Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физикеПодборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Компетентностно-ориентированные задания по физике

Учитель Черкасова З.И. СШ № 16

7 класс

Задание №1

: Бригадиру тракторной бригады Волкову Сергею Ивановичу был объявлен выговор за срыв работ по вспашке поля после уборки сахарной свёклы. Сергей Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в этой ситуации был виноват тракторист, который неправильно выбрал агрегат для вспашки и выехал в поле на колёсном тракторе «Беларусь».

Вопросы:

- Почему так важен правильный выбор пахотного агрегата?

- Справедливо ли был наказан бригадир Сергей Иванович?

( Ответ:Такой агрегат не сможет вспахать поле после уборки сахарной свёклы, поскольку на утрамбованную землю будет действовать большая сила при малой площади опоры. Виноват ли в этом один тракторист? Конечно, и бригадиру необходимо было указать оптимальный выбор пахотного агрегата.)

Задание №2

: Вам для постройки дома привезли кирпич. Как его уложить, чтобы давление, оказываемое ими на поверхность земли, было наибольшим? Было наименьшим?

Вопросы:

-Человеку какой специальности эти знания важны?

-Где эти знания можно использовать?

(Ответ: Для уменьшения давления на фундамент нужно кирпичи укладывать плашмя, площадь опоры будет больше)

Задание №3

: Свои выходные Виктор Петров, молодой инженер компьютерной фирмы, впервые проводил в деревне у родственника - егеря лесхоза «Ёлочка». Рано утром егерь ушёл в лес, покормить зверей, а Виктор, проснувшись, решил пробежаться на лыжах, полюбоваться красотами зимнего пейзажа. Молодой человек из двух пар лыж выбрал новенькие, длинные и узкие, а на другие, старые и широкие, даже не обратил внимания. Неприятности начались почти сразу. Снег был глубокий и рыхлый, идти было очень неудобно. - Какой я всё-таки молодец, догадался надеть лыжи! - подумал Виктор и повернул обратно.

Вопросы:

- Действительно ли «молодец» Виктор Петров?

- Какую важную ошибку допустил молодой человек? Что могло случиться?

(Ответ: Конечно молодого человека вряд- ли можно хвалить. Оказавшись на его месте, в лес нужно идти на широких охотничьих лыжах, чтобы оказывать меньшее давление на опору. И последствия этой ситуации могли быть самые разные. )

Задание №4

: Избыточное давление, при котором человек может безопасно дышать, обычно не превышает 0,3 атм. Исходя из этого, определите максимальную глубину, на которой человек может дышать через трубку, находясь в озере.

Для задания 3 необходимо записать полное решение, которое включает запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.

Образец возможного решения.

Используя формулу для расчета давления в жидкости p=ghp(1), выразим глубину h=p/gp(2).

1 балл

1 атм≈ 100000Па, 0,3атм=30000Па., pводы=1000кг/м3.

1 балл

Подставляя в формулу(2) значения получаем: h=30000Па/10Н/кг*1000кг/м3=3м

1 балл

Задание №5

: Какие лыжи используют спортсмены и какие лыжи используют лесники и охотники?
Ответ. Площадь лыж у лесников и охотников должна быть больше, чем у спортсменов. Поэтому лесники и охотники используют широкие лыжи , которые оказывают меньшее давление на снег .

Задание №6

Кораблик из металлической фольги плавает на поверхности воды. Плотно скомканная фольга идёт ко дну. Почему?

Задание №7

: Плавая, тела погружаются в воду на разную глубину. Почему?

Задание №8

:Бросив виноградину в стакан с газированной водой, можно наблюдать, что через некоторое время она всплывает, а, достигнув поверхности, переворачивается и снова идёт ко дну. Почему меняется «плавучесть» виноградины?

Задание №9

: Морская вода практически держит человека, полностью погруженного в неё (только нос на поверхности или затылок). Какова средняя плотность человека?

Задание №10

: Лежащий неподвижно на спине пловец делает глубокие вдох и выдох. Как и почему изменяется при этом положение тела пловца по отношению к поверхности воды? Дайте совет: как следует дышать, чтобы не «уйти» под воду.

