Рабочая программа по физике 10 класс к учебнику Л. Э. Генденштейн

Рабочая программа по физике для учащихся 10 класса по учебнику Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика 10 класс. Базовый и углубленный уровень». В программе учтен национально-региональный компонент, отражен в содержании деятельности. Цели и задачи отражены в пояснительной записке. В программе есть пояснительная записка, содержание деятельности, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, перечень оборудов...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основании:

  1. Закон «Об образовании в РФ»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт;

  3. Примерная государственная программа по физике для основной школы, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

  4. Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 класс./Н.Н.Тулькибаева, А.Э. Пушкарёв. - М.: Просвещение, 2012.



  1. УМК по физике для 7 - 11 классов для реализации данной авторской программы. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 822 от 23.12.2010.

  2. Учебный план МБОУ «Тарбагатайская СОШ».

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 ч из расчета 2 ч в неделю для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Формы организации образовательного процесса:

традиционные уроки, лекция, семинар, тестовая работа, эвристическая беседа, практикум по решению задач, лабораторный практикум.

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

Данная рабочая программа адресована учащимся 10 класса МБОУ «Тарбагатайская СОШ». В программе учтен национально-региональный компонент.

Цели изучения физики

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи:

1) Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

2) Овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широком применении физических законов в технике и технологии;

3) Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей.

Общеучебные и специальные умения, навыки и способы деятельности:

В современном мире нужны не просто исполнители, а люди, деятельность которых является осознанной, обдуманной и творческой. Поэтому усвоение знаний, полное их осмысление, развитие способностей и умений следует рассматривать как две стороны единого процесса обучения. Умения - готовность личности к определенным действиям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся навыков и знаний.

Среди учебных умений выделяются общеучебные и специальные умения.

В интегральной педагогической технологии в ходе усвоения новых знаний на уроках физики учащиеся специально, целенаправленно обучаются рациональным приемам учебной познавательной деятельности и умениям, стимулирующим умственное развитие и развитие личности ученика в целом. Овладение этими умениями приводит к более высокому уровню организации учебной деятельности.

Формирование общеучебных и специальных умений:

Умение сравнивать (выделять общие и различные признаки)

Умение обобщать, систематизировать

Умение выявлять причинно-следственные связи

Умение точно определить понятие

Умение правильно объяснять явления природы и процессы в быту

Умение анализировать

Умение наблюдать

Умение ставить эксперимент

Умение работать с графической информацией

Умение работать с табличными данными физических величин

Умение строить и читать схемы

Умение строить и читать диаграммы

Умение изображать взаимодействия с помощью векторов

Вычислительные умения и навыки

Умение выполнять действия с единицами измерения.

Познавательные УМЕНИЯ

- работа с литературой;

- проведение наблюдений;

- построение гипотез;

- объяснение явлений и др.

Организационные УМЕНИЯ:

- планирование учебной деятельности, организация обучения;

- выполнение эксперимента и наблюдения;

- работа в парах, группах;

- рациональное использование рабочего времени и др.

Практические УМЕНИЯ

- измерять, вычислять, пользоваться приборами;

- строить и читать графики, схемы, диаграммы;

- решать различные задачи и др.

УМЕНИЯ самоконтроля:

- умение проводить контроль своего поведения;

- действий при обучении, выполнении домашнего задания;

  • самооценка и др.

Оценочные умения

- умение давать социально-экономическую оценку полученным результатам вычислений, достоверности измерений, погрешностям и т.д.

В результате изучения курса ведется работа по выработке компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(70 ч, 2 ч в неделю)


Кинематика (11 часов)

Система отсчета, траектория, путь и перемещение. Материальная точка. Равномерное движение тел. Скорость. Перемещение. Скорость при неравномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Движение тел. Свободное падение тел. Равномерное движение по окружности.

Лабораторная работа «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».

Демонстрации:

  1. Относительность движения.

  2. Прямолинейное и криволинейное движение.

  3. Запись равномерного и равноускоренного движения.

  4. Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубки Ньютона)

  5. Направление скорости при движении тела по окружности.

Знать: понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, амплитуда, период, частота колебаний.

Уметь: пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение). Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения. Рассчитывать тормозной путь. Оценивать и анализировать информацию по теме «Кинематика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Динамика (12 часов)

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Понятие силы - как меры взаимодействия тел. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Явление тяготения. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Деформация и сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Лабораторная работа «Измерение жесткости пружины».

