- Преподавателю
- Физика
- Программа элективного курса Физика и экология
Программа элективного курса Физика и экология
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ханнанова Л.И. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «Нижнекамский технологический колледж»
Программа
элективного курса
«Физика и экология»
(25 часов).
Выполнила: преподаватель
ГАПОУ «Нижнекамский
технологический колледж»
Ханнанова Л.И.
г. Нижнекамск
Пояснительная записка.
Физика - наука о природе, изучающая наиболее общие свойства материального мира. Ее законы лежат в основе всего естествознания. Физика дает целостную естественно - научную картину мира и его развития. Она является источником новых идей, преобразовавших современную технику. Ядерная энергетика, квантовая электроника, микроэлектроника, радиолокация возникли и развились в результате достижений физики, которая стала одной из основ научно - технического прогресса. Научно - технический прогресс наряду с положительными факторами имеет и отрицательные последствия, главное из которых - загрязнение окружающей среды.
Закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, проблемы охраны окружающей среды изучает наука «экология». Экология - наука системная, она опирается на множество других дисциплин, в первую очередь на естественные науки - физику, химию, биологию. Экология существенно отличается от этих наук тем, что имеет вполне определенную и заранее заданную цель - изучить собственный дом человека - планету Земля и возможное поведение человека в нем, которое позволит последнему жить в этом доме в согласии с Природой долго и счастливо.
Мировое сообщество все более и более осознает опасность экологической катастрофы ввиду полного истощения природных ресурсов, нарушения природного равновесия и, как следствие этого, гибель всего живого на Земле. Если раньше Человек раскрывал тайны Природы, чтобы завоевать и преобразить ее на благо человечества, то теперь отношение к Природе изменилось - ее познают, чтобы постараться сохранить и уменьшить разрушительное влияние Человека. Немаловажную роль в этом играет и физика.
Важно осознавать, что конечная цель деятельности профессиональных экологов одна - жизнь и здоровье Человека. Но даже самые талантливые экологи ничего не смогут сделать положительного, если население планеты останется экологически безграмотным и невоспитанным, а ученые (в том числе и физики) не будут экологизировать современную науку и соблюдать экологическую этику.
Решающее значение в предотвращении экологической катастрофы имеет экологическое образование, которое необходимо понимать как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности обучающегося, направленный на формирование системы научных знаний и практических умений.
Человечеству в ближайшее время нужно выработать совокупность условий, выполнение которых обязательно для всех людей, живущих на планете -экологический императив. Он требует создания (причем в достаточно короткие сроки) нового характера взаимоотношений людей как между собой, так и с природой.
Курс рассчитан для обучающихся второго курса в количестве 25 часов.
Цели курса:
- показать, что физика, с одной стороны, - теоретическая и экспериментальная база современных технологий, являющихся первопричиной человеческого давления на природу. С другой стороны, она же является основой новых, альтернативных технологий, сберегающих природные ресурсы и не загрязняющих природную среду;
- способствовать изучению глобальных и региональных экологических проблем и путей их решения - энергосберегающих и экологически чистых технологий, разработанных на основе физических открытий и предполагающих бережное использование природных ресурсов;
- формировать активную гуманную позицию по отношению к природе, убеждения об уникальности жизни на Земле и ответственности за судьбу общего дома - планеты Земля и свою собственную;
- создать условия для формирования у обучающихся умения критически оценивать предлагаемый материал, рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы, иметь и уметь отстаивать собственное мнение, самостоятельно приобретать и применять знания, работать в группе.
Формы организации учебной деятельности:
лекции, беседы, обсуждения в виде «круглых столов», опережающие задания, семинары, лабораторно - практические занятия, экскурсии. Предполагается широкое применение активных методов обучения, методик ТРИЗ - проектных работ, «мозговой штурм», методики дебатов, дискуссий.
Междисциплинарные связи:
Астрономия: темы «Строение солнечной системы», «Планета Земля», «Солнце», «Жизнь и разум во Вселенной».
Биология: темы «Фотосинтез», «Биологическое воздействие на организм человека электромагнитных и радиоактивных излучений», «Действие шума и света на живую природу», «Вода источник жизни на Земле».
