Программа по физике 9 класс МБОУ ВСОШ

Данная рабочая программа по физике 9 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), программы по физике для общеобразовательных школ по учебнику Перышкина А.В., изд. Дрофа 2011 г, с учетом учебного плана МБОУ «Вечерняя (сменная) общ...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Физика 9 класс


Структура документа.

  1. Пояснительная записка.

  2. Основные содержания всех тем с конкретным распределением учебных часов по разделам курса.

  3. Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса образовательных учреждений основного общего образования по физике.

  4. Тематическое планирование.

  5. Список используемой литературы.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по физике 9 класса составлена с учетом требований Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1089 от 05.03.2004 г.), учебного плана МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», в соответствии с Примерной программой по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), на основе программы по физике для общеобразовательных школ по учебнику Перышкина А.В., изд. Дрофа 2011 г.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научногомировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

При разработке рабочей программы учитывались следующие факты:

  • Учащиеся приходят в классы из разных школ республики;

  • Состав класса вновь сформированный;

  • Имеют пробелы в обучении;

  • Учащиеся имеют большой перерыв в обучении.

Учитывая эти факты, при изучении физики в 9 классе в этом учебном году ставлю следующие цели:

  • Развитие логического мышления;

  • Развитие пространственного воображения и интуиции;

  • Развитие познавательной деятельности;

  • Воспитание культуры личности

  • Применение знаний в практической деятельности.

Данная рабочая программа по физике рассчитана на изучение предмета в 9 классе заочного обучения вечерней школы на базовом уровне в объеме 36 годовых часов (1 час в неделю)

мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

При разработке рабочей программы учитывались следующие факты:

  • Учащиеся приходят в классы из разных школ республики;

  • Состав класса вновь сформированный;

  • Имеют пробелы в обучении;

  • Учащиеся имеют большой перерыв в обучении.

Учитывая эти факты, при изучении физики в 9 классе в этом учебном году ставлю следующие цели:

  • Развитие логического мышления;

  • Развитие пространственного воображения и интуиции;

  • Развитие познавательной деятельности;

  • Воспитание культуры личности

  • Применение знаний в практической деятельности.

Данная рабочая программа по физике рассчитана на изучение предмета в 9 классе заочного обучения вечерней школы на базовом уровне в объеме 36 годовых часов (1 час в неделю)

Основные Цели учебного предмета

-Освоение знаний о механическом движении, видах движения, причинах механического движения, силах взаимодействия тел, о магнитных явлениях, о строении вещества на основе квантовой теории;

-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений; -развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в во возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий дальнейшего развития человеческого общества , уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения технических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи учебного предмета:

  • дать обучающимся систему знаний: физические понятия: пространство, время, инерциальные системы отсчета, взаимодействие, Вселенная; Перемещение, скорость, сила, импульс, амплитуда колебаний, радиоактивность, магнитное поле, электромагнитная индукция; физические законы: Ньютона, сохранения импульса,;

  • показать практическое применение полученных знаний и их дальнейшее использование;

  • осуществлять нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание, приводя примеры из жизнедеятельности выдающихся русских и зарубежных ученых (И. Ньютон, Д.И. Менделеев и т.д.)

Общенаучные умения, навыки и способы деятельности. Познавательная

деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствие, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность.

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Рефлексивная деятельность

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование оптимального соотношения цели и средств

Основное содержание (36 час)

Законы взаимодействия и движения тел (14 часов)

Механическое движение. Траектория, путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Относительность механического движения. Законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Равномерное движение по окружности.

Демонстрации

Явление инерции;

Зависимость выбора траектории от выбора системы отсчета; Равномерное прямолинейное движение; Падение тел в воздухе и в вакууме;

Направление скорости при равномерном движении по окружности; Сравнение масс взаимодействующих тел; II закон Ньютона; Измерение сил;

Лабораторные работы

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Механические колебания и волны (6 часов)

Свободные и вынужденные колебания. Превращения энергии при колебаниях. Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Звуковые волны. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Скорость звука.

