Рабочая программа по физике 7 класс

Пояснительная записка   Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное вн...   Календарно-тематический план Содержание материала Кол-во часов Дата проведения Примечание 1.Введение. 4ч     1.Что изучает физика. Наблюдения и опыты. 1ч     2.Физические величины. Точность и погрешность измерений. 1ч       3.Л/р №1 «Определение цены деления измерительного прибора». 1ч       4.Физика и техника. 1ч       2.Первоначальные сведения о строении вещества.   6ч       1.Строение вещества. Молекулы. 1ч     2.Л/р №2 «Определение размеров малых тел». 1ч     3.Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. 1ч     4.Взаимное притяжение и отталкивание молекул. 1ч     5.Три состояния вещества. Различие в мол-м строении. 1ч     6.Повторительно-обобщающий урок. 1ч       3.Взаимодействие тел.   21ч     1.Механическое движение. Равномерное и неравномерное  движение. 1ч     2.Скорость. Единицы скорости. 1ч     3.Расчет пути и времени движения. Решение задач. 1ч     4.Явление инерции. Решение задач. 1ч     5.Взаимодействие тел. 1ч     6.Масса тела. Измерение массы тела на весах. 1ч     7.Л/р №3 «Измерение массы тела на весах». 1ч     8.Л/р №4 «Измерение объёма тела». 1ч     9.Плотность вещества. 1ч     10.Л/р №5 «Определение плотности вещества тв. тела». 1ч     11.Расчет массы и объёма тела по его плотности. 1ч     12.Реш
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основные цели изучения курса физики в 7 классе:

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Согласно учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа, в том числе 6 часов на проведение контрольных работ и 10 часов на проведение лабораторных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • рационального применения простых механизмов;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

Физика-7 кл, всего 70ч, 2ч/н.

Содержание материала

Кол-во

часов

Дни проведения

Примечание

1.Введение.



1.Что изучает физика. Наблюдения и опыты.



2.Физические величины.Точность и погрешность измерений.



3.Л/р №1 «Определение цены деления измерительного

прибора».




4.Физика и техника.



2.Первоначальные сведения о строении вещества.






1.Строение вещества. Молекулы.



2.Л/р №2 «Определение размеров малых тел».



3.Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.



4.Взаимное притяжение и отталкивание молекул.



5.Три состояния вещества. Различие в мол-м строении.



6.Повторительно-обобщающий урок.



3.Взаимодействие тел.



21ч



1.Механическое движение. Равномерное и неравномерное

движение.



2.Скорость. Единицы скорости.



3.Расчет пути и времени движения. Решение задач.



4.Явление инерции. Решение задач.



5.Взаимодействие тел.



6.Масса тела. Измерение массы тела на весах.



7.Л/р №3 «Измерение массы тела на весах».



8.Л/р №4 «Измерение объёма тела».



9.Плотность вещества.



10.Л/р №5 «Определение плотности вещества тв. тела».



11.Расчет массы и объёма тела по его плотности.



12.Решение задач.



13.Контрольная работа №1.



14.Сила. Явление тяготения.Сила тяжести.



15.Сила упругости. Закон Гука.



16.Вес тела.



17.Единицы силы.Связь м/д силой тяжести и массой тела.

18.Динамометр. Л/р №6. «Зависимость силы упругости от удлинения пружины»



19.Сложение двух сил, направленных по одной прямой.



20.Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.



21.Трение в природе и технике. Контрольная работа №2.



4.Давление твердых тел, жидкостей и газов.

25ч



1.Давление Единицы давления.



2.Способы уменьшения и увеличения давления.



3Давление газа.



4.Закон Паскаля.



5.Давление в жидкости и газе. Контрольная работа №3.



6.Расчёт давления на дно и стенки сосуда.



7.Решение задач.



8.Сообщающиеся сосуды.



9.Вес воздуха. Атмосферное давление.



10.Измерение атмосферного давления.



11.Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.





12.Решение задач.



13.Манометры. Контрольная работы № 4.



14.Поршневой жидкостный насос.



15.Гидравлический пресс.



16.Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.



17.Архимедова сила.



18.Л/Р №7 «Определение выталкивающей силы,

действующей на погружённое в жидкость тело»




19.Плавание тел.



20.Решение задач.



21.Л/р №8 «Выяснение условий плавания тела в

жидкости».




22.Плавание судов.



23.Воздухоплавание.



24.Повторение темы.



25.Контрольная работа №5.



5.Работа и мощность. Энергия.

11ч



1.Механическая работа.



2.Мощность.



3.Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

4.Момент силы.



5.Рычаги в природе ,быту и технике. Л/р №9 «Выяснение условия равновесия рычага».





6.Приложения закона равновесия рычага к блоку.



7.Решение задач.



8.Коэффициент полезного действия механизма. Л/р №10

«Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».






9.Решение задач.



10.Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Контрольная работа №6.



11.Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения энергии.






69-70 резервные уроки





Содержание рабочей программы

  1. Физика и техника (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

  1. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

  1. Взаимодействие тел. (21 час.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества»

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 час)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

  1. Работа и мощность. Энергия. (11 часов.)

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Резерв времени (2 часа).



Формы и средства контроля



В ходе изучения курса физики 7 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

Список контрольных работ:

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества»

Контрольная работа №2 по теме « Масса тела. Плотность вещества»

Контрольная работа №3 по теме «Взаимодействие тел. Силы»

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Контрольная работа №5 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»

Контрольная работа №6 по теме «Работа. Мощность. Энергия»



Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение самостоятельных и тестовых работ, занимающих от 10 до 25 минут.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

  • показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий.

  • дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а так же правильное определение физических величин, из единиц и способов измерения.

  • правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопровождает рассказ новыми примерами.

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий.

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а так же с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан

  • Без использования собственного плана, новых примеров.

  • Без применения новых знаний в новой ситуации.

  • Без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

  • Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

  • Правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, но препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • Умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул.

  • Допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов.

  • Допустил четыре или пять недочетов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным занятиям и умениям учащихся, а так же структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.



Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»

Ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4»

Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3»

Ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся

Выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

Самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование.

Все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов.

Соблюдает требования правил техники безопасности

Правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления

Правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено 2-3 недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Перечень ошибок

Грубые ошибки:

  1. Незнание определений, основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов и обозначения физических величин, единиц их измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасности труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Недочеты:

  1. Арифметические ошибки в вычислениях, если это ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  2. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  3. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  4. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Инструкция по проверке задания по решению задач


Решение каждой задачи оценивается в баллах, причем за определенные погрешности количество балов снижается.

Качество решения

Баллы

Полечен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде и в «буквенных» обозначениях.

10

Отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины.

8

Задача решена по действиям, без общей формулы вычисляемой величины.

5-7

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями).

До 5

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

До 3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

0

Литература:

  1. Зинковский В. И. Рекомендации по контролю знаний // Физика: Прил. к газ. «Первое сентября». - 2000. - №9.

  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике / Сост. В. А. Коровин. - М.: Дрофа, 2000. - 64с.










Литература для учителя:

1. Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2012 г.

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

3. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.

4.Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа, 2004г.

5.Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.- М.: Илекса, 2003г.

Литература для учащихся:

1. Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2012 г.

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.



© 2010-2022