Конспект урока Глаз и зрение физика 8 класс

Предлагаю конспект урока "Глаз и зрение" по физике 8 класса.  Данный конспект поможет учителю физики подготовиться по этой теме. По типу урок комбинированный. Основная дидактическая задача такого урока: формирование знаний и способов деятельности. Урок проводился при компьютерной поддержке, что значительно повышает интерес к данной теме. План урока следующий: организационный момент, проверка домашнего задания, подготовка к усвоению новых знаний, тест-опрос, целеполагание, объяснение новой темы, ...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Глаз и зрение» урок физики в 8-м классе

Цели урока: Повторить и обобщить знания по теме «Линзы». Изучить строение и функции глаза, рассмотреть работу глаза как оптической системы, изучить оптические иллюзии; объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов; ставить вопросы и находить ответы; формировать умение работать коллективно.

Обучающие: Дать знания о механизмах, оптимизирующих работу глаза как оптического прибора; представление о ходе лучей света в глазе. Дока­зать, что изображение на сетчатке глаза перевернутое. Познакомить с понятиями "поле зрения", "бинокулярное зрение", "аккомодация'', "расстояние наилучшего зрения", «близорукость» и «дальнозоркость».

Установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.

Воспитательные: воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; развитие стремления к познанию.

Развивающие: развитие теоретического мышления; умение выражать мысли вслух; развитие внимания и любознательности; повышение интереса к изучаемому предмету.

Оборудование и пособия: индивидуальные листы, презентация, компьютер, телевизор ЖК.

План урока: 1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению новых знаний. Тест-опрос.

3. Целеполагание. Объяснение новой темы.

4. Зарядка для глаз (физкультминутка). Гигиена зрения.

5. Презентация ученика «Зрение в животном мире».

6. Закрепление изученного материала. Выходной тест.

7. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. (Слайд1,2) Запись темы урока в рабочие тетради. Актуальность этой темы: Важно ли изучать глаз и зрение? Почему так важно? Ответы учащихся.

II. Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению новых знаний

Входной тест «Линзы». Самопроверка. (Слайд3)

III. Целеполагание. Объяснение новой темы

Какова цель урока? Что бы вы хотели узнать из этого урока? (Ученики отвечают на вопросы, а учитель записывает цель урока на доске). (Слайд4)

Мы живём в прекрасном мире, богатом красками, звуками, запахами. (Слайд5) Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств - зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз.

Глаз - это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир, его называют ещё «живым»

фотоаппаратом.

Всё пространство вокруг человека заполнено различным излучением. И только малая его часть воспринимается органом зрения. Свет или видимое излучение - это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн. Как мы видим, как устроен наш глаз? Познакомимся со строением глаза. (Слайд6)Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко). Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей. За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет. В радужный оболочке есть небольшое отверстие - зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте. За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу - хрусталик. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Задняя часть склеры - глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко. (Слайд7)

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? (Слайд8)

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы. Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым. (Слайд9)

Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер. Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы.

Но почему тогда мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.

Фотоаппарат представляет собой устройство, принцип действия которого подобен действию человеческого глаза. Глаз приспособлен к работе в различной интенсивности освещения (благодаря адаптации). Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами. (Слайд10) При бинокулярном зрении получается единое стереоскопическое изображение и рельефное видение мира. Бинокулярное зрение даёт возможность определять взаимное расположение предметов в пространстве, зрительно судить об их удалённости, позволяет видеть предметы объемными, а не плоскими, увеличивает поле зрения. Каждый глаз видит по горизонтальному направлению в пределах угла в 120°, и оба угла перекрывают друг друга. (Слайд11)

Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на более далеком расстоянии называется аккомодацией (от лат. accomodatio - приспособление). Благодаря аккомодации чело­веку удается фокусировать изображения различных предметов на одном и том же расстоянии от хрусталика - на сетчатке глаза. Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка. Глаз очень чувствительный аппарат.

