Ученики и Интернет. Статья для конференции

Как известно, школьник обычно некритичен к той информации, которую находит в Интернете. Получая задание подготовить доклад или реферат, он заходит в сеть, находит там две-три статьи по заданной теме, и, активно работая мышкой, за короткое время формирует текст доклада или реферата.  Школьники ищут прежде всего в Интернете, двигаясь от одной гиперссылки к другой. Самостоятельная работа при этом в лучшем случае превращается в комментированное описание найденного на сайтах, а в худшем и наиболее, к...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физики Ишков А.И.

Цнинская СОШ №1 Тамбовский район

Ученики и Интернет.


Все дети одаренные, но это надо увидеть и найти в каждом ребенке. Найти одаренность не только для себя но и для ребенка. Он должен почувствовать, что он одарен.

Сегодня без ИКТ просто невозможно эффективно найти информацию в Интернете, сделать проектную или исследовательскую работу, обрабатывать и качественно оформлять результаты исследования (надо создать презентацию, написать статью, составить рекомендации, представлять работу в электронном и печатном виде и т.д.).

Как известно, школьник обычно некритичен к той информации, которую находит в Интернете. Получая задание подготовить доклад или реферат, он заходит в сеть, находит там две-три статьи по заданной теме, и, активно работая мышкой, за короткое время формирует текст доклада или реферата. И это ещё не самый плохой вариант. Обычно же текст просто скачивается и приобретает нового автора, требуемое учителем название и т.д. А ведь в идеале школьник должен уметь написать самостоятельное эссе на выбранный им сюжет из области современной науки - небольшую письменную работу. Одаренные теряются в потоке информации Интернета. Чаще выбирают путь наименьшего сопротивления. Как легко сделать сообщение, использую Интернет и помочь друзьям.

Ребятам трудно, а часто и невозможно встраивать новые явления в уже имеющуюся в их головах картину мира, поскольку отличительная особенность физики от других наук состоит в том, что физика с самого начала (т.е. с Галилея) ушла далеко от сферы непосредственного опыта. Значит, ребятам при изучении физики надо развивать свою интуицию, привыкая к новым понятиям и соотношениям и учась пользоваться ими. Так и начинается понимание. А конца ему нет, понимание - это, вообще говоря, это бесконечный процесс.

Реальная наука отличается от образа, который формируется у школьников после знакомства с учебником физики. В курсе преподаваемого предмета нет проблем науки. Все явления и процессы описаны, объяснены на основе достижений науки, но это не всегда верно. Перед наукой стоит множество нерешенных задач. Даже всегда всюду и везде встречаемая «сила трения» - это непознанный мир. Не описан процесс торможения, не выяснены до конца условия возникновения этой силы и ее проявления. Ведь достаточный объём фактов и умение оперировать ими - первая и необходимая предпосылка к возникновению потребности в их упорядочении, т.е. в нахождении или понимании закономерностей. Ребята писали работы «Как поворачивает автомобиль», «Различие видов трения», «Трудности в объяснении трения». Маленькие работы, а поставили много проблем перед ребятами, показали им о новых горизонтах науки. Эти проблемы, возникающие при изучении необходимо поднимать перед учащимися. Одаренные дети понимают это и пытаются найти ответы на эти вопросы.

Любая наука начиналась со сбора огромного фактического материала. На эту тему было проведена работа по сбору информации о Тихо Браге, Кеплере, Ньютоне. Открытию закона тяготения, выраженного простой формулой, предшествовал сбор колоссальной информации Тихо Браге о движении планет и кропотливый анализ этой информации Кеплером, который увидел первые закономерности в наблюдаемых фактах (законы Кеплера), и только потом из них вырос совсем «простенький» закон тяготения Ньютона, который «одним махом» объяснил всё. При обобщении этих работ ребят поразило трудолюбие Браге, его трудный и кропотливый труд в течении всей жизни.

Перед ребятами необходимо раскрыть вопросы: какого формата придерживаются журналисты, рассказывая о современной науке? Какое участие в этих рассказах принимают сами учёные? Какую информацию можно почерпнуть из заголовков научно-популярной статьи?

Школьники ищут прежде всего в Интернете, двигаясь от одной гиперссылки к другой. Самостоятельная работа при этом в лучшем случае превращается в комментированное описание найденного на сайтах, а в худшем и наиболее, к сожалению, распространённом - в скачивание отрывков. Такую работу необходимо превратить в самостоятельное исследование.

