Конспект урока по физике «Механика. Решение задач»

"Описание материала: Данный урок по решению задач проводится после изучения законов сохранения в механике. Выбранная задача позволяет "повторить на уроке все основные уравнения законы механики, вместе с тем одновременно происходит подготовка к ЕГЭ, т.к. задача из сборника задач ЕГЭ. Решение задачи проводится поэтапно в соответствие с общим алгоритмом решения задач по физике и в частности по механике. Все" этапы решения задачи иллюстрируются слайдами презентации, что позволяет учащимся наглядно проследить за ходом решения задачи. Некоторые слайды сделаны интерактивными, чтобы учащиеся могли получит...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: физика, урок - повторение

Тема: "Решение одной задачи по механике"

Класс: 10 класс

Технологии: проблемно- поисковая, тестовая, ИКТ

Конспект урока

Тема урока: «Решение одной задачи»

Цели урока:

- образовательные

повторение основных уравнений кинематики, законов сохранения, алгоритмов решения задач по данной теме;

- развивающие

Развитие умений анализировать условие задачи, ставить и решать проблемы, выражать свое мнение словесно; поиска нужной информации, навыков работы с различными видами представления информации; развитие гибкости мышления.

-воспитывающие

Воспитание целеустремленности, внимательности, формирование научного мировоззрения, чувства ответственности, формирование самокритичного отношения к своей работе.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация, листы для самооценки, калькуляторы, линейки и карандаши.


План урока.

  1. Организационный момент.

Подготовка к уроку (учебники, справочные материалы по физике, калькуляторы, листы самооценки)

Здравствуйте, садитесь. Все ли готовы к уроку, проверьте наличие всего необходимого для сегодняшнего урока.

II. Постановка задач урока.

Сегодня мы на уроке будем решать лишь одну задачу, как вы думаете, хватит ли у нас времени для выполнения этого задания. (Короткая беседа об этом).

Да действительно, иногда решение одной задачи может занять не только часы или дни, а многие годы.

Задача предлагаемая вам сегодня взята из сборника задач ЕГЭ по физике, части С, поэтому займет много времени, мы постараемся успеть выполнить все задания за один урок. Необходимо обратить внимание и на правильное оформление решения. В ходе выполнения вам предстоит заполнит листов самооценки.

Проводится инструкция по заполнению листа самооценки (ЛСО).

III. Решение задачи о снаряде.

Знакомство с условием задачи (демонстрация2-го слайда), кому надо выбирают и бумажные варианты с текстом задачи.

Беседа по тексту задачи. (3-й слайд)

Запись условия задачи по общепринятым правилам. (4-й слайд).

Сравнение своей записи, с предлагаемым вариантом записи и отметка в ЛСО.

Как вы представляете процессы, описываемые в условие задачи?

Куда полетят осколки после разрыва?

Нарисуйте свой вариант полета осколков.

Выберите из предлагаемых вариантов полета осколков после разрыва тот, который соответствует действительности.

Почему вы думаете, что именно так полетят осколки?

(Беседа после просмотра слайдов 5-10). Ставьте отметку на ЛСО.

Вывод: первый осколок летит вертикально вниз, а второй вертикально вверх, т.к. оба осколка упали в точке выстрела.

Перейдем к вопросу задачи, как можно определить отношение масс осколков? Выслушиваются возможные варианты. Можно ли определить значения масс осколков? Почему? Значит это отношение нужно выразить через другие величины. Для этого нужно использовать закон сохранения импульса. Учащиеся повторяют формулировку математическую запись ЗСИ. (слайд 11).

При необходимости есть возможность воспользоваться подсказкой. Выполнение 1-го тестового задания. (слайд 12). Отметка в ЛСО.

Воспользовавшись ответами на тест 1, запишите ЗСИ для системы снаряд - осколки. Проверьте свою запись с предложенным вариантом, отметка в ЛСО.

Вывод: значит для определения отношения масс необходимо определить значения начальных скоростей осколков сразу после разрыва.

А как определить эти значения? Выслушиваются мнения обучающихся.

Нужно записать уравнения движения для осколков, выбрав систему отсчета. Учащиеся записывают уравнения и проверяют свои записи, делают отметку в ЛСО. (слайд 11) выполнение тестового задания 2 (слайд 13).

Запишите оптимальные варианты уравнений для осколков с учетом ответов

на тест 2.(слайд 11) отметка в ЛСО.

Для определения значений скоростей осколков в момент разрыва нужно знать значение высоты подъема снаряда h.

Значения h можно вычислить несколькими способами, запишите свой вариант ответа. (слайд 11). Выполнение теста 3 и отметка в ЛСО.

Вывод: оба способа дают один ответ h = v02 / 2g

Из полученных уравнений определите v02 и v01 и найдите отношение m1 / m2. Проверьте свое решение и ответ и сделайте отметку в ЛСО.

IV. Алгоритм решения данной задачи.

- изучение и анализ условия задачи;

- запись условия задачи;

- создание графической модели задачи (рисунок, анимация, система координат с указанием векторов);

- создание математической модели (запись уравнений движения и скорости, уравнений законов сохранения);

- решение уравнений относительно неизвестных величин;

- вычисление значений неизвестных величин, проверка полученного ответа и запись ответа на вопрос задачи.

V. Подведение итогов урока

Как вы думаете, на какую тему эта задача? Беседа с учащимися.

Вывод: Для решения этой задачи были использованы знания из 3-х разделов механики, т.е. это комбинированная задача.

Чему вы научились на уроке? (не повторили определенный объем знаний, главное научились применять эти знания)

- Оцените Ваше участие на уроке и отметьте на ЛСО

VI. Домашнее задание. Ответьте на следующие вопросы:

1. Через какое время упадут осколки после выстрела?

2. Какова масса снаряда, если масса второго осколка 10 кг?

3. Как изменятся значения h, v01, v02, если учитывать сопротивление воздуха?



© 2010-2022