Программа по физике 9 класс Н. С. Пурышева

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и с учетом авторской программы Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика» (Рабочие программы Физика 7-9 классы, издательство «Дрофа», 2013 год); учебник и рабочая тетрадь для 8 класса (издательство «Дрофа», 2013 год). Учебник представляет собой основу учебно - методического комплекта по физике для 9 класса, в который также входит электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь и методическое пособие.

Авторская программа рассчитана на 70 часов (35 учебных недель). Так как в 9 классе 34 учебные недели, то рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Актуальность создания данной программы на основе указанного УМК заключается в следующем:

  • содержание УМК соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего среднего образования, федеральному базисному плану 2004 года и учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения МАОУ Гальчинской средней общеобразовательной школы;

  • предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников

  • разработанные в авторской программе цели, задачи. содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно - ориентированный характер обучения, сохранены в рабочей программе

  • требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного общего среднего образования.

Программа отражает содержание курса физики основной школы (9 класс). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.

Целями обучения физике на данном этапе образования являются:

  • формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий(механики, молекулярно - кинетической, электродинамики, квантовой физики); подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике - теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента; формирование знаний о физических свойствах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно - следственных отношениях; формирование представлений о

физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;

  • развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;

  • формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

В основу курса физики положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.

Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления курса учитывает познавательные возможности учащихся.

Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания.

Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимся собственную «траекторию» изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала - обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.

Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.

Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.

Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся.

В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.

Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению.

Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.

Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред.

Таким образом, в 7-8 классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их.

В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изучения электромагнитных колебаний и волн.

За темой «Электромагнитные колебания и электромагнитные волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра.

Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире.

Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.

Как уже указывалось, в курсе реализована идея уровневой дифференциации. К теоретическому материалу второго уровня, помимо обязательного, т. е. материала первого уровня, отнесены некоторые вопросы истории физики, материал, изучение которого требует хорошей математической подготовки и развитого абстрактного мышления, прикладной материал. Перечень практических работ также включает работы, обязательные для всех, и работы, выполняемые учащимися, изучающими курс на повышенном уровне. В тексте программы выделены первый и второй уровни, при этом предполагается, что второй уровень включает материал первого уровня и дополнительные вопросы.

Для каждого класса предусмотрены дополнительные темы, которые изучаются при условии успешного освоения учащимися основного материала и наличия времени. Темы для дополнительного изучения являются ориентировочными, учитель при желании может предложить свои. Из перечисленных тем выбирается либо одна для всестороннего изучения, либо рассматриваются избранные вопросы из каждой темы. Темы подобраны таким образом, чтобы можно было провести обобщение знаний учащихся. Дополнительные темы также дифференцированы по уровням. Так, если тема «Оптические приборы и их применение» изучается всеми учащимися, то на повышенном уровнем могут быть рассмотрены темы «Свет и цвет в природе», «Зрительные иллюзии».

Срок реализации программы 1 год.

Содержание курса

9 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)

1. ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ (24 часа).

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность механического движения.

Кинематические характеристики движения. Кинематические уравнения прямолинейного движения. Графическое представление механического движения.

Движение точки по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение.

Взаимодействие тел. Динамические характеристики механического движения. Центр тяжести. Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея. Границы применимости законов Ньютона.

Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель.

Энергия и механическая работа. Закон сохранения механической энергии

Фронтальные лабораторные работы.

1.Исследование равноускоренного движения.

2.Изучение второго закона Ньютона.

3. Изучение третьего закона Ньютона.

4.Исследование зависимости силы упругости от деформации.

5. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.

6. Измерение механической работы и механической мощности.

Предметные результаты обучения

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: путь (l), перемещение (s), время (t), скорость (v), ускорение (a), масса (m), сила (F), вес (P), импульс тела (p), механическая энергия (E), потенциальная энергия (Eп), кинетическая энергия (Eк);

  • единицы перечисленных выше физических величин;

  • физические приборы для измерения пути, времени, мгновенной скорости, массы, силы.

