Практические работы по естествознанию для СПО

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы Колледж полиции


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 06.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ



Составитель:

Должность:

Категория:

Сергеева И.А.

преподаватель

соответствие

Материал представляет собой комплект практических работ к рабочей программе учебной дисциплины ОДБ 06. Естествознание, реализуемой в учреждении среднего профессионального образования














МОСКВА - 2015 г.

Пояснительная записка.

Практические задания разработаны в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Естествознание».

Цель выполнения практических работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы курса естествознания.

Характеристика практических заданий:

п/п

Тема практической работы

Раздел

Формируемые умения





метапредметные

предметные

1.

Определение скорости тела

относительно различных

систем отсчёта.

Механика

Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись

Формирование представлений о научном методе познания природы; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

2.

Агрегатные состояния

вещества.

Молекулярная физика. Термодинамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

3.

Кристаллические и

аморфные тела.

Молекулярная физика. Термодинамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

4.

Проводники и диэлектрики в

электрическом поле.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

5.

Работа и мощность тока.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из в математическую запись.

Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

6.

Производство,

распределение и

потребление электроэнергии.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

7.

Распространение радиоволн.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

8.

Шкала электромагнитных

излучений.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

9.

Методы регистрации

заряженных частиц.

Строение атома и квантовая физика.

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

10.

Сравнительная

характеристика планет.

Эволюция Вселенной.

Поиск нужной информации по заданной теме в таблице; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из таблицы в таблицу.

Формирование представлений о целостной современной научной картины мира, о пространственно-временных масштабах Вселенной.


Практическая работа № 1.


«Определение скорости тела относительно различных систем отчёта».


  1. Разберите решение задачи № 32 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 - 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений - 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).

а) Запишите кратко условие задачи, где v1 - скорость велосипедиста относительно воздуха (скорость тела относительно подвижной системы отсчёта), v2 - скорость ветра (скорость подвижной системы отсчёта относительно неподвижной системы отсчёта), v - скорость велосипедиста относительно земли (скорость тела относительно неподвижной системы отсчёта).

ДПрактические работы по естествознанию для СПОПрактические работы по естествознанию для СПОПрактические работы по естествознанию для СПОПрактические работы по естествознанию для СПОано: Решение.

vПрактические работы по естествознанию для СПО1 = 36 км/ч = 10 м/с б) Запишите закон сложения скоростей: v1 + v2 = v.

v2 = 4 м/с в) Перейдите из векторной формы записи в скалярную форму:

если ветер попутный,Практические работы по естествознанию для СПО то v1 + v2 = v;

Найти: v - ? если ветер встречный, то v1 - v2 = v.

г) Подставьте числовые значения: v = 10 + 4 = 14 м/с - при

попутном ветре;

v = 10 - 4 = 6 м/с - при встречном ветре.


  1. Решите задачу:

скорость лодки относительно воды 2 м/с, а скорость течения - 1,5 м/с. Какова скорость лодки относительно берега, когда лодка плывет по течению? против течения?


  1. Решите задачу:

скорость движения теплохода относительно берега вниз по реке 20 км/ч, а вверх 18 км/ч. Определить скорость течения и скорость теплохода относительно воды.

Практическая работа № 2.


«Агрегатные состояния вещества».


Агрегатное состояние - это состояние вещества, обусловленное характером расположения и взаимодействия его молекул.


  1. Прочитайте § 60 (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).


  1. Заполните таблицу:

Агрегатное

состояние

Свойства вещества

Характер расположения молекул

Среднее расстояние между молекулами

Характер движения молекул

Характер взаимодействия молекул

Соотношение между потенциальной и кинетической энергией молекул

Твёрдое










Жидкое











Газообразное










Практическая работа № 3.


«Кристаллические и аморфные тела».


Кристаллические тела - это твёрдые тела, частицы которых образуют структуру с регулярным периодически повторяющимся

расположением .

Аморфные тела - это твёрдые тела, для которых характерно неупорядоченное расположение частиц в пространстве.

Изотропия - это независимость физических свойств вещества от направления.

Анизотропия - это зависимость физических свойств вещества от направления.


  1. Прочитайте § 73 и 74 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).


  1. Заполните таблицу:



Состояния твёрдого тела


Примеры веществ


Порядок расположения частиц


Зависимость физических свойств от направления


Температура перехода в жидкое состояние


Кристаллические тела










Аморфные тела









Практическая работа № 4.


«Проводники и диэлектрики в электрическом поле».


Проводники - это вещества, содержащие свободные заряды, которые могут перемещаться по всему объёму.

Диэлектрики - это вещества, содержащие только связанные заряды, которые не могут перемещаться под действием электрического

поля независимо друг от друга.

Электростатическая индукция - это явление перераспределения зарядов в проводнике под действием внешнего электрического поля.

Поляризация диэлектриков - это явление ориентации диполей или появление ориентированных диполей под действием

электрического поля.