Приспособляемость глаза может вызвать иллюзии. Это ложные, искаженные образы действительности, возникающие в процессе зрительного восприятия, ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа. (Слайд12-16)

В процессе старения организма в глазах человека могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается - развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения - близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы. (Слайд17)

Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока. При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое. Для исправления дефектов зрения с древних времён и по наши дни применяют очки. Самые старые очки были найдены в гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона. Это были два тончайших спила изумруда, соединенных бронзовыми пластинками в виде оправы. В древней Греции на острове Крит были найдены оптические линзы из шлифованного горного хрусталя, которые также можно было использовать для исправления недостатков зрения. Первым достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, надевал очки. Известный итальянский ученый Леонардо да Винчи первым сделал попытку переноса естественнонаучного знания в оптике в прикладную область.

(Слайд18)Прошло немало времени, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки. Очки - простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны.

Какие же линзы следует применять в очках?

(Слайд19)При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые - рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

(Слайд 20)При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых - собирающих свет. Оптическая сила таких линз - положительная.

IV. Зарядка для глаз (физкультминутка). (А знаете ли вы, что есть гимнастика не только для тела, но и для глаз?)(Слайд21)

Глаз - это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, дома и в том числе в школе, где глаза устают больше всего.

Сделаем «Гимнастику для глаз»:

Потереть ладонями друг о друга, закрыть ими глаза, расслабиться. Посидеть 1-2 минуты.

Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

Делай круговые движения глазами: по часовой стрелке и против.

Вытяни вперед руку. Следи взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

Гигиена зрения. (Слайд22)

  • читать, писать в хорошо освещенном помещении;

  • нельзя читать в транспорте, лежа располагать тексты ближе или дальше 30-35 см от глаз;

  • очень вредно смотреть на слишком яркий свет;

  • чаще бывать на свежем воздухе;

  • оберегать глаза от ударов, от мусора;

  • в пищу употребляй витамин А;

  • исключить курение, алкоголь, наркотики, они поражают зрительный нерв, что приводит к потере зрения.

V. Презентация ученика «Зрение в животном мире». (Слайд23)

VI. Выходной контроль. Закрепление изученного материала.

Ответьте на следующие вопросы:

1.Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).

2.Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр. или -1,5 дптр. или +2,5?

3.Работа по листам. (Ученикам раздаются рабочие листы.)

Чтобы выяснить, как вы усвоили новый материал, мы выполним тест.

Тест: (Слайд24)

1.Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?

а) хрусталик; б) роговица;

2.На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?

а) на сетчатке; б) на роговице;

3.Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на более далёком расстоянии: а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения;

4.При близорукости применяют очки:

а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами;

5.При дальнозоркости применяют очки:

а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

Тест, выполненный на листах, проверяется учащимися (меняются).

Проверка. (Слайд25)

5-ть прав. ответов - «5»

4-е прав. ответа - «4»

3-и прав. ответа - «3»

2 прав. ответа - «2»


VII. Поведение итогов урока, выставление оценок.

Итак, что мы узнали сегодня на этом уроке? Посмотрим, достигли ли мы той цели, которую поставили перед собой в начале урока?

Рефлексия. Поставьте на листочке кружок. Синий кружок - вы хорошо усвоили материал урока, справились с заключительным тестом, вам было интересно на уроке. Зелёный кружок - вы в целом хорошо усвоили тему урока, но тест выполнили не совсем удачно, что-то вам было интересно на уроке, а что-то нет. Красный кружок - вы плохо усвоили тему урока, многое осталось вам не понятно, плохо выполнили тест, и было не интересно на уроке.

Каждому ученику вручаются памятка «Зарядка для глаз» и «Гигиена зрения».

Домашнее задание: § 70, с.215 вопросы. (Слайд26)

Сегодня на уроке мы говорили о значении зрения в нашей жизни. Изучили строение оптической системы и свойства глаза. А так же узнали с помощью, каких линз можно исправлять близорукость и дальнозоркость. Обо всем этом мы узнали благодаря биологии, истории, и конечно физике.


© 2010-2022