Физические опыты с межпредметным содержанием

          Как известно, физика – это не система умозрительных построений, а экспериментальная наука; источником знаний в ней и методом исследования является физический эксперимент. Школьный физический эксперимент, отражая научные методы изучения природы, служит дидактическим средством формирования глубоких и прочных знаний по физике, умения применять их на практике, а также основным видом наглядности на уроках физики.         Современный этап развития науки характеризуется все возрастающей связ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.В. Фролов


с.Сосновка Ульяновской области


«Физические опыты с межпредметным содержанием»

Как известно, физика - это не система умозрительных построений, а экспериментальная наука; источником знаний в ней и методом исследования является физический эксперимент. Школьный физический эксперимент, отражая научные методы изучения природы, служит дидактическим средством формирования глубоких и прочных знаний по физике, умения применять их на практике, а также основным видом наглядности на уроках физики.

Современный этап развития науки характеризуется все возрастающей связью и взаимопроникновением наук. Сегодня много внимания уделяется проблеме физико-химических методов исследования в высшей школе. К сожалению, в учебной литературе для средней школы вопросы об использовании взаимосвязи школьных курсов химии и физики раскрыты неполно. Этот недостаток можно частично устранить с помощью организации и постановки на уроках опытов физико-химического содержания.

При изучении темы: «Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел» (Физика 8 класс Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.) можно провести лабораторную работу по определению молярной массы воздуха. Мы считаем, что работа необходима, т.к. в курсе химии восьмиклассники изучают данное понятие, решают задачи с этой величиной, но плохо представляют себе, как она определяется. После проведенного эксперимента, учащиеся закрепляют свои знания не только по физике, но и по химии.

Используется следующее оборудование: весы с разновесом, резиновая груша, мензурка, кусочки пластилина, дистиллированная вода.

Работу выполняют в такой последовательности: 1. Определяют (взвешиванием) общую массу резиновой груши и кусочков пластилина m1.

2. Из груши рукой выпускают воздух, затем закрывают отверстие на её конце (не отпуская руки) кусочками пластилина, следя, чтобы воздух не вошёл внутрь груши. Снова производят взвешивание находят m2.

3. Затем резиновую грушу опускают в дистиллированную воду и снимают (под водой) с наконечника пластилин. Груша всасывает столько воды, сколько ранее выпустили воздуха. Объём V этой воды измеряют мензуркой.

4.Молярную массу воздуха находят так: ∆m/M=V/Vµ , M= (Vµ/V)* ∆m, где ∆m= m2- m1 ; ∆ Vµ= 22,4 л/моль.

При рассмотрении на уроках в 8 классе теоретического материала по темам: «Тепловые явления» и «Изменение агрегатного состояния вещества» учащиеся выполняют лабораторную работу «Тепловой эффект растворения нитрата аммония (хлорида натрия)» с использованием некоторых химических реактивов и оборудования.

Материалы и оборудование: химический стакан, пробирка, весы с разновесами, термометр, фанера, стеклянная палочка, нитрат аммония или хлорид натрия, вода (снег, лёд).

Взвешиваем 12 г нитрата ам­мония и пересыпаем его в стакан. Под дно стакана кладем кусок фа­неры, смо­ченный водой. Затем наполняем стакан снегом (льдом) или водой (20 мл). Осторож­но помешиваем смесь стек­лянной палочкой. В стакан опускаем лабораторный термометр. При раство­рении нитрата аммония в воде температура опускается до -20°С и ниже. Стакан снаружи покрывается инеем, смоченная водой фанера примерзает к дну стакана.

Этот же опыт можно предложить учащимся 10 класса на уроке или факультативных занятиях при изучении темы: «Молекулярная физика. Тепловые явления». Во время проведения опыта систематизируются и углубляются знания учащихся о тепловом равновесии, процессах плавления твердых тел, процессах растворения, о химической природе веществ.

Реализация межпредметных связей способствует систематизации, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает сформировать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечи­вается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, получен­ных на уроках по разным предметам. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резер­вы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.





© 2010-2022