Воспроизводить:

  • определения моделей механики: материальная точка, замкнутая система тел;

  • определения понятий и физических величин: механическое движение, система отсчета, траектория, равномерное прямолинейное и равноускоренное прямолинейное движения, свободное падение, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, путь, перемещение, скорость, ускорение, период и частота обращения, угловая и линейная скорости, центростремительное ускорение, инерция, инертность, масса, плотность, сила, внешние и внутренние силы, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, импульс силы, импульс тела, механическая работа, мощность, КПД механизмов, потенциальная и кинетическая энергия;

  • формулы: кинематические уравнения равномерного и равноускоренного движения, правила сложения перемещений и скоростей, центростремительного ускорения, силы трения, силы тяжести, веса, работы, мощности, кинетической и потенциальной энергии;

  • принципы и законы: принцип относительности Галилея, принцип независимости действия сил; законы Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса, сохранения механической энергии.

Описывать:

  • наблюдаемые механические явления.

На уровне понимания

Приводить примеры:

  • различных видов механического движения;

  • инерциальных и неинерциальных систем отсчета.

Объяснять:

  • физические явления: взаимодействие тел; явление инерции; превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой.

Понимать:

  • векторный характер физических величин: перемещения, скорости, ускорения, силы, импульса;

  • относительность перемещения, скорости, импульса и инвариантность ускорения, массы, силы, времени;

  • что масса - мера инертных и гравитационных свойств тела;

  • что энергия характеризует состояние тела и его способность совершить работу;

  • существование границ применимости законов: Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса и механической энергии;

  • значение законов Ньютона и законов сохранения для объяснения существования невесомости и перегрузок, движения спутников планет, реактивного движения, движения транспорта.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • строить, анализировать и читать графики зависимости от времени: модуля и проекции ускорения равноускоренного движения, модуля и проекции скорости равномерного и равноускоренного движения, координаты, проекции и модуля перемещения равномерного и равноускоренного движения; зависимости: силы трения от силы нормального давления, силы упругости от деформации; определять по графикам значения соответствующих величин;

  • измерять скорость равномерного движения, мгновенную и среднюю скорость, ускорение равноускоренного движения, коэффициент трения, жесткость пружины;

  • выполнять под руководством учителя или по готовой инструкции эксперимент по изучению закономерности равноускоренного движения, зависимости силы трения от силы нормального давления;

  • силы упругости от деформации.

Применять:

  • кинематические уравнения движения к решению задач механики;

  • законы Ньютона и формулы к решению задач следующих типов: движение тел по окружности, движение спутников планет, ускоренное движение тел в вертикальной плоскости, движение при действии силы трения (нахождение тормозного пути, времени торможения), движение двух связанных тел (в вертикальной и горизонтальной плоскостях);

  • знания законов механики к объяснению невесомости и перегрузок, движения спутников планет, реактивного движения, движения транспорта.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Классифицировать:

  • различные виды механического движения.

Обобщать:

  • знания: о кинематических характеристиках, об уравнениях движения; о динамических характеристиках механических явлений и законах Ньютона, об энергетических характеристиках механических явлений и законах сохранения в механике.

Владеть и быть готовыми применять:

  • методы естественно-научного познания, в том числе исследовательский, к изучению механических явлений.

Интерпретировать:

  • предполагаемые или полученные выводы.

Оценивать:

  • свою деятельность в процессе учебного познания.

2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (6 ЧАСОВ).

Колебательное движение. Гармоническое колебание. Математический маятник. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний.

Законы отражения волн.

Фронтальные лабораторные работы.

7.Изучение колебаний математического маятника.

8. Изучение колебаний груза на пружине.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: смещение (x), амплитуда (A), период (T), частота (ν), длина волны (λ), скорость волны (v);

  • единицы перечисленных выше физических величин.