Задание №11

Степень солёности воды в разных морях неодинакова. Например, воды Мёртвого моря содержат свыше 27% соли (по массе). Как расположится тело пловца относительно уровня воды в Мёртвом море?

Задание №12

Как должен вести себя человек, плохо или совсем не умеющий плавать, попав в воду? К чему приведёт потеря здравомыслия?

Задание №13

Проделайте опыт:

возьмите пробирку с пробкой, подлейте в неё воды или насыпьте дроби. В пробку вставьте проволоку, на концах которой укрепите две деревянные палочки. Две палочки и пробка изображают соответственно руки и голову человека. Опустите пробирку в воду, подняв палочки вверх, а потом повторите опыт, отогнув палочки вниз.
По результатам опыта дайте рекомендации плохо плавающему человеку, попавшему в воду.

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физикеПодборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Задание №14

Верно ли указана последовательность расположения слоёв? Обоснуйте свою точку зрения.

Предлагаю совершить экскурсию на кухню и обосновать вынесенный в заголовок тезис практическими примерами.

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Задание №15

Лето-2010 выдалось очень жарким, а потому - пожароопасным. Горящие леса тушили с земли и воздуха водой.

Почему нельзя тушить горящие нефтепродукты, заливая их водой?

Задание №16

Зная, что лед плавает в воде, составьте план действий, как определить, какая часть объёма льдины будет находиться над водой.

Чем опасны айсберги? (Вспомните трагедию «Титаника»!).

Как изменился бы уровень воды в океане, если бы растаяли все айсберги?

Задание №17

Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды. Это и делает возможным их плавание под водой.

Большую роль в передвижении рыб играет плавательный пузырь. Меняя объём пузыря, рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на неё выталкивающую силу.

Киты тоже могут плавать в толще вод, всплывать наверх и погружаться на глубину. Как они это делают?


Тема: «Первоначальные сведения о строении вещества»

Задание №18

Заполните пропуски в предложениях.

Вещества состоят из ____________________. Молекулой называется ____________________________________________________________________. Размер молекулы порядка _____________ м. Молекулы одного и того же вещества _________________________. Молекулы разных веществ ____________________. Движение молекул доказывает явление диффузии. Диффузия - это_______________________________________________________ ____________________________________________________________________

Скорость диффузии зависит от температуры: чем ____________ температура, тем ___________________ двигаются молекулы.

В жизненной ситуации мы можем наблюдать это явление в ______________ ____________________________________________________________________

При нагревании воздуха, воды, металлов их объём _____________, так как при нагревании вещества промежутки между частицами _________________.


Задание №19

Напишите 5 опытных фактов, доказывающих основные положения молекулярно-кинетической теории.


Тема: «Механическое движение»

Задание №20

Сделайте кроссворд по теме «Механическое движение».


Тема: «Плотность вещества»

Задание №21

Рассчитайте плотность куска мыла.

Указание: массу определите, используя весы или надпись на этикетке; объем найдите с помощью измерительного цилиндра или известных формул (в случае, если форма мыла - параллепипед, куб или шар).

Тема: «Силы»

Задание №22

Самостоятельно сделайте динамометр и измерьте силу тяжести учебника, линейки, ручки и других канцелярских принадлежностей.

Задание №23

Решить графически задачу.

Под действием силы 320 Н пружина амортизатора автомобиля сжалась на 9 мм. На сколько миллиметров сожмется пружина при нагрузке 1,6 кН.


Тема: «Давление»

Задание №24

Определите давление, оказываемое учебником физики на стол, если его масса 150 г.

Задание №25

Сочините задачу на одну из предложенных тем: «Турист в походе» или «Применение давления твердых тел, жидкостей и газов в быту».


Задание №26

В течение недели пронаблюдайте за изменением атмосферного давления.

В случае если у Вас имеется барометр-анероид, то снимайте показания в одно и то же время суток. Результаты измерений заносите в Таблицу.

