Рабочая программа по физик 7 кл. Перышкин

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление































Пояснительная записка

Нормативные основания

Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  3. Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.№1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  4. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

  5. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9марта 2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями от 20 августа 2008 г, от 30 августа 2010,от 03 июня 2011г.)

  6. Приказа Министерства образования и науки от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/2015 учебный год»

  7. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шугаровская средняя общеобразовательная школа»

  8. Учебного плана МБОУ «Шугаровская СОШ» на 2015 - 2016 учебный год.

  9. Авторской программы основного общего образования по физике авторы Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2012)

Характеристика предмета

Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влияния на качество жизни человека очень высок.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Содержание курса

Введение

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Первоначальные сведения о строении вещества

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Взаимодействие тел

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Работа и мощность. Энергия

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Шугаровская СОШ» на 2015-2016 учебный год на изучение физики в 7 классе отводит 68 часов по 2 часа в неделю.


Цели, задачи, планируемый результат рабочей программы

Цели изучения физики в основной школе следующие:

- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/ понимать

- смысл понятий

- смысл физических величин

- смысл физических законов

- вклад российских и зарубежных ученых

уметь

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел

- приводить примеры практического использования физических знаний

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

- решать задачи.

Используемые технологии

В процессе обучения используются: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, упражнения, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, работа со справочной литературой.

Применяются такие педагогические технологии как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационные технологии.

Формы контроля

Используются устные и письменные формы проверки знаний учащихся по предмету: устный ответ, фронтальный опрос, самостоятельные и контрольные работы, тестовые работы, лабораторные работы.


Учебно-тематический план

68 часов 2 часа в неделю

№ п/п

Наименование

Раздела

Всего часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Введение

5

1


2

Начальные сведения о строении вещества

5

1

1

3

Взаимодействие тел

21

7

1

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23

3

1

5

Работа и мощность. Энергия.

12

2

1

6

Повторение. Подведение итогов

2




Итого

68

14

4

Календарно-тематическое планирование

7 класс. 68 часов 2 часа в неделю.

Учебник: Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 7 класс. - М.: Дрофа, 2011.

Задачник: Лукашик В.И., Сборник задач по физике. 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2007.

Тема.

Дата провед.

Коррекция

Введение.

1/1

Введение. Задачи и содержание курса. Инструктаж по ОТ и ТБ.

2/2

Что изучает физика. Некоторые физические термины.

3/3

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

4/4

Лабораторная работа №1: " Определение цены деления измерительного прибора, измерение физических величин".

5/5

Физика и техника. Повторение.

Первоначальные сведения о строении вещества.

6/1

Строение вещества. Молекулы.

7/2

Движение молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие молекул.

8/3

Лабораторная работа №2: " Измерение размеров малых тел".

9/4

Три состояния вещества. Повторение.

10/5

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Взаимодействие тел.

11/1

Анализ контрольной работы. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

12/2

Скорость.

13/3

Расчет пути и времени движения.

14/4

Инерция.

15/5

Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы.

16/6

Лабораторная работа №3 "Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости"

17/7

Лабораторная работа №4 "Измерение массы тела на рычажных весах".

18/8

Плотность вещества.

19/9

Лабораторная работа№5 "Измерение объема тела".

20/10

Расчет массы и объема тела по его плотности.

21/11

Лабораторная работа№6 "Определение плотности твердого тела".

22/12

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

23/13

Сила упругости. Закон Гука.

24/14

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

25/15

Лабораторная работа№7 "Градуирование пружины и измерение силы динамометром".

26/16

Равнодействующая сил.

27/17

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

28/18

Лабораторная работа №8 "Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления".

29/19

Лабораторная работа №9 "Определение центра тяжести плоской пластины".

30/20

Повторение. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

31/21

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

32/1

Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления.

33/2

Давление твердых тел. Способы уменьшения и увеличения давления.

34/3

Лабораторная работа №10 "Измерение давления твердого тела на опору".

35/4

Давление газа. Закон Паскаля.

36/5

Давление в жидкости и газе.

37/6

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

38/7

Решение задач.

39/8

Сообщающиеся сосуды.

40/9

Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

41/10

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

42/11

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

43/12

Гидравлический пресс.

44/13

Решение задач.

45/14

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

46/15

Архимедова сила.

47/16

Лабораторная работа №11 "Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"

48/17

Плавание тел. Плавание судов.

49/18

Лабораторная работа №12 "Выяснение условий плавания тела в жидкости".

50/19

Решение задач по теме "Архимедова сила. Условия плавания тел".

51/20

Воздухоплавание.

52/21

Решение задач по теме "Давление газов, жидкостей и твердых тел".

53/22

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

54/23

Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Работа и мощность. Энергия.

55/1

Анализ контрольной работы. Механическая работа.

56/2

Мощность.

57/3

Простые механизмы. Рычаг.

58/4

Момент силы.

59/5

Блок.

60/6

Рычаги в природе, технике и быту.

61/7

Лабораторная работа №13 "Выяснение условия равновесия рычага"

62/8

КПД механизма.

63/9

Лабораторная работа №14 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости".

64/10

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

65/11

Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Решение задач.

66/12

Контрольная работа №4 по теме «Работа и мощность. Энергия».

Подведение итогов. Повторение.

67/1

Анализ контрольной работы. Обобщающее повторение.

68/2

Подведение итогов.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011.

2. Лукашик В.И., Сборник задач по физике. 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.

Список литературы

1. Марон, А.Е. Физика. 7 класс: Дидактические материалы/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2013

2. Марон, А.Е. Физика Сборник вопросов и задач. 7-9 классы / А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. - М.: Дрофа, 2013

3. Ханнанов, Н.К. Физика. 7 класс: Тесты / Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. - М.: Дрофа, 2011

4. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 - 11 классов. Практикум. ФИЗИКОН. 2004 .(CD - диск)

5. «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы» / сост. Ю.В. Щербакова. 2-е изд., стереотип. -М.: Глобус, 2010. - 192 с.

6. Перельман Я.И. «Занимательная физика» Книга 1. - М.: РИМИС, 2009, - 208 с., ил





Приложение


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.


Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.



Учитель _______________Королёв Б.И.



Рассмотрено на МО учителей

естественного цикла

Протокол №__ от ___________2015г.

__________________Л.А. Цыбрина

Согласовано зам. директора по УВР

___________________Т.Р. Игнатова

«____» ____________________2015г.


© 2010-2022