Воспроизводить:

  • определения моделей механики: математический маятник, пружинный маятник;

  • определения понятий и физических величин: колебательное движение, волновое движение, свободные колебания, собственные колебания, вынужденные колебания, резонанс, поперечная волна, продольная волна, смещение, амплитуда, период, частота колебаний, длина волны, скорость волны;

  • формулы: периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника, скорости волны.

Описывать:

  • наблюдаемые колебания и волны.

На уровне понимания

Объяснять:

  • процесс установления колебаний пружинного и математического маятников, причину затухания колебаний, превращение энергии при колебательном движении, процесс образования бегущей волны, свойства волнового движения, процесс образования интерференционной картины;

  • границы применимости моделей математического и пружинного маятников.

Приводить примеры:

  • колебательного и волнового движений;

  • учета и использования резонанса в практике.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • применять формулы периода и частоты колебаний математического и пружинного маятников, длины волны к решению задач;

  • выполнять под руководством учителя или по готовой инструкции эксперимент по изучению колебаний математического и пружинного маятников.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Классифицировать:

  • виды механических колебаний и волн.

Обобщать:

  • знания о характеристиках колебательного и волнового движений, о свойствах механических волн.

Владеть и быть готовыми применять:

  • методы естественно-научного познания, в том числе исследовательский, к изучению закономерностей колебательного движения.

Интерпретировать:

  • предполагаемые или полученные выводы.

Оценивать:

  • как свою деятельность в процессе учебного познания, так и научные знания о колебательном и волновом движении.



3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (11 ЧАСОВ)

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. Применение магнитов и электромагнитов.

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Генератор постоянного тока.

Самоиндукция. Индуктивность катушки.

Переменный электрический ток. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Фронтальные лабораторные работы.

9. Изучение магнитного поля постоянных магнитов.

10. Сборка электромагнита и его испытание.

11. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

12. Изучение работы электродвигателя постоянного тока.

13. Изучение явления электромагнитной индукции.

14. Изучение работы трансформатора.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (8 ЧАСОВ).

Конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре.

Электромагнитное поле. Энергия электромагнитного поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Радиопередача и радиоприем. Телевидение.

Электромагнитная природа света. Скорость света. Дисперсия света. Волновые свойства света. Шкала электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Фронтальные лабораторные работы:

15. Наблюдение интерференции света.

16. Наблюдение дисперсии света.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: магнитный поток (ΦB), индуктивность проводника (L), электрическая емкость (C), коэффициент трансформации (k);

  • единицы перечисленных выше физических величин;

  • диапазоны электромагнитных волн;

  • физические устройства: генератор постоянного тока, генератор переменного тока, трансформатор.

Воспроизводить:

  • определения моделей: идеальный колебательный контур;

  • определения понятий и физических величин: электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, электрическая емкость конденсатора, электромагнитные колебания, переменный электрический ток, электромагнитные волны, электромагнитное поле, дисперсия;

  • правила: Ленца;

  • формулы: магнитного потока, индуктивности проводника, емкости конденсатора, периода электромагнитных колебаний, коэффициента трансформации, длины электромагнитных волн.

Описывать:

  • фундаментальные физические опыты: Фарадея;

  • зависимость емкости конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и наличия в конденсаторе диэлектрика;

  • методы измерения скорости света;

  • опыты по наблюдению явлений дисперсии, интерференции и дифракции света;

  • шкалу электромагнитных волн.

На уровне понимания

Объяснять:

  • физические явления: электромагнитная индукция, самоиндукция;

  • процесс возникновения и существования электромагнитных колебаний в контуре, превращение энергии в колебательном контуре, процесс образования и распространение электромагнитных волн излучение и прием электромагнитных волн;

  • принцип действия и устройство: генератора постоянного тока, генератора переменного тока, трансформатора, детекторного радиоприемника;

  • принцип передачи электрической энергии.

Обосновывать:

  • электромагнитную природу света.