Дата








Атмосферное давление








В том случае если барометра-анероида нет, то заполняйте таблицу, используя сведения о давлении, полученные в средствах массовой информации (радио, телевидение, Интернет).

Постройте в тетради, а также в программе Microsoft Excel график изменения атмосферного давления, откладывая по вертикали величину атмосферного давления, а по горизонтали - дату.

Тема: «Механическая работа, мощность и энергия»

Задание №27

Сформулируйте и решите задачу, используя данные рисунка:

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Задание №28

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физикеПодборка Компетентностно-ориентированные задания по физике



Информация: рисунки 1-6
Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Задание 1

Назови все рисунки одним словосочетанием. Объясни, почему качели (рис3) находятся горизонтально, ведь мальчик тяжелее девочки.

Задание 2

Объясни, почему при использовании тачки (рис 1) сила которую надо приложить для использования работы меньше.

Задание 3

Предложи способ определения массы, пойманной рыбы, имея удилище одинаковой толщины и буханку хлеба (800г). Какие ещё способы взвешивания ты знаешь? Проверь результаты взвешивания рыбы опытным путем, опиши свой эксперимент, сделай вывод о возможности применения такого приспособления.

Задание 4

Используя рисунок 5, найди на какое расстояние вправо от стремянки В может отойти маляр, не потеряв равновесия. Как можно увеличить это расстояние?

8класс

Задание №1

Два одинаковых пакета с молоком вынули из холодильника. Один пакет оставили на столе, а второй перелили в кастрюлю и вскипятили. В каком случае внутренняя энергия молока изменилась меньше?

А. В обоих случаях не изменилась.

Б. В обоих случаях изменилась одинаково.

В. В первом случае.

Г. Во втором случае.

Задание №2

Вода в закрытом стакане охлаждается. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:


1)

увеличилась

2)

уменьшилась

3)

не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Температура

Внутренняя энергия

Масса




Задание №3

Из какого материала - стали или дерева - следует строить научно-исследовательские суда для изучения магнитного поля Земли? Ответ поясните.

Задание №4

Зимой ветровое стекло автомобиля с помощью специального вентилятора обдувается воздухом . Какое это имеет значение?

Образец возможного решения.

Обдуваемый воздух испаряет кристаллики льда, образующиеся на стекле

1 балл

это предотвращает запотевание стекла и моментальной кристаллизации, что позволяет водителю увеличить видимость дороги.

1 балл

Задание №5

Двое в столовой взяли на третье чай. Первый сразу же растворил сахар, в второй сначала съел первое и второе, а потом положил в стакан сахар и растворил его. Кто будет пить более горячий чай?

Образец возможного решения

Потери тепла в окружающее пространство тем меньше, чем меньше разность температур чая и окружающего пространства

2 балла

При растворении сахара происходит поглощение некоторого количества тепла, температура чая при этом падает.

2 балла

Это значит, что чай с растворенным сахаром потеряет за данное время меньше тепла, чем чай без сахара. Поэтому тот, кто растворил сахар сразу, будет пить более горячий чай.

2 балла

Задание №6

Определить показания счетчиков электроэнергии и по действующему тарифу за 1 кВт ч, подсчитать стоимость электроэнергии, расходуемой за 1 месяц (30 дней) всеми приборами в квартире

Задание №7

Какое количество теплоты необходимо для расплавления медного провода длиной 10 м, сопротивлением 17 мОм, находящегося при температуре 00С?

Задание №8

Определите расход энергии в электрической лампе, включенной на 10 минут в сеть с напряжением 127 В, если сила тока в лампе 0,5 А. (38,1 кДж)

Задание №9

Сила тока в паяльнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, равна 1,1 А. Определите сопротивление паяльника и расход энергии, необходимой для паяльника за 15 минут


Тема: «Тепловые явления»

Задание №10

Заполните таблицу «Виды теплопередачи».


Виды теплопередачи

Теплопроводность

Конвекция

Излучение

Определение




Примеры

(не менее 3-ех)





Задание №11

Задание на понимание электрических схем и графиков [4].