Демонстрации:

  1. Проявление инерции.

  2. Сравнение массы тел.

  3. Второй закон Ньютона

  4. Третий закон Ньютона

  5. Вес тела при ускоренном подъеме и падении тела.

  6. Невесомость.

  7. Зависимость силы упругости от величины деформации.

  8. Силы трения покоя, скольжения и качения.

Знать: понятия: масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость, импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия,

Уметь: измерять и вычислять физические величины (массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов,). Читать и строить графики, выражающие зависимость силы упругости от деформации. Решать простейшие задачи на определение массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов ускорения, силы, импульса тела.

Законы сохранения в механике (10 часов)

Импульс. Закон сохранения импульса. Условия применения закона сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Кинетическая энергия и механическая работа. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

Лабораторная работа «Изучение закона сохранения энергии в механике».

Демонстрации:

  1. Закон сохранения импульса.

  2. Реактивное движение.

  3. Изменение энергии тела при совершении работы.

  4. Переход потенциальной энергии тела в кинетическую.

Знать: Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии.

Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов.

Уметь: Рассчитывать силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии. Оценивать и анализировать информацию по теме «Динамика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Статика и гидростатика (3 часа)

Условия равновесия тела. Применение условий равновесия тела. Гидростатика.

Знать: понятие момента, центра тяжести, первое условие равновесия тел, второе условие равновесия тел, виды равновесия, равновесие тела на опоре, зависимость давления жидкости от глубины.

Уметь: применять условия равновесия тел при решении задач типа «лестница у стены», «колесо и ступенька», применять закон Архимеда, условия плавания тел.

Молекулярная физика и тепловые явления (14 часов)

Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии. Измерение скорости молекул. Основные макропараметры газа. Уравнение состояния иде­ального газа. Газовые законы. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха и ее измерение. Кристалличе­ские и аморфные тела. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Первый закон термодинамики. [Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.] Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. КПД тепловых двигателей.

Лабораторная работа «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта».

Лабораторная работа «Проверка уравнения состояния идеального газа».

Демонстрации:

  1. Опыты, доказывающие основные положения МКТ.

  2. Механическую модель броуновского движения.

  3. Взаимосвязь между температурой, давлением и объемом для данной массы газа.

  4. Изотермический процесс.

  5. Изобарный процесс.

  6. Изохорный процесс.

  7. Свойства насыщенных паров.

  8. Кипение воды при пониженном давлении.

  9. Устройство принцип действия психрометра.

  10. Конденсационный гигрометр, волосной гигрометр.

  11. Модели кристаллических решеток.

  12. Рост кристаллов.

    1. Сравнение удельной теплоемкости двух различных жидкостей.

    2. Изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и совершении работы.

    3. Изменение температуры воздуха при адиабатном расширении и сжатии.

    4. Принцип действия тепловой машины.

Знать: понятия: тепловое движение частиц; массы и размеры молекул; идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекул); насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; анизотропии монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации.

Законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева - Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах. Практическое применение: использование кристаллов и других материалов и технике. Законы и формулы: первый закон термодинамики. Практическое применение: тепловых двигателей на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.

Уметь: решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева - Клайперона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры. Читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа. Пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа. Оценивать и анализировать информацию по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. Решать задачи на применение первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей. Вычислять, работу газа с помощью графика зависимости давления от объема. Оценивать и анализировать информацию по теме «Основы термодинамики» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Электростатика (9 часов)

Что такое электродинамика. Строение атома. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей. Силовые линии электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектрика. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды конденсаторов.

Демонстрации:

    1. Электризация тел трением.

    2. Взаимодействие зарядов.

    3. Устройство и принцип действия электрометра.

    4. Электрическое поле двух заряженных шариков.

    5. Электрическое поле двух заряженных пластин.

    6. Проводники в электрическом поле.

    7. Диэлектрики в электрическом поле.

    8. Устройство конденсатора постоянной и переменной емкости.

    9. Зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и диэлектрической проницаемостью среды.


Знать: понятия: элементарный электрический заряд, электрическое поле; напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость.

Законы: Кулона, сохранения заряда.

Практическое применение: защита приборов и оборудования от статического электричества.

