- Преподавателю
- Физика
- Программа элективного курса 11кл
Программа элективного курса 11кл
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Cычева Е.Д. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса
«Учимся решать задачи по физике»
МБОУ Слободищенской СОШ Дятьковского района Брянской области
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержания базового курса физики 7-11 классов, ориентированного на учебники А.В. Перышкина «Физика. 7-9 класс», Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского «Физика. 10-11 класс», рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а также учебных программ:
-
Программа элективного курса «Методы решения физических задач» / В.А. Орлов, Ю.А. Сауров
-
Элективный курс «Решение физических задач» / И. В. Хламова (методист по физике ОМЦ ЗАО, учитель физики гимназии № 1541), Е. П. Мамонова (методист по физике ОМЦ ЗАО, учитель физики ЦО№ 1438). ОМЦ ЗАО лаборатория физики
и методических пособий:
-
Физика. 11 класс. Учимся решать задачи. Готовимся к ЕГЭ./ А.В. Лукьянова - Москва: «Интеллект-Центр», 2011
-
. Физика. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ И.Л.Касаткина. Ростов-на- Дону «Феникс» 2012г
-
Физика. ЕГЭ: Типовые тестовые задания . О.Ф Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. 2014.
-
ЕГЭ 2014 Физика. Самое полное издание типовых вариантов заданий. В.А Грибов.
Рабочая программа элективного курса «Учимся решать задачи по физике» преследует реализацию следующих целей:
-
повторение и углубление знаний по основным темам курса физики 7-11 классов в систематизированном и обобщенном виде;
-
обеспечение дополнительной поддержки учащихся класса для сдачи ЕГЭ по физике;
-
формирование и совершенствование умений применять полученные знания для решения физических задач;
-
формирование обобщенных представлений о классификации, приемах и методах решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач; развитие мышления учащихся
Задачи:
-
познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации (части «А», «В», «С»);
-
совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически, геометрически и т.д.;
-
использовать активные формы организации учебных занятий;
-
развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения при обсуждении хода решения задачи;
-
использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей старшеклассников;
-
развивать информационно-коммуникативные умения школьников при выполнении тестовых заданий с помощью компьютера.
Используемые технологии:
-
проблемное обучение;
-
информационно-коммуникативные;
-
обучение в диалоге;
-
лекционно-семинарская система обучения;
-
личностно-ориентированное обучение.
Методические особенности изучения курса.
Ввиду предельно ограниченного времени эффективность курса определяется грамотным соотношением лекционной и практической части в сочетании с серьезной домашней подготовкой (не менее 3-4 ч в неделю). Лекции должны носить обобщающий характер, теоретический материал лучше предлагать учащимся в систематизированном виде с использованием таблиц, схем, опорных конспектов. Распределение часов для изучения различных разделов программы можно варьировать в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.
Формы и виды самостоятельной работы и контроля.
В настоящее время на факультатив по физике приходит небольшое количество мотивированных учащихся. Это дает возможность учителю осуществить индивидуальный подход к обучению и постоянный контроль всех выполненных заданий как в классе, так и дома.
При разработке программы факультатива учитывается, что подготовленность учащихся к решению физических задач может существенно различаться. Поэтому подбор задач, математический аппарат, глубина изложения материала, методика проведения занятий должны исходить из конкретных возможностей школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
. По окончании курса обучающиеся должны:
-
приобрести умения сравнивать, находить наиболее рациональные способы решения задач;
-
приобрести навыки решения графических задач, предсказывать ход графика за пределами таблицы результатов наблюдений;
-
развить навыки решения качественных задач;
-
анализировать полученные результаты;
-
делать выводы;
-
обсуждать результаты.
Содержание программы
XI класс
(17,5 ч, 0.5 ч в неделю)
1. Механика-5ч
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями - приложение законов Ньютона.
Законы сохранения импульса и энергии
3. Молекулярная физика и термодинамика - 3ч
Основное уравнение MKT газов.
Уравнение состояния идеального газа. Следствие из основного уравнения MKT. Изопроцессы. Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики. Расчет КПД тепловых двигателей
4. Электродинамика - 4ч
Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного и зарядов. Принцип суперпозиции электрических полей.
Конденсаторы. Энергия электрического поля. Движение зарядов в электрическом поле.
