• Преподавателю
  • Физика
  • Разработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»

Разработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»

Физическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. [1] Решение задачи – это процесс, показывающий творческую деятельность человека, решающего данную задачу. [7] Предлагаемый урок – урок решения задач по теме «Решения задач (с использованием формулы  p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»  применяется ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Корниловская средняя общеобразовательная школа» Томского района

___________________________________________________________________________

с.Корнилово, ул. Гагарина 24, Томского района, Томской области. 634538 тел. 963134














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по физике 7 класс



тема: «Решения задач

(с использованием формулы p=gρh,

задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»











подготовила:

Зубова Татьяна Андреевна, учитель физики первой квалификационной категории

с. Корнилово 2014г.

Методические рекомендации по использованию урока физики

«Решения задач

(с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»


Методическая разработка урока составлена:

учителем физики и математики Зубовой Т.А.,

МБОУ «Корниловская СОШ» Томского района,

в помощь учителям предметникам - 2014 год.


Методические рекомендации для учителя:

Для чего решаются задачи в школе? Общий ответ: для того, чтобы научиться решать задачи жизни, науки, техники. Очень важно выделять в окружающей жизни задачи, т.е. ставить вопросы. Значение физические задачи имеют для формирования творческих способностей учащихся, таких черт характера как воля, аккуратность, наблюдательность и многих других качеств. Успешное решение физических задач - залог успехов в понимании физики.

Решение физических задач играет большую роль в формировании навыков самостоятельной работы. Именно это умение наиболее полно характеризует уровень усвоения знаний, показывает, как ученики могут практически применять имеющиеся знания. Энрико Ферми утверждал, что "человек знает физику, если он умеет решать задачи". [2]

Физическая задача - это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. [1] Решение задачи - это процесс, показывающий творческую деятельность человека, решающего данную задачу. [7]

Предлагаемый урок - урок решения задач по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)» применяется в курсе физики 7 класса средней школе, на котором учащиеся проявляют творческий интерес и самостоятельность в поиске решения задач, а также учатся анализировать, сравнивать, а также обобщать. Все это способствует продуктивному проведению урока. Урок рекомендуется проводить при изучении курса «Физика» 7 класса.


Урок физики в 7 классе

Тема урока: «Решения задач

(с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Базовый учебник: Физика 7 класс, автор А.В.Перышкин

Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, решения задач с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания:

а) закон Паскаля;

б) давление в газе;

в) давление в жидкости;

г) вес воздуха.

- основные свойства атмосферного давление;

- научить учащихся делать выводы;

- проконтролировать уровень усвоения основных законов.

Развивающие:

- формирование познавательной потребности;

- развитие познавательного интереса;

- развитие активности, речи у учащихся;

- развитие умений применять знания на практике;

- развитие поисковой деятельности;

- обобщение и систематизация знаний;

- проверить уровень самостоятельности мышления школьника по применению имеющихся знаний.

Воспитательные:

- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;

- показать значение физических знаний в жизни, побудить применять эти знания в жизни.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Этапы урока:

  • организационный момент;

  • повторение и обобщение опорных знаний учащихся;

  • решение задач по заданной теме;

  • итоги урока;

  • домашнее задание.

Необходимое техническое оборудование:

  • проектор;

  • интерактивная доска;

  • компьютер для учителя;

  • индивидуальная карта работы учащегося.

Урок проводится согласно тематического планирования. Тема урока сообщалась через повторение. Основное назначение темы « Решения задач с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)» - повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, решения задач.

Ход урока.

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 минуты.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

  1. Повторение и обобщение опорных знаний учащихся - 5 - 7 минут.

1.Составление формул.

Вам представлен набор различных физических величин (рис1 Приложение 1). За одну минуту вы должны составить из этих величин все известные вам формулы. Затем записывают составленные формулы на доске и проверяют себя.

После проверки формул ребята сами ставят себе оценку в индивидуальной карте

Одна формула (выделенная особо) подвергается тщательному анализу. (р= pgh)

2. Тестовые вопросы для проверки пройденного материала.

1. Чтобы вычислить давление жидкости на дно сосуда, надо знать…

а) вес и объем жидкости;

б) плотность и высоту столба жидкости;

в) площадь дна и массу жидкости;

г) объем и плотность жидкости.

2. Измерения показывают, что плотность воздуха с увеличением высоты

а) увеличивается

б) уменьшается

в) не меняется

3. Атмосферное давление измерил в XVII в. ученный

а) Галилей б) Паскаль в) Максвелл г) Торричелли

4. Давление столба ртути высотой 1 мм равно

а) 100 Па б) 133,3 Па в) 122,3 Па г) 760 Па

5. Нормальным атмосферным давление считается

а) 780 мм рт. ст. б) 760 мм рт. ст. в) 745 мм рт. ст.

