Мой педагогический опыт преподавания смежных наук

«Использование современных информационно-коммуникационных технологий  при изучении смежных наук: информатики, математики и физики» Тема самообразования: Использование современных информационно-коммуникационных технологий  при изучении информатики, математики и физики.   Постановка целей и задач педагогической деятельности Цель педагогической деятельности: развивать творческие способности обучающихся при изучении смежных наук, используя перспективные результаты передового педагогического опыта. ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.







Обобщение педагогического опыта

учителя информатики,

математики и физики

Пущаева Андрея Анатольевича

по теме:

«Использование современных информационно-коммуникационных технологий при изучении смежных наук: информатики, математики и физики»









2014г.

Тема самообразования:

Использование современных информационно-коммуникационных технологий при изучении информатики, математики и физики.

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Цель педагогической деятельности: развивать творческие способности обучающихся при изучении смежных наук, используя перспективные результаты передового педагогического опыта.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выявить причины мотивации образовательного процесса каждого обучающегося;

  • Определить дарования и способности обучающихся, создав условия для активизации образовательного процесса, накоплению субъективного опыта, развития личности;

  • Создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;

  • Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;

  • На основании изученных педагогических технологий, разработать систему творческого преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов обучения.

  • Разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению физики и сопутствующих ей наук.

Таким образом, основной моей задачей является - принять обучающегося таким, какой он есть, положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для обучающегося.

Объяснительно-иллюстративные технологии - технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, преподаватель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимаций, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.

  • Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики, математики и информатики считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы обучающихся (рисунки, проекты, мультфильмы, видеофильмы и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении.

Воспитание собственным примером считаю необходимым качеством преподавателя. Поэтому перед новым видом практической работы демонстрирую собственные работы или проекты .

  • Создание презентаций связываю с профессиями

  • Создание различных программ в средах программирования направленные на межпредметные связи.

Процесс обучения иногда строится на использовании опорных конспектов, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ. На занятиях я использую стенды, схемы, рисунки, таблицы.

Схемы и таблицы (опорные конспекты) позволяют быстрее продвигаться в обучении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся. Примером могут служить также комментарии к практической работе .

Использование опорных конспектов на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ.

Цель использования таблиц и схем - оставить наглядный след при первом объяснении материала.

Опорные конспекты не заменяют учебное пособие, а дополняют его, позволяя наглядно выделить основные понятия, приемы построения алгоритмов простейших задач, помогают обучающимся в самостоятельной работе с учебными пособиями и при работе на ПК.

Опорные конспекты способствуют активному усвоению обучающимися основ информатики, развитию у них логического мышления, компьютерной грамотности и, что очень важно, побуждает интерес к другим смежным наукам.

На своих занятиях я развиваю следующие аспекты:

  • Обучение математической культуре (углубленные занятия по предметам математики, физики, электротехники, ознакомление с научными методами изучения природы, обучение решению количественных задач с помощью компьютера). Примером могут служить задания на решение стандартных задач в средах программирования, программирование тестирующих задач по физике или электротехнике. (Приложение)

  • Изучение прикладного творчества (овладение современными прикладными ремеслами-искусствами, формирование умений и навыков общей культуры труда). Пример - овладение навыков в строительстве, группу, за которой я закреплён, мне приходится координировать в профессиональной деятельности. Например проект по расчёту расходных стройматериалов при ремонте или постройке здания- сооружения(Excel).

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности .

Работа преподавателя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация учебного процесса на уровне группы в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

  • Организация внутригрупповой активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление сетью и т.п.).

  • Индивидуальное наблюдение за обучающимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с каждым. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

  • Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Компьютерная поддержка занятия - комплекс педагогических приёмов с использованием компьютерной техники, направленных на повышение эффективности обучения и облегчение труда педагога. Компьютерная поддержка урока - один из аспектов компьютеризации образования.

Компьютерная поддержка урока может быть использована в рамках различных учебных курсов. В частности, на уроке могут использоваться видео- и анимационные фрагменты-демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений с последующим созданием обучающимися аналогичных слайдов-иллюстраций. Особую ценность в этом отношении представляет компьютерные проектные среды, позволяющие визуализировать абстрактные понятия из различных наук.

Межпредметные связи

Горизонтальные связи с другими предметами

электротехника

информатика

физика

химия

информатика

биология

математика

информатика

Спец. предметы



Вертикальные связи (в рамках предмета)

Информатика

Интернет

Информационные



технологии

Программирование


Аппаратное обеспечение
Логика, системы счисления
Моделирование

Внутрипредметные связи в учебном процессе играют немаловажную роль, способствуют достижению образовательной, развивающей и воспитательной целей обучения.

Например Задача№5 по физике.

