• Преподавателю
  • Физика
  • Статья Учебный материал по физике как компонент информационно-образовательной среды

Статья Учебный материал по физике как компонент информационно-образовательной среды

Рассматривая проблему отбора содержания учебного материала по физике, нужно опираться на дидактические положения, сформулированные в культурологической концепции на уровнях общего теоретического представления и учебного предмета. Особенностями учебного материала в информационном обществе являются избыточность информации (в интернете можно найти значительный объем информации), нелинейный характер её развертывания. При работе с информацией в специально организованной информационно-образовательной ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебный материал по физике как компонент информационно-образовательной среды.

учитель физики МБОУ СОШ № 52

г. Нижнего Новгорода

Панкова Марина Эдуардовна

Рассматривая проблему отбора содержания учебного материала по физике, нужно опираться на дидактические положения, сформулированные в культурологической концепции на уровнях общего теоретического представления и учебного предмета. Особенностями учебного материала в информационном обществе являются избыточность информации (в интернете можно найти значительный объем информации), нелинейный характер её развертывания.

При работе с информацией в специально организованной информационно-образовательной среде. При поиске её на специальных порталах. В этом случае можно говорить об определенной систематизации материала и отсутствии заведомо ложных сведений. Учебный материал делится на базовый (инвариантный) и вариативный. Базовое содержание тщательно отбирается и конструируется в соответствии с дидактическими принципами, вариативное отбирается самими учащимися из информационно-образовательной среды. Оно представляет собой углубление, расширение базового содержания. Рассмотрение материала строится из предложенного в культурологической концепции состава образования: знания, способы и опыт деятельности (репродуктивной и творческой), опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Знания фиксируются в форме текстов различного объёма, наглядных средств, включающих рисунки, фотографии, таблиц, схемы, интерактивную наглядность и т.д.

В дидактике разработана классификация заданий по различным основаниям. Наиболее важным для формирования компетенции учащихся являются задания с избыточными и недостающими данными, ведь именно с ними человек чаще встречается в практической и профессиональной деятельности. Такие задания с избытком данных даются и в ЕГЭ. Для усвоения учебного материала репродуктивные задания необходимы, но недостаточны. Для формирования умений необходимы задания частично-реконструктивные, которые требуют реконструкции имеющихся знаний, но реконструкции незначительной, которую могут произвести сами ученики с минимальной помощью учителя или без неё. В качестве примера творческих заданий можно привести задания написать эссе на тему, сочинить сказку, подготовить рецензию статьи, параграфа учебника, задания по преобразованию учебных задач. Материалом заданий является исходная (как правило, простая) задача, в которую ученику предстоит внести какие-то изменения- изменить вопрос, преобразовав требуемое в данное, а одно из данных в требуемое (например, в исходной задаче требовалось найти путь по скорости и времени, а в новой- время, зная путь и скорость), заменить числовые данные величины (увеличить путь или скорость), использовать новый сюжет (движется не пешеход, а поезд). В задачах можно изменять форму (задачи-графики, рисунки с вопросом, текстовые вопросы), характер выражения данных (на научном языке, на житейском языке),сложность, нестандартность ит.д. В процессе обучения можно включать задания на развитие умения выдвигать гипотезы. Любое столкновение с проблемой заставляет искать способы её решения - изобретать гипотезы. Например, предложить вопросы типа: Почему течет вода? -Почему бывают день и ночь? -Как птицы находят дорогу на юг? Дать задания: «Найди причину события: на улицах звучит музыка, пожарный вертолет весь день кружил над лесом, медведь зимой не заснул, а бродил по лесу и т.д. Придумать самое логичное и самое нелогичное объяснение событий, самых фантастических и неправдоподобных. При решении задач учащиеся используют знания, полученные на уроках: знания о распространении звуковых волн, если нужно определить расстояние до опушки леса. Важны задания, в которых содержится: 1. прямая информация о ценности изучаемого материала. Например. В учебнике встречается понятие идеального газа. Это абстракция, модель, но для чего она нужна? Её несомненная польза в том, что модель значительно упрощает изучение механизма физических явлений в молекулярной физике. Дает возможность ярко и наглядно представить этот механизм. 2.Косвенная информация, позволяющая самостоятельно сделать вывод о ценности объекта (перстень настроения). 3.Задания на самостоятельную оценку и выявление ценности объекта: «Как вы думаете, можно ли использовать идеи Ч.Дарвина в борьбе за существование в антигуманитарных целях? Почему молекулярно-кинетическую теорию называют великой?» 4.Задания на ценностный выбор и связанное с ним определение способа действия в предлагаемых ситуациях: «Предположим, в нашей стране ведутся сложные исследования, изменяющие генетический кол человека. Ученый стремится к истине, но новые знания могут быть исследованы во зло человечеству. Стоит ли продолжать эксперимент?»