Диэлектрическая проницаемость - это физическая величина, показывающая во сколько раз напряжённость электрического поля

вещества меньше, чем напряжённость в вакууме.

ε = Е0

Е

  1. Прочитайте § 93, 94 и 95 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

  2. Заполните таблицу:

Классификация вещества по проводящим свойствам

Строение вещества

Примеры веществ

Процесс, происходящий под действием электрического поля

Наличие электрического поля в веществе

Наличие электрического заряда

Применение

на поверхности вещества

внутри вещества

Проводник










Диэлектрик

Неполярный









Полярный





Практическая работа № 5.


«Работа и мощность тока».


I) Прочитайте § 106 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

II) Составьте конспект параграфа 57 по плану:

  1. Дайте характеристику физической величины работа тока по плану:

  • Определение;

  • Формула;

  • Единица измерения.

  1. Дайте характеристику физической величины мощность тока по плану:

  • Определение;

  • Формула;

  • Единица измерения.

  1. Дайте характеристику закона Джоуля - Ленца по плану:

    • Формулировка;

    • Математическая запись;

    • Границы применимости;

    • Пример проявления (применения).

III) Прочитайте задачу № 802 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 - 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений - 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).

IV) Разберите и перепишите в тетрадь решение первой части задачи № 806:

3, 5 В - это напряжение, под которым работает лампочка от карманного фонарика; 0,28 А - это сила тока в лампочке.

ДПрактические работы по естествознанию для СПОано: Решение:

U = 3,5 В U U 3,5

IПрактические работы по естествознанию для СПОПрактические работы по естествознанию для СПОПрактические работы по естествознанию для СПОПрактические работы по естествознанию для СПОПрактические работы по естествознанию для СПО = 0,28 А I = - закон Ома для участка цепи; R = = = 12,5;

Найти: R I 0,28

R, Р - ? В

Практические работы по естествознанию для СПО [R] = = Ом

А

Р = I .U = 3,5 . 0,28 = 0,98;

[Р] = В . А = Дж . А = Дж . А = Дж= Вт

Кл А . с с

Ответ: Сопротивление лампы 12,5 Ом, мощность лампы 0,98 Вт.

V) Решите вторую часть задачи № 802.

VПрактические работы по естествознанию для СПОI) Объясните, почему при одинаковой силе тока сетевая лампа выделяет мощность больше, чем лампочка от карманного фонарика.


Практическая работа № 6.


«Производство, передача и потребление электроэнергии».


  1. Прочитайте параграфы 25 и 26 учебника (Мякишев Г. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).


  1. Заполните таблицу 1.

Таблица 1 «Производство энергии»:

Вид электростанций

Краткое обозначение

Превращения энергии

Вклад в производство электроэнергии

Какой вид энергии превращается

В какой вид превращается энергия

Тепловые





Гидроэлектростанции





Атомные


Ядерная




  1. Зарисуйте схему «Передача и распределение электроэнергии».


  1. Объясните, как уменьшить потери электроэнергии при передаче.


  1. Заполните таблицу 2.

Таблица 2 «Использование электроэнергии»:

Потребители электроэнергии

В какие виды энергии превращается электрическая энергия










Практическая работа № 7.


«Распространение радиоволн».


Радиоволны - это электромагнитные волны диапазона 104 - 10 -3 м, используемые

преимущественно для связи.


  1. Прочитайте § 55 - 58 и рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).


  1. Заполните таблицу:


Название диапазона

Длина волн, м

Особенность распространения

Область применения

Сверхдлинные волны (CВД)


>104



Длинные волны (ДВ)






Средние волны (СВ)







Короткие волны (КВ)





Ультракороткие волны (УКВ)

Метровые

10 - 1



Дециметровые

1- 10-1



Сантиметровые

10-1 - 10-2



Миллиметровые

10-2 - 10-3





Практическая работа №8.

«Шкала электромагнитных излучений».

Инфракрасное излучение (ИК) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной более 7,6 • 10-7 м (красный конец спектра).

Ультрафиолетовое излучение (УФ) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной менее 3,8 • 10 -7 м (фиолетовый конец спектра).

Рентгеновское излучение (Х-лучи) - это электромагнитные волны длиной порядка размера атома (λ ~ 10 -10 м).

Гамма-излучение (γ-излучение) - это электромагнитные волны длиной порядка размера ядра атома (λ ~ 10 -12 м).

  1. Прочитайте § 84 - 86, 112, рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

  2. Заполните таблицу:

Название диапазона

Автор и год открытия

Волновой диапазон, м

Механизм излучения

Область применения (проявления)

Радиоволны

Г. Герц, 1887 г.


Инфракрасное излучение

В. Гершель, 1800 г.


Видимое излучение

-

Свет

Ультрафиолетовое излучение

И. Риттер, 1801 г.

Рентгеновское излучение

В. Рентген, 1895 г.


