• Преподавателю
  • Физика
  • СТАТЬЯ ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СТАТЬЯ ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья опубликована в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Учитель, вдохнови меня на творчество!" Конференция состоялась 2-3 ноября 2011г. Сборник издан ГБОУ ДПО "Пензенский институт развития образования"в декабре 2011г. под общей редакцией Г.Н.Белорыбкина, доктора исторических наук, профессора, ректора ГБОУ ДПО ПИРО. Напечатано по решению редакционно-издательского совета государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального обр...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.


Автор Богомолова Ирина Борисовна, учитель физики высшей категории ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одарённых детей».


Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование.

В Пензе и Пензенской области на помощь таким детям пришло дистанционное обучение.

В настоящее время в Пензе создан Центр дистанционного обучения детей-инвалидов (ЦДО) на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Пензенской области губернского лицея-интерната для одарённых детей, в котором получают основное и дополнительное образование в дистанционной форме учащиеся 1-11 классов. В основном, это дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта.

Учебная, воспитательная работа в ЦДО проводится преимущественно дистанционно, через Интернет. Обучение осуществляется индивидуально. Методики обучения определяются индивидуальными образовательными программами, запросами семьи и медицинскими показаниями.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами . Главным образом, эффективность достигается за счёт индивидуализации обучения : каждый ребёнок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для усвоения материала.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребёнок не ждёт, пока учитель запишет на доске формулы; электронный лабораторный эксперимент всегда проходит чётко, по заданному сценарию; поисковые системы позволяют быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно. Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в Центре дистанционного образования: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа (поисковая, исследовательская, творческая и др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная и индивидуальная проектная работ; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы, решение задач); консультации. Варьируя комбинации из таких элементов, сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов - в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета.

При дистанционном обучении учитель « ведёт за руку» каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки - работать с каждым ребёнком до полного решения учебной задачи. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему промежуточного оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

Специальная учебная среда позволяет контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке. Урок, пропущенный учащимся по какой-либо причине, можно провести в другое, удобное для него, время.

Сегодняшние дети требуют от нас большого внимания. Для них уже не интересно рассматривать картинки в учебнике, делать конспекты в тетради. Ни для кого не секрет, как меняется внимание учащихся, если компьютер говорит, показывает эксперимент, моделирует сложный быстротекущий процесс. Современные технологии позволяют сделать процесс обучения увлекательным. Существует множество программных продуктов: электронные учебники, мультимедийные презентации, которые можно сделать самому или найти готовые в Интернете. Программное обеспечение позволяет сохранять конспекты уроков. В совокупности они составят электронный учебник, созданный учителем и его учениками.

Перечислю некоторые виды образовательной деятельности, которые применяются мной при работе с учениками:

  • работа с текстом и изображениями;

  • сохранение сделанных заметок для дальнейшего использования;

  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

  • демонстрация презентаций.

Включаю в урок интерактивные компоненты. Например, электронное тестирование. Задания на соответствие или упорядочение физических величин, приборов и т.п. Целесообразно использовать для индивидуальной проверки знаний материала.

Активизируется познавательная деятельность учащихся. Благодаря наглядности и интерактивности, они вовлекаются в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Информационно-коммуникативные технологии позволили увеличить темп урока; они заставляют думать, искать ответы на многие вопросы (не только ученика); учат упорству, вселяют уверенность в своих силах и возможностях.

Как известно, урок соответствует темпераменту учителя. Спокойный размеренный урок будет «длиться вечно» для ученика-непоседы, а высокий темп, в лучшем случае, быстро утомит флегматичного ученика. На помощь пришли информационно-коммуникативные технологии. У моих учеников на компьютерах установлены электронные учебники. Ребята могут изучить, повторить и оценить свои знания материала урока в темпе, соответствующем их типу нервной системы, познакомиться с дополнительным материалом. После объяснения темы можно закрепить и дополнить материал урока статьями и демонстрациями из Интернета.

Использование дистанционных технологий при обучении физике детей-инвалидов помогает решить следующие воспитательные и обучающие задачи:

  • использовать ресурсы Интернет при объяснении и закреплении материала;

  • организовать самостоятельную и активную деятельность учащихся;

  • включить в учебный процесс эксперименты из любой области физики;

  • повысить наглядность при объяснении физических процессов;

  • проводить виртуальные лабораторные работы;

  • готовиться к внеклассным мероприятиям (например, к олимпиадам, конкурсам и т.п.);

  • принимать участие во внеклассных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах и т.п.).

Создан специальный Учебный измерительный комплекс (УИК) для проведения лабораторных работ и демонстрационных экспериментов по физике. При использовании современных информационных технологий лабораторные работы могут выполняться как многофакторные исследования, осуществляться в динамике и дополняться элементами моделирования. На практике такая постановка требует одновременного и непрерывного измерения различных физических параметров, таких как перемещение, скорость движения, температура, давление и т.п. Одним из инструментов для реализации такого подхода являются универсальные компьютерные системы измерения, создаваемые на базе автоматизированных систем сбора, обработки экспериментальных данных.

Поставляемая учебная измерительная система (программно-аппаратный комплекс), включает в себя программное обеспечение; плату сбора и преобразования данных; комплект датчиков для измерения расстояния, ускорения, уровня звука, магнитной индукции, напряжения, давления, температуры; и методические рекомендации по проведению конкретных лабораторных работ и демонстрационных экспериментов. При её использовании полученные с платы сбора данных цифровые сигналы обрабатываются компьютером. Результаты измерений выводятся на монитор компьютера в форме показаний цифровых индикаторов, осциллограмм и 2Д-изображений. Непосредственно во время эксперимента строятся графики изменения измеряемых параметров по времени и в зависимости друг от друга.

Благодаря возможности визуального наблюдения изучаемых процессов, в том числе и скрытых от непосредственного наблюдения, значительно повышается эффективность занятий, успешнее развиваются способности учащихся использовать современные компьютерные технологии при самостоятельном изучении сложных явлений.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребёнок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто дети-инвалиды требуют некоторой специфики при обучении. Дистанционное обучение позволяет ребёнку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. В настоящее время использование дистанционных технологий позволяет не только обеспечить ребёнка-инвалида качественным образованием, но и дать ему общение со сверстниками, столь необходимое для социализации, реабилитации и адаптации. Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребёнок-инвалид уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь.

© 2010-2022