Приводить примеры:

  • использования электромагнитных волн разных диапазонов.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • определять неизвестные величины, входящие в формулы: магнитного потока, индуктивности, коэффициента трансформации;

  • определять направление индукционного тока;

  • выполнять простые опыты по наблюдению дисперсии, дифракции и интерференции света;

  • формулировать цель и гипотезу составлять план экспериментальной работы.

Применять:

  • формулы периода электромагнитных колебаний и длины электромагнитных волн к решению количественных задач;

  • полученные при изучении темы знания к решению качественных задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

  • обобщать результаты наблюдений и теоретических построений;

  • применять полученные знания для объяснения явлений и процессов.

5. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ (9 ЧАСОВ).

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ.

Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Состав атомного ядра. Протон и нейтрон. Заряд ядра. Массовое число. Изотопы.

Радиоактивные превращения. Период полураспада. Ядерное взаимодействие. Энергия связи ядра. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция.

Биологическое действие радиоактивных излучений и их применение. Счетчик Гейгера. Дозиметрия.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

  • понятия: спектр, сплошной и линейчатый спектр, спектр испускания, спектр поглощения, протон, нейтрон, нуклон;

  • физическую величину и ее условное обозначение: поглощенная доза излучения (D);

  • единицу этой физической величины: Гр;

  • модели: модель строения атома Томсона, планетарная модель строения атома Резерфорда, протонно-нейтронная модель ядра;

  • физические устройства: камера Вильсона, ядерный реактор, атомная электростанция, счетчик Гейгера.

Воспроизводить:

  • определения понятий и физических величин: радиоактивность, радиоактивное излучение, альфа-, бета-, гамма-излучение, зарядовое число, массовое число, изотоп, радиоактивные превращения, период полураспада, ядерные силы, энергия связи ядра, ядерная реакция, критическая масса, цепная ядерная реакция, поглощенная доза излучения, элементарная частица.

Описывать:

  • опыты: Резерфорда по рассеянию альфа-частиц, опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения;

  • цепную ядерную реакцию.

На уровне понимания

Объяснять:

  • физические явления: образование сплошных и линейчатых спектров, спектров испускания и поглощения, радиоактивный распад, деление ядер урана;

  • природу альфа-, бета- и гамма-излучений;

  • планетарную модель атома;

  • протонно-нейтронную модель ядра;

  • практическое использование спектрального анализа и метода меченых атомов;

  • принцип действия и устройство: камеры Вильсона, ядерного реактора, атомной электростанции, счетчика Гейгера;

  • действие радиоактивных излучений и их применение.

Понимать:

  • отличие ядерных сил от сил гравитационных и электрических;

  • причины выделения энергии при образовании ядра из отдельных частиц или поглощения энергии для расщеплении ядра на отдельные нуклоны;

  • экологические проблемы и проблемы ядерной безопасности, возникающие в связи с использованием ядерной энергии.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • анализировать наблюдаемые явления или опыты исследователей и объяснять причины их возникновения и проявления;

  • определять и записывать обозначение ядра любого химического элемента с указанием массового и зарядового чисел;

  • записывать реакции альфа- и бета-распадов;

  • определять: зарядовые и массовые числа элементов, вступающих в ядерную реакцию или образующихся в ее результате; продукты ядерных реакций или химические элементы ядер, вступающих в реакцию; период полураспада радиоактивных элементов.

Применять:

  • знания основ квантовой физики для анализа и объяснения явлений природы и техники.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Уметь:

  • анализировать квантовые явления;

  • сравнивать: ядерные, гравитационные и электрические силы, действующие между нуклонами в ядре;

  • обобщать полученные знания;

  • применять знания основ квантовой физики для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.



6. ВСЕЛЕННАЯ (8 ЧАСОВ).

Строение и масштабы Вселенной.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы движения планет. Строение и масштабы Солнечной системы. Размеры планет.

Система Земля-Луна. Приливы.