Определите по графику зависимости силы тока от напряжения, какова сила тока в проводнике при напряжении 6 В и при каком напряжении сила тока в нем станет равной 6 А.

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике




Задание №12

Задание на понимание электрических схем и графиков [4].

Для исследования зависимости силы тока, протекающего через проволочный резистор, от напряжения на нем была собрана электрическая цепь, представленная на фотографии.

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Насколько необходимо увеличить напряжение для увеличения силы тока на 0,22 А?

Задание №13

Восемь резисторов соединили по 2 последовательно в 4 параллельные ветви. Начертить схему. Предложите задачу и метод ее решения.

Тема: «Электромагнитные явления»

Задание №14

Качественная задача.

В сочинении французского физика Араго «Гром и молния» приводится много случаев перемагничивания стрелки компаса и намагничивания стальных предметов действием молнии. Как можно объяснить эти явления?

Задание №15

Заполнить таблицу.

Магнитное поле

Магнитные линии

Правило

Пример

Прямой проводник с током

Полосовой магнит

Катушка с током (соленоид)




Тема: «Оптические явления»

Задания №16

Прочитайте текс. Озаглавьте его. Ответьте на вопросы после текста [4].

Обратите внимание на замерзшую лужу. Лужа подо льдом чёрная. Однако в некоторых местах лед серебристый - там, где подо льдом образовалась прослойка воздуха и свет испытывает полное внутреннее отражение. Угол полного внутреннего отражения на границе лед-воздух равен 48°. Падающий свет отражается, лед в этих местах белый.

Как объяснить, что снег белый, хотя он состоит из отдельных прозрачных кристалликов льда - снежинок? Снег пушистый. Это означает, что каждая снежинка окружена воздухом. Так как острые иголочки снежинки имеют большое количество отражающих поверхностей, то весь падающий свет отражается как от внешних, так и от внутренних граней и не проходит сквозь толщу снега. Мы наблюдаем полное внутреннее отражение света от снега. Поэтому он ослепительно белый. Свежевыпавший снег отражает более 90% падающего света.

Старый снег уплотняется, уменьшаются воздушные зазоры, снег темнеет. Белизна снега зависит от его плотности! Плотность снега может меняться от 30 до 800 кг/м3.

Вопросы и задания к тексту:

1. Что такое полное внутреннее отражение? При каких условиях оно наблюдается?

2. Что происходит с лучами, падающими на границу лед-воздух под углами больше 48°? меньше 48°?

3. Возьмем кусочек льда и раздробим его в мелкую крошку. Порошок изо льда уже не прозрачный, а имеет белый свет. Объясните, почему.

4. Почему в оттепель снег, пропитанный, водой, темнеет?


Задание №17

В организме человека насчитывается около 600 мышц. Если бы все мышцы человека напряглись, они вызвали бы усилие, равное приблизительно 25 т. считается, что при нормальных условиях работы человек может развивать мощность 70-80 Вт, однако возможна моментальная отдача энергии в таких видах спорта, как толкание ядра или прыжки в высоту. Наблюдения показали, что при прыжках в высоту с одновременным отталкиванием обеими ногами некоторые мужчины развивают в течение 0,1 с среднюю мощность около 3700 Вт, а женщины - 2600 Вт.

КПД мышц человека равен 20%. Что это значит? Какую часть энергии мышцы тратят впустую? (20% энергии тратится на полезную работу; 80% энергии мышцы тратят впустую.)

Задание №18

На улице глубокая осень. Скоро подует холодный ветер, земля покроется белоснежным ковром. Давайте совершим мысленно экскурсию на зиму.

Сейчас мы решим качественные задачи и эти задачи все каким то образом связаны с зимой, т.е. задачи на зимнюю тему.

  1. Почему на севере для измерения температуры воздуха, пользуются не ртутными термометрами, а спиртовыми?

  2. Ускорится ли таяние льда, в теплой комнате, если накрыть его шубой?

  3. Если, при сильном морозе, мокрой рукой взяться за металлический предмет, то рука примерзнет к металлическому предмету, к деревянному нет. Почему?

