Рабочая программа кружка по физике Зри в корень

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

Кружок "Зри в корень"

Пояснительная записка.

Талантливые дети - это великое общечеловеческое богатство. Сам факт их существования, если создать для них должные условия, гарантирует человечеству безопасное и достойное бытие. По своей сути работа с одаренными детьми - это развитие ярких индивидуальностей, которые с самого начала жизненного пути демонстрируют стремление к удовлетворению познавательных потребностей и из которых при правильной образовательной практике вырастают высококлассные специалисты и выдающиеся деятели науки.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной должен овладеть учащиеся программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний , умений и и формирование компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. . Курс прежде всего ориентирован на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности; занятия проводятся в форме лабораторного практикума по решению проблемных ситуаций экспериментальных задач.

Цель данной программы - сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи курса:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения экспериментальных физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

  • Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

  • Овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • Применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;

  • Использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач .

Программа рассчитана на учащихся 7-9 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 90% времени отводится на освоение приемов и способов деятельности и состоит из следующих блоков:

Измерение величины

Выявление зависимости

Тайны "черного ящика"

Опыты с медицинским шприцем.

Экспериментальные задачи можно условно разделить на три типа:

  • Измерение какого-либо параметра тела или системы тел (плотности, массы, КПД, электрического сопротивления, индуктивности и т.д)

  • Выявление некоторой зависимости ( КПД наклонной плоскости от угла наклона, сопротивления лампы от силы тока, силы тока плавления проводника от его диаметра, частоты колебаний струны от силы ее натяжения и т.д)

  • Определение кинематической, электрической, или оптической схемы «черного ящика» и параметров элементов этой схемы.

При выполнении всех экспериментальных заданий учащиеся получают новые для них результаты. (С такой же целью ставится эксперимент и в науке - открывать новые закономерности природы, измерять параметры, характеризующие физические явления и технические процессы.)

Обычно экспериментальные задания имеют несколько способов решения. При его выполнении ученик должен провести анализ каждого из них, оценить точность соответствующих результатов и выбрать оптимальный способ. Особую ценность представляют задания, которые в определенной своей части были посильны каждому ученику и в то же время содержали элементы, которые могли быть замечены лишь самыми наблюдательными учениками.

Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися. Экспериментальные задания подобраны таким образом, что не требуют сложного оборудования, которое имеется в типовых физических кабинетах общеобразовательных школ или даже в домашних условиях.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;

  • правила классификации и сравнения

  • методы решения творческих и экспериментальных задач;

  • способы чтения, обработки и представления учебной информации;

  • правила поиска информации;

  • способы планирования и прведения наблюдений и исследований;

  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование , анализировать и обобщать результаты, представлять результаты наблюдений в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать результаты наблюдений из одного вида в другой;

  • владеть монологической и диалоговой речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план действий, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них

  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Методические рекомендации при решении экспериментальной задачи.

  • Прочитав задачу, определите физические понятия и явления, которые необходимо знать;

  • Выясните, на какие законы, правила и закономерности, а также дополнительные справочные данные следует обратить внимание;

  • Помните, что соответствующий рисунок, схема или чертеж намного облегчают анализ условия и решения задачи;

  • Выпишите данные условия задачи, а также необходимые дополнительные значения физических величин и приступайте к ее решению;

  • Постарайтесь не прибегать к промежуточным вычислениям, а получите окончательную расчетную формулу;

  • Получите ответ, оцените его и подумайте, как можно проверить результат;

  • Решите задачу другим способом(если это возможно) и укажите, какой из способов более рационален.

Для решения олимпиадных задач требуются знания и умения, не выходящие за рамки программы школы. Для решения олимпиадной задачи недостаточно умения применять широко известного алгоритма. Олимпиадные задачи требуют от учащихся ясного понимания основных законов, подлинно творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений, развитого ассоциативного мышления, сообразительно

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Физический практикум по развитию измерительных навыков.

(13 часов)

Измерение площади, объемов, массы, плотности тел нестандартными способами, имея определенный набор оборудования. Измерение физических величин входящие в разделы механика, тепловые явления, \электрические явления, решая проблемные ситуации. Практические задания.

