• Преподавателю
  • Физика
  • Статья «Задачи физики для формирования научного миропонимания в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

Статья «Задачи физики для формирования научного миропонимания в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ж. В. Клюшина,

учитель физики МБОУ СОШ №37

г. Шахты Ростовской области

Задачи физики для формирования научного миропонимания

в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию, особенно при переходе на ФГОС второго поколения. Один из социальных заказов общества - воспитание всесторонне развитой личности. Но без знания математики не сможешь решать задачи по физике, выполнять экспериментальные задания. Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук - химии и физики, физики и биологии и т.п. Расширяя свои знания по другим предметам, учащиеся углубляют знания по физике, расширяют кругозор.

При переходе на ФГОС второго поколения нельзя не учитывать, что современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому образование на данном этапе должно быть ориентировано на развитие личности.

При обучении учащихся связь физики с другими предметами призвана решать следующие задачи:

  • служить основой для формирования научного миропонимания;

  • прививать интерес к изучению предметов естественно-математического цикла;

  • готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, развивать логическое мышление;

  • формировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней;

  • знакомить с применением физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса;

При изучении различных разделов физики важно обеспечить преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, взаимодействовать с параллельно изучаемыми предметами (химия, биология, математика, география и др.), включить проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой.

Рекомендую рассмотреть таблицу межпредметных связей при изучении отдельных тем курса физики 10 - 11 классов.

10 КЛАСС

ПРОФИЛЬ: «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ»

№ п/п



Тема урока



Межпредметная связь



Тема, излагаемая на уроке




1.





2.



3.



4.



5.





6.









7.



8.





9.









10.





11.







12.



13.



14.


Физический эксперимент. Теория. Физические модели. Симметрия. Физический закон.

Идея атомизма. Фундаментальные взаимодействия.

Свободное падение тел.

Принцип относительности Галилея.

Движение тел в гравитационном поле Земли.

Космические скорости.



Агрегатные состояния вещества.

Первый закон термодинамики.

Тепловые двигатели.



Второй закон термодинамики.

Звуковые волны.

Электрический заряд. Квантование заряда.

Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.

Закон Кулона.

История

История

Искусство

Философия

История

История современных научных открытий.

Технология

История

История техники.



Экология

Экология

География

Искусство

История

История

Техника

История

Искусство эксперимента.

Развитие представлений о строении атома.

Гений фантазии - Леонардо да Винчи.

Чему же учил Аристотель.

Неизвестные имена науки. Ю. Кондратюк.

С. П. Королёв - теоретик космонавтики, конструктор, организатор.

К.Э. Циолковский: научные труды.

Применение реактивного движения (на примере межконтинентальной баллистической ракеты).

Состояние вещества.

Джеймс Прескотт Джоуль. Неизвестные факты из личной жизни и научной работы.

История создания первой паровой машины( Геро Александрийский ).

Двигатели Ньюкомена, Уатта.

Защита окружающей среды от двигателей внутреннего сгорания.

Шум и борьба с ним.

Сейсмические волны.

Музыкальные звуки.

Первые сведения об электричестве и магнетизме.

Первые теории электричества.

Первые шаги в практическом применении учения об электрических явлениях.

История открытия закона Кулона.

11 КЛАСС

ПРОФИЛЬ: СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫЙ

№ п\п

Тема урока

Межпредметная связь

Тема, излагаемая на уроке



1.



2.





3.







4.



5.





6.





7.



8.





9.



10.







11.









12.



13.



14.



15.





16.



17.









18.

Источники электрического тока.

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.

Магнитное взаимодействие.

Магнитное поле тока.

Электромагнитная индукция.

Использование электромагнитной индукции.

Спектр электромагнитных волн.

Принцип Гюйгенса.

Линзы. Собирающие линзы.

Преломление волн.

Интерференция света.



Дифракция света.

Тепловое излучение.

Фотоэффект.

Корпускулярно - волновой дуализм.

Строение атома.

Естественная радиоактивность.



Закон радиоактивного распада.

История

История

История

История

История

Техника

Биология

История

История

История

История



История

Биология

История

История

История

История



Химия

Геология

Биология

История изобретения гальванического элемента.

Опыты Джоуля.

Первые исследователи магнитного поля Земли: Марикур, Уильям Гильберт. Факты из личной жизни и основные научные работы в области магнетизма.

Ханс Эрстед: история открытия связи электричества и магнетизма. Краткая биография.

История открытия явления электромагнитной индукции. Майкл Фарадей и Максвелл.

Использование электромагнитной индукции в современной технике.

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Основные этапы научной деятельности. Краткая биографическая справка.

Антони ван Левенгук. Краткая биографическая справка и основные этапы научной деятельности.

Первые шаги в развитии геометрической оптики.

Томас Юнг: краткая биографическая справка и основные этапы научной деятельности.

Развитие волновой теории света.

Оптика Ньютона.

Ультрафиолетовая катастрофа.

Столетов и его научные работы.

Развитие взглядов на природу света и первые открытия в области физической оптики.

Эрнест Резерфорд: краткая биографическая справка и основные этапы научной деятельности.

Анри Антуан Беккерель: краткая биографическая справка и основные этапы научной деятельности.

Открытие рентгеновских лучей.

Использование закона радиоактивного распада для научных исследований.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

11 КЛАСС

ПРОФИЛЬ: ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

№ п/п

Тема урока

Межпредметная связь

Тема, излагаемая на уроке



1.



2.



3.



4.



5.



6.





7.





8.



9.



10.



11.





12.







13.





14.



15.





16.

Электрический ток. Сила тока.

Измерение силы тока и напряжения.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.

Магнитный поток. Энергия магнитного поля.

Электромагнитная индукция.

Использование электромагнитной индукции.

Распространение электромагнитных волн.

Построение изображений в собирающей линзе. Формула тонкой собирающей линзы.

Рассеивающие линзы. Построение изображений в рассеивающей линзе.

Тепловое излучение.

Волновые свойства частиц.

Теория атома водорода.

Лазер.

Закон радиоактивного распада.

Биологическое действие радиоактивных излучений.

Математика

Математика

Математика

Техника

Математика

Математика

Техника

Математика

Техника

Техника

Математика

Элементы теории вероятности

Математика

Техника

Математика

Техника

Производная. Решение задач на применение производной.

Законы Кирхгофа. Решение задач по данной теме (системы уравнений).

Решение задач с использованием тригонометрических функций.

Масс - спектрограф. Циклотрон.

Геометрическая интерпретация энергии магнитного поля.

Решение задач на нахождение изменения магнитного потока с использованием производной.

Физические основы действия поезда на магнитной подушке. Детектор металла. Видео - и аудиоаппаратура.

Тригонометрические функции. Уравнение бегущей гармонической волны.

Фокусное расстояние и оптическая сила системы из двух линз.

Оптические приборы, увеличивающие угол зрения.

Закон смещения Вина. Закон Стефана - Больцмана. Решение задач с применением интегрального исчисления.

Соотношение неопределённостей Гейзенберга.

Вывод формул для расчёта радиусов стационарных орбит и скорости движения по стационарной орбите электрона.

Устройство и принцип действия мазера.

Показательная функция. Решение задач на применение закона радиоактивного распада.

Устройство и принцип работы ядерного реактора.

Термоядерный синтез.

Установка «Токамак».



© 2010-2022