Мы рассмотрели некоторые характеристики учебного материала, опираясь на идеи культурологической концепции содержания образования и учитывая, что в информационном обществе ведущим дидактическим подходом является компетентностный подход.

В течение последних лет проектирование учителем обучающей среды с применением образовательных информационных технологий позволяет создать систему обучения физике, которая не только обобщает, конкретизирует, систематизирует знания по предмету, но и повышает мотивацию учащихся к предмету.

Наиболее значимые цели конструирования учебного процесса с применением образовательных ИК - технологий состоят в повышении мотивации учащихся, в автоматизации учебного процесса, развитии рефлексии, творческой мысли учащихся и др.

Как показывает опыт работы, рациональная, дидактически обоснованная последовательность работы в ИОС, наравне с традиционной классно-урочной системой, невозможна без прохождения следующих этапов: изучение теоретического материала по учебнику или конспектам уроков; осмысление и закрепление теории на уроках-практикумах; приобретение и развитие практических умений с использованием виртуальных лабораторных практикумов; решение практических задач с помощью специализированного программного обеспечения.

Однако, в отличие от классно-урочной системы, деятельность в ИОС ориентирована на самостоятельную, индивидуальную работу учащегося, а значит, способствует развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности.

В настоящее время быстрого развития информационных технологий современное обучение невозможно без пяти новых педагогических инструментов: интерактивности, мультимедиа, моделирования, коммуникативности, производительности, главным из которых является интерактив, как стержневой педагогический инструмент, всегда присутствующий в той или иной степени. Все другие новые педагогические инструменты используются только вместе с первым, создавая ему новую информационную среду применения.

Как показывает опыт, применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках физики, соответствующих образовательным задачам и основным видам учебной деятельности, кроме всего прочего, способствует распространению нетрадиционных моделей обучения и форм взаимодействия педагога и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся, что составляет метапредметную часть требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Современные инструментальные средства, ориентированные на интернет-технологии, открывают широкие возможности для визуализации учебных материалов и построению интерактивных виртуальных лабораторных практикумов, органично встроенных в учебный процесс. Примерами таких средств являются следующие программные продукты: «Отрытая физика 2.6», «Физика, 7-11 классы» (научный центр «Физикон»), «Физика, 7-11 кл.» (Библиотека наглядных пособий), «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты» («Физика в школе») и др. Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета есть список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией. Такой список находится на специальном стенде в кабинете физики. Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, для организации исследовательской работы.

Литература

1.А. В. Кавторев. Особенности использования компьютерных моделей при работе с сильными и слабоуспевающими учащимися.

2. Африна Е.И; Использование электронной почты на уроках физики. // Вопросы Интернет-образования. - 2008. - №1.

3. Баранова Ю. Ю., Перевалова Е.А., Тюрина Е.А., Чадин Е.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе.// Информатика и образование. - 2000. - №8. - G.43-47.

4.Кавторев А. Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». - М.: ООО «Физикон», 2009. - 50с.

5. Кавторев А. Ф. Лабораторные работы к компьютерному курсу «Открытая физика». Равномерное движение. Моделирование неупругих соударений// Первое сентября. Физика. 2011. № 20. С. 5 - 8.

Интернет-ресурсы:

learning.itsoft.ru/docs/ptt.html

fizkaf.narod.ru/labr.htm



© 2010-2022