Физический практикум по выявлению зависимости одной физической величины от другой. (5 часов)

Определение зависимости периода колебаний крутильного маятника от радиуса и массы, силы упругости резинового жгута от его удлинения, КПД наклонной плоскости от высоты, сопротивления вязкой жидкости от размеров тела. Проверка справедливости закона сохранения импульса и закона сохранения энергии. Умение строить зависимость на графиках. Сравнение экспериментальных результатов с теоретическими. Практические задания.

Раскрываем тайны черного ящика (8 часов)

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемной ситуации на примере "черного ящика". распознавание схем по электричеству и механике заключенных в коробку. Формирование умений выделять существенные и несущественные признаки, анализировать, выделять главное. Практические задания.

Опыты с медицинским шприцем (8 часов)

Применение простого подручного средства (медицинского шприца) для решения проблемных ситуации и изучения законов физики. Методы решения изобретательских задач. Практические задания.

Учебно-тематический план курса "Зри в корень".

Тема

Содержание

к/ во

часов

Физический практикум по развитию измерительных навыков

1.

Площадь с помощью весов

Вычислить площадь фигуры, вырезанной из картона, если имеются весы с гирями, ножницы, полоска бумаги шириной 1 см

1

2

Объем стекла флакона

В вашем распоряжении имеются стеклянный толстостенный цилиндрический сосуд, вода, линейка, и флакон от духов. Как с их помощью определить объем стекла флакона?

1

3

Длина проволоки

Вам даны кусок проволоки, измерительная линейка, кусачки и весы с гирями. Как отрезать два куска проволоки ( с точность до 1 мм), чтобы получить самодельные гирьки массами 2 и 5 грамма? (кроме оставшегося куска проволоки, отходов от нее быть не должно).

1

4

Плотность жидкости

Как определить плотность неизвестной жидкости, используя только стакан, воду и весы с гирями?

1

5

Скорость пули

Определить скорость вылета снаряда из пружинного пистолета

1

6

Масса тела динамометром

Определить с помощью динамометра массу тела, вес которого больше предела измерения динамометра, но не более, чем вдвое.

1

7

Масса пластилинового шарика

.Масса стального шарика 50 грамм. Найти массу пластилинового шарика и потерю механической энергии при их неупругом ударе.

1

8

Ускорение свободного падения.

Определить ускорение свободного падения .

Приборы: неподвижный блок, два груза, весы, набор гирь, секундомер, нить

1

9

Удельная теплота каллориметра

Определить удельную теплоемкость вещества каллориметра

1

10

Удельная теплота парообразования воды

.Определить удельную теплоту парообразования воды

1

11

Удельная теплота плавления льда

Определить теплоту плавления льда

1

12

Электрическая лампочка

Определить сопротивление электрической лампы карманного фонаря

1

13

Трансформатор

Определить количество витков обмоток школьного разборного трансформатора. Оборудование предложите сами.

1

Физический практикум по выявлению зависимости

одной величины от другой

14

Колебания крутильного диска

Определить на опыте зависимость периода крутильных колебаний диска от его радиуса и массы.

Приборы: секундомер, весы, разновес, набор дисков.

1

15

Упругость резинового жгута

Построить график зависимости силы упругости резинового жгута от его удлинения.

Приборы: резиновый жгутик, грузик (неизвестной массы), линейка.

1

16

Закон сохранения импульса и энергии

Проверьте экспериментально выполнение закона сохранения импульса при столкновении движущегося шара с неподвижным, установленном на горизонтальном участке лотка. Объясните полученные результаты.

Приборы: штатив с муфтой и лапкой, набор из двух пластмассовых и двух металлических шаров, лоток дугообразный, лист белой и копировальной бумаги, линейка масштабная, весы с разновесами.

1

17

КПД наклонной плоскости

Предложите метод измерения КПД наклонной плоскости с помощью динамометра и линейки. Экспериментально изучите зависимость КПД наклонной плоскости от ее высоты и постройте график этой зависимости. Сравните полученную вами экспериментальную зависимость КПД наклонной плоскости от ее высоты с теоретической.