Имеется разветвление, состоящее из четырёх параллельно включенных резисторов с сопротивлениями соответственно: R1=10 Ом; R2=5 Ом; R3=4 Ом; R4=8 Ом. Ток I, втекающий в точку разветвления равен 20 А. Определить токи, протекающие в каждой ветви.

Дано: Решение:

R1=10 Ом Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.

R2=5 Ом I1 R1

R3=4 Ом

R4=8 Ом I2 R2

I=20 А I

I3 R3

I1-?

I2-? I4 R4

I3-?

I4-? Вычислим эквивалентное сопротивление параллельно

включенных резисторов :

Rэквив =1/(1/R1+1/R2+1/R3+1/R4)=1/(1/10+1/5+1/4+1/8)=1,48 Ом

Определим падение напряжения на Rэквив , создаваемое протекающим током: U=Rэквив *I=1,48*20=29,6 В.

Вычислим токи в каждой ветви в соответствии с законом Ома:

I1=U/R1=29,6/10=2,96 A;

I2=U/R2=29,6/5=5,92 A;

I3=U/R3=29,6/4=7,4 A;

I4=U/R4=29,6/8=3,7 A.

Проверим правильность расчётов, используя первый закон Кирхгофа:

∑I=0=I-(I1+I2+I3+I4)=20-(2,96+5,92+7,4+3,7)=0,06 A.

Таким образом, сумма токов в узле с достаточной точностью равна нулю, т.е. задача решена верно.

Ответ: Токи в ветвях соответственно равны: 2,96 А; 5,92 А; 7,4 А; 3,7 А.

Та же задача на языке программирования Pascal:

Program Z5;

Var r1,r2,r3,r4,i: integer; r0,u,i1,i2,i3,i4, i0:real;

Begin

Writeln ('введите данные сопротивлений через запятую r1,r2,r3,r4');

Readln(r1,r2,r3,r4);

Writeln ('введите силу тока, i=');

Readln(i);

r0:=1/(1/r1+1/r2+1/r3+1/r4);

u:=r0*i;

i1:=u/r1;

i2:=u/r2;

i3:=u/r3;

i4:=u/r4;

Writeln ('i1=', i1:3:3,'i2=', i2:3:3, 'i3=', i3:3:3, 'i4=', i4:3:3);

Readln

Writeln ('Проверка по 1-му закону Кирхгофа');

i0:=i0-(i1+i2+i3+i4);

Writeln ('i0=', i0:1:3);

Readln

End.

А вот та же самая задача по информатике в электронных таблицах.



A

B

C

D

E

F

Задача №5 по электротехнике.

2

Дано

Решение:

3

R1=

10

Rэквив

=1/(1/B3+1/B4+1/B5+1/B6)

4

R2=

5

U=

=D3/B7Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.

5

R3=

4

I1=

=D4/B3

6

R4=

8

I2=

=D4/B4

7

I=

20

I3=

=D4/B5

8

Найти:

I4=

=D4/B6

9

I1-?


10

I2-?

Проверка по 1-му закону Кирхгофа.

11

I3-?

=B7-(D5+D6+D7+D8)

12

I4-?



Все эти, и многие другие задачи мы рассматриваем в рамках программного материала. Мне приходится подбирать материал таким образом, чтобы он пересекался с подобными темами в других науках.

Затем мы проводим конференцию по решению какой-либо проблемы. Для этого хорошо разбить всю группу на подгруппы, по 5-6 человек в группе. Каждая группа выбирает решение данной задачи удобным для неё методом. Но при этом у каждого участника свой вариант задания, и задание считается выполненным, если решены все варианты. Конференция проходит обязательно в компьютерном классе. И как показывает практика, учащиеся, которые пишут программу на компьютере быстрее приходят к цели, чем те которые решают в тетрадях. Можно дать дополнительное задание, построить диаграмму изменения сопротивления от входной силы тока. Это уже получается проект, который учащиеся защищают. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе мы не просто рассказываем, её, как и всякое настоящее исследование, защищаем публично, с привлечением авторов других проектов, зрителей. В ходе защиты ребята учатся излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Я делю проекты на обучающие и творческие. Первые проходят в рамках уроков, как зачетная работа по теме. Лучшие результаты таких проектов храню в электронном виде, как примеры выполнения. "Творческие" - более продолжительные, работа над ними может длиться не один год, по мере роста ученика. Стараюсь темы таких проектов согласовывать с интересами учащихся и своими личными так, чтобы потом можно было использовать их результаты на уроках. Ученикам - интересно, а для меня - экономия времени.





Вывод

Результаты работы над методической темой показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение обучающихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.

Я обратил внимание на то, что, работая над развитием творческой активности студентов, появляется устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию предмета информатики, как вспомогательной науки, которая обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства обучающихся.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на занятиях: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в техникуме, так и на областном уровне.

Устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда преподаватель совершенствует инновационные приемы, обеспечивающие высокий уровень сформированности, познавательной компетентности обучающихся.


© 2010-2022