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.
Магнитное поле. Силы Ампера и Лоренца.
Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
5. Колебания и волны - 1ч
Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.
Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний. Переменный ток. Механические и электромагнитные волны
6. Оптика - 2 ч
Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных и движущихся предметов в тонких линзах, плоских и зеркалах.
Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.
7. Квантовая физика - 2 ч
Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа, задачах о ядерных превращениях.
8.Заключительное занятие-0.5ч
№
Наименование темы занятий
Кол.
час.
Дата
Примечание
По плану
Фактич.
1. Механика (5 ч.)
5ч
1.
Кинематика. Динамика Статика. Законы сохранения
1
2.
Решение задач по теме «Кинематика»
1
3.
Решение задач по теме «Динамика»
1
4.
Решение задач по теме «Статика. Законы сохранения»
1
5.
Тестирование № 1 «Механика»
1
3. Молекулярная физика и термодинамика (3 ч.)
3ч
6.
Основы MKT. Газовые законы. Первый и второй законы термодинамики. Тепловые двигатели
1
7.
Решение задач по теме «Основное уравнение MKT. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы»
1
8.
Решение задач по теме «Первый и второй законы термодинамики. Тепловые двигатели»
Тестирование №2 «Молекулярная физика и термодинамика»
1
4. Электродинамика (4 ч)
4ч
9.
Электростатика. Конденсаторы Постоянный ток.
1
10.
Решение задач по теме «Электростатика Конденсаторы Постоянный ток»
1
11.
Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
1
12.
Тестирование № 3«Электродинамика»
1
5. Колебания и волны ( 1ч.)
1ч
13.
Колебания и волны. Электромагнитные колебания и волны. Переменный ток. Решение задач.
1
6. Оптика (2 ч.)
2ч
14.
Геометрическая и волновая оптика. Законы отражения и преломления света. Решение задач.
1
15.
Построение изображений в линзах и плоских зеркалах. Решение задач.
Тест. №4 «Колебания и волны. Оптика»
1
7. Квантовая физика (2 ч)
2ч
16.
Решение задач по теме «Квантовая физика»
1
17.
Итоговое тестирование.
1
18.
Заключительное занятие (0,5 ч)
0.5ч
№
урока.
Тема
Вид занятия
Кол-во часов
I. Механика (5ч)
1
Кинематика. Динамика Статика. Законы сохранения
Лекция 1
1
2
Кинематика
Практическое занятие
1
3
Динамика
Практическое занятие
1
4
Статика. Законы сохранения
Практическое занятие
1
5
Тестирование № 1 «Механика»
Контроль знаний
1
II. Молекулярная физика и термодинамика (3 ч)
6
Основы MKT. Газовые законы. Первый и второй законы термодинамики. Тепловые двигатели
Лекция 2
1
7
Основное уравнение MKT. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.
Практическое занятие
1
8
Первый и второй законы термодинамики. Тепловые двигатели.
Тестирование №2 «Молекулярная физика и термодинамика»
Практическое занятие Контроль знаний
0.5ч
0.5ч
IV. Электродинамика (4ч)
9
Электростатика. Конденсаторы Постоянный ток
Лекция 3
1
10
Электростатика Конденсаторы Постоянный ток
Практическое занятие
1
11
Магнитное поле. Электромагнитная
индукция
Лекция 4
Практическое занятие
0,5 ч
0,5 ч
12
Тестирование № 3«Электродинамика»
Контроль знаний
V. Колебания и волны (1ч)
13
Колебания и волны. Электромагнитные колебания и волны. Переменный ток
Лекция 5
Практическое занятие
0,5 ч
0,5 ч
VI. Оптика (2 ч)
14
Геометрическая и волновая оптика. Законы отражения и преломления света
Лекция 6
Практическое занятие
0,5 ч
0,5 ч
15
Построение изображений в линзах и плоских зеркалах.
Тестирование №4 «Колебания и волны. Оптика»
Практическое занятие Контроль знаний
0,5 ч
0,5 ч
VII. Квантовая физика (2 ч)
16
Квантовая физика
Лекция 7
Практическое занятие
0,5 ч
0,5 ч
17
Итоговое тестирование.
Контроль знаний
1ч
18
Заключительное занятие 0.5ч
Практическое занятие
0.5
Директор школы: / И.С. Пузанкова