Приборы: наклонная плоскость, брусок, динамометр, измерительная линейка, миллиметровая бумага.

1

18

Сопротивление в вязкой среде.

Определите зависимость сопротивления, действующего на шарик, движущийся в вязкой среде, от размеров шарика. Известно, что сила сопротивления прямо пропорциональна скорости движения шарика в вязкой среде. Приборы: трубка с глицерином, набор шариков одинаковой плотности, секундомер, штангенциркуль.

1

Раскрываем тайны черного ящика

19

20

Электричество. Что находится в черном ящике.?

Перед вами черный ящик с двумя выводами . В вашем распоряжении источники постоянного и переменного напряжения до 20 В, а также электрическая лампочка на 6,3 В. Что находится в черном ящике?

2

21

22

Электричество. Что находится в черном ящике?

Перед вами "черный ящик" с четырьмя выводами, а также батарея карманного фонаря и вольтметр со шкалой 6 В. Что находится в черном ящике?

2

23

24

Электричество. Что находится в черном ящике?

В одной закрытой коробке находится электрическая лампа для карманного фонаря, в другой резистор. Определить в какой коробке находится лампа. Приборы: источник тока, две коробки с выводами, реостат, миллиамперметр, два милливольтметра, соединительные провода.

2

25

26

Механика. Что находится в черном ящике?

С помощью двух динамометров и двух измерительных линеек определить возможную механическую схему и параметры составляющих элементов в коробочке не вскрывая ее. Примечание: не разрешается изгибать выступающие проволочные концы и растягивать их с силой, превышающей предельные показания динамометра

2


Опыты с медицинским шприцем

27

Размер молекулы с помощью шприца

Определить диаметр молекулы масла

1

28

Движение молекул

Диффузия в жидкостях. Какова зависимость диффузии в жидкостях от температуры?

1

29

Промежутки между молекулами

Доказать существование промежутков между молекулами в жидкостях.

1

30

Шприц и атмосферное давление

Доказать существование атмосферного давления.

1

31

Шприц творит чудеса

Изменение внутренней энергии воздуха при совершении работы. Получить зависимость объема от температуры.

1

32

Состояние газа

Проверить как зависит давление газа от объема при постоянной температуре

1

33

Состояние газа

Проверить зависимость давления газа от температуры при постоянном объеме .

1

34

Состояние газа

Зависимость объема данной массы газа от температуры при неизменном давлении.

1








Рекомендации к выполнению физического практикума

Измерения

площадь

  • У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Вычислить примерную площадь поперечного сечения проволоки.(достаточно определить примерный диаметр проволоки, так как S= .Для этого надо намотать проволоку на карандаш как можно плотнее(сделать много витков). В качестве единицы следует воспользоваться клеткой в тетради (длина клетки 0,5 см)

  • Вычислить площадь фигуры, вырезанной из картона, если имеются весы с гирями, ножницы, полоска бумаги шириной 1 см.(Масса М фигуры пропорциональна его площади (картон одинаков по толщине). С помощью полоски бумаги как единицы следует начертить на фигуре прямоугольник с известными сторонами, вырезать его и определить массу m этого прямоугольника. Площадь всей фигуры во столько раз больше площади прямоугольника, во сколько раз масса М всей фигуры больше массы m прямоугольника

  • объем

  • Определить объем тела неправильной геометрической формы, имея линейку с ценой деления 1 мм, цилиндрические стеклянные сосуды, один из которых заполнен водой, карандаш и лист бумаги. (Надо определить площадь дна у одного из сосудов и проградуировать этот сосуд, нанеся деления на приставленном к нему листе бумаге (или ее полоске))

  • Закрытая тонкостенная бутылка прямоугольной формы с плоским дном частично заполнена водой. как не открывая бутылку и имея лишь линейку, определить вместимость бутылки? (Определив площадь S дна бутылки и измерив высоту h1 столба воды в ней, найдем объем части бутылки, занимаемой водой. Опрокинув бутылку вверх дном и измерив высоту h2 другой ее части от уровня воды до дна бутылки найдем объем V2. Поскольку при измерении высоты остальную часть объема бутылки занимает вода уже известного объема, то получим вместимость бутылки V=Sh1+Sh2=S(h1+h2)

  • 1.24 В вашем распоряжении имеются стеклянный тонкостенный цилиндрический сосуд, вода, линейка(миллиметровая бумага) и банка из под майонеза? Как с их помощью определить вместимость майонезной банки?

