• Преподавателю
  • Физика
  • Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение

    Использование информационных технологий позволяет провести урок эмоционально  живым, увлекательным и интерактивным.   В процессе такого урока учащиеся изучают учебный материал по различным источникам знаний,  коллективно обсуждают результаты своей работы, проводят физический эксперимент. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной ...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к уроку

Использование информационных технологий позволяет провести урок эмоционально живым, увлекательным и интерактивным.

В процессе такого урока учащиеся изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы, проводят физический эксперимент. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей этого урока является изучение и закрепление на практике нового материала и включение его в систему уже имеющихся знаний.

Класс делится на рабочие группы из двух человек. Работа по этапам урока; в конце урока подведение итогов урока, анализ результатов, рефлексия учащихся.

В процессе работы происходит смена деятельности - работа на компьютере, проведение опроса, дискуссии внутри группы, практическая работа, тестирование. В течение урока проводится физкульт.минутки.

Класс : 9 класс

Тема : Механические колебания и волны. Звук

Тема урока: Механические колебания. Величины,

характеризующие колебательное движение.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность занятия - 1 урок.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о колебательном движении, изучить свойства и характеристики колебательного движения, ввести понятия амплитуда, период, частота колебаний.

Задачи: Общеобразовательные: развитие интереса к решению задач нестандартного вида, к активной творческой деятельности, сформировать навыки самостоятельной работы, в коллективе, научить аргументировано отстаивать свое мнение, добиться более глубокого и прочного освоения изучаемой темы; знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к знаниям.

Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательности, правильно выбирать источники дополнительной информации.

Воспитательные: развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, получение знаний о физическом эксперимент путем использования электронных моделей

Формы организации работы детей: дискуссия, беседа, практическая работа, тестирование.

Формы организации работы учителя: учебная дискуссия, проблемный урок ( постановка проблемных вопросов),демонстрационный эксперимент.

Используемое оборудование: компьютер, медиопроектор, математический маятник, пружинный маятник, метроном, часы, линейка.

Используемые ресурсы:

  • диск: 1С: Школа.Физика. Библиотека наглядных пособий, 7-11класс. ООО «Дрофа», серийный номер 82861323;

  • учебник физики 9 класс, «Дрофа», Москва 2002 год, 5 -е издание;

  • поурочные разработки по физике за 9 класс, автор - В.А. Волков, 2 - е издание, 2006 год.

План проведения урока


1.Анализ контрольной работы. 3 минут

2.Изучение нового материала. 15 минут

Сегодня мы рассмотрим еще один вид движения - колебательное, или просто в дальнейшем мы будем называть его - колебания.

Для этого проведем несколько опытов. ( Метроном, шарик на нити, линейка, пружина- привести в движение).

  • Какая общая черта в этих движениях? ( через определенный промежуток времени движение повторяются у каждого тела).

Поэтому говорят, что колебательное движение периодично.

Как и другие движения, колебательное движение характеризуется скоростью и ускорением. При колебательном движении обе эти величины меняются от точки к точке, от одного момента времени к другому.

Если тело, подвешенное на нити, отведем на некоторое крайнее расстояние и отпустим, то в точках максимального отклонения от положения равновесия , скорость равна нулю, а в точке равновесия скорость будет максимальной. Ускорение - наоборот (на доске пояснительный рисунок).

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение

Колебания бывают двух видов: вынужденные и свободные.

В качестве примеров свободных колебаний можно привести пружинный и математический маятники.

А) Пружинный (гармонический) маятник - груз массы m, прикрепленный к пружине жесткости k, второй конец которой закреплен неподвижно.

  • От чего зависит период пружинного маятника?

( Зависит от массы тела и жесткости пружины).

Видеофильм: колебания пружинного маятника ( диск: 1С: Школа.Физика. Библиотека наглядных пособий, 7-11класс. ООО «Дрофа», серийный номер 82861323)

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеЗ Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение апись формулы на доске:



Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение
Б) Математический маятник - тело небольших размеров, подвешенное на тонкой нерастяжимой невесомой нити длиной l.

  • От чего зависит период колебаний математического маятника?

(Зависит от длины нити, не зависит от амплитуды и угла отклонения.)

Видеофильм: колебания математического маятника.

Запись формулы на доске с пояснительным рисунком


  • Тематическая физ. минутка - колебания корпусом с разной скоростью, колебательные упражнения для гла.( 2 мин.)

Величины,

характеризующие колебательное движение.

(запись на доске: обозначение, единицы измерения физической величины, формула для вычисления, определение- в тетради)

1. Амплитуда А ( Х мах) - максимальное отклонение тела от положения равновесия. В системе СИ выражается в метрах (м). Пример.

2. Период колебаний T - интервал времени, в течение которого происходит одно полное колебание. В системе СИ выражается в секундах

( с ). Т = t / N , Т = 1 / ν . Пример.

3. Частота колебаний ν - число полных колебаний в единицу времени. В системе СИ выражается в герцах (Гц). Пример.

Период и частота колебаний связаны соотношением : ν = 1/ Т

4.Циклическая (или круговая) частота ω = 2πν. Она связана с периодом отношением : ω = 2πν.

3. Упражнения и вопросы для повторения.15 мин


  • Практическая работа: рассчитать период и частоту колебаний математического маятника с разной длиной нити ( результат записать в тетрадь).

  • Тест (проверка - самоконтроль, см. приложение).

4. Подведение итогов. Рефлексия учащихся. Домашнее задание:

§ 24,26, упр. 24 ( 4;6). ( 5 мин.)

Приложение


ТЕСТ "КОЛЕБАНИЯ" (9 класс)

  1. Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение Шарик совершает колебания на длинной нити. В каком положении шарика ускорение равно нулю? Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение1
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение 2
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение 3

  1. Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеВ каком положении ускорение шарика максимально?

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение1, 2
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение 2, 3
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение 1, 3

  1. Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеВ каком положении скорость шарика максимальна?

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение1
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение 2
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение 3

  1. Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеКаким выражением определяется период колебаний нитяного маятника?

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеУрок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеУрок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеУрок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение



  1. Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеКак изменится период колебаний нитяного маятника, если амплитуда увеличится (при малом угле отклонения шарика от положения равновесия)?

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеувеличится
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение уменьшится
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение не изменится

  1. Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеКак изменится частота колебаний нитяного маятника, если масса шарика увеличится?

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениене изменится
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение уменьшится
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение увеличится

  1. Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеПериод колебаний 0,01 с. Определить частоту колебаний.

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение5 Гц
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение 50 Гц
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение 100 Гц

  1. Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеДлину нитяного маятника уменьшили в 4 раза. Как изменится период колебаний маятника?

Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движениеувеличится в 4 раза
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение уменьшится в 4 раза
Урок в 9 классе по теме: Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение уменьшится в 2 раза


© 2010-2022