Химия: темы «Кислород», «Углекислый газ», «Азот и его оксиды», «Кислоты». Обучающиеся должны иметь представление:
- о пространственно - временных формах существования материи;
- о проблемах энергетики на глобальном, региональном и локальном уровнях (теплоэнергетика, гидроэнергетика, атомная энергетика), о путях снижения нежелательного воздействия энергетических установок на окружающую среду;
- о вкладе ученых-физиков в развитие физики и техники, об их борьбе за мир и экологическую чистоту на планете;
- осознавать, что практика - основа и цель познания. Обучающиеся должны знать:
- понятия «экология», «биосфера», «биота», «атмосфера», «гидросфера», «предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК)», «парниковый эффект», «озоновая дыра», «жесткость воды», «электромагнитное загрязнение атмосферы», «шумовое загрязнение атмосферы», «альтернативные источники энергии»;
- принципы взаимоотношений Человека и Природы, позволяющие жить человечеству без проблем в своем космическом доме - планете Земля;
- роль физической науки в научно - техническом прогрессе и внедрении в производство экологически чистых технологий;
- глобальные, региональные и городские экологические проблемы и пути их решения;
- экологическую обстановку в регионе и в городе;
- правила дорожного движения и техники безопасности, порядок работы с инструкциями, правила оформления результатов при выполнении лабораторно -практических работ;
- пути сохранения и укрепления собственного здоровья.
Обучающиеся должны уметь:
- выдвигать гипотезу на основе фактов, наблюдений и экспериментов, обосновывать свою точку зрения, высказывать суждения, проводить анализ и оценку, обобщать факты, делать прогноз;
- приводить примеры пагубного влияния человека на биосферу и положительные примеры их устранения;
- приводить примеры воздействия различных излучений на здоровье человека и путей их устранения;
- пользоваться табличными данными при выполнении ЛПЗ и решении задач;
- извлекать информацию из различных источников ( в том числе и электронных).
Учебно - тематический план
№ п\п
Темы
Всего часов
В том числе
Форма контроля
Лекции
Семинар
Практическ. работы
Экскурсии
Проектная деятельность
1.
Биосфера и человек в биосфере.
3
2
1
Тестовое задание, отчет по экскурсии
2.
Тепловая энергетика и ее влияние на биосферу
8
2
1
3
2
Участие в
семинаре,
создание
проекта,
выполнение
практических
работ
3.
Гидроэнергетика.
5
1
1
1
1
1
Участие в семинаре, создание проекта, выполнение практических работ
4.
Радиоактивное загрязнение биосферы.
3
2
1
Тестовое
задание,
участие в
семинаре,
подготовка
рефератов
5.
Электромагнитное и шумовое загрязнение окружающей среды.
2
1
1
Участие в семинаре,
6.
Здоровье нации -основное условие процветания России.
3
2
1
Устные ответы, участие в семинаре
Содержание программы.
1. Биосфера и человек в биосфере. Биосфера. Человек в биосфере.
Роль электромагнитной энергии в развитии биосферы. Основные
принципы взаимоотношений Человека и Природы (старые и новые).
Экология в современном мире. Взаимосвязь экологии и физики.
Экскурсия на Святой Ключ. (Мультимедийная презентация.)
2. Тепловая энергетика и ее влияние на биосферу. Роль электроэнергии в жизнедеятельности человека. Тепловое загрязнение атмосферы и водоемов тепловыми электростанциями (на примере ОАО «НКНХ» и водохранилища Заинской тепловой электростанции). КПД тепловых станций. Предельные допустимые концентрации вредных веществ (ПДК) и единицы их измерения. Сравнение ТЭС (угольные, нефтяные, газовые, торфяные) по их влиянию на окружающую среду (атмосферу, литосферу), сравнительные показатели среднесуточных ПДК. «Парниковый эффект», «озоновые дыры». Изменение климата в результате деятельности человека. Кислотные дожди. Пути решения проблемы: использование энергии ветра, Солнца, использование газа и водорода в качестве топлива, использование электрохимических генераторов. Теплоэнергетика Республики Татарстан.
Практические работы.
1. Изучение парникового эффекта.
2. Отбор и сравнительный анализ проб воздуха в пяти точках города и трех точках пригорода.
3. Изготовление действующей модели ветрогенератора. (Домашняя работа).
3. Гидроэнергетика. Водные ресурсы Татарстана и России. ГЭС -традиционные источники энергии. Их преимущество по сравнению с ТЭС. Экологические проблемы гидроэнергетики. Вода. Основные загрязнители питьевой воды и меры их устранения. Проблемы питьевой воды в городе Нижнекамске. Использование водяных фильтров в быту.
Практические работы.