  4. Налили чай в стакан с сахаром и в пустой стакан. В первом стакане температура будет ниже. Почему?

  5. Почему зимой при длительных остановках, воду из радиатора автомобиля выливают?

  6. Можно ли заморозить воду расплавленным металлом?

  7. Зимой в городах тротуары посыпают солью. Почему при этом снег тает?

  8. Где нога мерзнет быстрее: на тротуаре с посыпанной солью или на тротуаре со снегом?

Задание №19

Составление и решение задач по картине.

  1. Ознакомление с картиной.

  2. Выбор данных.

  3. Составить задачу, которая решается одной формулой

  4. Составить задачу, которая решается двумя формулами

  5. Составить задачу, которая решается тремя формулами

  6. Составить задачу, которая решается используя четыре формулы.

Задание №20


  1. Почему на севере для измерения температуры воздуха, пользуются не ртутными термометрами, а спиртовыми?

  2. Ускорится ли таяние льда, в теплой комнате, если накрыть его шубой?

  3. Если, при сильном морозе, мокрой рукой взяться за металлический предмет, то рука примерзнет к металлическому предмету, к деревянному нет. Почему?

  4. Налили чай в стакан с сахаром и в пустой стакан. В первом стакане температура будет ниже. Почему?

  5. Почему зимой при длительных остановках, воду из радиатора автомобиля выливают?

  6. Можно ли заморозить воду расплавленным металлом?

  7. Зимой в городах тротуары посыпают солью. Почему при этом снег тает?

9 класс


Задание №1

В 1938 г. Американские исследователи Г.Пирс и Д. Гриффин, применив специальную аппаратуру, установили, что великолепная ориентировка летучих мышей в пространстве связана с их способностью, воспринимать эхо. Оказалось, что во время полета мышь излучает короткие ультразвуковые сигналы на частоте около 8•104Гц, а затем воспринимает эхо-сигналы, которые приходят к ней от ближайших препятствий и от пролетающих вблизи насекомых. Д. Гриффин назвал способ ориентировки летучих мышей по ультразвуковому эху ЭХОЛОКАЦИЕЙ.
Как ты думаешь, почему эти ученые назвали способ ориентировки летучих мышей эхолокацией? Приведи примеры живых существ, которые используют этот способ ориентировки. Где еще используется подобный принцип обнаружения объекта?

Ответ: Я думаю, что способ ориентировки летучих мышей назван эхолокацией, так как он связан с их способностью воспринимать эхо, эхо-сигналы, которые приходят к ней от ближайших препятствий и от пролетающих в близи объектов. То есть у летучих мышей есть способность принимать сигналы и реагировать на них. Этот способ используют дельфины. Этот принцип обнаружения объектов используется в радаре, в эхолоте.

Задание №2

Человек, находящийся в помещении, воспринимают не только прямые звуковые волны, создаваемые непосредственного источником звука, но и волны, отраженные потолком и стенами помещения. Понятно, что отраженные волны слышны с некоторым запаздыванием, так как их путь длиннее пути прямых волн.
Разреши сомнения.
Одни считают, что отраженные сигналы играют только отрицательную роль, создавая помехи восприятию основного сигнала, а другие считают такое представление неправильное. Выскажи свое мнение, аргументируя его.

Ответ

Я считаю, что в некоторых случаях отраженные сигналы могут улучшить, а в других случаях ухудшить качество звучания. Если время задержки, отраженных сигналов не которое критическое значение, то отраженный сигнал усиливает основной сигнал и обогащает его звучание. Если время задержки, отраженных сигналов во много раз меньше или наоборот во много раз больше критического значения, то это проводит к сильному искажению основного сигнала - звук теряет свою красочность становится неприятным.

Задание №3

В задачах мы рассмотрели отдельно движение автомобиля и пешехода. Но в жизни автомобиль и пешеход могут оказаться недалеко друг от друга, их траектории могут пересечься. В газетах часто пишут, что каждую минуту на дороге погибает человек, а сколько среди них детей. Вот мы с вами и рассмотрим случай, когда зазевавшийся мальчик Петя шёл через дорогу, по которой ехал на своём автомобиле некий Иван Иванович.