Демонстрации

Механические колебания; Механические волны; Звуковые колебания; Условия распространения звука.

Электромагнитное поле (7 часов)

Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Демонстрации

Опыт Эрстеда; Магнитное поле тока;

Действие магнитного поля на проводник с током.

Лабораторныеработы

Изучение явления электромагнитной индукции.

Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

(9 часов)

Радиоактивность. Строение атомов. Схема опыта Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Ядерный реактор. Атомная энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Демонстрации

Схема опыта Резерфорда.

Резерв 1 час

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике

В результате изучения физики в основной школе выпускник девятого

класса должен:

Знать/понимать

-смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

-решать задачи на применение изученных законов;

-Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и предоставления в разных формах

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для:

Обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники, электробытовых приборов,контроля за исправностью электропроводки,

водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов.

Тематическое планирование


№ темы

Название темы

Кол-во

часов

Кол-во

Контр.работ

Кол-во

Лаб. работ

О.о.

З.о.

1

Прямолинейное

Равномерное

движение

4

2

-

-

2

Прямолинейное

Равноускоренное

движение

8

4

1

1

3

Законы динамики

15

8

1

-

4

Механические колебания и волны

11

6

1

-

1

5

Электромагнитное поле

14

7

1

1

6

Строение атома и

Атомного ядра .

Использование энергии ат ядер

16

9

1

-

резерв

4

1


итого

72

36

5

3













Список обязательной литературы для учителя

  1. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные работы по физике. Изд. Просвещение. 2009

  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник по физике для 9 класса. Изд. Дрофа.2011

  3. Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 классов. Изд. Экзамен 2009

  4. Шевцов В.А. тесты по физике для 7-11 классов. Волгоград 2008

Список обязательной литературы для ученика

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник по физике для 9 класса. Изд. Дрофа. 2011

  2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 классов. Изд. Экзамен 2009






Календарно-тематический план

9 класс ( 1 час/нед.)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения Компетенции

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения





План

Факт

1


Механическое движение

Траектория, путь и перемещение

1


Урок изучения нового материала

Механическое движение

Траектория, путь и перемещение

Знать понятия: механическое движение, система отсчета.

Уметь привести примеры механического движения

Знать понятия: траектория, путь и перемещение. Уметь объяснить их физический смысл

Физический диктант. Упражнения после §

§1,2

§2.3


2

Прямолинейное равномерное движение

Графическое

представление

движения

1


Комбинированный урок

Прямолинейное равномерное движение

Графическое представление движения

Знать понятие: прямолинейное равномерное движение.

Уметь описать и объяснить

Самос работа.

Упражнения после §

§4

Уметь строить графики X(t), V(t)

Самостоятельная работа. Упражнения

§4

3/1

Прямолинейное

равноускоренное

движение

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1


Комбинированный урок

Прямолинейное равноускоренное движение

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение.

Уметь описать и объяснить

Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении. Уметь объяснить физический смысл

Физический диктант

§5,6

§7,8

4/2

Прямолинейное

равноускоренное

движение

1

Комбинированный

Прямолинейное равноускоренное движение

Уметь решать графические задачи

Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике

Самостоятельная работа

§6,7,8



5/3

Относительность

механического

движения

Оценка погрешностей измерений

1

Комбинированный

Относительность механического движения

Погрешность измерения физической величины

Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости

Уметь определять абсолютную и относительную погрешность

Самостоятельная работа

Практическая работа

§9, упр. 9

Подгов к лабор. работе


6/4

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Контрольная работа № 1 по темам «Прямолинейное равномер. » и « равноускоренное движение»

1


Урок-практикум

Урок контроля и оценивания знаний

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение

Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента)

Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение

Оформление работы,

ВЫВОД

Контрольная работа: чтение графиков, определение искомой величины

Повторить §1-9

7/1

Первый закон Ньютона

Второй закон Ньютона

1

Урок изучения нового материала

Первый закон Ньютона

Второй закон Ньютона

Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета

Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицыизмерения физических величин в СИ. Написать и объяснить