  • 1.25 В вашем распоряжении имеются стеклянный толстостенный цилиндрический сосуд, вода, линейка, и флакон от духов. Как с их помощью определить объем стекла флакона?

  • масса

  • 1.13 Имеются 8 совершенно одинаковых по размеру и виду шаров. В одном из них сделана небольшая полость. Пользуясь только весами, определите, какой шар имеет полость. (Весы можно использовать не более двух раз)

  • 1.14Возьмите поваренную соль массой 0,9 кг, два сосуда, весы и две гири 5 и 20 г. Как распределить соль в сосуды: в один 0,2 кг, в другой 0,7 кг при условии, что весами можно пользоваться только 3 раза?

  • 1.21Вам даны кусок проволоки, измерительная линейка, кусачки и весы с гирями. Как отрезать два куска проволоки ( с точность до 1 мм), чтобы получить самодельные гирьки массами 2 и 5 грамма? (кроме оставшегося куска проволоки , отходов от нее быть не должно).

  • 110 Определить массу груза на неравноплечих весах, если масса каждой из двух чашек весов известна . Приборы: неравноплечные весы, набор гирь.

  • 310Определить массы двух металлических грузов и массу деревянного стержня. Приборы: деревянный стержень, металлические грузы, опора, призма, измерительная линейка, мерный цилиндр, стакан с водой , нитки.

Плотность

  • 3.8Как определить толщину тонкой стеклянной пластины прямоугольной формы, имея весы с гирями и линейку? При этом учтите, что непосредственно измерять толщину пластинки линейкой нецелесообразно, так как это даст недостаточно точный результат.

  • 3.18Как определить плотность неизвестной жидкости, используя только стакан, воду и весы с гирями?

  • 3.19 Определить плотность неизвестной жидкости , используя стакан и весы с гирями из латуни?

  • 3.20Имеются стакан с неизвестной жидкостью и весы с гирями из чугуна. Найти вместимость стакана , не применяя никаких других дополнительных приборов и материалов.

  • 3.33Имеется моток медной проволоки , площадь сечения которой 2 мм2 и весы. Определите длину проволоки не разматывая моток.

  • 275Определите плотность металла, находящегося в одном из двух кусков пластилина, если известно, что массы пластилина в обоих кусках одинаковы. Оцените точность полученного результата. Извлекать металл из пластилина не разрешается. Приборы: исследуемые образцы, весы с разновесами, стакан с водой, штатив.

  • 311 определить породы деревянных образцов и плотность раствора медного купороса. Приборы: образцы двух различных пород древесины, измерительный цилиндр, стакан с водой, стакан с раствором медного купороса, крючок, таблица плотностей различных пород древесины.

  • 330Определите плотность данной жидкости. Приборы: сосуд с данной жидкостью, сосуд с водой, измерительная линейка, два металлических бруска, рычаг.

Электричество

  • 109 .Определить количество витков обмоток школьного разборного трансформатора. Оборудование предложите сами.

  • 132Определить сопротивление электрической лампы карманного фонаря. Приборы: батарейка, лампочка, амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода

Теплота

  • 111Определить удельную теплоемкость вещества калориметра. Приборы: калориметр, термометр, мензурка, сосуд с водой, нагреватель

  • 136 Определить удельную теплоту парообразования воды. Приборы: электроплитка, сосуд с водой, часы, термометр. Удельная теплоемкость воды считается известной.

  • 183 Определить теплоту плавления льда. Приборы: термометр, вода, лед, мерный цилиндр.

Механика

  • 112Определить коэффициент трения скольжения дерева по дереву. Приборы: доска, деревянный брусок, динамометр.

  • 113Определить скорость вылета снаряда из пружинного пистолета. Приборы: пружинный пистолет, линейка, шарики-снаряды к пистолету.

