- Преподавателю
- Физика
- Количество теплоты. Единицы количества теплоты
Количество теплоты. Единицы количества теплоты
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пестерева И.В. |
Дата | 24.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект урока по теме:
Количество теплоты. Единицы количества теплоты.
Тип урока:
Цель урока:
- дать понятие количества теплоты;
- обосновать зависимость количества теплоты от рода вещества, массы тепла и от изменения его температуры;
- познакомить учащихся с единицами количества теплоты.
Оборудование: две спиртовки, два стакана с одинаковым количеством воды и масла подсолнечного, два штатива, два термометра, спички.
Ход урока:
I. Проверка усвоения изученного материала (фронтальный опрос)
(пока учащиеся отвечают на вопросы, двое учащихся экспериментируют)
А) стакан с горячей водой, ложка алюминиевая и серебряная.
Б) медная проволока закреплена в штативе, к ней прикреплены несколько тел, спиртовка, спички.
Вопросы:
-
От чего зависит температура тела? (от скорости движения молекул)
-
Как называются явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры? (тепловыми)
-
Тепловое движение - это… (беспорядочное движение частиц из которых состоят тепла)
-
Назвать два вида механической энергии (кинетическая и потенциальная)
-
Назвать два способа изменения внутренней энергии (совершение работы, теплопередача)
-
Теплопередача может осуществляться тремя способами…(теплопроводностью, конвекцией, излучением)
-
Хорошую теплопроводность имеют (металлы)
-
Плохую теплопроводность имеют (дерево, стекло, пух)
-
Самая низкая теплопроводность (в вакууме)
-
Чем переносится энергия при конвекции (самими струями газа или жидкости)
-
Назвать два вида конвекции (естественная, искусственная)
-
Почему жидкости и газы нагревают снизу (что бы происходила конвекция)
-
Почему не происходит конвекция в твердых телах (не могут образоваться потоки вещества)
-
Чем отличается передача энергии излучением от др. видов теплопередачи (происходит в вакууме)
-
Назвать основной источник тепла на Земле (солнце)
Итог по повторению материала: оценки за ответы учащихся, которые экспериментировали и отвечали на вопросы.
II. Изучение нового теоретического материала. (стр.18 учебник)
Вам уже известно и мы с вами повторили, что внутренняя энергия тела может изменяться путем совершения работы и путем теплопередачи.
Теплопередача
Теплопроводность Конвекция Излучение
Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называется количеством теплоты.
Выясним, от каких величин зависит количество теплоты:
-
1 кг воды
2 кг воды от двух одинаковых горелок будем нагревать.
t0- одинаковая
Вывод: (на стр.19 найти в учебнике)
Чем больше масса тела, тем больше количество теплоты надо затратить, чтобы изменить его температуру на одно и тоже число градусов.
Кто с этим не согласен, дома проделать экспериментально!
-
полный чайник до 50ºС
полный чайник до 100ºС
Вывод:
Количество теплоты, которое необходимо для нагревания, зависит от того, на сколько градусов направляется тело.
-
Нагреваем воду и раст. масло при одинаковых условиях
Вывод:
Количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела, зависит от того, из какого вещества оно состоит, т.е. от рода вещества.
Стр. 20 - вывод списать в тетрадь
Q - количество теплоты (Дж) в Джоулях
1кДж=1000Дж
Калория (кал) или килокалория (ккал)
Калор - тепло, жар
Калория- это количество теплоты, которое необходимо для нагревания 1г воды на 1ºС.
1 кал=4,19 Дж ≈ 4,2 Дж
1ккал=4190 Дж ≈ 4200 Дж ≈ 4,2 кДж
(данные списать в тетрадь из учебника стр. 20)
Закрепление стр.20 (вопросы)
Дом. зад. § 7
Итог по всему уроку