Рабочая программа по физике для 10-11 классов (2 часа в неделю)

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»


УТВЕРЖДЕНА

Приказ № ______

от «___» ___________ 20____г.

Директор школы_____________











Рабочая программа

по физике

для 10 - 11 классов

среднего (полного) общего образования

базовый уровень

(2 часа)







Учитель: Кравчук Т.П.









2014 - 2016 учебный год




Пояснительная записка

-

Программа по физике составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • примерной программы по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание, требования к уровню подготовки обучающихся; календарно-тематический план (приложение к рабочей программе); учебно-методический комплекс.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.


Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Таблица распределения учебных часов основных разделов курса


Тема

Примерная программа

Рабочая программа


Примерная программа

Рабочая программа

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Физика и методы научного познания

4

4

4


4


Механика

32

32

32


32


Молекулярная физика

27

27

27


27


Электродинамика

35

40

35

7

33

Квантовая физика и элементы астрофизики

28

29


28


29

Итоговое повторение


8




8

Резерв времени

14


14



Итого:

140

140

70

70

70

70


Основное содержание (140 часов)


Физика и методы научного познания (4 часа)

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Механика (32 часа)

Кинематика. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение.

Динамика. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение.

Законы сохранения в механике. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса. Закон сохранения полной механической энергии. Работа и мощность. Коэффициент полезного действия.

Элементы статики. Условия равновесия тел. Правило моментов сил.

Лабораторные работы:

  1. Измерение ускорения свободного падения.

  2. Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.

  3. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил упругости и тяжести.

  4. Молекулярная физика (27 часов)

Основы молекулярно-кинетической теории вещества. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.

Газовые законы. Изопроцессы. Законы изопроцессов.

Реальные жидкости и газы. Строение и свойства реальных газов, жидкостей и твердых тел.

Основы термодинамики. Законы термодинамики. Необратимость тепловых процессов.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Лабораторные работы:

  1. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

  2. Измерение поверхностного натяжения жидкости

Основы электродинамики (40 часов)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Лабораторные работы:

  1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  2. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

  3. Изучение явления электромагнитной индукции.

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Оптика. Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Лабораторные работы:

  1. Измерение показателя преломления стекла.

  2. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

  3. Определение длины световой волны



Основы специальной теории относительности.

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

Квантовая физика и элементы астрофизики (29 часов).

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Лабораторная работа:

  1. Наблюдение сплошных и линейчатых спектров.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.

Значение физики для понимания мира и развития производительных сил.

Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.

Обобщающее повторение - 8 часов


Учебно-тематический план для 10- 11 класса

Тема

Рабочая программа


Контрольные работы

Лабораторные

работы

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Физика и методы научного познания

4





Механика

32

1


3


Молекулярная физика

27

1


2


Электродинамика

40

1

2

6

1

5

Квантовая физика и элементы астрофизики

29


1


1

Итоговое повторение

8





Итого:

140

6

16

3

3

6

6


Разделы курса физики 10 класс

Рабочая программа

Контрольные работы

Лабораторные

работы

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Тема 1. Физика и методы научного познания

4





Тема 2. Механика

32

1


3


Кинематика

10



1


Динамика

11



1


Законы сохранения в механике

11



1


Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика

27

1


2


Молекулярно-кинетическая теория

8





Реальные жидкости, газы, твердые тела

8



1


Термодинамика

11

1




Тема 3. Электродинамика

7



1


Электростатика

3





Законы постоянного тока

4



1


Итого:

70

3


6


Разделы курса физики 11 класс






Тема 1. Основы электродинамики (продолжение)

33



2


5

Магнитное поле

4



1


1

Электромагнитная индукция

5



1

Колебания и волны, в т.ч.:

10





Электромагнитные колебания

5





Производство, передача и использование электрической энергии

2





Электромагнитные волны

3





Оптика

11


1


3

Элементы теории относительности

3





Тема 2. Квантовая физика и элементы астрофизики, в т.ч.:

29



1


1

Световые кванты

5





Излучение и спектры

3




1

Физика а тома и атомного ядра

12


1



Элементарные частицы

2





Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества

1





Строение Вселенной

6





Тема 3. Повторение

8





Итого:

70


3


6

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.



© 2010-2022