  • 135 Определить с помощью динамометра массу тела, вес которого больше предела измерения динамометра, но не более, чем вдвое. Приборы: динамометр, кубик, нитка.

  • 159Масса стального шарика 50 грамм. Найти массу пластилинового шарика и потерю механической энергии при их неупругом ударе. Приборы: стальной и пластилиновые шарики диаметром 20-30 мм, нити, штатив со стержнем, транспортир, масштабная линейка, пластилин. (Плотность пластилина 1,2 г/см3.

  • 180Определить ускорение свободного падения . Приборы: неподвижный блок, два груза, весы, набор гирь, секундомер, нить.

Выявление зависимости

  • 181Определить на опыте зависимость периода крутильных колебаний диска от его радиуса и массы. Приборы: секундомер, весы, разновес, набор дисков.

  • 182 Построить график зависимости силы упругости резинового жгута от его удлинения. Приборы: резиновый жгутик, грузик (неизвестной массы), линейка.

  • 293 Проверьте экспериментально выполнение закона сохранения импульса при столкновении движущегося шара с неподвижным, установленном на горизонтальном участке лотка. Объясните полученные результаты. Приборы: штатив с муфтой и лапкой, набор из двух пластмассовых и двух металлических шаров, лоток дугообразный, лист белой и копировальной бумаги, линейка масштабная, весы с разновесами.

  • 329 Предложите метод измерения КПД наклонной плоскости с помощью динамометра и линейки. Экспериментально изучите зависимость КПД наклонной плоскости от ее высоты и постройте график этой зависимости. Сравните полученную вами экспериментальную зависимость КПД наклонной плоскости от ее высоты с теоретической. Приборы: наклонная плоскость, брусок, динамометр, измерительная линейка, миллиметровая бумага.

  • 184 Определите зависимость сопротивления, действующего на шарик, движущийся в вязкой среде, от размеров шарика. Известно, что сила сопротивления прямо пропорциональна скорости движения шарика в вязкой среде. Приборы: трубка с глицерином, набор шариков одинаковой плотности, секундомер, штангенциркуль.

Тайны "черного ящика"-9 класс

Электричество

  1. Перед вами черный ящик с двумя выводами . В вашем распоряжении источники постоянного и переменного напряжения до 20 В, а также электрическая лампочка на 6,3 В. Что находится в черном ящике? (В ящике находится конденсаторРабочая программа кружка по физике Зри в корень

  2. Перед вами "черный ящик" с четырьмя выводами, а также батарея карманного фонаря и вольтметр со шкалой 6 В. Что находится в черном ящике? (В ящике имеется цепь схема которой показана на рисунке Рабочая программа кружка по физике Зри в корень

  3. 157 В одной закрытой коробке находится электрическая лампа для карманного фонаря, в другой резистор. Определить в какой коробке находится лампа. Приборы: источник тока, две коробки с выводами, реостат, миллиамперметр, два милливольтметра, соединительные провода.

  4. 276 С помощью двух динамометров и двух измерительных линеек определить возможную механическую схему и параметры составляющих элементов в коробочке не вскрывая ее. Примечание: не разрешается изгибать выступающие проволочные концы и растягивать их с силой, превышающей предельные показания динамометра.

Опыты с медицинским шприцем.

Применение медицинского шприца в учебном эксперименте по физике позволяет поставить ряд новых опытов по различным разделам курса физики.

Возможность применения медицинского шприца в опытах по физике определяется тем, что он имеет прозрачный корпус с градуированной шкалой, герметический поршень и иголки с каналами различного сечения.

Если пользоваться шприцами 10-20 мл., то малые размеры шприца, не позволяют видеть его шкалу всему классу. Поэтому применять такие медицинские шприцы в опытах по физике можно преимущественно в тех случаях, когда имеется небольшая группа учащихся (например на занятиях кружка) или в качестве индивидуальных экспериментальных заданий.

  • Определить диаметр молекулы масла.

Приборы: медицинский шприц, ванночка с водой, линейка.

