- Преподавателю
- Физика
- Программа по физике 9 класс МБОУ ВСОШ
Программа по физике 9 класс МБОУ ВСОШ
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хорошавина Н.З. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Физика 9 класс
Структура документа.
-
Пояснительная записка.
-
Основные содержания всех тем с конкретным распределением учебных часов по разделам курса.
-
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса образовательных учреждений основного общего образования по физике.
-
Тематическое планирование.
-
Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по физике 9 класса составлена с учетом требований Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1089 от 05.03.2004 г.), учебного плана МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», в соответствии с Примерной программой по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), на основе программы по физике для общеобразовательных школ по учебнику Перышкина А.В., изд. Дрофа 2011 г.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научногомировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
При разработке рабочей программы учитывались следующие факты:
-
Учащиеся приходят в классы из разных школ республики;
-
Состав класса вновь сформированный;
-
Имеют пробелы в обучении;
-
Учащиеся имеют большой перерыв в обучении.
Учитывая эти факты, при изучении физики в 9 классе в этом учебном году ставлю следующие цели:
-
Развитие логического мышления;
-
Развитие пространственного воображения и интуиции;
-
Развитие познавательной деятельности;
-
Воспитание культуры личности
-
Применение знаний в практической деятельности.
Данная рабочая программа по физике рассчитана на изучение предмета в 9 классе заочного обучения вечерней школы на базовом уровне в объеме 36 годовых часов (1 час в неделю)
мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
При разработке рабочей программы учитывались следующие факты:
-
Учащиеся приходят в классы из разных школ республики;
-
Состав класса вновь сформированный;
-
Имеют пробелы в обучении;
-
Учащиеся имеют большой перерыв в обучении.
Учитывая эти факты, при изучении физики в 9 классе в этом учебном году ставлю следующие цели:
-
Развитие логического мышления;
-
Развитие пространственного воображения и интуиции;
-
Развитие познавательной деятельности;
-
Воспитание культуры личности
-
Применение знаний в практической деятельности.
Данная рабочая программа по физике рассчитана на изучение предмета в 9 классе заочного обучения вечерней школы на базовом уровне в объеме 36 годовых часов (1 час в неделю)
Основные Цели учебного предмета
-Освоение знаний о механическом движении, видах движения, причинах механического движения, силах взаимодействия тел, о магнитных явлениях, о строении вещества на основе квантовой теории;
-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений; -развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в во возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий дальнейшего развития человеческого общества , уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для решения технических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета:
-
дать обучающимся систему знаний: физические понятия: пространство, время, инерциальные системы отсчета, взаимодействие, Вселенная; Перемещение, скорость, сила, импульс, амплитуда колебаний, радиоактивность, магнитное поле, электромагнитная индукция; физические законы: Ньютона, сохранения импульса,;
-
показать практическое применение полученных знаний и их дальнейшее использование;
-
осуществлять нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание, приводя примеры из жизнедеятельности выдающихся русских и зарубежных ученых (И. Ньютон, Д.И. Менделеев и т.д.)
Общенаучные умения, навыки и способы деятельности. Познавательная
деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствие, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность.
-
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
Рефлексивная деятельность
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование оптимального соотношения цели и средств
Основное содержание (36 час)
Законы взаимодействия и движения тел (14 часов)
Механическое движение. Траектория, путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Относительность механического движения. Законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Равномерное движение по окружности.
Демонстрации
Явление инерции;
Зависимость выбора траектории от выбора системы отсчета; Равномерное прямолинейное движение; Падение тел в воздухе и в вакууме;
Направление скорости при равномерном движении по окружности; Сравнение масс взаимодействующих тел; II закон Ньютона; Измерение сил;
Лабораторные работы
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Механические колебания и волны (6 часов)
Свободные и вынужденные колебания. Превращения энергии при колебаниях. Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Звуковые волны. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Скорость звука.
Демонстрации
Механические колебания; Механические волны; Звуковые колебания; Условия распространения звука.
