Рабочая программа по физике 7 класс

Рабочая   программа   по  предмету   «физика»  в 7 классе  составлена  в  соответствии  со  следующими  документами: ·        Федеральный   компонент   Государственного   образовательного  стандарта    общего  образования, утвержденная  приказом  Министерства  России   от  05.03.2004г. ·         Примерной  программы  основного  и  среднего (полного) образования. ·        Приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  31.03.2014г.  № 253. « Об  утверждении  федеральных...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физике для 7 класса. 2014

Структура документа

  1. Пояснительная записка.

  2. Место предмета в базисном плане.

  3. Требования к уровню подготовки ученика 7 класса.

  4. Система оценки.

  5. Содержание программы.

  6. Календарно - тематическое планирование.

  7. Учебно-методический комплект.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «физика» в 7 классе составлена в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденная приказом Министерства России от 05.03.2004г.

  • Примерной программы основного и среднего (полного) образования.

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253. « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013 /2014 уч. год.

  • Учебный план МБОУ Вельяминовская СОШ на 2014 - 2015 учебный год (основное общее образование) приказ № 67 от 01.09.2014г.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей1:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

2. 2. Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

контрольных работ 5 лабораторных работ 12


Сроки

(примерные)

Раздел

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

1-3 нед

Физика и физические методы изучения природы

4

2

-

3-6 нед

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

-

6-29 нед

динамика

22

7

2

29-35 нед

Работа, мощность, энергия

13

1

1


Всего

68

11

5

3. Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;

  • смысл физических величин: путь, скорость; масса, плотность, сила; давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

4. Основное содержание программы

Физика и физические методы изучения природы

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации

Наблюдение физических явлений:

Свободное падение тел. Колебания маятника. Притяжение стального шара магнитом. Свечение нити электрической лампы.

Электрические искры.

Лабораторные работы

  1. Измерение расстояний.

  2. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.

Демонстрации

Диффузия в растворах и газах, в воде. Модель хаотического движения молекул в газе. Демонстрация расширения твердого тела

Лабораторные работы

1. измерение размеров малых тел

Механические явления

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение. Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила - векторная величина.

Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации

  1. Явление инерции. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов. Измерение силы по деформации пружины. Свойства силы трения. Сложение сил. Барометр. Опыт с шаром Паскаля. Опыт с ведерком Архимеда.

Лабораторные работы

  1. Измерение массы тела.

  2. измерение объема тел

  3. Измерение плотности твердого тела.

  4. Градуирование пружины динамометра

  5. Исследование условий равновесия рычага.

  6. Измерение архимедовой силы.

  7. Изучение условий плавания тел

Механическая энергия

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации

Реактивное движение модели ракеты. Простые механизмы.

Лабораторные работы

  1. Измерение КПД наклонной плоскости.

Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.

Использованный материал:

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 - 9 классы. М.: Просвещение, 2010.

  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2008.

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы.

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.

  2. М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.

  3. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2008

  4. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.

  5. Рабочие программы 7 - 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.







5. Календарно-тематическое планирование

7 класс (68 часов - 2 часа в неделю)

  1. Введение (4 часа).

урока


Дата


Тема

Урока

Элементы содержания

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Вид контроля ,

Измерители

Домашнее задание

1/1

Техника безопасности в кабинете физики (ТБ).

Что изучает физика?

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод познания.

Наблюдать и описывать физические явления.

Измерять расстояния и промежутки времени.

Определять цену деления шкалы прибора.

§1-3, вопросы после §§ устно.

Л. № 5, 7.

1/2

Физические величины. Измерение физических величин.

Лабораторная работа №1.

«Измерение расстояний»

Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.

Задания на соответствие по определению: вещество, тело, явления.

§4, 5,

упр. 1(1,2), подготовка к лабораторной работе № 1.

2/3

Лабораторная работа №2. «Определение цены деления измерительного прибора».

Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра.

правильные прямые измерения,

§ 6.

2/4

Физика и техника.

Физика и техника. Достижения науки, техники,

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 6.

Творческое задание: газета, презентация, плакат и т.д.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).

3/1

Строение вещества. Молекулы.

Сформировать представления о молекулярном строении




Ответы на вопросы § 7.

§7-8, вопросы после §§ устно.

Л. № 49-50.

3/2

Движение молекул.

Диффузия в природе и быту.

объяснять явление диффузии.

Ответы на вопросы § 9.

§9,

вопросы после §9

4/3

Лабораторная работа № 3.

«Измерение размеров малых тел».,,,

Измерение размеров малых тел.

правильные пря-мые измерения,

§7-9,упр.2 (1,2), подготовка к лаб работе № 2.

4/4

Взаимодействие молекул.

Тепловое движение атомов и молекул. Взаимодействие молекул.

Выполнять опыты

Ответы на вопросы по материалу § 10.

§10, вопросы после §§ устно.