Указание к работе: Перед постановкой опыта необходимо определить объем капли масла, которая будет растекаться по поверхности воды в ванночке. Для этого в шприц набирают 1 мл масла, надевают иголку и в нее вставляют проволочку , которая служит для чистки иголок шприца. Оказывают усилие на поршень шприца и выпускают 0,5 мл масла, считая при этом число капель. Зная объем всех капель (0,5 мл) и число капель, определяют объем одной капли. При проведении опыта по растеканию масленной пленки и определению ее толщины (диаметра молекул) помещают на поверхность воды в ванночке лищь одну каплю. При улучшения видимости следует применить наклонное зеркало . Затем измерив площадь пленки, вычисляют ее толщину.

  • Определить плотность воды.

Приборы: медицинский шприц, весы с разновесами, вода.

Указание к работе: Берут шприц с иголкой и уравновешивают на рычажных весах. Затем в шприц набирают 1 см3 воды и снова уравновешивают на весах. Рассчитать плотность воды.

  • Диффузия в жидкостях. Какова зависимость диффузии в жидкостях от температуры?

Приборы: стакан с чистой водой, раствор медного купороса, медицинский шприц.

Указание к работе: Для постановки этого опыта берут стеклянный стаканчик размером 100* 40 мм и наполняют его наполовину чистой водой . Набирают в шприц без иголки 10 мл раствора медного купороса и погружают его в стаканчик. Осторожно и плавно выжимают из шприца раствори в стаканчике получают четкую границу раздела между чистой водой и раствором медного купороса. Опыт повторяем с горячей водой. Ставим стаканчики рядом и определяем зависимость диффузии от температуры.

  • Доказать существование промежутков между молекулами в жидкостях.

Приборы: медицинский шприц, стеклянная трубочка размером 300*5 мм и с одного конца закрыта пластилином, вода и спирт.

Указание к работе: Берут стеклянную трубочку и с одного конца затыкают пластилином. Набирают в шприц 2 мл воды и выпускают ее в трубочку. Столько же в трубочку вливают спирта . Замечают начальный уровень смеси. Затем смесь тщательно перемешивают и снова замечают ее уровень в трубочке. Наблюдаем и делаем вывод. Можно снова смесь вобрать в шприц.

  • Доказать существование атмосферного давления.

Приборы: 2 медицинского шприца, резиновая трубочка, штатив, грузы.

Указание к работе: Убедиться в существовании атмосферного давления можно с помощью следующего опыта. Соединяют короткой резиновой трубочкой два шприца с выдвинутыми поршнями. Один шприц закрепляют к лапке штатива и к штоку его поршня прикрепляют проволочку с петелькой. К петельке подвешивают гирю с наборными грузами . Под тяжестью гири поршень нижнего шприца движется вниз . Увеличивают объем воздуха путем поднятия поршня верхнего шприца, при этом обнаруживается движение гири вверх. Объяснить данное явление.

  • Изменение внутренней энергии воздуха при совершении работы. Получить зависимость объема от температуры.

Приборы: 2 медицинских шприца, маленькая резиновая трубочка, термометр, резиновая пробка.

Указание к работе : С помощью короткой резиновой трубочки соединяют 2 шприца. В один из них вместо поршня вставляют резиновую пробку с термометром. При сжатии воздуха с помощью второго шприца наблюдают повышение температуры в цилиндре первого шприца. При разряжении воздуха наблюдают понижение температуры.

  • Проверить как зависит давление газа от объема при постоянной температуре.

Приборы: медицинский шприц емкостью 100 мл, манометр.

  • Проверить зависимость давления газа от температуры при постоянном объеме .

Приборы: медицинский шприц емкостью 100 мл или 20 мл, манометр, сосуд с холодной водой (лед), сосуд с горячей водой, термометр.

  • Зависимость объема данной массы газа от температуры при неизменном давлении.

Приборы: медицинский шприц емкостью 100 мл или 20 мл, манометр, сосуд с холодной водой (лед), сосуд с горячей водой, термометр.

Литература:

  1. В.И.Лукашик, Е.В.Иванова Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11; Москва, Просвещение 2007 год

  2. И.Ш.Слободецкий, В.А.Орлов. Всесоюзные олимпиады по физике; Москва, Просвещение, 1982 год

© 2010-2022