Электромагнитное поле (7 часов)
Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
Демонстрации
Опыт Эрстеда; Магнитное поле тока;
Действие магнитного поля на проводник с током.
Лабораторныеработы
Изучение явления электромагнитной индукции.
Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер
(9 часов)
Радиоактивность. Строение атомов. Схема опыта Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Ядерный реактор. Атомная энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Демонстрации
Схема опыта Резерфорда.
Резерв 1 час
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике
В результате изучения физики в основной школе выпускник девятого
класса должен:
Знать/понимать
-смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
-решать задачи на применение изученных законов;
-Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и предоставления в разных формах
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для:
Обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники, электробытовых приборов,контроля за исправностью электропроводки,
водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов.
Тематическое планирование
№ темы
Название темы
Кол-во
часов
Кол-во
Контр.работ
Кол-во
Лаб. работ
О.о.
З.о.
1
Прямолинейное
Равномерное
движение
4
2
-
-
2
Прямолинейное
Равноускоренное
движение
8
4
1
1
3
Законы динамики
15
8
1
-
4
Механические колебания и волны
11
6
1
-
1
5
Электромагнитное поле
14
7
1
1
6
Строение атома и
Атомного ядра .
Использование энергии ат ядер
16
9
1
-
резерв
4
1
итого
72
36
5
3
Список обязательной литературы для учителя
-
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные работы по физике. Изд. Просвещение. 2009
-
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник по физике для 9 класса. Изд. Дрофа.2011
-
Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 классов. Изд. Экзамен 2009
-
Шевцов В.А. тесты по физике для 7-11 классов. Волгоград 2008
Список обязательной литературы для ученика
-
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник по физике для 9 класса. Изд. Дрофа. 2011
-
Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 классов. Изд. Экзамен 2009
Календарно-тематический план
9 класс ( 1 час/нед.)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения Компетенции
Вид контроля, измерители
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
1
Механическое движение
Траектория, путь и перемещение
1
Урок изучения нового материала
Механическое движение
Траектория, путь и перемещение
Знать понятия: механическое движение, система отсчета.
Уметь привести примеры механического движения
Знать понятия: траектория, путь и перемещение. Уметь объяснить их физический смысл
Физический диктант. Упражнения после §
§1,2
§2.3
2
Прямолинейное равномерное движение
Графическое
представление
движения
1
Комбинированный урок
Прямолинейное равномерное движение
Графическое представление движения
Знать понятие: прямолинейное равномерное движение.
Уметь описать и объяснить
Самос работа.
Упражнения после §
§4
Уметь строить графики X(t), V(t)
Самостоятельная работа. Упражнения
§4
3/1
Прямолинейное
равноускоренное
движение
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
1
Комбинированный урок
Прямолинейное равноускоренное движение
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение.
Уметь описать и объяснить
Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении. Уметь объяснить физический смысл
Физический диктант
§5,6
§7,8
4/2
Прямолинейное
равноускоренное
движение
1
Комбинированный
Прямолинейное равноускоренное движение
Уметь решать графические задачи
Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике
Самостоятельная работа
§6,7,8
5/3
Относительность
механического
движения
Оценка погрешностей измерений
1
Комбинированный
Относительность механического движения
Погрешность измерения физической величины
Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости
Уметь определять абсолютную и относительную погрешность
Самостоятельная работа
Практическая работа
§9, упр. 9
Подгов к лабор. работе
6/4
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
Контрольная работа № 1 по темам «Прямолинейное равномер. » и « равноускоренное движение»
1
Урок-практикум
Урок контроля и оценивания знаний
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение
Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента)
Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение
Оформление работы,
ВЫВОД
Контрольная работа: чтение графиков, определение искомой величины
Повторить §1-9
7/1
Первый закон Ньютона
Второй закон Ньютона
1
Урок изучения нового материала
Первый закон Ньютона
Второй закон Ньютона
Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета
Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицыизмерения физических величин в СИ. Написать и объяснить
Тестирование
(определения, примеры)
Физический диктант
§10
§11
8/2
Третий закон Ньютона
Три закона Ньютона
1
Комбинированный урок
Третий закон Ньютона
Три закона Ньютона
Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить
Знать границы применимости законов Ньютона, приводить примеры
Фронтальный опрос
Решение качественных задач
§12
§10, 11,12
8/3
Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх
Свободное падение
1
Комбинированный урок
Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх
Объясняют свободное падение (физический смысл)
Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении
Самостоятельная работа
§13, 14
8/4
Закон всемирного тяготения
Сила тяжести и ускорение свободного падения
1
Комбинированный урок
Закон всемирного тяготения
Сила тяжести и ускорение свободного падения
Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить
Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей
Самостоятельная работа
§15
§16, 17
9/5
Равномерное движение по окружности
Равномерное движение по окружности
1
Комбинированный урок
Равномерное движение по окружности
Знать природу, определение криволинейного движения, приводить примеры;
- физическую величину, единицу измерения периода, частоты, угловой скорости
Уметь применять знания при решении соответствующих задач
Самостоятельная работа
Решение качественных задач
§18,
19,
упр.