Видимое движение планет, звезд. Солнца, Луны. Фазы Луны.

Планета Земля. Луна - естественный спутник Земли. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.

Малые тела Солнечной системы.

Солнечная система - комплекс тел, имеющих общее происхождение. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел.

Фронтальные лабораторные работы:

17. Определение размеров лунных кратеров.

18. Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера ИО.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: звездная величина (m), расстояние до небесных тел (r);

  • единицы этих физических величин;

  • понятия: созвездия Большая Медведица и Малая Медведица, планеты Солнечной системы, звездные скопления;

  • астрономические приборы и устройства: оптические телескопы и радиотелескопы;

  • фазы Луны;

  • отличие геоцентрической системы мира от гелиоцентрической.

Воспроизводить:

  • определения понятий: астрономическая единица, световой год, зодиакальные созвездия, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, синодический и сидерический месяц;

  • понятия солнечного и лунного затмений;

  • явления: приливов и отливов, метеора и метеорита.

Описывать:

  • наблюдаемое суточное движение небесной сферы;

  • видимое петлеобразное движение планет;

  • геоцентрическую систему мира;

  • гелиоцентрическую систему мира;

  • изменение фаз Луны;

  • движение Земли вокруг Солнца.

На уровне понимания

Приводить примеры:

  • небесных тел, входящих в состав Вселенной;

  • планет земной группы и планет-гигантов;

  • малых тел Солнечной системы;

  • телескопов: рефракторов и рефлекторов, радиотелескопов;

  • различных видов излучения небесных тел;

  • различных по форме спутников планет.

Объяснять:

  • петлеобразное движение планет;

  • возникновение приливов на Земле;

  • движение полюса мира среди звезд;

  • солнечные и лунные затмения;

  • явление метеора;

  • существование хвостов комет;

  • использование различных спутников в астрономии и народном хозяйстве.

Оценивать:

  • температуру звезд по их цвету.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • находить на небе наиболее заметные созвездия и яркие звезды;

  • описывать: основные типы небесных тел и явлений во Вселенной, основные объекты Солнечной системы, теории происхождения Солнечной системы;

  • определять размеры образований на Луне;

  • рассчитывать дату наступления затмений;

  • обосновывать использование искусственных спутников Земли в народном хозяйстве и научных исследованиях.

Применять:

  • парниковый эффект для объяснения условий на планетах.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

  • знания: о физических различиях планет, об образовании планетных систем у других звезд.

Сравнивать:

  • размеры небесных тел;

  • температуры звезд разного цвета;

  • возможности наземных и космических наблюдений.

Применять:

  • полученные знания для объяснения неизвестных ранее небесных явлений и процессов.

Итоговое повторение (2ч)











Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.



























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ

Учебник: Физика 9А Учитель: Фадеева Е.В.

Авторы: Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская, В.М.Чаругин Издательство «Дрофа», 2015г

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Законы механики ( 24 ч)

1/1.

Механическое движение и его характеристики.

01.09.15-06.09.15

2/2.

Равномерное прямолинейное движение.

3/3.

Относительность движения.

Стартовый контроль.

07.09.15-13.09.15

4/4.

Равноускоренное прямолинейное движение.

5/5.

Перемещение при равноускоренном движении.

14.09.15-20.09.15

6/6.

Решение задач по теме «Законы движения тел»

7/7.

Л.р. №1 « Исследование равноускоренного прямолинейного движения».

21.09.15-27.09.15

8/8.

Контрольная работа №1 «Законы движения»


9/9.

Работа над ошибками. Свободное падение тел.

28.09.15-04.10.15

10/10.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

11/11.

Первый закон Ньютона.



05.10.15-11.10.15

12/12.

Второй закон Ньютона.

Л.р.№2 «Изучение второго закона Ньютона»

13/13.

Третий закон Ньютона.

Л.р. № 3 «Изучение третьего закона Ньютона».



12.10.15-18.10.15

14/14.

