- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по элективному курсу «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ » 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ » 10 класс
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степаненко В.П. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по элективному курсу
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ » 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы элективного курса «Методы решения задач по физике», размещенного на сайте ОГАОУ ДПО БелИРО ipkps.bsu.edu.ru. Авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров.
Курс ориентирован на учащихся 10 класса.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
• совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
• формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
• применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 10 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению. Его основная направленность - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10 классе.
Задачи курса:
• углубление и систематизация знаний учащихся;
• усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
• овладение основными методами решения задач.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при решения задач. Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых вне системных единиц, допускаемых к применению.
Программа курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики среднего (полного) общего образования. Она ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.
Изучение элективного курса в 10 классе реализуется на основе использования следующего учебно-методического пособия, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения:
Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»- М.: Вако, 2007.
Общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений в рамках основного общего образования программа предполагает преподавание курса в объеме 35 часов из школьного компонента из расчета 1 учебный час в неделю. Отбор содержания проведён с учётом требований государственного стандарта общего образования по физике.
Формы организации учебного процесса.
Основной формой организации учебных занятий является урок. При проведении уроков используются следующие технологии: компьютерная технология, технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения, технология игрового обучения, технология модульного обучения.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, коллективные. На уроках используется дифференцированный и индивидуальный подход.
Формы текущего контроля ЗУНов: беседа; наблюдение; фронтальный опрос, самостоятельные работы, физические диктанты, тестовые задания с выбором ответа или задания, требующие развернутого решения.
Формы итогового контроля знаний, умений, навыков: тестовые задания с выбором ответа или задания, требующие развёрнутого решения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие; - смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, период, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила;
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Наименование темы
Дата
Примечание
Физическая задача. Классификация задач (2 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения
Правила и приемы решения физических задач (3 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи.
Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач.
Динамика и статика (7 ч)
Решение графических задач по теме: «Различные виды механического движения»
Решение задач по теме: «Кинематика вращательно движения»
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: с краеведческим содержанием
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
Знакомство с примерами решения задач по материалам ЕГЭ прошлых лет
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем
Законы сохранения (6 ч)
Задачи на закон сохранения импульса
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Проверочная работа.
Задачи на определение работы и мощности
Составление задач. Взаимопроверка решаемых задач.
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии
Решение задач
несколькими способами
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии
Знакомство с примерами
решения задач по материалам ЕГЭ прошлых лет
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел
(4 ч)
Задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).
Знакомство с примерами
решения задач по материалам ЕГЭ прошлых лет
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева - Клапейрона, характеристика критического состояния
Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Основы термодинамики (4 ч)
Решение задач на применение первого закона термодинамики и изопроцессам.
Знакомство с примерами
решения задач по материалам ЕГЭ прошлых лет
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики
Задачи на вычисление КПД тепловых двигателей
Задачи на тепловые двигатели
Электрическое поле (3 ч)
Задачи на закон сохранения заряда и закон Кулона.
Задачи разных видов на
описание
электрического поля
Задачи на расчёт напряжённости электрического поля и
принцип суперпозиции полей.
Решение задач на описание систем конденсаторов.
Постоянный электрический ток (5 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.
Качественные, экспериментальные, занимательные
задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля - Ленца, законов последовательного и параллельного соединений
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Проверочная работа.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений
Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач
Содержание программы учебного курса
Физическая задача. Классификация задач (2)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (3)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика (7)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения (6)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения олимпиадных задач по механике.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (4)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева - Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики (4)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Электрическое поле (3)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах (5)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля - Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учащихся
1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995.
2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
3. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.
4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
5. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10-11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.
6. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
7. Зорин Н.И. КИМ ФИЗИКА 10 класс. М.: "ВАКО", 2010
8. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. М.: "Просвещение", 2010
Литература для учителя
1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10-11 кл. М.: Просвещение, 1998.
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
4. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.
5. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2012.
6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2012.
7. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2012.
8. Тульнинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
9. Тульнинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971.