В классах непрофильного обучения учитель физики сталкивается, как правило, с низким уровнем мотивации учащихся: не многие желают заниматься проектной или исследовательской деятельностью, особенно в старшей школе. В этих обстоятельствах следует действовать особенно профессионально, чтобы, с одной стороны, не оттолкнуть учащихся от проекта, учесть их индивидуальные особенности, и вместе с тем не допустить снижение его качества.

Чтобы решить эту проблему, рекомендуется обратиться к методу уровневой дифференциации.

Для этого необходимо выполнить всего одно условие: определить уровень сформированности учебно-познавательной компетентности - базовый, продуктивный или продвинутый. Например, в ходе диагностирования выявляется склонность к проектной и исследовательской деятельности и в соответствии с уровнем сформированное учебно-познавательной компетентности, интересами и индивидуальными особенностями каждому предоставляется выбрать вид проекта. Продвинутые учащиеся могут самостоятельно перерабатывать источники информации и использовать методы теоретического и экспериментального исследования. Учащимся с недостаточным уровнем самостоятельности предлагается писать информационный проект или работать над проектом в составе группы, где каждому отводится определённая роль.

С этой цель хочу реализовать проект «Вода». Ребята группами готовили работы по темам «Вода из крана» - о химическом составе воды в питьевой воде. «Вода в космосе» - этой темой можно заинтересовать романтиков. «Жигалка» - о воде нашей малой реке, и о ее проблемах. «Зависимость плотности воды от температуры» - работали практики и теоретики. «Аномальные свойства воды» любознательные готовили эту тему. Чем больше работаем над этой темой, тем больше возникает вопросов.

Сто лет назад известный педагог Дж.Дьюи писал: «Что элементарный круг занятий перегружен - это общая жалоба. Единственная альтернатива от реакционного возврата к воспитательным традициям прошлого заключается в разработке интеллектуальных возможностей <...> и соответственной реорганизации круга занятий» И это звучит абсолютно современно. Один из способов преодоления трудностей - организация самостоятельной творческой работы учащихся. Она может оцениваться как на уроках, так и на различных конференциях, которым можно дать обобщённое название «Творчество юных». Вместе с тем, хотя предложенный Дьюи и Килпатриком метод проектов не может, на мой взгляд, полностью заменить традиционную классно-урочную систему, однако может стать её мощным подспорьем. Отметим особенности, которые должны быть учтены при организации творческой работы учащегося (разумеется, под руководством педагога).

Во-первых, идея должна быть новой - для учащегося, - но известной учителю (иначе он не может ни сформулировать задачу, ни прийти на помощь в случае затруднения). Ученик же не знает, ни окончательного решения, ни даже пути к нему. Работа будет по-настоящему творческой, если ребёнок найдёт путь, метод, способ получения решения.

  • Во-вторых, задача должна быть интересной.

  • В-третьих, задача должна быть носильной. В лучшем случае недоумение вызывают слова ученика 10-го или даже 11-го класса:«...решая уравнение Лапласа...», - применение терминов «ротор», «дивергенция» и т.д. Сложность предложенной задачи должна на один, максимум на два «шага» отличаться от школьной программы: нельзя давать задачу на квадратные уравнения тем, кто не умеет решать обычные.

  • В-четвёртых, должны быть созданы необходимые условия для достижения успеха.

  • В-пятых, ученическая научно-исследовательская деятельность должна отражать настоящую научную деятельность - от постановки задачи до проверки полученного решения.

- В-шестых, ученическая научно-исследовательская работа, по нашему глубочайшему убеждению, недолжна, носить реферативного характера.

В заключение хотим напомнить: цель проектной работы - научить ребёнка исследовать. Главный и уникальный результат проектной работы - исследовательские умения ученика. Всё остальное, включая овладение новой темой, получение нового научного результата - побочные продукты.

Необходимо использовать материалы изданного университетом Белфаста (Великобритания.) пособия для учителей «Как рассказывать о современной науке с помощью газет». Меня эта работа поразила своей простотой и продуманностью.

О важности умения письменно излагать свои мысли замечательно сказал советский философ Мераб Мамардашвили: «Посредством создания текста и следуя логике, которую требует уже не твоя мысль, а его характер, мы, по сути, впервые и уясняем собственную мысль, как узнаем и то, что же, собственно, люди думали».

