Практическое применение информатики на уроках физики

В данной статье описана методика внедрения вычислений при помощи электронных таблиц в уроки физики. Подобные бинарные уроки помогают поддержать преемственность знаний полученных в классах предшествующих изучению физики и помогает сохранить образ целостности образования. Так же хорошо иллюстрируют практическую и прикладную направленность изучения информатики и ИКТ.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое применение информатики через интегрирование ИКТ расчетов на уроках физики.

Из основных задач современного образования можно выделить выработку четких метапредметных связей и практическая направленность полученных знаний. Данный метод так же помогает поддержать преемственность знаний полученных в классах предшествующих изучению физики и помогает сохранить образ целостности образования.

Актуальность данной темы определяется необходимостью существенного повышения качества обучения, обеспечения формирования всесторонне развитой личности. Гармоничное же развитие человека невозможно вне активного познания действительности.

Изучение физики как отдельной науки, которая помогает познавать окружающий мир, начинается с 7го класса. Для возможности реализации знаний на практике рекомендуемыми программами ФГОС предусмотрен ряд лабораторных работ по тематике изучаемого материала. В процессе лабораторных работ учащиеся получают элементарное представление о методах научного исследования. Лабораторные работы имеют особое значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики деятельностный подход и гуманизация процесса обучения. Ученик из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности. Именно субъективная позиция школьника является характерной чертой развивающего обучения.

Большим недостатком организации лабораторных работ, на мой взгляд, является четкая пошаговая инструкция для ее проведения, приложенная к каждому учебнику. С одной стороны ученик получает возможность собственными руками и действиями проверить теоретические знания или самостоятельно эмпирическим путем вывести закономерности и связи физических величин и явлений, а с другой практически не оставляет простора для проявления творческих способностей. В большинстве учебников или специальных тетрадей для лабораторных работ прописаны даже формулы взаимосвязей и вид таблицы результатов. Учащимся остается только заполнить соответствующую ячейки своими данными. По сути ведется отработка репродуктивным методом, хотя тот же ФГОС выдвигает одним из требований к выпускнику средней школы креативность и мотивированность на творческую инновационную деятельность.

Приняв за основу рекомендованные формы лабораторных работ согласно УМК, опытно-экспериментальная часть проводится по инструкции. Обработка результатов учениками осуществляется самостоятельно с использованием табличного редактора в электронном виде. На самой первой лабораторной в 7м классе («измерение размеров малых тел») мы учимся оформлять лабораторные работы, проводить прямые физические измерения и записывать их значения, проводить косвенные измерения. На этой работе повторяем с учащимися такой наглядный способ представления информации как таблица и активизируем уже имеющиеся у них знания об электронных таблицах типа Exel c 5-6го класса. Пример первой таблицы для обработки результатов и вычислений в них демонстрируется именно на этом уроке, в дальнейшем ученик сам формирует составляющие этой таблицы и взаимосвязи между ее ячейками. Таким образом проводимые уроки получаются бинарные.

Пример: 8й класс. Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости вещества»

Вариант таблицы может выглядеть как:

Практическое применение информатики на уроках физики.

Хочу заметить, что применение электронного способа обработки данных путем самостоятельного составления электронных формул имеет значительное практическое применение в обычной жизни, начиная от элементарного ведения семейного бюджета и заканчивая составлением узкопрофильных таблиц в производстве. Потратив немного времени и один раз составив такую таблицу, можно получить «заготовку» различных схожих вычислений для многократной для обработки.

Еще одной областью применения электронных таблиц на уроках физики является решение задач На рабочем столе компьютера удобно хранить заготовленные ранее электронные таблицы со скрытыми формулами.Практическое применение информатики на уроках физики.

При проверке результата задач предлагаемых для закрепления материала, полученного на уроке, вбиваются данные из «Дано» и мгновенно на экране получается результат. Подобная демонстрация повышает мотивацию учеников не только к информатике, как инструменту обработки информации, но и к физике. Они видят, что это не только оторванная от жизни наука, которой могут заниматься только ученые в лаборатории, но и прикладная сфера умственной деятельности, которую можно представить в простом и интересном виде. Раскрыть скрытую в таблице формулу - еще одно дополнительное задание.

Пример: Упражнение 8, ст 66, Перышкин 7 класс, задача 3.

m, кг

V, м3

ῤ, кг/м3

4

0,005

800

Сколько килограммов керосина входит в пятилитровую бутыль?

Преподавание информатики имеет специфику деления учеников одного класса на подгруппы, которые зачастую занимаются с разными учителями. Как показывает практика участники подгруппы, уделявшей 5-10 минут работ с данными таблицами на уроке информатики, быстрее усваивала принципы работы и предлагала большее разнообразие представления результатов. Для повышения продуктивности укрепления межпредметных связей, рекомендуется договаривается с преподавателями информатики о сотрудничестве в первой четверти. В дальнейшем, освоив основы вычислений в Exel, ученики не нуждаются в поддержке и могут применить подобные таблицы для других предметов.

Хочу обратить внимание на легкость построения графиков на основе задач решенных таким способом. Понимая математическую сущность зависимостей между физическими величинами можно построить информативный график. При этом активизируется левое полушарие для поиска логических связей и правое для оптимального представления результата. Формируются универсальные учебные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания.

Пример. 7 класс, задача: Автомобиль ехал 50 с, со скорость 20 м/с. Какое расстояние проехал автомобиль? Постройте график зависимости расстояния от времени.

Практическое применение информатики на уроках физики.

Внедрение данного метода проведения лабораторных работ и решения задач затруднено следующими факторами:

  • Отсутствие достаточной материальной базы (наличие компьютерной техники у каждого ученика).

  • Ограниченность по времени проведения работ и отсутствие возможности продолжить работу с электронными вычислениями на уроке информатики.

Пока нет возможности создать современную лабораторию физики в школе и выделить каждому ученику рабочее место и время на персональном компьютере, предлагается провести обработку данных дома на личном оборудовании и прислать результаты через электронный дневник.

Компьютер прочно вошел в жизнь современного человека. В связи с этим важно выработать как можно раньше умение использовать его не только для развлечений, но и для продуктивной работы. Поэтому я уверена, что за интегрированностью электронных расчетов в науку и процессом знакомства с этими науками будущее.



© 2010-2022