• Преподавателю
  • Физика
  • Публикация по физике на тему Активные формы работы на уроке с использованием возможностей новых информационных технологий

Публикация по физике на тему Активные формы работы на уроке с использованием возможностей новых информационных технологий

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные формы работы на уроке

с использованием возможностей

новых информационных технологий

Технология (от греческого «techne», что означает «искусство», «мастерство», «умение»).

Обычно под информационными технологиями понимают компьютерные технологии.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. При изучении данных предметов информационные технологии становятся эффективным вспомогательным средством.

Сегодня практически не встретишь учителя, который не владел бы элементарными навыками работы с компьютером. И в силу своих возможностей, специфики предмета, а может и желания, так или иначе учителя пытаются использовать данное средство в своей работе.

По заказу Министерства образования и науки РФ и при финансовой поддержке Международного банка реконструкции и развития в России осуществляется проект «Информатизация системы образования». Проект направлен на создание условий для осуществления информационных и коммуникационных технологий в работе школ и других учебных заведений.

В результате реализации проекта образовательные учреждения должны перейти на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, активно использовать цифровые образовательные ресурсы.

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Разумеется, педагогическая эффективность использования программных сред зависит не только от самих электронных средств, но и от подготовки учителей к работе с ними, от наличия оборудования в школе.

В век развития информационных технологий у учителя появилось самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств обучения - компьютер, а информационные технологии, являясь современным средством обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач.

Использование ИКТ в образовательном процессе:

  • При подготовке к уроку

  • При объяснении нового материала

  • При закреплении ранее изученного

  • При опросе

  • При решении задач

  • При контроле знаний

  • При подготовке к ЕГЭ

  • При выполнении виртуальных интерактивных лабораторных работ

  • При подготовке домашнего задания

  • При выполнении творческих работ.

Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:

1. создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом;

2. максимально целесообразно располагать материал;

3. обеспечивать основной материал дополнительной информацией;

4. подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

1. экономить время;

2. красочно оформлять материал;

3. повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;

4. оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;

5. индивидуализировать обучение;

6. концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;

7. в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;

8. самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.

Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.

Некоторые способы применения ИКТ на уроках физики:


1. Компьютерные демонстрации

Основным достоинством этой технологии является то, что она может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику. Другим немаловажным обстоятельством является то, существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение. Достоинство этой технологии заключается в том, что она не требует большого числа машин. Достаточно одного компьютера, чтобы начать работать по этой технологии и видеопроектора, или комплекса, - компьютер плюс телевизор.

2. Компьютерное моделирование

Эта компьютерная технология обучения является мощным научным направлением, которое разрабатывается уже десятки лет. Применение этой компьютерной технологии в школе имеет большое будущее, так как компьютерное моделирование является мощным инструментом познания мира. На уроках для исследования можно использовать готовые модели или создавать их самостоятельно. Применяется как индивидуальная, так и групповая форма создания компьютерных моделей учащимися.

3. Компьютерное тестирование

В учебном процессе тестирование в той или иной форме используется давно. В традиционной форме тестирование это чрезвычайно трудоемкий процесс, который требует больших временных вложений. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным, что в ближайшем будущем он станет основным элементом контроля уровня знаний учащихся.

4. Компьютерный практикум

Эта технология более трудоемка для учителя и требует специальной подготовки. Необходимо наличие компьютерного класса, и деление класса на подгруппы. Так как изначально в технологии заложена активная роль ученика, этот вид занятий необычайно эффективен для его творческого развития. Компьютер здесь рассматривается как средство для решения тех или иных задач физики. Но, применяя компьютерный практикум, учителю не следует отказываться и от традиционной формы проведения лабораторной работы. В данном случае, лучше умело сочетать эти формы на практических уроках.

5. Компьютерные презентации

Компьютерные презентации - эффективный метод представления и изучения любого материала. Применение слайд - фильмов обеспечивает более высокий уровень проведения урока, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации можно использовать электронные учебники, информацию сети Интернет, размещать на слайдах необходимые формулы, опыты в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последних слайдах можно поместить контрольные задания. Если учащиеся не могут ответить, на какой - либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения. Наличие большого набора информационных объектов в презентации дает учителю возможность представить изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более четко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире.

Внедрение ИКТ в образование является насущной и объективной потребностью. Наше образование должно соответствовать требованиям современного информационного общества, поэтому процесс внедрения ИКТ в образование должен нести системный характер.

© 2010-2022