- Преподавателю
- Физика
- План – конспект урока физики в 7 классе по теме: «Плавание тел» Учитель: Неустроева Алла Игоревна
План – конспект урока физики в 7 классе по теме: «Плавание тел» Учитель: Неустроева Алла Игоревна
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Неустроева А.И. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План - конспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание тел»
Учитель: Неустроева Алла Игоревна
Цели урока:
Образовательные цели:
• обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела;
• выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести;
• сформировать умения объяснять причины появления выталкивающей силы, производить расчет и измерение её опытным путём;
Развивающие цели:
• развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий;
• развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач;
• расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике;
• развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить.
Воспитательные цели:
• формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты;
• воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа .
ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
-
компьютер;
-
видео проектор, интерактивная доска.
-
приложения к уроку: презентация «Плавание тел», карточки
-
мензурки, пробирки, стальной гвоздь, кусочки свинца, алюминия, оргстекло, пенопласт, пробка, парафин, два сосуда (с водой и маслом), пипетка, динамометр (2 экз), пробирки с песком ( 4шт) .
Хронометраж урока:
-
организационный этап - 2 мин.
-
постановка учебной проблемы и ее обсуждение - 3 мин.
-
актуализация познавательной деятельности- 15 мин.
-
проведение фронтального эксперимента - 15 мин.
-
закрепление- 5 мин.
-
итог урока - 3 мин.
-
рефлексия - 2 мин.
Ход урока.
1. Организационный этап
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Тема нашего урока «Условия плавания тел»
Эпиграф:
Я буду умным,
Я буду знающим,
Я буду стараться,
И всё получиться!
2. Постановка учебной проблемы.
Учитель.
Сегодня на уроке мы с вами обобщим наши знания о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выясним условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести. На уроке будет проводиться исследовательская работа и вы будете физиками-экспериментаторами.
Ребята, а какой ученый изучал плавание тел? Правильно, Архимед. А сейчас послушаем сообщение о жизни этого замечательного ученого.
3. Актуализация познавательной деятельности.
А сейчас мы с вами ответим на следующие вопросы
-
Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
-
Чему она равна согласно закону Архимеда?
-
Куда направлена эта сила?
-
От каких физических величин зависит сила Архимеда?
-
От каких физических величин не зависит сила Архимеда?
-
Как на опыте можно определить силу Архимеда?
А теперь перейдем к решению качественных задач. На этой доске вы видите вопросы. Они окрашены разными цветами: синим цветом окрашены легкие вопросы, зеленым посложнее и красным- сложные. Ваша задача выбрать себе вопрос соответствующего уровня сложности, быстро и правильно на него ответить.
Вопросы.
-
В какой воде и почему легче плавать: морской или речной?
-
Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? Почему?
-
Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе?
-
Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в соленой. Почему?
5. К чашкам весов подвешены два одинаковых железных шарика (рис. 1). Нарушится ли равновесие, если шарики опустить в жидкости?
6. В сосуд погружены три железных шарика равных объемов (рис. 2). Одинаковы ли силы, выталкивающие шарики? (Плотность рис 1. жидкости считать одинаковой)
7.В сосуде с водой (при комнатной температуре) плавает пробирка (рис. 3). Останется ли пробирка на такой же глубине, если воду слегка подогреть (охладить)?
-
Почему выталкивающая сила, действующая на одно и то же тело, в газах во много раз меньше, чем в жидкостях?
-
В воду опущен медный кубик массой 10 г и тонкая медная пластинка массой 10 г. Одинакова ли выталкивающая сила в обоих случаях?
10. К чашкам весов подвешены две гири- фарфоровая и железная- равной массы. Нарушится ли равновесие весов, если гири опустить в сосуд с водой
4. Проведение фронтального эксперимента .
Учитель .Мы знаем, что на всякое погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, но одни тела плавают, а другие тонут, почему? Как вы думаете, ребята, что произойдёт с гвоздём, если его бросить в стакан с ртутью? В конце урока, после рассмотрения условий плавания тел, мы выясним это и узнаем кто из вас оказался прав. Открыли тетради, записали дату и тему урока «Условия плавания тел». 1. Ребята, какая сила кроме силы Архимеда действует на тело, которое находиться в жидкости? 2.Куда она направлена? 3. Как вы думаете, что произойдёт с телом, если сила тяжести будет больше силы Архимеда? 4.А если сила тяжести будет меньше силы Архимеда? 5. Ну, а если эти силы будут равны друг другу? 6. А теперь попробуем ответить на такой вопрос, что будет происходить с силой Архимеда при всплывании тела над поверхностью жидкости? Почему? 7.А до каких пор будет всплывать тело над жидкостью? ( Слайд: гипотезы )
Учитель. Проверим наши гипотезы с помощью экспериментальных исследований. Каждый получает индивидуальное задание, выполняет его, анализирует результаты и делает вывод, который затем доводит до сведения остальных. Результаты нашей деятельности мы будем заносить в таблицу сравнения.