Л. № 78-81.

5/5

Три состояния вещества.

Основные свойства газов, жидкостей и твердых тел. Основные положения молекулярно- кинетической теории.

Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе строения вещества.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 11.

§11-12, задание 3, вопросы после §§ устно.

Л. № 84-88.

5/6

Повторение темы. Первоначальные сведения о строении вещества. Контрольная работа №1

Дискретное строение вещества, модели газа, жидкости и твердого тела.

Задания на соответствие по определению.

§7-12, вопросы после §§ устно.

Л. № 13, 29, 48, 68.

  1. Взаимодействие тел (21 час).

    6/1

    Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

    Механическое движение. Путь. Траектория.

    Физические величины и их измерение.

    Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении.

    соответствие по определению: путь, перемещение, траектория.

    §13-14, упр.3, задание 4,

    Л. № 108, 109, 114.

    6/2

    Скорость. Единицы скорости.

    Скорость Средняя скорость.

    Измерять силы взаимодействия тел.

    соответствие по определению

    §15,

    упр. 4, вопросы

    7/3

    Расчет пути и времени движения.

    Система отсчета. Относительность движения


    Задания на соответствие

    §16, упр. 5(1-3),

    Л. № 124, 128, 130.

    7/4

    Решение задач на расчет пути и времени движения.

    График зависимости пути и скорости

    Строить графики

    вопросы §15.

    §15-16, упр.5

    8/5

    Явление инерции.

    Система отсчета. Инерция.

    вопросы §17.

    газета, презентация,

    8/6

    Взаимодействие тел.

    скорость, взаимодействие тел,

    вопросы §18.

    §17-18,

    9/7

    Масса. Единицы массы.

    Масса тела. Инертность. Единицы измерения.

    Задания на соответствие

    §19, упр. 6, вопросы

    9/8

    Лабораторная работа №4.

    «Измерение массы тела на рычажных весах».

    Определение массы тела при помощи рычажных весов.

    , правильные прямые измерения,

    §19-20, подготовка к лаб раб № 3.

    10/9

    Плотность вещества.

    Плотность. Масса. Объем .

    Задания на соответствие

    §21, упр. 7,

    10/10

    Расчет массы и объема тела по его плотности.

    Физический смысл плотности.

    вопросы §21.

    §22, упр. 8,

    11/11

    Лабораторная работа № 5. «Измерение объема тела».

    Определение объема тела

    , правильные пря-мые измерения,

    §21-22,

    11/12

    Лабораторная работа №6. «Определение плотности твердого тела».

    Определение плотности твердого тела

    правильные прямые измерения,

    §21-22,

    12/13

    Решение задач.

    Основные формулы. .

    вопросы §21.

    §19-22.

    12/14

    Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

    Сила - величина векторная. Единицы измерения.

    Задания на соответствие по определению.

    Творческое задание, §23-24.

    Л. № 293, 311.

    13/15

    Сила упругости. Вес тела.

    Единицы силы.

    Формулировка закона Гука . Виды деформации. Вес тела.

    Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §25.

    §25-26,

    упр. 9 (1-2),

    13/16

    Динамометр. Лабораторная работа №7. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

    Научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой ценой деления и с ее помощью измерять силы.

    , правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ.

    §27-28, подготовка к лабораторной работе № 6.

    14/17

    Графическое изображение силы. Сложение сил.

    Равнодействующая сила. Демонстрации:

    Ответы на вопросы в ходе урока

    §29,

    упр. 9 (3-5),

    14/18

    Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике.

    Сила трения. Виды сил трения. Измерение сил трения.

    Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §29.

    §30,упр. 10, .

    Л. № 377, 381, 428, 432.

    15/19

    Обобщающее занятие по теме: «Взаимодействие тел».

    взаимодействие, сила, масса, плотность.

    Вес тела. Закон Гука.

    Задания на соответствие по определению.

    Творческое задание, §30-31.

    Л. № 351, 368.

    15/20

    Контрольная работа № 2.

    «Взаимодействие тел».

    Механическое движение, взаимодействие, сила, мас-са, плотность. Вес тела. Закон Гука.


    Задачи по тетради. Дидактический материал.

    16/21

    Анализ контрольной работы

    Работа над ошибками.

    сила, масса, плотность. Вес.


    Задачи по тетради.

  2. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час).

16/1

Давление. Единицы давления.

Давление. Единицы давления.

существование атмосферного давления.

Ответы на вопросы §33.

§33,

упр. 12(3-4),

17/2

Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление.


Ответы на вопросы

§34,

упр. 13(1-2),

17/3

Давление газа.

Давление газа.


Ответы на вопросы

§35,

18/4

Передача давления жидкостями и газами.

Закон Паскаля.

Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §36.

§36,упр.14(1,2),

задание 7,

18/5

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры.

Ответы на вопросы §37.

§37, упр.14,

задание 7,

19/6

Решение задач.

Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля.

Ответы на §38.

§38,упр.15,

19/7

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

Сообщающиеся сосуды.

Ответы на вопросы §39.

§39, упр. 16 (1-2), вопросы

20/8

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Атмосфера. Воздух. Атмосферное давление.

Обнаруживать существование атмосферного давления.

Ответы на вопросы §40.

§40упр. 17(1-2), задание 10, вопросы после

20/9

Измерение атмосферного давления.

Давление. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

Ответы на вопросы §42.

§42,

упр. 19(1-2), задание 11,

21/10

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах.

Барометр-анероид. Цена деления. Единицы измерения. Высотомеры. Их применение.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §43.

§43-44,

упр. 21(1-4),

21/11

Манометры. Поршневой жидкостной насос.

Гидравлический пресс.

Манометры.

Гидравлическая машина.

Ответы на §45-47.

§45-47, вопросы после §§ устно.

Л. № 603-604.

22/12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Выталкивающая сила.

Закон Паскаля.

Измерять силу Архимеда

Ответы на вопросы §48.

§48, вопросы

22/13

Архимедова сила.

Выталкивающая сила


§49,упр. 24

23/14

Лабораторная работа №8. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Вес тела в воздухе и в жидкости. Закон Архимеда. Динамометр.

правильные прямые измерения,

§49,

упр. 24(3-4),

задание 14,

23/15

Плавание тел.

Условия плавания тел.

Исследовать условия плавания тел.

Ответы на вопросы .

§50,

упр. 25(1-2), .

24/16

Решение задач.

Условия плавания тел.

Ответы на вопросы §49-50

§50

Л. № 645-651.

24/17

Лабораторная работа №9. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Условия плавания тел.

правильные прямые измерения

стр.168,

Л. № 614, 657.

25/18

Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач.

Плавание судов. Воздухоплавание. . Водоизмещение. Аэростаты. Стратостаты.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §52.

§51-52,

упр. 27(1-2),

Л. № 639, 646, 648.

25/19

Повторение тем: Архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

Закон Архимеда. Условия плавания тел. Плавание судов.,

Задания на соответствие по определению.

§49--52,

Л. № 640, 641.

26/20

Решение задач.

Закон Архимеда. Условия плавания тел. Плавание судов.,

Задания на соответствие по определению.

§34--48,

Л. № 647, 649.

Контрольная работа №3. «Давление твердых тел, жидкостей и газов


упр. 9 (1-2),


  1. Работа и мощность (11 часов).

27/1

Механическая работа. Единица работы.

Работа. Сила. Путь.

Единица работы.



Ответы на вопросы §53.

§53упр. 28(1-4),

Л. № 675.

27/2

Мощность. Решение задач.

Мощность. Работа.

Время. Ватт.



Задания на соответствие

§54,упр. 29,

28/3

Простые механизмы. Рычаг.

Простые механизмы.

Блоки. Наклонная плоскость .Рычаг.




Задания на соответствие по определению.

§55-56, вопросы после §§ устно.

28/4

Момент силы.

Момент силы.


Ответы на §57.

§57

29/5

Лабораторная работа №10. «Выяснение условий равновесия рычага».,

Измерение расстояний.


Исследовать условия равновесия рычага.

правильные прямые измерения,

стр.169,

Л. № 781-783.

29/6

Блоки.

«Золотое правило механики».

«Золотое правило механики».



Задания на соответствие

§58-60,

упр. 31(1-5), .

30/7

Решение задач.

Простые механизмы.


Ответы на вопросы §57-59.

§57-60,

Л. № 770-771.

30/8

Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №11. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

КПД простых механизмов. Сила. Работа. Простые механизмы.


Измерять КПД наклонной плоскости.

Вычислять КПД простых механизмов.

правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ

§61, вопросы после § устно.

Л. № 778, 793, 798.

31/9

Потенциальная и кинетическая энергия.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия.,,

Ответы на вопросы §62-63.

§62-63,упр. 32, вопросы после §§ устно.

31/10

Решение задач.

Механическая энергия. Закон сохранения энергии.

Задания на соответствие по определению.

§64,упр. 33,

32/11

Контрольная работа №4. «Работа и мощность, энергия».

Работа. Мощность.

Энергия.

Измерять работу силы.

Измерять мощность

§53-63, вопросы после §§ устно.

32/1

Урок - повторение курса физики .

«Наши предки и физика».

Л. № 124, 125,

33/2

Подведение итогов учебного года.

Элементы содержания физики 7 класса.

Л. № 337, 339, 348, 382.

33/3

Резерв учебного времени.

Игра «Знаешь ли ты учебник физики?»,

34/4

Резерв учебного времени.

Игра «Физика в загадках».

34/5

Резерв учебного времени.

Игра «Восхождение на пик Знаний!».

Физика в пословицах и поговорках.




© 2010-2022