Тестирование

(определения, примеры)

Физический диктант

§10

§11


8/2

Третий закон Ньютона

Три закона Ньютона

1

Комбинированный урок

Третий закон Ньютона

Три закона Ньютона

Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить

Знать границы применимости законов Ньютона, приводить примеры

Фронтальный опрос

Решение качественных задач

§12

§10, 11,12


8/3

Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх

Свободное падение

1

Комбинированный урок

Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх

Объясняют свободное падение (физический смысл)

Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении

Самостоятельная работа

§13, 14


8/4


Закон всемирного тяготения

Сила тяжести и ускорение свободного падения

1

Комбинированный урок

Закон всемирного тяготения

Сила тяжести и ускорение свободного падения

Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить

Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей

Самостоятельная работа

§15

§16, 17


9/5

Равномерное движение по окружности

Равномерное движение по окружности

1


Комбинированный урок

Равномерное движение по окружности

Знать природу, определение криволинейного движения, приводить примеры;

- физическую величину, единицу измерения периода, частоты, угловой скорости

Уметь применять знания при решении соответствующих задач

Самостоятельная работа

Решение качественных задач

§18,

19,

упр.

18(1,

2,3)

§18, 19


10/6

Движение

искусственных

спутников

Импульс.

Закон сохранения

импульса

1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Первая космическая скорость

Импульс. Закон сохранения импульса

Уметь рассчитывать первую космическую скорость

Знать понятия: импульс тела и импульс силы

Самостоятельная работа

§20

§21, 22

1

11/7

Реактивное движение

Механическое движение.

1

1

Комбинированный урок

Урок закрепления знаний

Реактивное движение

Механическое движение.

Знать практическое использование закона сохранения импульса. Написать формулы и объяснить

Обобщение и систематизация знаний.

Физический диктант

Самостоятельная работа

§22, 23

повторить


12/8




Контрольная работа №2 Тематическое оценивание по теме «Законы динамики»

1

Урок контроля и оценивания знаний

Законы динамики

Уметь применять знания при решении типовых задач

Контрольная работа

Повто рить §10-23

13/1

Свободные и вынужденные колебания

1

Урок изучения нового материал

Свободные и вынужденные колебания

Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры

Физический диктант

§24-25


Величины, характеризующие колебательное движение


Величины, характеризующие колебательное движение

Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить

Фронтальный опрос

§26-27

14/2

Лабораторная работа №2

«Измерение ускорениясвободного падения

Превращение энергии при колебаниях

1


Комбинированный

УРОК

Измерение ускорения свободного падения

Превращение энергии при Колебаниях

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела

Самостоятельная работа

§26-27

§28, 29


15/3


Распространение колебаний в упругой среде. Волны

Волны в среде

1

Комбинированный урок

Распространение колебаний в упругой среде

Волны в среде

Знать Определение механических волн. Основные характеристики волн

Знать характер распространения колебательных Процессов в трехмерном пространстве

Фронтальный опрос

Беседа по

вопросам

параграфа

§31, 32,33



16/4


Звуковые волны

Высота и тембр звука. Громкость звука

1

Комбинированный

Звуковые волны

Высота и тембр звука. Громкость звука

Знать понятие «звуковые волны», привести примеры

Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость

Фронтальный опрос

Беседа по вопросам

§34

§35-36


17/5


Распространение звука. Скорость звука

Решение задач Механическое движение

1


Комбинированный урок

Распространение звука. Скорость звука

Механическое движение

Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах

Беседа по вопросам

§37-

38,


Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа

Подготовиться к к.р.

18/6

Контрольная работа№ 3 Механические колебания и волны.