Задача: При аварийном торможении автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч, остановился через 5 с. Если автомобиль находится на расстоянии 25 метров от Вани, можно ли в этой ситуации обойтись без ДТП.

Задание №4

Как произвести посадку и высадку пассажиров из поезда, не останавливая его? Предложите свои варианты.

Задание №5

На рисунке схематически показаны графики зависимости скорости автомобилей от времени. Что общего у всех движений, чем они отличаются?

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Ответ: Все движения имеют одинаковую начальную скорость;

Движения на графиках 1 и 2 - равноускоренное, причем ускорение 1>2;

Движения на графике 3 - равномерное;

Движения на графике 4 - равнозамедленное.

Тема: «Динамика»

Задание №6

Найдите в литературных произведениях фрагменты, где встречается понятие «инерция».

Тема: «Законы сохранения»

Задание №7

Сочините задачу на основании интерактивной модели «Упругий и неупругий удары» пособия «Открытая физика».

Тема: «Механические колебания и волны»

Задание №8

Экспериментально докажите от чего зависит период колебаний математического и пружинного маятников.


Задание №9

В многих странах с помощью ультразвука может быть получено изображение плода (развивающегося младенца) в утробе матери (в Казахстане это называется УЗИ - ультразвуковое исследование.). Во время исследования доктор перемещает установку по животу матери так, что ультразвуковые волны распространяются внутри, отражаясь от поверхности плода. Отраженные волны возвращаются, улавливаются установкой и формируют образ.

Подборка Компетентностно-ориентированные задания по физике

Вопрос 1: Для того, чтобы сформировать изображение (образ), ультразвуковая установка должна вычислить расстояние между плодом и областью пробы. Волны ультразвука двигаются через живот в скорость 1540 м/с. Какое измерение установка должна сделать, чтобы можно было вычислять расстояние?

ОТВЕТ: Должно быть измерено время распространения ультразвуковой волны от пробы до плода и обратно.

Вопрос 2: Изображение плода может также быть получено с использованием рентгеновского излучения. Почему женщина должна избегать подвергать живот рентгеновскому излучению в течение беременности?

ОТВЕТ: Рентгеновское излучение опасно для плода.

Вопрос 3: Где помимо медицины используется ультразвук.

Ответ: Ультразвук используют летучие мыши.


Задание №10

Как меняется скольжение на коньках по льду при усилении мороза?


Задание №11

В следующем высказывании выделено несколько слов: «По прогнозам астрономов, в текущем столетии с планеты Нептун можно наблюдать прохождение Сатурна по диску Солнца». Какие три из выделенных слов были бы наиболее полезны при поисках в интернете или библиотеках, если вам нужно узнать, когда именно может произойти это прохождение?



10 класс

Задание №1

В местах, где строятся гидроэлектростанции, уровень воды в реке

искусственно поднимают. Это затрудняется прохождение судов. Разрабо-

тайте устройство, позволяющее перемещать судно с одного уровня воды на другой



Задание №2

В Вашем распоряжении 4 резистора по 6 Ом каждый.

1).Начертите схемы всех возможных соединений 4-х резисторов

2).Запишите формулу для расчета сопротивления полученного соединения в каждом случае.
3).Найдите сопротивление для каждого соединения.

Задание №3

Пульверизатор для опрыскивания растений выбрызгивает капли со средним давлением 50 мкм. Какая работа затрачивается на создание таких капель из 0,5 кг воды?

Задание №4


Как меняется скольжение на коньках по льду при усилении мороза?



Задание №5

Петр налил себе в чашку кофе, температура которого была около 90°С, и чашку холодной минеральной воды с температурой около 5°С. Обе чашки одинаковые, объём напитков тоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Пётр, была около 20°С.

- Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды через 10 минут?

A) 70°С и 10°С;

В) 90°С и 5°С;

С) 70°С и 25°С;

D) 20°С и 20°С.

