Внеклассное мероприятие по физике

К 70- летию Великой Победы. Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформац...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: Познакомить с научными достижениями в годы Великой Отечественной войны и показать роль науки физики в достижении Великой Победы.

Задачи урока:

  • Образовательные:

  • Формирование представлений о взаимодействии физики и техники и их значительной роли в победе над фашизмом.

  • Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет. Развитие умения представлять результат своей работы - мультимедийную презентацию.

  • Формирование у учащихся представлений о связи физики с историей, литературой, информатикой.

  • Воспитательные:

  • Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, гордости за отечественную науку на материалах об ученых-физиках, исторических фактах, документах.

  • Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.

  • Развивающие:

  • Развитие творческих способностей учащихся при создании мультимедийных презентаций.

  • Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при подготовке страниц журнала.

  • Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия физики, литературы, истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово учителя.

  2. Нашу с вами совместную работу мне хотелось посвятить советским ученым в годы ВОВ

Учитель:. Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки - и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель. Вкладу ученых в достижение Победы посвящаются эти страницы устного журнала

II. Страницы журнала

Учитель: Итак, давайте перевернем первую страницу истории огненных военных лет.

Страница первая: "Грозное лето 41-го"

Что можно сказать о первых днях войны?

Учитель: Июнь 1941 года начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме заводы и фабрики, дети разъехались в пионерские лагеря, выпускники готовились к выпускному балу, ученые трудились в лабораториях , библиотеках: На рассвете 22 июня на нашу страну вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей и была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины.

Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово "выстоять",
Когда и выстоять нельзя,
И есть душа - она все вытерпит,
И есть земля - она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
И. Эренбург

В первые дни войны прозвучала по радио песня на стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова "Священная война", в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны:

Давайте вспомним эти слова

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.

И весь народ встал на защиту своей Родины, встал по велению своего сердца, движимый любовью к своей Родине, чувством своего долга, он взял в руки оружие, чтобы защитить свой родной дом, свободу и честь нашей страны.

Ведущие ученые нашей страны выпустили обращение "К ученым всех стран", подписанного действительными членами Академии наук СССР. Вот несколько строк из этого обращения:

"В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству". Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков Абрама Федоровича Иоффе и Петра Леонидовича Капицы.

Учитель: И все ученые сделали решительный поворот: от сосредоточенной тишины библиотек, от налаженных лабораторных исследований они смело, с сознанием собственного долга шагнули в жестокие военные будни. Многие из них, повинуясь своему патриотическому порыву, ушли на фронт, вступили в отряды народного ополчения, ушли в партизанские отряды, чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. И свято хранит народ в своей благодарной памяти дела и имена героев. И не забудутся все те, кто на огромном фронте, располосовавшем страну, отступая и не сходя с огненного рубежа, готовил далекую победу. Те, чья смертная дата лето 41 будет высечена на мраморных стелах и выведена от руки на фанерных обелисках, Те, в чьи наградные листы и в безвестные солдатские книжки война вписала первой строкой - грозное лето 41-го.

Учитель: Рассказать обо всех героических делах, совершенных нашими учеными в годы великой битвы с фашизмом почти невозможно - так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.

Страница вторая: "На голубых морских дорогах".

Создание флота, тем более военного, - дело сложное, требующее больших средств и времени, сильно развитой промышленной базы; оно практически невозможно в условиях войны. Это прекрасно понимали наши враги, и поэтому один из жесточайших ударов обрушили именно на советский Военно-Морской флот.

Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую - "запереть" на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать. "Ранним июньским утром 1941 г. из Севастополя на боевое задание вышел эсминец "Быстрый". Не успел он отойти от порта, как мощный взрыв потряс его … Эсминец подорвался, но, как вскоре выяснилось, до него по тому же фарватеру благополучно прошли два транспорта и буксир. Это означало, что мины реагируют не на каждый корабль. … Вскоре нашли невзорвавшуюся мину. С большими предосторожностями вытащили её на берег. Разборка в любое мгновение могла окончиться взрывом … Профессиональная смекалка и тщательный расчёт помогли избежать взрыва и полностью разобрать механизм.

Внеклассное мероприятие по физике

Авиационная неконтактная донная мина: 1 - заряд взрывчатого вещества; 2 - электродетонатор; 3 - приборная камера; 4 - магнитный взрыватель, подвешенный на амортизаторах; 5 - парашютное отделение.

Оказалось, что в нём три взрывателя. Один, инерционный, срабатывает при ударе о какую-либо твердую поверхность, например землю. Этот взрыватель уничтожал мину, тем самым, не "позволяя" ей попасть в руки противника. Специальная мембрана второго взрывателя зорко "следила", чтобы мину не смогли поднять на поверхность моря: при подъеме она прогибалась и взрыватель срабатывал. Третий взрыватель управлял прибором, "улавливающим" магнитное поле проходящих кораблей".

Давайте совместно разработаем способ защиты проходящего корабля от поражения магнитными минами.

