)

1. Сначала Архимед вычислил выталкивающую силу.

Fа = Рв - Рж

2. Затем Архимед определил объем короны.

Конспект урока «Сила Архимеда»

3. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне?

Конспект урока «Сила Архимеда»

Учитель. Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел.

  1. этап урока. Итог урока.

Учитель. Сегодня мы познакомились с новой темой "Архимедова сила", а главное мы решили задачу Архимеда, совершив путешествие в 3 век до нашей эры, выяснив при этом, от чего зависит выталкивающая сила.

(слайд 15, сняв знак "галочка", учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V, спрашивает у учащихся физический смысл и единицу измерения данной величины.)

6. Домашнее задание Учитель предлагает ученикам подумать дома над вопросом. (слайд 16).

Учащиеся записывают домашнее задание (кликнуть в любом месте слайд 16).

Урок окончен. (слайд 17)

Приложение 1

Используемая литература.

1. ФГОС от 17 декабря 2010 года.

2. Примерной программе основного общего образования по физике, изд. "Просвещение".

3. Полянский В.А. Поурочные разработки по физике, 7 класс, изд. ВАКО.



© 2010-2022