Движение искусственных спутников Земли.

15/15.

Невесомость и перегрузки.



19.10.15-25.10.15

16/16.

Движение тела под действием нескольких сил. Л.р. №4 «Исследование зависимости силы упругости от деформации»

17/17.

Л.р. №5 «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления».



26.10.15-01.11.15

18/18.

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

19/19.

Реактивное движение.



09.11.15-15.11.15

20/20.

Решение задач.

21/21.

Механическая работа и мощность. Л.р. №6 «Измерение механической работы и механической мощности»

16.11.15-22.11.15

22/22.

Потенциальная и кинетическая энергия.


23/23.

Закон сохранения механической энергии.

23.11.15-29.11.15

24/24.

Контрольная работа №2 «Законы взаимодействия тел».


Итого

24 часа

Механические колебания и волны (6 часов)

1/25.

Работа над ошибками. Математический и пружинный маятники.



30.11.15-06.12.15

2/26.

Л.р. №7« Изучение колебаний математического маятника»

3/27.

Л.р. №8 «Изучение колебаний груза на пружине».



07.12.15-13.12.15

4/28.

Вынужденные колебания. Резонанс.

5/29.

Механические волны. Свойства механических волн. Решение задач.



14.12.15-20.12.15

6/30.

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны»


Итого:

6 часов

Электромагнитные явления (11 часов)

1/31.

Работа над ошибками. Магнитное поле. Л.р.№9«Изучение магнитного поля постоянных магнитов»



21.12.15-27.12.15

2/32.

Магнитное поле электрического тока.

3/33.

Л.р.№10 «Сборка электромагнита и его испытание»

11.01.16-17.01.16

4/34.

Действие магнитного поля на проводник с током

5/35.

Л.р.№ 11« Изучение действия магнитного поля на проводник с током»



18.01.16-24.01.16

6/36.

Электродвигатель. Л.р. №12 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»

7/37.

Явление электромагнитной индукции. Л.р. №13 «Изучение явления электромагнитной индукции».



25.01.16-31.01.16

8/38.

Магнитный поток. Правило Ленца.


9/39.

Самоиндукция. Решение задач.



01.02.16-07.02.16

10/40.

Переменный электрический ток. Л.р.№14 «Изучение работы трансформатора».

11/41.

Контрольная работа №4 «Электромагнитные явления»

08.02.16-14.02.16


Итого:

11 часов

Электромагнитные колебания и волны (8 часов)

1/42.

Работа над ошибками. Конденсатор.

08.02.16-14.02.16

2/43.

Колебательный контур.

15.02.16-21.02.16

3/44.

Вынужденные электромагнитные колебания.

4/45.

Электромагнитные волны. Л.р. №15 «Наблюдение интерференции света».

22.02.16-28.02.16

5/46.

Использование электромагнитных волн для передачи информации. Л.р. №16 «Наблюдение дисперсии света».

6/47.

Электромагнитная природа света.

29.02.16-06.03.16

7/48.

Шкала электромагнитных волн.

8/49.

Обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания и волны»

07.03.16-13.03.16


Итого:

8 часов

Элементы квантовой физики (9 часов)

1/50.

Строение атома.

07.03.16-13.03.16

2/51.

Радиоактивность.

14.03.16-20.03.16

3/52.

Радиоактивные превращения

4/53.

Ядерные реакции

30.03.16-03.04.16

5/54.

Дефект массы. Энергетический выход ядерных реакций.

6/55.

Деление ядра урана.

04.04.16-10.04.16

7/56.

Ядерный реактор.

8/57.

Действия радиоактивных излучений.

11.04.16-17.04.16

9/58.

Контрольная работа №5 «Элементы квантовой физики».


Итого:

9 часов

Вселенная (8 часов)

1/59.

Работа над ошибками. Строение и масштабы Вселенной.



18.04.16-24.04.16

2/60.

Система Земля-Луна.

3/61.