Задание № 6

Перед вами начерчен график переменного тока:

  1. Что на данном графике подразумевается под величиной тока?

  2. Что изменяется на графике с течением времени?

  3. Составьте перечень основных свойств переменного тока.

  4. Найдите на графике равные по силе тока точки.

  5. Найдите на графике точки, которые характеризуются равной силой тока, но различным направлением тока.

Задание №7

Избыточное давление, при котором человек может безопасно дышать, обычно не превышает 0,3 атм. Исходя из этого, определите максимальную глубину, на которой человек может дышать через трубку, находясь в озере.


Задание №8

Зимой ветровое стекло автомобиля с помощью специального вентилятора обдувается воздухом . Какое это имеет значение?

Образец возможного решения.

Обдуваемый воздух испаряет кристаллики льда, образующиеся на стекле

1 балл

это предотвращает запотевание стекла и моментальной кристаллизации, что позволяет водителю увеличить видимость дороги.

1 балл

Задание №9

Школьник Вася, проводит дома физический эксперимент, а его младший брат Петя пытается ему помогать. Вася налил в банку V = 1 л воды при температуре t = 20 °С, поместил в воду кипятильник мощностью Р = 1 кВт, включил его и вышел в соседнюю комнату поговорить по телефону с одноклассником. Вернувшись через t = 5 мин, он измерил температуру воды в банке, и оказалось, что она равна t = 60°С. Выяснилось, что Петя на некоторое время отключал кипятильник, пока Вася разговаривал по телефону. Сколько времени длилась Петина «помощь»? Удельная теплоемкость воды с = 4,2 кДж/(кг°С), плотность воды р = 1 кг/л. Теплоемкостями банки и кипятильника, а также потерями теплоты пренебречь.

Задание №10

Двое в столовой взяли на третье чай. Первый сразу же растворил сахар, в второй сначала съел первое и второе, а потом положил в стакан сахар и растворил его. Кто будет пить более горячий чай?


Задание №11

В открытые железнодорожные вагоны грузили сосновые брёвна. Контролёры измеряли диаметр каждого уложенного ствола. Это нужно было, чтобы потом вычислить объём брёвен. Работа у замерщиков шла медленно. Придётся задержать поезд, - сказал старший контролёр. - Сегодня мы никак не управимся.
И тут появился изобретатель.
- Пустяки! воскликнул он. - Поезд уйдёт через пять минут. Возьмите...
И он объяснил, что надо взять и что надо сделать. А что бы предложили вы?

Образец возможного ответа:

Надо измерять не сами бревна, а их оптическую копию. За несколько минут можно сфотографировать бревна с открытой стороны вагона.

2 балла

К бревнам надо приложить линейку - для определения масштаба. И поезд можно отправлять: все измерения будут сделаны по снимкам.

2 балла



Задание №12

В трубе под большим давлением течет вода. Но появилось отверстие, сквозь которое бьет струя. Нужно заделать дыру, но по производственным причинам нельзя отключить магистраль. Заплату приваривают под большим давлением воды. Сварка идет нормально пока не доходит до самого последнего участка сварного шва. Когда пытаются его заварить, струя под давлением "выдувает" расплавленный металл и ничего не получается. Как быть?

Образец возможного ответа:

Противоречие: небольшое отверстие должно оставаться, чтобы дать выход струе, и оно должно оставаться, чтобы можно было заварить заплату целиком.

Разрешение в пространстве - отверстие расположено там, где не нужно варить.

Разрешение во времени: отверстие должно быть во время сварки и его не должно быть после окончания работы.

Заплата с небольшим краном, который открыт пока идет сварка и наглухо закрывается после ее окончания.

3 балла



11 класс

Задание №1

Перед вами начерчен график переменного тока:

  1. Что на данном графике подразумевается под величиной тока?

  2. Что изменяется на графике с течением времени?

  3. Составьте перечень основных свойств переменного тока.

  4. Найдите на графике равные по силе тока точки.

  5. Найдите на графике точки, которые характеризуются равной силой тока, но различным направлением тока.