Преподаватель: Для того, чтобы решить эту задачу необходимо выяснить как взаимодействуют корабль - массивное стальное тело и магнитная мина? Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле. Оно небольшое по величине, всего около десятитысячной доли Тесла. Как можно обнаружить существование магнитного поля Земли?

Ученик: По ориентации стрелки компаса.

Преподаватель: Что произойдет, если в этом поле находится массивный предмет, например, корабль, и железа (вернее стали) в нем много, несколько тысяч тонн?

Ученик: Магнитное поле концентрируется и может увеличиться в несколько десятков раз.

Преподаватель: Усиленное кораблем магнитное поле способно привести в действие механизм, поворачивающийся под влиянием магнитной силы и замыкающий электрическую цепь. В эту цепь можно включить детонатор, погруженный во взрывчатое вещество мины.

Такие мины отличаются от обычных, на которые корабль непосредственно натыкается и этим вызывает взрыв, тем, что лежат на дне моря, и взрываются на расстоянии - под действием лишь магнитного поля корабля.

Таким образом, чтобы магнитная мина не взрывалась при прохождении корабля, необходимо разработать способ размагничивания судна.

Преподаватель: Итак, какой объект, и с какими свойствами нужно получить?

Ученик: Массивное стальное тело, вокруг которого не существует магнитного поля.

Преподаватель: Выделите физические явления, в результате которых может быть получено массивное стальное тело вокруг которого не существует магнитного поля.

Ученик: Возникновение магнитного поля вокруг проводника с током.

Преподаватель: Выделите условия, при которых возможно осуществление данного явления

Ученик: Линии магнитного поля, создаваемого проводником с током, должны быть направлены противоположно линиям магнитного поля, существующего вокруг корабля.

Преподаватель: Изобразите принципиальную схему, предложенного вами способа размагничивания корабля.

Внеклассное мероприятие по физике

Рис.1. Принципиальная схема способа размагничивания корабля:

петля 1 из специального кабеля, по которой пропускался электрический ток, вокруг кабеля создавалось искусственное магнитное поле 2 противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю 3 корабля

Далее моделируется способ размагничивания кораблей. Совместно с ребятами разрабатывается экспериментальная установка, состоящая из следующих элементов:

Объект исследования - мина, моделируемая магнитной стрелкой;

Воздействующий объект - корабль - постоянный магнит, окружённый проводником с током;

Управляющие элемент - источник тока, провода;

Индикатор - индикатор изменения положения магнитной стрелки.

Фотография экспериментальной установки приведена на рис.2.

Внеклассное мероприятие по физике

Рис.2. Экспериментальная установка, воспроизводящая обмоточный метод размагничивания судов

Таким образом, учащиеся вслед за физиками создают обмоточный метод размагничивания судов. Он состоит в следующем: на кораблях специальным образом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрический ток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков. К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях.

Работа группы ученых под руководством Игоря Васильевича Курчатова в г. Севастополе была сопряжена не только с большой ответственностью, но и опасностью. Устройство мин, применявшихся фашистами, постоянно менялось, и для успешной борьбы с ними необходимо было изучить их устройство. Разборку мин неизвестной конструкции зачастую собственноручно производил сам Игорь Васильевич. Суровая действительность военного лихолетья заставляла рисковать жизнью даже крупнейшего ученого нашей страны.

Давайте вспомним какое оружие стало символом победы?

Страница третья: "За рекою грянула "Катюша":"..Работы начались задолго до войны и велись по двум направлениям. Реактивные снаряды разрабатывались отделом, которым руководил Георгий Лангемак. Второй отдел разрабатывал дальнобойные ракеты на жидком топливе. В нем работали Сергей Королев и Валентин Глушко. Директором был назначен комбриг Иван Клейменов.

Работы в отделах велись успешно, но наиболее эффективными были разработки реактивных снарядов. В 1937 году было завершено создание первых боевых РС-82 и РС-132, а также пусковые установки для них. В присутствии маршала Советского Союза Михаила Тухачевского были проведены стрельбы этими РС с наземных станков и с самолетов. Стрельбы прошли вполне успешно, и можно не сомневаться - если бы деятельность РНИИ продолжалась, то уже к 1938 году боевые реактивные системы могли быть приняты на вооружение. Но несмотря на все это Появление нового грозного оружия на фронтах Великой Отечественной войны явилось полной неожиданностью для наших противников, союзников, да и для большинства военных специалистов. Реактивные системы залпового огня сочетали в себе многозарядность, скорострельность и значительную массу боевого залпа. В начале войны они использовались в основном для уничтожения живой силы, а затем, по мере увеличения калибра реактивных снарядов, - для разрушения оборонительных сооружений и опорных пунктов. Успешно применялась реактивная артиллерия в борьбе с вражескими танками.

"Катюша" - это народное название реактивных систем гвардейских минометов БМ-13, находившихся во время войны на вооружении реактивной артиллерии. Появилось оно в начале Отечественной войны. Существует несколько версий происхождения этого названия. Но наиболее вероятные из них связаны с заводской маркой (буквой "К") на первых боевых машинах, изготовленных воронежским заводом им. Коминтерна, и с популярной во время войны одноименной песней М. Блантера на слова М. Исаковского. "Катюша" стала первой отечественной мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО), которая включала в себя реактивные снаряды, пусковые установки (ПУ), приборы управления стрельбой и транспортные средства. Самоходные пусковые установки на автомобилях получили обозначение боевых машин (БМ) реактивной артиллерии.