Уметь: решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, электроемкости. Оценивать и анализировать информацию по теме «Электростатика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Постоянный электрический ток (8 часов)

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Электрическая цепь. Последовательное и параллельное со­единение проводников. Работа и мощность электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Лабораторная работа «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Лабораторная работа «Мощность тока в проводниках при их последовательном и параллельном соединении».

Демонстрации:

  1. Механическая модель для демонстрации условия существования электрического тока.

  2. Закон Ома для участка цепи.

  3. Распределение токов и напряжений при последовательном и параллельном соединении проводников.

  4. Зависимость накала нити лампочка от напряжения и силы тока в ней.

  5. Зависимость силы тока от ЭДС и полного сопротивления цепи.

Знать: понятия: сторонние силы и ЭДС;

Законы: Ома для полной цепи.

Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.

Уметь: производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников, оценивать и анализировать информацию по теме «Законы постоянного тока» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Пользоваться миллиамперметром, омметром или авометром, выпрямителем электрического тока.

Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.






Национально-региональный компонент:

Тема. Влажность воздуха.

Физические методы наблюдения за параметрами окружающей среды. Физика атмосферы. Прогнозирование изменений в окружающей среде с помощью математических моделей и ЭВМ. Экологические проблемы загрязнения окружающей среды.

Тема. Законы термодинамики.

Энергосберегающие технологии. Проблемы устойчивого развития Байкальского региона.

Тема. Электрический ток в различных средах.

Применение электролиза в промышленности (хромирование, меднение, никелирование) на примере ЛВРЗ, завода "Теплоприбор". Электрический ток в вакууме. Ионно-электронные установки. Применение электронно-лучевых технологий (работы ученых БНЦ).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.



В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен


  • Знать/понимать

  • Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

  • Уметь

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 часа в неделю, всего - 70 ч.)


Сроки (примерные)

Тема

Количество часов

В том числе

Уро

ки

лабораторные

занятия

контрольные работы


Кинематика

11

9

1

1


Динамика

12

10

1

1


Законы сохранения в механике

10

8

1

1


Статика и гидростатика

3

3




Молекулярная физика и тепловые явления

14

11

2

1


Электростатика

9

8


1


Постоянный электрический ток

8

5

2

1


Повторение

3





Итого

70

54

7

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ урока

Наименование темы

Дата

Корректировка


КИНЕМАТИКА (11 ч)



1

Система отсчета, траектория, путь и перемещение.



2

Прямолинейное равномерное движение.



3

Сложение скоростей и переход в другую систему отсчета при движении вдоль одной прямой.



4

Мгновенная и средняя скорость.



5

Прямолинейное равноускоренное движение.



6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.



7

Свободное падение и движение тела, брошенного вертикально вверх.



8

Равномерное движение по окружности.



9

Ключевые ситуации в задачах.



10

Л/р: «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».



11

К/р: «Кинематика».




ДИНАМИКА (12 ч)



12

Три закона Ньютона.



13

Всемирное тяготение.



14

Силы упругости.



15

Л/р: «Измерение жесткости пружины».



16

Вес и невесомость.



17

Силы трения.



18

Импульс. Закон сохранения импульса.



19

Решение задач. Тело на наклонной плоскости.



20

Решение задач. Движение по горизонтали и вертикали.



21

Решение задач. Движение по окружности под действием нескольких сил.



22

Движение системы связанных тел.



23

К/р: «Динамика».




ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (10 ч)



24

Условия применения закона сохранения импульса.



25

Реактивное движение. Освоение космоса.



26

Механическая работа. Мощность.



27

Кинетическая энергия и механическая работа.



28

Потенциальная энергия.



29

Закон сохранения энергии в механике.



30

Л/р: «Изучение закона сохранения в механике».



31

Решение задач. Неравномерное движение по окружности в вертикальной плоскости.



32

Решение задач. Движение системы тел.



33

К/р: «Законы сохранения в механике».




СТАТИКА И ГИДРОСТАТИКА (3 ч)



34

Условия равновесия тела.



35

Применение условий равновесия тела.



36

Гидростатика.




МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (14 ч)



37

Строение вещества.



38

Газовые процессы.



39

Уравнение состояния идеального газа.



40

Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул.



41

Первый закон термодинамики.



42

Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики.



43

Л/р: «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта».



44

Насыщенный пар.



45

Л/р: «Проверка уравнения состояния идеального газа».