Задание №2

Найдите в тексте учебника и подтвердите, в чём преимущество пузырьковой камеры перед камерой Вильсона?

Задание №3

Приведите пример того, что электромагнитное излучение имеет огромное научное и практическое значение.

Задание №4

Объясните причины того, что звук сильного взрыва на Луне не может быть услышан на Земле.

Задание №5

Оцените значимость теории Максвелла для развития науки и техники.


Задание №6

Дать сравнительную характеристику достоинств и недостатков электростанций различного типа. Сделайте вывод о целесообразности применения какой либо электростанции на территории РК и Костанайской области.

Задание №7

Что общего в определениях механических и электромагнитных колебаний и чем они отличаются.


Задание №8

Где будет сосредоточена энергия колебательного контура в момент времени t=T/4, t=T/2, t=5T/4 ?

Задание №9

Заполнить таблицу «Применение лазеров».

Наука

Техника и связь

Медицина и биология

Военное дело




Наука

Техника и связь

Медицина и биология

Военное дело

Локация небесных тел. Эталон длины. Лазерный термоядерный синтез. Сверхскоростная фотография. Разделение изотопов. Спектроскопия.

Линии связи. Обработка материалов. Лазеры в ЭВТ. Лазерный гироскоп. Голография.

Лазерная хирургия.
Лечение опухолей.
Стимуляция роста растений.

Лазерное оружие.
Противоракетные системы.
Оптический локатор.

Задание №10

Заполнить таблицу о сходстве и различии различных типов лазеров.

Задание №11

Угадай частицу

₀¹n ₁¹p ₋₁⁰℮

Задание №12



Расшифруй

ZAX, где X − … A − … Z − …

Задание №13

Заполните пропущенные слова в предложениях.

1. Минимальная энергия, которая нужна для расщепления ядра на отдельные нуклоны ( или выделяется при образовании ядра из нуклонов) , называется …

2. Масса ядра всегда … суммарной массы нуклонов, входящих в ее состав.

3. Разность между массой ядра и массой нуклонов называется…

4. Если дефект масс измеряется в а. е. м., то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в …………..

5. Если дефект масс измеряется в килограммах, то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в …………..



Задание №14

Заполнить таблицу: За и против атомной энергии

«Оптимисты»

«Реалисты»

Пример:Таблица: За и против атомной энергии

«Оптимисты»

  1. Ядерные реакторы не потребляют дефицитного органического топлива, не потребляют атмосферный кислород и не засоряют среду золой и продуктами сгорания.

  2. Энергия атома используется во многих отраслях экономики.

  3. Радиоактивные изотопы используются в медицине для диагностики и лечения многих заболеваний.

  4. Радиоактивные изотопы используются в селекции.

  5. Использование в дефектоскопии, археологии.

  6. Более экономичный и безопасный вид энергии, чем тепловые АЭС.

  7. Появление новых разработок для хранения и утилизации отходов.

  8. Снижение влияния человеческого фактора (полная автоматизация некоторых процессов).

  9. "Реалисты"

  10. Вред, приносимый окружающей среде в результате работы атомных реакторов.

  11. Воздействие радиации на человека в результате проводимых медицинских исследований.

  12. Появление трансгенных продуктов, выведенных при помощи радиации.

  13. Влияние радиации на наследственность.

  14. Создание ядерного оружия, приведшего к большому количеству человеческих жертв.

  15. Отставание в развитии средств защиты от радиации.

  16. Проблема утилизации радиоактивных отходов.

  17. Огромное влияние человеческого фактора на безопасность большого количества людей.



Задание №15

Биологическое действие и защита от радиации

Напомним, что при делении 1 ядра урана выделяется ~ 200 МэВ энергии.

200 МэВ ~ 3,2 . 10-11Дж.

Но в 1 кг 235 U содержится 2,5 . 1024 атомов. При делении 1 кг 235U выделится 8 . 1013 Дж, этой энергии хватит, чтобы вскипятить 2 000 тонн воды.

Поэтому возникает вопрос, нельзя ли использовать эту энергию активнее и так ли она безопасна.


© 2010-2022