Говорит пехота: - Чистая работа!
Где ударит «Катя» - фрицу не пролезть.
Воевать охота, - говорит пехота, -
Раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо бьет врагов на славу.
Впереди - горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет «Катя» щедрою рукой…

Эти стихи написаны военврачом С.Семиным на фронте в июле 1942 г.

О каком оружии говорится в этих строках?

Ответ. Автор говорит о «Катюшах» - реактивной системе залпового огня.

  1. Каковы главные достоинства нового оружия?

Ответ. Самыми сильными сторонами этого оружия являлись его высокая маневренность и способность в кратчайшие сроки создавать мощный массированный огонь. Дальность стрельбы снарядов была доведена до 8,5 км.


  1. "Катюша" - это народное название реактивных систем гвардейских минометов БМ-13, находившихся во время войны на вооружении реактивной артиллерии. Как оно появилось?

Ответ. Существует несколько версий происхождения этого названия. Но наиболее вероятные из них связаны с заводской маркой (буквой "К") на первых боевых машинах, изготовленных воронежским заводом им. Коминтерна, и с популярной во время войны одноименной песней М. Блантера на слова М. Исаковского.

Вскоре у «Катюши» объявился младший брат по имени «Лука». В мае 1942 года группа офицеров Главного управления вооружений разработала снаряд М-30, в котором к ракетному двигателю от М-13 присоединялась мощная надкалиберная головная часть, выполненная в форме эллипсоида, с максимальным диаметром 300 мм.

За характерную форму головной части М-30 фронтовики называли его «Лукой

Прошло более полувека и государство воздало должное памяти создателей легендарных «Катюш». . Подлинных творцов одной из самых мощных боевых систем Великой Отечественной войны назвали только в 1991 г.

Решением Президента СССР Ивану Клейменову, Георгию Лангемаку, Василию Лужину, Борису Петропавловскому, Борису Слонимеру и Николаю Тихомирову посмертно присвоено звание Героя Социалистического Труда.

5 декабря 1991 г. ордена Ленина и медали «Серп и молот» из рук М.С. Горбачева приняли дочери Клейменова, Петропавловского и Слонимера.

Награды Лангемака, Лужина и Тихомирова не были вручены, поскольку у героев не осталось в живых даже близких родственников, которым можно было бы их передать.

Награждение не афишировалось, и сегодня мало кто знает и помнит этих выдающихся творцов оружия Победы.

Учитель: Победа ковалась не только на полях сражений, но и глубоко в тылу.

Страница четвертая: "В тылу, за линией фронта". Советская наука боролась за победу в тылу. Читаем строки из доклада "Физика и война" сделанного академиком А. Ф. Иоффе в 1942 году на общем собрании АН СССР:

"Я не могу подробно рассказать о той поистине героической работе, которую ведут многие из научных работников в условиях войны, но я лично был свидетелем того, как целая группа сотрудников в течение трех недель не выходила из лаборатории, работая там день и ночь. Иногда, свалившись, люди спали тут же на столах, но за три недели закончили громадную работу так, что она могла быть направлена на испытания. Я видел, как работали у нас в Казани при 40-45°С мороза на открытом воздухе с приборами, к которым прилипали руки, сдиралась кожа, но тем не менее ни один из сотрудников не отставал :"

III. Заключение

Страница пятая: "Победная весна"

Учитель: Сейчас мы перевернем последнюю страницу нашего журнала. Более 65 лет отделяют нас от того дня, когда фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. Война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле 4 года - 1418 дней, унесшая жизни миллионов людей, закончилась 9 мая 1945 года победой Советского Союза над фашистской Германией. Неимоверным напряжением душевных и физических сил война была выиграна в основном Советским Союзом. Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки знать, какой ценой была завоевана Победа. В памяти нашей сегодня и вечно будет жить великий подвиг нашего народа, подвиг всех тех, чьей жизнью и самоотверженным трудом завоевана Победа, Мир на Земле!

Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений в смертельной схватке с фашизмом отстоял свободу и независимость нашей Родины, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки, самолеты, корабли. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял важные теоретические исследования - это ученые-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, изобретатели, техники. Это благодаря их неимоверному труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли в короткие сроки совершенствовалась уже имеющаяся техника и рождались проекты новой боевой техники, разрабатывались материалы для создания надежного боевого оружия, не прекращались научные исследования, которые в значительной степени приблизили великую Победу и создали основу для достижения нашими учеными и нашей отечественной наукой авангардного положения в мировой науке и технике.

Учитель: и мы с вами прекрасно понимаем, что детям необходимо стремится к знаниям, овладевать ими, так как они - будущее нашей страны, та сила, которая будет развивать отечественную науку и технику, потому что, как доказала история, "знания - это сила"!


© 2010-2022