Ребятам раздаются карточки с заданиями четырёх вариантов, задания разной трудности. Открыть учебник стр. 218.
Задание 1 Изучение условий плавания тел. 1.Провести наблюдение, какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. 2. Найти в таблице учебника соответствующие плотности и сравнить их с плотностью воды. 3.Результаты оформить в виде таблицы.
плотность жидкости
плотность вещества
тонет или нет
Оборудование: сосуд с водой и набор тел стальной гвоздь, кусочки свинца, алюминия, оргстекло, пенопласт, пробка, парафин.
Задание 2.Определить, при каких соотношениях силы тяжести и силы Архимеда тело всплывает в воде или опускается на дно. 1.Сравнить силу Архимеда, действующую на каждую из пробирок с силой тяжести каждой пробирки. 2.Сделайте вывод на основании результата эксперимента.
Оборудование: динамометр, сосуд с водой, мензурка, две пробирки, песок.
Задание 3. Выяснить, при каких соотношениях силы тяжести и силы Архимеда тело плавает на поверхности жидкости. 1.Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; 2. Сделать вывод на основании результата опыта.
Оборудование: мензурка, динамометр, 2 пробирки с песком (пробирки должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину)..
Задание 4. Наблюдение всплытия масляного пятна под действием выталкивающей силы воды.
1.Наберите в пипетку немного масла.
2. Опустите пипетку на глубину 3-4 см в стакан с водой.
3.Выпустите масло и пронаблюдайте образование масляного пятна на поверхности воды.
4. Сделайте вывод.
Учитель. Приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов. Сначала выясним, какие тела тонут, а какие плавают в воде.
Отчет задания группы 1.
Вывод:1. Если плотность вещества, из которого сделано тело больше плотности жидкости, то тело тонет.
2. Если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает.
Ребята записывают вывод в тетрадь.
Учитель: А теперь узнаем, какие выводы сделала группа 2. Мы с вами выдвигали гипотезу о том, что если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело тонет, а если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело всплывает. Проверим, так ли это?
Отчёт задания группы 2.
Вывод: 1. Если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело тонет.
2.Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело всплывает.
Учитель: Предоставим слово исследовательской группе 3. Вы так же выдвигали гипотезу о том, что при равенстве силы тяжести и силы Архимеда тело плавает на поверхности воды, так ли это?
Отчет задания группы 3.
Вывод: 1.Если сила тяжести равна силе Архимеда, то тело плавает на поверхности или внутри жидкости.
Учитель: А сейчас послушаем отчет исследовательской группы 4. У них было задание, выяснить поведение масла опущенного внутрь стакана с водой. Мы сейчас узнаем с точки зрения физики, почему образуется масляная пленка на поверхности воды?
Отчет задания группы 4.
Вывод: Жидкости, как и твердые тела, подчиняются условиям плавания тел.
Учитель: Итак, чтобы ответить на вопрос, как ведет себя тело в жидкости, нужно сравнить силу тяжести с силой Архимеда, но это не очень удобно, т. к. требует для нахождения сил много времени. Можно ли иначе выразить условия плавания сил? Давайте попробуем это сделать при помощи теории.
Учитель: (Вывожу на слайде презентации). Условия плавания тел можно сформулировать двумя способами, либо сравнить силу тяжести и силу Архимеда, либо сравнить плотности тела и жидкости, что гораздо удобнее .Это, кстати, подтвердила группа 1 в своей исследовательской работе.
Условия плавания тел
Поведение тела
Соотношения между силами
Соотношения между плотностями
Словесная запись
FT? FA
Словесная запись
ρТ ? ρж
Тело тонет,
если...
Сила тяжести больше архимедовой силы.
FT> FA
Плотность тела больше плотности жидкости
ρТ> ρж
Тело плавает, если...
Сила тяжести меньше архимедовой силы.
FT < FA
Плотность тела меньше плотности жидкости
ρТ< ρж
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если...
Сила тяжести равна архимедовой силе.
FT = FA
Плотность тела равна плотности жидкости
ρТ= ρж
Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды. Это и делает возможным их плавание под водой. Большую роль в передвижении рыб играет плавательный пузырь. Меняя объём этого пузыря, рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на неё выталкивающую силу
5. Закрепление.
Учитель. Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
А теперь поработаем с таблицей плотностей. Перед изучением темы я задала вам вопрос, как будут вести себя гвоздь, если его опустить в стакан с ртутью. Ну и какой ответ будет верный? Почему?
-
Вопросы по закреплению. (Смотри презентацию).
-
Работа по тестам ( Смотри презентацию).
И так, урок подходит к завершению. Мне очень понравилось с вами работать.
6. Итоги.
Дом. задание: § 56. упр.30 (1,3)
Подведение итогов. Выставление оценок.
7. Рефлексия.
В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. ( Слайд)
1.Сегодня на уроке мне понравилось…
-
Я хочу чтобы…
-
Я узнал…
-
Я сегодня собой…