1. Определение жесткости питьевой воды (содержание ионов кальция и магния), взятой из разных источников города. Экскурсия на Нижнекамскую ГЭС.
4. Радиоактивное загрязнение биосферы. Сущность и пути радиоактивного загрязнения (ядерные взрывы, АЭС и научные исследования с применением радиоактивных веществ). Биологическое воздействие радиоактивных загрязнений на живые организмы и способность последних накапливать радиоактивные элементы.
Проблемы утилизации радиоактивных отходов. Радиоактивные могильники Республики Татарстан.
5. Электромагнитное и шумовое загрязнение окружающей среды. Сущность электромагнитного и шумового загрязнений, их источники. Меры борьбы с электромагнитными и шумовыми загрязнениями. Меры, применяемые в Республике Татарстан.
6. Здоровье нации - основное условие процветания России. Ответственность человека за свое здоровье. Здоровье (психологическое и физическое) - один из основных личностных приоритетов. Освещенность. Световое загрязнение биосферы. Глаз. Дефекты зрения и пути их исправления. Гигиена зрения. Личное здоровье и его влияние на профессиональную компетентность человека. Негативное воздействие на живые организмы никотина, алкоголя, наркотических веществ. Связь между экологической ситуацией в населенном пункте и здоровьем населения.
Практическая работа.
-
Определение освещенности объектов в учебных кабинетах колледжа.
Методические указания.
Темы лекций.
1. Биосфера и человек в биосфере. Роль электромагнитной энергии в развитии биосферы. Основные принципы взаимоотношений Человека и Природы.
2. Изменение климата в результате деятельности человека.
3. ГЭС - традиционные источники энергии. Их преимущества по сравнению с ТЭС. Гидроэлектростанции Республики Татарстан.
4. Проблема утилизации радиоактивных отходов. Радиоактивные отходы и могильники в Республике Татарстан.
5. Здоровье (психологическое и физическое) - один из основных личностных приоритетов. Ответственность за личное здоровье.
Задания для групповой работы (с выполнением опережающих заданий и составления проектов).
1. Тепловое загрязнение атмосферы и водоемов (на примере ОАО «НКНХ» и водохранилища Заинской электростанции). Выявите источники загрязнения атмосферного воздуха в различных районах города и пригорода, их воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
Альтернативные источники электроэнергии : энергия Солнца, ветра, их применение в Татарстане. Энергетика будущего: энергия, возникающая в результате вращения Земли и циркуляции атмосферы (энергия атмосферы), особенности ее использования. Энергия приливов и отливов, морских и океанских течений. Энергия геотермальных источников.
4. Экологические проблемы в районе расположения Нижнекамской ГЭС.
Экологические проблемы в районе расположения Заинской тепловой электростанции.
Темы семинаров.
1. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Пути решения экологических проблем: использование энергии Солнца, ветра, газа и водорода в качестве топлива в тепловых двигателях, использование электрохимических генераторов. Теплоэнергетика республики Татарстан.
2. Вода. Основные загрязнители питьевой воды, меры борьбы с ними. Проблема чистой питьевой воды в г. Нижнекамске. Использование водяных фильтров в быту.
3. Электромагнитные загрязнения и меры борьбы с ними.
4. Глаз. Дефекты зрения. Гигиена зрения.
5. Ядерные испытания. Ядерная зима. Проблемы использование АЭС. 6.
Методические приложения.
Задачи.
1. Все знают выражение «леса - легкие планеты. Скорость вырубки лесов в настоящее время - 50 га/ мин, а один гектар леса дает продукты дыхания для 200 человек. Сколько человек лишаются чистого кислорода за 1 минуту и через какое время человечество лишится своих «легких»? (Недостающие сведения возьмите из справочников.)
2. Лабораторные анализы показывают, что в 1 л молока курящей матери может содержаться до 0.5 мг никотина, смертельная же доза никотина для младенца первых месяцев жизни - 1 мг. За сколько кормлений курящая мама «убивает» своего младенца? (Недостающие сведения возьмите у мам или бабушек. Можно воспользоваться специальной литературой по уходу за ребенком первого года жизни.)
3. На Земле люди за 1с выкуривают 300 000 тыс. сигарет и папирос. Курильщики ежегодно выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384 000 т никотина, 600 000 тысяч т дегтя и более 5 500 000 т угарного газа. Рассчитайте, сколько вредных веществ выбрасывается в атмосферу при выкуривании одной сигареты. (Среднее время выкуривания одной сигареты - 7 минут).