Гамма - излучение

Э. Резерфорд, 1899 г.




Практическая работа № 9.


«Методы регистрации заряженных частиц».


Регистрирующий прибор - это макросистема, которая может находиться в состоянии неустойчивого равновесия.

Трек - это видимый след частицы (от англ. trak - след, дорожка).


  1. Прочитайте § 97 (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

  2. Заполните таблицу:

Название метода

Год изобретения, автор

Физические процессы, лежащие в основе метода

Применение метода

Газоразрядный счётчик

1908г.,

Г. Гейгер







Камера Вильсона









Пузырьковая камера









Метод толстослойных фотоэмульсий

1925 г., Л. В. Мысовский







Практическая работа № 10.

«Сравнительная характеристика планет».

По данным таблицы 1 заполните таблицу 2.

Таблица 1. Основные сведения о планетах.

Название планеты

Среднее расстояние от Солнца, а. е.


Сидерический период, годы

Эксцентри-ситет орбиты

Орбитальная скорость, км/с

Средний радиус


Период

вращения

Средняя плотность, г/см3

Ускорение свободного падения, м/с2

Масса в массах Земли

Число спутников

Наличие атмосферы

в км

в радиусах Земли

R

Меркурий

0,39

0,24

0,206

47,9

2440

0,38

58,7д

5,5

3,7

0,06

-

Следы

Венера

0,72

0,61

0,007

35,0

6 050

0,95

243,1д

5,2

8,9

0,82

-

Очень плотная

Земля

1,00

1,00

0,017

29,8

6 371

1,00

23Ч56М4С

5,5

9,8

1,0

1

Плотная

Марс

1,52

1,88

0,093

24,1

3 397

0,53

24Ч37М22С

3,9

3,7

0,11

2

Разрежен­ная

Юпитер

5,20

11,86

0,048

13,1

69 900

11,2

9Ч 50М

1,3

25,8

318

16

Очень плотная

Сатурн

9,54

29,46

0,054

9,6

58 000

9,5

10 Ч 14М

0,7

11,3

95,2

23

Очень плотная

Уран

19,19

84,02

0,046

6,8

25 400

3,9

10 Ч 49м

1,4

9,0

14,6

15

Очень плотная

Нептун

30,07

164,78

0,008

5,4

24 300

3,9

15ч48м

1,6

11,6

17,2

8

Очень плотная

Плутон

39,52

247,7

0,253

4,7

1 140

0,2

6,4 д

2,0

0,6?

0,002

1

Обнаружена

в 1988 г.

Таблица 2. Сравнительная характеристика планет земной группы и планет- гигантов.


Название группы

Объекты

Среднее расстояние от Солнца, а.е.

Средний радиус, радиусах Земли

Масса в массах Земли

Средняя плотность, г/см3

Период вращения

Число спутников

Наличие колец

Планеты земной группы









Планеты - гиганты










Оценка результата выполнения практических заданий:

Предъявленные умения

Базовые компетенции

«5»

«4»

«3»

Корректное поведение при выполнении работы

эмоционально-психологические

+

+


Записи аккуратные, отсутствуют грамматические ошибки

регулятивные

+

+

+

Содержание информации соответствует требуемой

социальные

+

+

+

Информация представлена чётко, логично, отсутствуют фактические ошибки

аналитические

+

+


Приведены примеры применения явлений

творческие

+



Работа закончена

самосовершен-ствования

+



*Для работ №№ 2, 4, 6 - 9.

Литература:

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 2007 - 208 с.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2007. - 383 с.

  3. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов.-М.:Аспект Пресс, 2007. -256 с.

  4. Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. пособие.-М. «Маркетинг», 2007. - 160 с.

  5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник.-М. Высшая школа. 2007. - 334 с.

  6. Клинк Н.Ю. Краткий конспект лекций по КСЕ.- кафедра современного естествознания СПб ИНЖЭКОН ( филиал в г.Чебоксары), 2009.

  7. Конспект лекций по КСЕ. - Сост. Ревская Н.В.- СПб: Альфа. 2008.-160 с.

  8. Концепции современного естествознания. - Под ред. В.Н.Лавриненко.: М.ЮНИТИ, 2008.- 303 с.

  9. Концепции современного естествознания.: учебник для вузов под ред.С.И.Самыгина.- Ростов-н-Д.: Феникс, 2008, 2003.-576 с.

  10. Липовко П.О. Практикум по естествознанию - Ростов-на-Дону/ Феникс. 2008.- 320 с.

  11. Лось В.А. Основы современного естествознания. Уч. пособие. М., ИНФРА, 2007. - 192 с.

  12. Масленникова И.С., Дыбов А.М., Шапошникова Т.А. Концепции современного естествознания. - СПб, СПбГИЭУ. 2008.-283 с.

  13. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.

  14. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2009.-287 с.

  15. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.- 208 с.


© 2010-2022