- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока «Сила Архимеда»
Конспект урока «Сила Архимеда»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сундетова З.К. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сила Архимеда
Данный урок показывает возможное сочетание использования ИКТ и деятельностного подхода при обучении физики.
Цели урока:
-
Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.
-
Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.
-
Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету "Физика"; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике, для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.
1 этап урока. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
2 этап урока Сообщение темы и целей урока. Мотивация.
Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры. (просмотр видео, кликнуть заголовок слайда 2)
Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда.
-
этап урока. Объяснение нового материала
а) Создание проблемной ситуации.
Учитель. Исследуем, как же действует жидкость или газ на погруженные в них тела.(слайд 3). Для этого проведем эксперимент с интерактивной моделью "Измерение силы Архимеда". Интерактивная модель состоит из динамометра, подвешенного на штативе, трех грузов, и мензурка, на полненная водой. Желающие есть? Грузики подвешиваем к динамометру, записываем показания динамометра; опускают в мензурку с водой, записываем показания.)
Учитель: Итак, ребята, что вы можете сказать о полученных результатах?, Что вы заметили при проведении данного эксперимента?
(Ученик вес тела в жидкости меньше, чем в воздухе. Учащиеся убеждаются, что на тело, погруженное в жидкость, действует сила направленная вертикально вверх, которая выталкивает тело из жидкости. (Слайд 5))
Учитель. Верно. Эта сила называется архимедовой. Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют.
б) Как объяснить существование выталкивающей силы?
Учитель. Ребята давайте подумаем, как можно объяснить существование выталкивающей силы?
(Слайд 6. Учащиеся высказывают свои предположения, учитель направляет и помогает(если потопить мяч в воду, то он не утонет, а начнет всплывать, либо спасательный круг, а есть тела которые тонут в воде))
Учитель. Посмотрим на модели как появляется сила Архимеда.
(Слайд 7. Кликнуть название модели: откуда появляется архимедова сила.)
Учитель. Таким образом, причиной появления выталкивающей силы является давление жидкости, возникающее под действием силы тяжести. Рассчитаем значение выталкивающей силы.
(Слайд 8 учащиеся делают записи в тетрадях)
Учитель( анализируют полученную формулу F = pж gV= Pж)
Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.
Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела.
Слайд 9. Опыт Архимеда - видео. Кликнуть на черный фон)
Учитель. Закон Архимеда формулируется таким образом: на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объеме этого тела(или погруженной его части).
Fа= Pж
Учитель. Закон Архимеда формулируется таким образом: на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объеме этого тела(или погруженной его части).
Fа= Pж
(Кликнуть в любом месте слайд 10. Учащиеся записывают в тетради)
III. От чего зависит сила Архимеда
Учитель. А сейчас вы - исследователи, вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе (слайд 11).
Работа в группах (прил. 1).
После получения результатов каждая группа сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы. Представители от групп по очереди выходят к доске и кликают на "свою" рыбку. (Слайд 12)
Учитель обобщает высказывания и кликнув в любом месте слайда, показывает формулу, которую учащиеся записывают в тетради.
(Слайд 13) Учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V, повторяет физический смысл и единицу измерения данной величины. Затем кликнув значок "стрелка" подводит итог.
-
этап урока. Закрепление полученных знаний.
Учитель. А теперь давайте решим задачу, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон. (слайд 14, кликнуть в любом месте)
1. Сначала Архимед вычислил выталкивающую силу.
Fа = Рв - Рж
2. Затем Архимед определил объем короны.
3. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне?
Учитель. Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел.
-
этап урока. Итог урока.
Учитель. Сегодня мы познакомились с новой темой "Архимедова сила", а главное мы решили задачу Архимеда, совершив путешествие в 3 век до нашей эры, выяснив при этом, от чего зависит выталкивающая сила.
(слайд 15, сняв знак "галочка", учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V, спрашивает у учащихся физический смысл и единицу измерения данной величины.)
6. Домашнее задание Учитель предлагает ученикам подумать дома над вопросом. (слайд 16).
Учащиеся записывают домашнее задание (кликнуть в любом месте слайд 16).
Урок окончен. (слайд 17)
Приложение 1
Используемая литература.
1. ФГОС от 17 декабря 2010 года.
2. Примерной программе основного общего образования по физике, изд. "Просвещение".
3. Полянский В.А. Поурочные разработки по физике, 7 класс, изд. ВАКО.