Лр №17 «Определение размеров лунных кратеров».

25.04.16-01.05.16

4/62.

Планеты.

5/63.

Малые тела Солнечной системы. Л.р. № 18 «Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио».



02.05.16-08.05.16

6/64.

Солнечная система - комплекс тел, имеющих общее происхождение.

7/65.

Использование результатов космических исследований в науке, технике.

09.05.16-15.05.16

8/66.

Обобщающий урок по теме «Вселенная»


Итого

17 часов

Итоговое повторение (2ч)

1/67.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

16.05.16-22.05.16

2/68.

Итоговое занятие за курс 9 класса.



23.05.16-25.05.16

Итого

2 часа

Всего

68 часов













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ

Учебник: Физика 9Б Учитель: Фадеева Е.В.

Авторы: Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская, В.М.Чаругин Издательство «Дрофа», 2015г

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Законы механики ( 24 ч)

1/1.

Механическое движение и его характеристики.

01.09.15-06.09.15

2/2.

Равномерное прямолинейное движение.

3/3.

Относительность движения.

Стартовый контроль.

07.09.15-13.09.15

4/4.

Равноускоренное прямолинейное движение.

5/5.

Перемещение при равноускоренном движении.

14.09.15-20.09.15

6/6.

Решение задач по теме «Законы движения тел»

7/7.

Л.р. №1 « Исследование равноускоренного прямолинейного движения».

21.09.15-27.09.15

8/8.

Контрольная работа №1 «Законы движения»


9/9.

Работа над ошибками. Свободное падение тел.

28.09.15-04.10.15

10/10.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

11/11.

Первый закон Ньютона.



05.10.15-11.10.15

12/12.

Второй закон Ньютона.

Л.р.№2 «Изучение второго закона Ньютона»

13/13.

Третий закон Ньютона.

Л.р. № 3 «Изучение третьего закона Ньютона».



12.10.15-18.10.15

14/14.

Движение искусственных спутников Земли.

15/15.

Невесомость и перегрузки.



19.10.15-25.10.15

16/16.

Движение тела под действием нескольких сил. Л.р. №4 «Исследование зависимости силы упругости от деформации»

17/17.

Л.р. №5 «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления».



26.10.15-01.11.15

18/18.

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

19/19.

Реактивное движение.



09.11.15-15.11.15

20/20.

Решение задач.

21/21.

Механическая работа и мощность. Л.р. №6 «Измерение механической работы и механической мощности»

16.11.15-22.11.15

22/22.

Потенциальная и кинетическая энергия.


23/23.

Закон сохранения механической энергии.

23.11.15-29.11.15

24/24.

Контрольная работа №2 «Законы взаимодействия тел».


Итого

24 часа

Механические колебания и волны (6 часов)

1/25.

Работа над ошибками. Математический и пружинный маятники.



30.11.15-06.12.15

2/26.

Л.р. №7« Изучение колебаний математического маятника»

3/27.

Л.р. №8 «Изучение колебаний груза на пружине».



07.12.15-13.12.15

4/28.

Вынужденные колебания. Резонанс.

5/29.

Механические волны. Свойства механических волн. Решение задач.



14.12.15-20.12.15

6/30.

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны»


Итого:

6 часов

Электромагнитные явления (11 часов)

1/31.

Работа над ошибками. Магнитное поле. Л.р.№9«Изучение магнитного поля постоянных магнитов»



21.12.15-27.12.15

2/32.

Магнитное поле электрического тока.

3/33.

Л.р.№10 «Сборка электромагнита и его испытание»

11.01.16-17.01.16

4/34.

Действие магнитного поля на проводник с током

5/35.

Л.р.№ 11« Изучение действия магнитного поля на проводник с током»



18.01.16-24.01.16

6/36.

Электродвигатель. Л.р. №12 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»

7/37.

Явление электромагнитной индукции. Л.р. №13 «Изучение явления электромагнитной индукции».