1

Урок контроля и оценивания

Механические колебания и волны. Звук

Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Контрольная работа

Повто рить §30-40

19/1


Магнитное поле

Графическое изображение магнитного поля

1

Комбинированный урок

Магнитное поле

Графическое изображение магнитного поля

Знать понятие «магнитное поле»

Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков

§43-44

§45

20/2


Действие магнитного поля на проводник с током

Индукция магнитного поля

1

Комбинированный

Действие магнитного поля на проводник с током

Индукция магнитного поля

Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл)

Знать силовую характеристику магнитного поля -индукцию

§46

§47

21/3

Индукция магнитного поля

Магнитный поток

1

Комбинированный

Количественная характеристика магнитного поля

Магнитный поток

Уметь решать задачи на применение силы Ампера, силы Лоренца

Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить

§47

§48

22/4

Явление электромагнитной индукции

Лабораторная работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

изучения

нового

мате-

риала

Урок- практикум

Явление электромагнитной

индукции

Знать понятия: электромагнитная индукция; написать формулу и объяснить

Знать: гюнятие «электромагнитная индукция»; - технику безопасности при работе с электроприборами

§49


23/5


24/6

Получение переменного электрического тока

Контрольная работа № 4 Электромагнитное поле

1

Комбинированный

Урок контроля и оценивания

Получение переменного электрического тока

Электромагнитное поле

Знать способы получения электрического тока. Уметь объяснить

Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования

§50

§51

Электромагнитные волны

Шкала электромагнитных волн

1

изучения нового материала

Электромагнитные волны

Шкала электромагнитных волн

Понимать механизм возникновения электромагнитных волн

Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить Примеры

§51

§52,

упр. 42

25/7

Электромагнитная природа света

Контрольная работа Электромагнитное поле

1

Урок изучения нового материала

Урок контроля и оценивания

Электромагнитная природа света

Знать историческое развитие взглядов на природу света

Систематизация знаний по теме

§54,

упр.

43

Повто рить §43-54

26/1


Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

Строение атома. Схема опыта Ре-зерфорда

1

Урок изучения нового материала

Комбинированный

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

Строение атома. Схема опыта Реэерфорда

Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей)

Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях

Беседа по вопросам

Самостоятельная работа

§55

§56

27/2

Радиоактивные превращения атомных ядер

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

1

Комбинированный

Радиоактивные превращения атомных ядер

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности

Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений

Физический диктант

Тест

§57, 61,63

§58

28/3

Открытие протона и нейтрона

Состав атомного ядра. Ядерные силы

1

Комбинированный

Открытие протона и нейтрона

Состав атомного ядра. Ядерные силы

Знать историю открытия протона и нейтрона

Знать строение ядра атома, модели

Беседа по вопросам

Физический диктант

§61, 64

§61, 64

29/4

Энергия связи. Дефект масс

Энергия связи. Дефект масс

1

Комбинированный

Энергия связи. Дефект масс

Решение задач

Знать понятие «прочность aтомных ядер»

Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс

Самостоятельная работа

Физический диктант

§65

§65

30/5

Деление ядер урана

Цепные ядерные

реакции

Ядерный реактор

1

Комбинированный

Деление ядер урана

Цепные ядерные

реакции

Ядерный реактор

Понимать механизм деления ядер урана.

Знают устройство ядерного реактора

Самостоятельная работа

Физический диктант

§66. 67

§66. 67

31/6

Контрольная работа № 5 Энергия связи ,деление ядер урана

1

Урок контроля и оценивания знаний

Энергия связи. Дефект масс

Систематизация знаний по теме

Контрольная работа

§66, 67

32/7

Термоядерные

Реакции.

Атомная энергетика.

1

Комбинированный

Термоядерные

Реакции

Атомная энергетика.

Знать условия протекания, применение термоядерной реакции.

Знать преимущества и недостатки атомных электростанций.

Тест

Беседа

§72

§69

33/8

Биологическое действие радиоактивных излучений

1

Комбинированный

Биологическое действие радиоактивных излучений

Знать правила защиты от радиоактивных излучений

Беседа

§70

34/9

Контрольная работа Строение атома и атомного ядра

1

Урок контроля и оценивания знаний

Строение атома и атомного ядра

Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра»

Тест

35

Итоговый урок

1

Урок закрепления знаний

Подведение итогов

Обобщение и систематизация полученных знаний

Тест



© 2010-2022