46

Влажность воздуха.



47

Решение задач. Применение уравнения состояния идеального газа.



48

Решение задач. Применение первого закона термодинамики к газовым процессам.



49

Решение задач. Применение уравнения теплового баланса.



50

К/р: «Молекулярная физика и тепловые явления».




ЭЛЕКТРОСТАТИКА (9 ч)



51

Электрические взаимодействия.



52

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.



53

Напряженность электрического поля.



54

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.



55

Работа электрического поля. Разность потенциалов (напряжение).



56

Электроемкость. Энергия электрического поля.



57

Решение задач. Применение закона Кулона и принципа суперпозиции полей.



58

Решение задач. Движение заряженного тела в электрическом поле.



59

К/р: «Электростатика».




ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (8 ч)



60

Закон Ома для участка цепи.



61

Работа и мощность тока.



62

Закон Ома для полной цепи.



63

Л/р: «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».



64

Электрический ток в различных средах.



65

Л/р: «Мощность тока в проводниках при их последовательном и параллельном соединении».



66

Решение задач. Расчет электрических цепей.



67

К/р: «Постоянный электрический ток».



68-70

Повторение









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Учебно-методическое обеспечение для учащихся


1. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика 10 класс. Базовый и углубленный уровень». Москва 2014.

2. Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат, И.Ю.Ненашев «Физика 10 кл. Задачник»


Учебно-методическое обеспечение для учителя

1. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика 10 класс. Базовый и углубленный уровень». Москва 2014.

2. Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат, И.Ю.Ненашев «Физика 10 кл. Задачник»

3. В.А.Волков «Поурочные разработки по физике»

4. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике, Москва, «Просвещение», 1998

5. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»: СД «Уроки физики 10 кл», «Кирилл и Мефодий», 2002

6. СД «Виртуальная физическая лаборатория», Лабораторные работы по физике 10 кл., Дрофа, 2006

7. Мультимедийное учебное пособие под ред. Козелла С.М. «Открытая физика», часть 1, «Физикон», 2003

8. Мультимедийное учебное пособие под ред. Козелла С.М. «Открытая физика», часть 2, «Физикон», 2003

9. П.П.Головин Фронтальные лабораторные работы и практикум по электродинамике


Дополнительная литература


1. Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике», Ярославль, Академия развития, 2007

2. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. «Физика для увлечённых», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

3. Пёрышкин А.В., Чемакин В.П. «Факультативный курс физики» (оптика), Москва, «Просвещение», 1980

4. Тарасов Л.В. «Физика в природе», Москва, «Вербум-М», 2002

5. Тарасов Л. В. «Этот удивительно симметричный мир», Москва, «Просвещение», 1982

6. Манолов К., Тютюник В. «Биография атома», Москва, «Мир», 1985

7. Дягтлев Ф.М. «Из истории физики и её творцов», Москва, «Просвещение», 1986





Оборудование.

Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы. Система демонстрационных опытов при изучении физики в основной школе предполагает использование, как классических аналоговых измерительных приборов, так и современных цифровых средств измерений.

Использование лабораторного оборудования в форме тематических комплектов позволяет организовать выполнение фронтального эксперимента с прямым доступом учащихся к ним в любой момент времени.



ЛИТЕРАТУРА


1. Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К.К. Гомоюнова.- серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: изд-во «Специальная литература», изд-во «Лань», 19 - 384 с.

2. Извозчиков В.А., Слуцкий A.M. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 256 с.

3. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 366 с.

4. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с.

5. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 336 с.

  1. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб, лит., 1996. - 368 с.

7. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с.
8. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. - М.: Вербум-М, 2001. - 208 с.

9. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

10. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

11. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.







Приложение.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.



Кинематика


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Изучение движения тела, брошенного горизонтально


«Кинематика»



Динамика


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Измерение жесткости пружины


«Динамика»




Законы сохранения в механике


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Изучение закона сохранения энергии в механике


«Законы сохранения в механике»




Молекулярная физика и тепловые явления


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Опытная проверка закона Бойля-Мариотта


«Молекулярная физика и тепловые явления»


Проверка уравнения состояния идеального газа









Электростатика


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки



«Электростатика»



Постоянный электрический ток


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока


«Постоянный электрический ток»


Мощность тока в проводниках при их последовательном и параллельном соединении



























20


© 2010-2022