• Преподавателю
  • Физика
  • Методическая разработка Мотивация учения. Традиционные ценности и современные ориентиры на уроках физики (из опыта работы)

Методическая разработка Мотивация учения. Традиционные ценности и современные ориентиры на уроках физики (из опыта работы)

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мотивация учения

Традиционные ценности и современные

ориентиры

на уроках физики

(Из опыта работы)


Учитель физики Л.Н. Михеева






СОДЕРЖАНИЕ


1. Изучение мотивации учащихся.

2. Формы занятий в изучении физики:

2.1 Педагогические технологии

2.2Экспериментальная деятельность

2.3 Здоровье-сберегающие технологии

3. Заключение





В условиях обновления содержания образования основной и средней школы происходит переориентация целей и задач обучения. Основное внимание уделяется не конкретным знаниям, а компетенции и навыкам, которые приобретает ученик в процессе обучения. Резко возрастают требования к качеству мотивации обучения и к формированию познавательного интереса учащихся к предмету, а основной из приоритетных задач становится активизация мыслительной деятельности обучающихся.

Возможно , что существует ряд причин, не дающих хорошо учиться: нет желания учится; не складываются отношения с учителями, одноклассниками; не требуют родители.

Для изучения мотивации обучающихся на уроках физики в 8 «А» (сильные ученики) и 8 «Б» (слабые ученики) классах были предложены 2 анкеты и получены результаты:


Результаты


Анкета№1

1.Зачем Вы ходите в школу ?

8 «А»

8 «Б»

А) Должны

86%

18%

Б)Узнать что-то новое

95%

20%

Б)Чтобы поступить в учебное заведение

83%

81%

2.Ваша позиция

8 «А»

8 «Б»

А)Получать хорошие оценки

71%

52%

Б)Общение с друзьями

76%

100%

В)Изучение новых тем

81%

43%

Анкета№2


1.Что вам нравится при изучении физики на уроке?

8 «А»

8 «Б»

А)Решение задач

48%

9%

Б)Демонстрация опытов

95%

87%

В)Рассказ учителем нового материала

86%

78%

Г)Чтение учебника дома

24%

9%

Д)Самостоятельное выполнение опытов (лабораторных работ)

86%

83%

Е)Ответ у доски

33%

22%


2.Какое домашнее задание по физике Вы предпочитаете выполнять

8 «А»

8 «Б»

А)Чтение учебника

33%

39%

Б)Решение задач из учебника

29%

9%

В)Наблюдение физических явлений

90%

67%

Г)Изготовление простейших устройств, моделей

81%

43%

Д)Решение трудных задач

33%

0%

3.На каком уроке физики вам интересно ?

8 «А»

8 «Б»

А)Контрольная работа

43%

4%

Б)Лабораторная работа

81%

78%

В)На уроке решения задач

43%

43%

Г)На уроке изучения нового материала

100%

82%


Анализ результатов 1 анкеты следует:

8 «А» класс- цель определена , вешняя и внутренняя мотивация сильные. А вот в 8 «Б» классе цель определена , но внешняя и внутренняя мотивации к сожалению ,слабые.

Анализ 2 анкеты , которая непосредственно касается уроков физики, показал, что четко фиксирует интерес учащихся к эксперименту, самостоятельному проведению опытов, лабораторных работ, изготовлению приборов

Что порадовало-На каком уроке вам интересно -8 «А»-100%-на уроке изучения нового материала,8 «Б»-82%.

Для того ,чтобы ученик по-настоящему включился в работу,

нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными , но и внутренне принятыми им.

2.1В своей педагогической деятельности стремлюсь подавать учащимся фактический материал, отвечающий ФГОС с использованием различных педагогических технологий. Очень важно формировать у школьников потребность в знаниях, которые будут изучаться, их полезность, пробуждать желание их приобретать.

И проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий. Она открывает большие практические возможности, способствуя развитию творчества, преодолению пассивности на уроке. Пример: тема урока «Плавление и отвердевание кристаллических тел»

Она жила и по стеклу текла

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной капля стала,

А в мире поубавилось тепла

Перед учащимися встает вопрос: «Что произошло с каплей. Почему около окна уменьшилось количество тепла». Так ли это. Дальше ставятся опыты, анализируются графики. Ученикам самостоятельно приходится мыслить, делать выводы. И обнаруживается ошибка в рассуждениях поэта. При отвердевании тепло наоборот выделяется.