Тем не менее, если в нашем распоряжении имеется структурированный набор требований к представляемой школьником письменной работе, мы сможем проверить представленную работу с точки зрения соответствия этим требованиям, что они представляют собой. Хорошо помогает авторизованный перевод «Руководства по выполнению курсовой работы» из британского учебника «Science for Public Understanding» - курса естествознания для школ гуманитарного профиля (вполне годится и для естественно-научного профиля нашей школы). Объём можно определить самостоятельно - британские коллеги предлагают ограничить его 1,5-2 тысячами слов. На мой взгляд, это ограничение весьма разумно, лишь в этом случае можно более или менее внимательно прочитать представленную работу. Работа должна состоять из 1)названия, 2)тезисов (50-150 слов), 3)основных положений, 4)обсуждения, 5)выводов и 6)списка использованной литературы.

Для ребят я раздаю памятку

Требования к написанию реферата.

  1. Тема реферата должна быть определена учителем и учеником совместно. Важно, чтобы цель и задачи реферативной работы были осознаны и приняты школьником.

  2. Также совместно намечается план деятельности школьника, определяется порядок работы с научной литературой. Учитель знакомит ребят с правилами пользования каталогами разных типов для поиска нужной книги в библиотеке, рекомендует печатные работы, с которыми необходимо ознакомится.

  3. Желательно показать ребятам эффективные приемы конспектирования литературных источников. В частности, может быть, рекомендовано выписывание необходимых фрагментов текста на небольшие карточки, с указанием фамилии и инициалов автора печатной работы, ее названия и других необходимых данных.

  4. После окончания работы с литературными источниками полученный теоретический материал обсуждается учеником и учителем. На этой основе составляется оглавление реферата и список литературы.

  5. На титульном листе работы указываются: наименование учебного заведения, в котором выполнена реферативная работа, фамилия, имя, отчество исполнителя, тема реферата, фамилия, имя, отчество руководителя работы, его должность и ученая степень, год написания реферата.

  6. В оглавлении должны быть: введение, главы (обычно 2-3), в каждой главе - параграфы, заключение, список использованной литературы. Главам (разделам) и параграфам дается название. Справа, напротив каждого параграфа или главы, указывается номера страниц.

  7. Весь наработанный учащимися теоретический материал перед написанием реферата должен быть логично распределен по главам (разделам) и параграфам.

  8. При изложении материала необходимо правильно делать ссылки на литературные источники.

  9. В процессе изложения материала следует избегать «уход в сторону» от темы реферата, нарушения логической последовательности в анализе фактов и идей, искажение мыслей автора научного труда.

  10. Не рекомендуется наклеивание на страницы реферата вырезанные из различных книг и журналов картинок, схем, иллюстрации. Это считается признаком «дурного тона», и не допускается в научных работах любого уровня.

  11. Желательно, чтобы все схемы и рисунки были выполнены самим автором реферата. Если это невозможно, в тексте работы или под каждым рисунком должны быть указано, кто именно является его исполнителем.

  12. Если фрагмент текста переписывается в реферативную работу без изменения, т.е. цитируется, он заключается в кавычки, а в конце цитаты обязательно указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована.

  13. В конце каждой главы желательно сформулировать краткие выводы, выделив основные идеи , а в заключении подвести общие итоги, сформулировать основные выводы, проанализировать степень успешности решений поставленных автором реферата целей и задач, определить перспективы дальнейшей разработки данной темы.

  14. При составлении списка литературы печатные работы располагаются либо в алфавитном порядке (по фамилиям авторов), либо в соответствии со сроком выхода работы из печати.

Рефераты не принимаются в следующих случаях:

  • нет полного соответствия темы и содержания,

  • не правильно оформлен титульный лист,

  • отсутствует оглавление,

  • ссылки на источники в тексте работы,

  • бросается в глаза бездумное переписывание фрагментов текста из одного или нескольких источников, без анализа и сопоставления точек зрения различных авторов, выделения собственного мнения,

  • в реферате отсутствует «Ведение», в котором должна быть определена актуальность данной темы, причины ее избрания автором, перечень задач, которые он перед собой ставит,

  • нет «Заключения», в котором должен быть кратко подведен итог работы автора с литературой, сформулированы основные выводы, определен круг решенных и нерешенных проблем.

© 2010-2022