Археологическая экспедиция школьников

Из опыта работы с одаренными детьми учителя истории МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» Зеленцовой Светланы Николаевны. Формирование умений и навыков исследовательской деятельности через вовлечение учащихся в археологическую деятельность в составе Заволжской экспедиции Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского.   Объект исследования - селище   Першино -1  Городецкого района Нижегородской области.   Археологический памятник расположен на правобережье р. Санда, в районе, который в конце XII века стал окраиной Владимиро-Суздальской Руси и осваивался со времени Андрея Боголюбского.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Археологическая экспедиция школьников

МБОУ

«Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»

Владимирской области





ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


Заволжская

археологическая экспедиция

учащихся и педагогов

Вязниковского района

Владимирской области


Археологическая экспедиция школьников


Учитель истории:

Зеленцова

Светлана Николаевна


МСТЁРА

2013 г.

Заволжская археологическая экспедиция Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского функционирует с 2002 года с целью получения информации для изучения истории освоения территории Нижегородского Заволжья. Возглавляет экспедицию Антонов Дмитрий Александрович - ассистент кафедры истории России и краеведения досоветского периода.

В 2013 году в составе экспедиции впервые работала группа учащихся и педагогов Вязниковского района. Отряд юных археологов был создан Центром развития одаренных детей с целью формирования опыта исследовательской деятельности школьников. В него вошли:

- Малеева Анна, учащаяся 11 класса, МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа»;

- Суслова Дарья, учащаяся 11 класса, МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа»;

- Семчиков Дмитрий, учащийся 11 класса, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»;

- Булгаков Алексей, учащийся 11 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»;

- Наумов Роман, учащийся 11 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»;

- Мажан Евгений, учащийся 11 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»;

- Казакова Кристина, учащаяся 11 класса, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»;

- Сиротина Алена, учащаяся 11 класса, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»;

- Клюшин Михаил, учащийся 9 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9;

- Дашин Валерий, учащийся 9 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9;

- Алексеева Наталья Валентиновна - педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей»;

- Алексеев Дмитрий Владимирович, учитель изобразительного искусства МБОУ «Пивоваровская основная общеобразовательная школа»;

- Зеленцова Светлана Николаевна - учитель истории и обществознания
МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа».

Школьники Вязниковского района проводили археологические исследования с 16 по 19 июля в деревне Першино Городецкого района Нижегородской области.

Отправляясь в дальний путь, волновались все: педагоги и ребята. Что нас ожидает? Как организовать трудовую, познавательную деятельность, досуг учащихся? В ходе дискуссии были определены формы реализации программы школьной экспедиции - лекторий и полевая археологическая практика.

Лекторий - это два теоретических занятия. Первое занятие по теме: «Археологический памятник - Першино-1» провел Антонов Дмитрий Александрович, руководитель Заволжской экспедиции.

В полевых условиях был создан «видеозал». Экран смонтирован из белой футболки. С помощью современной компьютерной техники ребятам удалось совершить погружение в мир археологии и познакомиться с процессом исследования средневековой усадьбы.

Селище Першино -1 расположено на правобережье р. Санда, в районе, который в конце XII в. стал окраиной Владимиро-Суздальской Руси и осваивался со времени Андрея Боголюбского. Дмитрий Александрович рассказал об этапах и методах исследования, находках археологов за 10 полевых сезонов.

Тема второго занятия - «Керамический комплекс средневекового селища Першино-1». Илья Сергеевич Аникин, старший научный сотрудник НИАЦ «Регион» открыл школьникам тайны средневековой керамики.

Что такое керамика? Способы изготовления керамических изделий, их виды. Научный анализ керамических находок. Особенности керамического комплекса селища Першино-1.

В ходе полевой археологической практики учащиеся познакомились с методикой исследования культурного слоя. Узнали, как осуществляется разбивка на квадраты - 2х2 м с разделением на 4 сектора, разбор пашни по пластам, по 10 см, лопатами с ручной переборкой.

Вязниковцами при переборке грунта обнаружен массовый материал (керамика, печина) и фрагмент древней стеклянной бусины. За столь редкую находку юный археолог (Михаил Клюшин) был награжден руководителем экспедиции банкой сгущенки.

Трудно под лучами палящего солнца выполнять ручную монотонную работу, но ребят подбадривали студенты, организуя интеллектуальные игры: «События», «Личности», «Города».

Школьники принимали участие не только в переборке грунта, но и в промывке грунта. Их интересовало всё: и теория, и практические занятия, и удивительные местные пейзажи, и храмовая архитектура XIX века в окрестностях Першино.

За полевую практику юным археологам руководитель экспедиции выразил благодарность, отмечая отличную работу на раскопе, организованный труд в быту (ребята сами носили воду и дрова, мыли посуду). При прощании Дмитрий Александрович указал, что вязниковцы были самыми лучшими юными практикантами за всю историю работы этой экспедиции.

Завершающим аккордом в нашем кратковременном погружении в историю стала обзорная экскурсия по городу Городец с посещением краеведческого музея, с мастер-классом по изготовлению уникальных местных пряников.

Нужна ли такая форма работы? В чем ценность археологической экспедиции? На эти вопросы отвечают юные археологи - участники экспедиции.

Семчиков Дима, школа № 2:

«Экспедиция дала возможность нам, школьникам, опробовать на себе работу археолога, образно выражаясь, "побывать в шкуре" - эти несколько дней мы были рядовым составом - со всеми привилегиями и обязанностями, вели общий быт со студентами и работали вместе с ними.

В общем, от сего погружения в историю остались впечатления положительные - новый опыт, новые эмоции... Так что было, есть и будет о чём вспомнить».

Наумов Рома, школа № 3:

«Наша археологическая экспедиция в целом удалась. В процессе раскопок, да и просто жизни в лагере, мы приобрели опыт по работе с керамикой, увидели множество предметов старины XII-XIII веков. Данная экспедиция на меня произвела большое впечатление, за эти несколько дней, я приобрел знания и бесценный опыт!»

Сиротина Алена, школа № 6:

«Мне очень понравилась эта экспедиция. Я узнала много нового, испытала на себе участь археолога. Познакомилась с интересными людьми. В общем, меня переполняют эмоции. Если бы была возможность поехать ещё раз, я бы без раздумий собралась и поехала».

Дашин Валера, школа № 9:

«Всё было замечательно: и приезд, и знакомство, и ночные посиделки у костра, и приёмы пищи, приготовленной на костре, и сами раскопки. Жаль только, что приехали на такое короткое время...»

Малеева Аня, Мстёрская СОШ:

«На раскопе понравилось. Работа достаточно скучная, но когда что - то находишь, сердце биться чаще начинает, это же так удивительно - держать в руках кусочек прошлого, что - то древнее. Очень здорово было вечером у костра, когда все садились петь песни под гитару и пить чай. Самое худшее было уезжать… Очень не хотелось, привыкли уже друг к другу, было весело. Хочу вернуться туда на следующий год…»

Суслова Даша, Мстёрская СОШ:

«Всё очень понравилось. Было интересно, особенно сами раскопки. Входили в азарт, хотелось найти больше чем другие. С участниками экспедиции было приятно общаться, появились новые знакомые. Увлекателен был рассказ о том, как собирают по частичкам древнюю керамику. Я бы хотела съездить еще».

Думаю, наша археологическая экспедиция стала не альтернативным вариантом организации летнего досуга подростков, а новой формой работы с одаренными детьми, возможностью расширить представление школьников об окружающем мире и о своих способностях, уникальным источником материала для научных исследований, «школой сотрудничества различных поколений».


© 2010-2022