- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физик 7 кл. Перышкин
Рабочая программа по физик 7 кл. Перышкин
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Королёв Б.И. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Оглавление
Пояснительная записка
Нормативные основания
Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-
Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.№1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
-
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9марта 2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями от 20 августа 2008 г, от 30 августа 2010,от 03 июня 2011г.)
-
Приказа Министерства образования и науки от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/2015 учебный год»
-
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шугаровская средняя общеобразовательная школа»
-
Учебного плана МБОУ «Шугаровская СОШ» на 2015 - 2016 учебный год.
-
Авторской программы основного общего образования по физике авторы Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2012)
Характеристика предмета
Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влияния на качество жизни человека очень высок.
Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Содержание курса
Введение
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Первоначальные сведения о строении вещества
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Взаимодействие тел
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Шугаровская СОШ» на 2015-2016 учебный год на изучение физики в 7 классе отводит 68 часов по 2 часа в неделю.
Цели, задачи, планируемый результат рабочей программы
Цели изучения физики в основной школе следующие:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/ понимать
- смысл понятий
- смысл физических величин
- смысл физических законов
- вклад российских и зарубежных ученых
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел
- приводить примеры практического использования физических знаний
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- решать задачи.
Используемые технологии
В процессе обучения используются: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, упражнения, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, работа со справочной литературой.
Применяются такие педагогические технологии как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационные технологии.
Формы контроля
Используются устные и письменные формы проверки знаний учащихся по предмету: устный ответ, фронтальный опрос, самостоятельные и контрольные работы, тестовые работы, лабораторные работы.
Учебно-тематический план
68 часов 2 часа в неделю
№ п/п
Наименование
Раздела
Всего часов
Лабораторные работы
Контрольные работы
1
Введение
5
1
2
Начальные сведения о строении вещества
5
1
1
3
Взаимодействие тел
21
7
1
4
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
23
3
1
5
Работа и мощность. Энергия.
12
2
1
6
Повторение. Подведение итогов
2
Итого
68
14
4
Календарно-тематическое планирование
7 класс. 68 часов 2 часа в неделю.
Учебник: Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 7 класс. - М.: Дрофа, 2011.
Задачник: Лукашик В.И., Сборник задач по физике. 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2007.
№
Тема.
Дата провед.
Коррекция
Введение.
1/1
Введение. Задачи и содержание курса. Инструктаж по ОТ и ТБ.
2/2
Что изучает физика. Некоторые физические термины.
3/3
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.
4/4
Лабораторная работа №1: " Определение цены деления измерительного прибора, измерение физических величин".
5/5
Физика и техника. Повторение.
Первоначальные сведения о строении вещества.
6/1
Строение вещества. Молекулы.
7/2
Движение молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие молекул.
8/3
Лабораторная работа №2: " Измерение размеров малых тел".
9/4
Три состояния вещества. Повторение.
10/5
Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
Взаимодействие тел.
11/1
Анализ контрольной работы. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
12/2
Скорость.
13/3
Расчет пути и времени движения.
14/4
Инерция.
15/5
Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы.
16/6
Лабораторная работа №3 "Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости"
17/7
Лабораторная работа №4 "Измерение массы тела на рычажных весах".
18/8
Плотность вещества.
19/9
Лабораторная работа№5 "Измерение объема тела".
20/10
Расчет массы и объема тела по его плотности.
21/11
Лабораторная работа№6 "Определение плотности твердого тела".
22/12
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
23/13
Сила упругости. Закон Гука.
24/14
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
25/15
Лабораторная работа№7 "Градуирование пружины и измерение силы динамометром".
26/16
Равнодействующая сил.
27/17
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
28/18
Лабораторная работа №8 "Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления".
29/19
Лабораторная работа №9 "Определение центра тяжести плоской пластины".
30/20
Повторение. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
31/21
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
32/1
Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления.
33/2
Давление твердых тел. Способы уменьшения и увеличения давления.
34/3
Лабораторная работа №10 "Измерение давления твердого тела на опору".
35/4
Давление газа. Закон Паскаля.
36/5
Давление в жидкости и газе.
37/6
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
38/7
Решение задач.
39/8
Сообщающиеся сосуды.
40/9
Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.
41/10
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
42/11
Манометры. Поршневой жидкостный насос.
43/12
Гидравлический пресс.
44/13
Решение задач.
45/14
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
46/15
Архимедова сила.
47/16
Лабораторная работа №11 "Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"
48/17
Плавание тел. Плавание судов.
49/18
Лабораторная работа №12 "Выяснение условий плавания тела в жидкости".
50/19
Решение задач по теме "Архимедова сила. Условия плавания тел".
51/20
Воздухоплавание.
52/21
Решение задач по теме "Давление газов, жидкостей и твердых тел".
53/22
Повторение. Подготовка к контрольной работе.
54/23
Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Работа и мощность. Энергия.
55/1
Анализ контрольной работы. Механическая работа.
56/2
Мощность.
57/3
Простые механизмы. Рычаг.
58/4
Момент силы.
59/5
Блок.
60/6
Рычаги в природе, технике и быту.
61/7
Лабораторная работа №13 "Выяснение условия равновесия рычага"
62/8
КПД механизма.
63/9
Лабораторная работа №14 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости".
64/10
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
65/11
Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Решение задач.
66/12
Контрольная работа №4 по теме «Работа и мощность. Энергия».
Подведение итогов. Повторение.
67/1
Анализ контрольной работы. Обобщающее повторение.
68/2
Подведение итогов.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011.
2. Лукашик В.И., Сборник задач по физике. 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
Список литературы
1. Марон, А.Е. Физика. 7 класс: Дидактические материалы/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2013
2. Марон, А.Е. Физика Сборник вопросов и задач. 7-9 классы / А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. - М.: Дрофа, 2013
3. Ханнанов, Н.К. Физика. 7 класс: Тесты / Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. - М.: Дрофа, 2011
4. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 - 11 классов. Практикум. ФИЗИКОН. 2004 .(CD - диск)
5. «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы» / сост. Ю.В. Щербакова. 2-е изд., стереотип. -М.: Глобус, 2010. - 192 с.
6. Перельман Я.И. «Занимательная физика» Книга 1. - М.: РИМИС, 2009, - 208 с., ил
Приложение
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
Учитель _______________Королёв Б.И.
Рассмотрено на МО учителей
естественного цикла
Протокол №__ от ___________2015г.
__________________Л.А. Цыбрина
Согласовано зам. директора по УВР
___________________Т.Р. Игнатова
«____» ____________________2015г.