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

б

б

г

б

б

III. Решение задач по заданной теме - 25 -28 минут

Задача 1. Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м. Определить давление воды на этой глубине. Плотность морской воды равна 1030 кг/ м3.

(Разработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»р = rgh р = 2.575.000 Па = 2.575 кПа)

Задача 2. Пользуясь рисунком, определите, какая жидкость находится в сосуде, если ее давление на дно равно 1 кПа. Какое давление производит жидкость на стенку сосуда в точке А?

( р = rgh Разработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)» ρ = 1000 кг/м3, вода. P в точке А 300 Па)

ЗРазработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»адача 3. В сосуды, изображенные на рисунке, налит бензин. Сравните:

а) давление бензина на дно и каждого из сосудов;

б) силу, с которой бензин давит на дно каждого из сосудов;

в) вес бензина в сосудах.

(а) давление бензина на дно каждого из сосудов одинаково, т.к. давление внутри жидкости зависит от плотности жидкости и высоты столба жидкости;

б) сила, с которой бензин давит на каждого из сосудов, одинакова, т.к. сила зависит от давления и площади;

в) вес бензина в 1 сосуде больше чем во втором.)

Задача 4. Где атмосферное давление меньше - в шахте или на высокой горе? Почему?

(Чем выше над уровнем моря, тем атмосферное давление меньше. Это объясняется тем, что давление пропорционально высоте воздушного столба, который на горе меньше.)

Задача 5. Можно ли по показаниям барометров определить глубину шахты метрополитена и высоту горы.

(Зная, что на каждые 12 м подъема давление атмосферы падает приблизительно на 1 мм рт.ст. относительно уровня моря, и используя показания барометров, находим, что высота горы ≈1080 м, а глубина шахты ≈60м.)

Разработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»Разработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»Разработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»



Разработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»Разработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»


ЗРазработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»адача 6. На рисунке изображен воздушный шарик, наполненный водородом в момент, когда его выпустили из рук, и спустя некоторое время, когда он поднялся на высоту h над Землей. На каком из рисунков (а или б) изображен шарик, поднявшийся на высоту h? Ответ обоснуйте.

(На рисунке а видно, что с увеличением высоты над Землей атмосферное давление, действующее на шарик снаружи, уменьшается, поэтому шарик расширяется.)

Физминутка. (Предложить детям встать, расслабиться.)

Задание: - Кто из вас быстрее всех увеличит в 2 раза давление на пол?

(нужно встать на одну ногу)

Разработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»

Задача 8. Б.Паскаль установил в г.Руане водяной барометр. Какой высоты столб воды в этом барометре при нормальном атмосферном давлении?

(h = 10,13 м)

Задача 9. Почему в жидкостных барометрах используют ртуть, а не воду?

(С целью уменьшения размеров прибора. Ртуть - самая плотная жидкость из пригодных для этой цели.)

ЗРазработка урока по теме «Решения задач (с использованием формулы p=gρh, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления)»адача 10. В два сосуда налита вода. В каком сосуде давление воды на дно больше и на сколько? В каком направлении и до каких пор будет переливаться вода, если открыть кран?

(Давление в правом сосуде 1000 Па, давление в левом сосуде 4000 Па. Вода будет переливаться из левого сосуда в правый, пока уровни воды в них не сравняются. Это произойдет на высоте 25 см. (40+20)/2 = 25 см.)

Задача 11. На какой высоте летит самолет, если показания барометра на его борту равно 674 мм рт.ст., а на поверхности земли 756 мм рт.ст.?

(756 - 674 = 82 Па 1 мм рт.ст. = 12 м h = 82 х 12 = 984 м.)

Задача 12. Определите силу давления на дно бутылки с серной кислотой, если площадь дна 543 см2, а высота уровня 50 см? (плотность серной кислоты 1800 кг/м3)

(543 см2 = 0,0543 м2, h = 50 см = 0,5 м F = 488,7Н)


  1. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты

Что нового вы узнали на уроке?

  • Сегодня я узнал ….

  • Мне было интересно …

  • Я узнал и могу научить товарища …

  • Я понял, что …

  • Теперь я могу …


  1. Домашнее задание.

Упражнение 20.

Используемая литература:

  1. vipkro.wladimir.ru

  2. Дидактический материал по физике 7-11, С.А.Тихомирова

  3. Каменецкий С.Е. «Методика решения задач по физике в средней школе», М.: Просвещение, 1974.

  4. Качественные задачи по физике, Е.М.Гутник

  5. Учебник «Физика -7» А.В.Перышкин

  6. Физика Опорные конспекты и разноуровневые задания 7, А.Е.Марон, Е.А.Марон

  7. Хабибуллин К.Я. Обучение методам решения нестандартных задач // Школьные технологии, №3. - 2004 - с.217-225.



Приложение 1

v m g S ρ V F t h Р




© 2010-2022