Для повышения интереса к изучаемым темам привожу примеры из жизни великих физиков, рассказываю интересные факты из истории открытий ,использую загадки, пословицы, отрывки из произведений художественной литературы ,стихотворения - например Тютчева при изучении «Световых явлений» о цветах света 9кл.

Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве.

Наряду с традиционными методами, приемами и способами использую моделирование физических процессов, персональный компьютор, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, меж предметной интеграции знаний например с химией, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность.

При подготовке к урокам использую информационные технологии:

1.Подготовка дидактических материалов для уроков

2.Поиск необходимой информации в Интернете, сценарии, фрагменты уроков.

Для углубления изучения тем рекомендую учащимся использовать дома компьютор, обучающие программы.

Пользуясь ресурсами Интернет учащиеся готовят исследовательские и творческие проекты. В прошлом году подготовила выступление ученица 8 «А» класса Васильева Екатерина «Тепловое загрязнение биосферы в г. Сертолово». Данная тема является очень актуальной. В своей презентации она рассказала об экологической обстановке в окрестностях города и о причинах ее загрязнения. На неделе физики проходят конференции, диспуты. В прошлом году в девятых классах была тема: «Нобелевские лауреаты России» .Ребята с большим интересом приняли в ней участие. Были показаны презентации,

выпущены красочные стенгазеты, выступающие рассказали об открытиях ученых-физиков. В работах проявляется творчество , индивидуальность. Исторические сведения, занимательные факты вызывают желание познавать. Всегда интересно познакомится с достижениями современной физики, понять суть тех или иных явлений, процессов которым по программе мало уделяется внимания и это мотивирует ребят к более серьезному и глубокому изучению предмета.

Учащиеся готовят так же презентации к урокам, составляют кроссворды, ребусы, делают сообщения по различным темам. С ребятами проводили физические эстафеты , «путешествия» «В страну «Физика», «В мир физических формул».

В своей работе применяю принцип коррекции знаний уровневой дифференциации, что дает возможность обучающимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.

2.2 Важное значение в мотивации по изучению физики имеет экспериментальная деятельность на занятиях и дома. И результаты анкетирования это показали. На уроках демонстрирую опыты , провожу групповые и коллективные эксперименты. Содержательное, интересное и яркое изложение материала всегда привлекает внимание ученика, способствует мотивации к изучению предмета. Так по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» показываю фонтан с водой. Задаю вопрос: «Какое условие должно выполнятся , чтобы фонтан работал». Ребята с интересом выдвигают гипотезы, предположения, вспоминаем фонтаны Петергофа , стихотворение из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»

Дома , используя Интернет ресурсы, ребята находят интересные факты из истории изобретения.

При изучении темы «Двигатель внутреннего сгорания» учащиеся готовят сообщения о видах двигателей, их принципиальных отличиях, например- дизельного и кто же был такой Дизель...

Цель- раскрыть практическую значимость изучаемого материала, повысить интерес к данной теме, к изучению предмета.

Обучающиеся выполняют фронтальные, лабораторные работы.

Дома - изготавливают простейшие приборы, демонстрируют их в классе, объясняя принцип действия , например электроскопа, компаса, сообщающихся сосудов, макеты космических кораблей , изготавливают наглядные пособия.

2.3Привлечение внимания учеников к проблеме своего здоровья через урок физики можно так же рассматривать как способ мотивации познавательной деятельности .Здоровье учащихся зависит от правильной организации учебной деятельности.

А)Строгая дозировка учебной нагрузки

Б)Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности

В)Гигиенические требования (свежий воздух, тепловой режим, освещенность, чистота)

Г) Благоприятный эмоциональный климат

Уделяю на уроке несколько минут физическим упражнениям для глаз, пальцев рук, шее.

При изучении темы «Электричество» ребята готовят сообщения по технике безопасности при работе с электрическими приборами, электрическим током, как оказать первую помощь при поражении электрическим током, как вести себя при возгорании электроприборов, как обращаться с пиротехникой; при изучении силы трения проводим дискуссию о вреде и пользе этого явления; при изучении инерции рассматриваем тормозной путь автомобиля, почему опасно переходить дорогу перед близко идущем транспортом; тема «Архимедова (выталкивающая) сила»- вспоминаем правила поведения на воде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Строя работу по развитию интереса учащихся к физике и процессу учения имею ввиду основные положения , доказанные наукой:

интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика самому «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения.

Предлагаемые ученику задания должны соответствовать характеру учения, быть жизненно значимыми по содержанию; оказывать воздействие на интеллект и эстетические чувства; быть посильными.


















(




© 2010-2022