4. Автомобильные выхлопные газы - смесь примерно 200 веществ. Ежегодно один легковой автомобиль поглощает из атмосферы 800 кг СО, 40 кг оксидов азота, 200 кг различных углеводородов. Подсчитайте количество вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу автомобилями, владельцами которых являются семьи вашей учебной группы.
Литературные приложения.
1. Мы - дети Галактики.
Но самое главное:
Мы - дети твои,
Дорогая Земля.
-
Берегите эти земли, эти воды.
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Евг. Евтушенко
3. Есть такое твердое правило: встал поутру, оделся, умылся, привел себя в порядок - приведи в порядок свою Планету.
Антуан де Сент Экзюпери
Практическая работа.
Определение общей жесткости воды.
Цель: определить жесткость проб воды, предварительно забранных из различных источников (водопроводная вода, вода из родника, вода из артезианской скважины). Сделать вывод о пригодности воды этих источников для питьевых целей. Оборудование и материалы: сосуды с пробами воды из различных источников, мерная колба, коническая колба, бюретка, дистиллированная вода, аммиачно-буферная смесь (готовится лаборантом кабинета химии), эриохром черный Т, трилон Б.
Ход работы.
1. При помощи мерной колбы отмерить 100 мл исследуемой воды.
2. Перелить эту воду в коническую колбу.
3. Добавить 5 мл аммиачно-буферной смеси.
4. Добавить щепотку индикатора - эриохрома черного Т.
5. Тщательно перемешать раствор стеклянной палочкой. Раствор приобретает вино-красный цвет.
6. Смесь оттитровать 0.01 г раствора трилона Б. При этом правой рукой держат и вращают колбу с титруемым раствором для лучшего перемешивания.
7. К концу титрования трилон Б необходимо добавлять по каплям. При достижении точки эквивалентности раствор поменяет цвет с вино-красного на синий. С этого момента необходимо прекратить титрование.
8. Произвести расчет жесткости воды из каждого источника по формуле:
ж = N_V_1000
V1
N - нормальность раствора трилона Б (0.05 г-экв/л),
V - расход раствора трилона Б, мл
V1 - объем воды, взятой на титрование, мл.
9. Дать рекомендации по употреблению воды из разных источников для питьевых целей.
Задания.
По ГОСТу «жесткость» питьевой воды не должна превышать 7 мг-экв/л..
1. Содержание ионов каких химических элементов мы определяли в этой работе? (Именно они характеризуют «жесткость» воды).
2. По каким внешним признакам мы можем в быту определить «жесткая» вода или «мягкая»?
3. Почему нельзя употреблять для питьевых целей воду с X больше 7 мг-экв/л ?
Практическая работа
Изучение «парникового эффекта».
Цели:
- понять суть «парникового эффекта»;
- построить модель, демонстрирующую «парниковый эффект»;
- выяснить, как поглощают тепловую энергию поверхности из различных материалов.
Оборудование: прозрачная пластмассовой коробка с крышкой, почва, песок, термометр с подставкой, пульверизатор, настольная лампа.
Ход работы.
1. Насыпьте на дно прозрачной пластмассовой коробки почву слоем 2-3 см.
2. Увлажните почву с помощью пульверизатора.
3. Сделайте из картона подставку для термометра.
4. Вкопайте ее в почву и установите на нее термометр шариком вверх. Накройте сосуд крышкой.
5. Установите лампу в 20-30 см прямо над сосудом так, чтобы свет падал на шарик термометра.
6. Выключите ее, дайте температуре упасть до комнатной. Запишите эту температуру.
7. Оставив крышку на сосуде, включите лампу и записывайте температуру каждую минуту в течение 20 минут (Термометр должен быть расположен так, чтобы можно было легко снимать его показания через стенку сосуда).
8. Выключив лампу, дайте температуре упасть до комнатной. Снова увлажните почву и повторите опыт, сняв крышку с сосуда.
9. Постройте график, отложив по оси ординат температуру, а по оси абсцисс -время.
10.Снова проделайте ту же работу, заменив темный грунт светлым: почву-песком.
1 l.Bce данные представьте в виде таблицы.
Контрольные вопросы
1. Почему температура увеличивается, когда коробка закрыта крышкой?
2. Сравните этот процесс с «парниковым эффектом» на Земле.
3. Различаются ли температурные кривые для темного и светлого грунтов? Почему?
4. Опишите последствия глобального потепления на Земле.