18(1,
2,3)
§18, 19
10/6
Движение
искусственных
спутников
Импульс.
Закон сохранения
импульса
1
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Первая космическая скорость
Импульс. Закон сохранения импульса
Уметь рассчитывать первую космическую скорость
Знать понятия: импульс тела и импульс силы
Самостоятельная работа
§20
§21, 22
1
11/7
Реактивное движение
Механическое движение.
1
1
Комбинированный урок
Урок закрепления знаний
Реактивное движение
Механическое движение.
Знать практическое использование закона сохранения импульса. Написать формулы и объяснить
Обобщение и систематизация знаний.
Физический диктант
Самостоятельная работа
§22, 23
повторить
12/8
Контрольная работа №2 Тематическое оценивание по теме «Законы динамики»
1
Урок контроля и оценивания знаний
Законы динамики
Уметь применять знания при решении типовых задач
Контрольная работа
Повто рить §10-23
13/1
Свободные и вынужденные колебания
1
Урок изучения нового материал
Свободные и вынужденные колебания
Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры
Физический диктант
§24-25
Величины, характеризующие колебательное движение
Величины, характеризующие колебательное движение
Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить
Фронтальный опрос
§26-27
14/2
Лабораторная работа №2
«Измерение ускорениясвободного падения
Превращение энергии при колебаниях
1
Комбинированный
УРОК
Измерение ускорения свободного падения
Превращение энергии при Колебаниях
Приобретение навыков при работе с оборудованием
Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела
Самостоятельная работа
§26-27
§28, 29
15/3
Распространение колебаний в упругой среде. Волны
Волны в среде
1
Комбинированный урок
Распространение колебаний в упругой среде
Волны в среде
Знать Определение механических волн. Основные характеристики волн
Знать характер распространения колебательных Процессов в трехмерном пространстве
Фронтальный опрос
Беседа по
вопросам
параграфа
§31, 32,33
16/4
Звуковые волны
Высота и тембр звука. Громкость звука
1
Комбинированный
Звуковые волны
Высота и тембр звука. Громкость звука
Знать понятие «звуковые волны», привести примеры
Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость
Фронтальный опрос
Беседа по вопросам
§34
§35-36
17/5
Распространение звука. Скорость звука
Решение задач Механическое движение
1
Комбинированный урок
Распространение звука. Скорость звука
Механическое движение
Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах
Беседа по вопросам
§37-
38,
Обобщение и систематизация знаний
Самостоятельная работа
Подготовиться к к.р.
18/6
Контрольная работа№ 3 Механические колебания и волны.