25.01.16-31.01.16

8/38.

Магнитный поток. Правило Ленца.


9/39.

Самоиндукция. Решение задач.



01.02.16-07.02.16

10/40.

Переменный электрический ток. Л.р.№14 «Изучение работы трансформатора».

11/41.

Контрольная работа №4 «Электромагнитные явления»

08.02.16-14.02.16


Итого:

11 часов

Электромагнитные колебания и волны (8 часов)

1/42.

Работа над ошибками. Конденсатор.

08.02.16-14.02.16

2/43.

Колебательный контур.

15.02.16-21.02.16

3/44.

Вынужденные электромагнитные колебания.

4/45.

Электромагнитные волны. Л.р. №15 «Наблюдение интерференции света».

22.02.16-28.02.16

5/46.

Использование электромагнитных волн для передачи информации. Л.р. №16 «Наблюдение дисперсии света».

6/47.

Электромагнитная природа света.

29.02.16-06.03.16

7/48.

Шкала электромагнитных волн.

8/49.

Обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания и волны»

07.03.16-13.03.16


Итого:

8 часов

Элементы квантовой физики (9 часов)

1/50.

Строение атома.

07.03.16-13.03.16

2/51.

Радиоактивность.

14.03.16-20.03.16

3/52.

Радиоактивные превращения

4/53.

Ядерные реакции

30.03.16-03.04.16

5/54.

Дефект массы. Энергетический выход ядерных реакций.

6/55.

Деление ядра урана.

04.04.16-10.04.16

7/56.

Ядерный реактор.

8/57.

Действия радиоактивных излучений.

11.04.16-17.04.16

9/58.

Контрольная работа №5 «Элементы квантовой физики».


Итого:

9 часов

Вселенная (8 часов)

1/59.

Работа над ошибками. Строение и масштабы Вселенной.



18.04.16-24.04.16

2/60.

Система Земля-Луна.

3/61.

Лр №17 «Определение размеров лунных кратеров».

25.04.16-01.05.16

4/62.

Планеты.

5/63.

Малые тела Солнечной системы. Л.р. № 18 «Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио».



02.05.16-08.05.16

6/64.

Солнечная система - комплекс тел, имеющих общее происхождение.

7/65.

Использование результатов космических исследований в науке, технике.

09.05.16-15.05.16

8/66.

Обобщающий урок по теме «Вселенная»


Итого

17 часов

Итоговое повторение (2ч)

1/67.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

16.05.16-22.05.16

2/68.

Итоговое занятие за курс 9 класса.



23.05.16-25.05.16

Итого

2 часа

Всего

68 часов













Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплекс для изучения курса физики в 7-9 классах созданавторским коллективом преподавателей физического факультета Московского государственного педагогического университета.

Программа курса физики для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).

1. Физика. 9 класс. Учебник (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин).

2. Физика. Рабочая тетрадь. 9 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин).

3. Физика. Методическое пособие. 9 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин).

4. Физика. Контрольные и проверочные работы. 9 класс (авторы Н. С. Пурышева, О. В. Лебедева).

5. Мультимедийное приложение к учебнику.

  1. Сборник задач по физике. 7-9 класс В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2002

  2. Дидактические материалы по физике 9 класс: учебно-методическое пособие Марон А. Е., Марон Е. А. -3 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005

Список наглядных пособий

Таблицы общего назначения

1. Международная система единиц (СИ).

2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

3. Физические постоянные.

4. Шкала электромагнитных волн.

5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

6. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.

Электронные учебные издания

1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

2. Лабораторные работы по физике. (виртуальная физическая лаборатория).

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования. Лабораторное и демонстрационное оборудование указано в Перечне учебного оборудования по физике для общеобразовательных учреждений РФ.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.







СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

методического объединения

учителей естественно - научного цикла №1

от ___ августа 2015 года.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

___________________ / М.Д. Хохлина /

«___ » августа 2015

© 2010-2022