1
Урок контроля и оценивания
Механические колебания и волны. Звук
Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук»
Контрольная работа
Повто рить §30-40
19/1
Магнитное поле
Графическое изображение магнитного поля
1
Комбинированный урок
Магнитное поле
Графическое изображение магнитного поля
Знать понятие «магнитное поле»
Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков
§43-44
§45
20/2
Действие магнитного поля на проводник с током
Индукция магнитного поля
1
Комбинированный
Действие магнитного поля на проводник с током
Индукция магнитного поля
Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл)
Знать силовую характеристику магнитного поля -индукцию
§46
§47
21/3
Индукция магнитного поля
Магнитный поток
1
Комбинированный
Количественная характеристика магнитного поля
Магнитный поток
Уметь решать задачи на применение силы Ампера, силы Лоренца
Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить
§47
§48
22/4
Явление электромагнитной индукции
Лабораторная работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции»
1
изучения
нового
мате-
риала
Урок- практикум
Явление электромагнитной
индукции
Знать понятия: электромагнитная индукция; написать формулу и объяснить
Знать: гюнятие «электромагнитная индукция»; - технику безопасности при работе с электроприборами
§49
23/5
24/6
Получение переменного электрического тока
Контрольная работа № 4 Электромагнитное поле
1
Комбинированный
Урок контроля и оценивания
Получение переменного электрического тока
Электромагнитное поле
Знать способы получения электрического тока. Уметь объяснить
Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования
§50
§51
Электромагнитные волны
Шкала электромагнитных волн
1
изучения нового материала
Электромагнитные волны
Шкала электромагнитных волн
Понимать механизм возникновения электромагнитных волн
Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить Примеры
§51
§52,
упр. 42
25/7
Электромагнитная природа света
Контрольная работа Электромагнитное поле
1
Урок изучения нового материала
Урок контроля и оценивания
Электромагнитная природа света
Знать историческое развитие взглядов на природу света
Систематизация знаний по теме
§54,
упр.
43
Повто рить §43-54
26/1
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома
Строение атома. Схема опыта Ре-зерфорда
1
Урок изучения нового материала
Комбинированный
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома
Строение атома. Схема опыта Реэерфорда
Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей)
Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях
Беседа по вопросам
Самостоятельная работа
§55
§56
27/2
Радиоактивные превращения атомных ядер
Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц
1
Комбинированный
Радиоактивные превращения атомных ядер
Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц
Знать природу радиоактивного распада и его закономерности
Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений
Физический диктант
Тест
§57, 61,63
§58
28/3
Открытие протона и нейтрона
Состав атомного ядра. Ядерные силы
1
Комбинированный
Открытие протона и нейтрона
Состав атомного ядра. Ядерные силы
Знать историю открытия протона и нейтрона
Знать строение ядра атома, модели
Беседа по вопросам
Физический диктант
§61, 64
§61, 64
29/4
Энергия связи. Дефект масс
Энергия связи. Дефект масс
1
Комбинированный
Энергия связи. Дефект масс
Решение задач
Знать понятие «прочность aтомных ядер»
Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс
Самостоятельная работа
Физический диктант
§65
§65
30/5
Деление ядер урана
Цепные ядерные
реакции
Ядерный реактор
1
Комбинированный
Деление ядер урана
Цепные ядерные
реакции
Ядерный реактор
Понимать механизм деления ядер урана.
Знают устройство ядерного реактора
Самостоятельная работа
Физический диктант
§66. 67
§66. 67
31/6
Контрольная работа № 5 Энергия связи ,деление ядер урана
1
Урок контроля и оценивания знаний
Энергия связи. Дефект масс
Систематизация знаний по теме
Контрольная работа
§66, 67
32/7
Термоядерные
Реакции.
Атомная энергетика.
1
Комбинированный
Термоядерные
Реакции
Атомная энергетика.
Знать условия протекания, применение термоядерной реакции.
Знать преимущества и недостатки атомных электростанций.
Тест
Беседа
§72
§69
33/8
Биологическое действие радиоактивных излучений
1
Комбинированный
Биологическое действие радиоактивных излучений
Знать правила защиты от радиоактивных излучений
Беседа
§70
34/9
Контрольная работа Строение атома и атомного ядра
1
Урок контроля и оценивания знаний
Строение атома и атомного ядра
Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра»
Тест
35
Итоговый урок
1
Урок закрепления знаний
Подведение итогов
Обобщение и систематизация полученных знаний
Тест