Доклад Понятие и особенности дистанционного обучения

Актуальность выбранной темы связана с тем, что в настоящее время одним из приоритетов государственной политики России выдвигается доступность образования для самых широких слоев населения. Доступ к образованию наиболее актуален для людей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых основную долю обучающихся составляют дети. Проблема детской инвалидности стала одной из актуальных в современной России в связи с происходящими изменениями в социально-экономической, политической и других сфе...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ в преподавании физики при дистанционном обучении детей-инвалидов

1.1 Понятие и особенности дистанционного обучения

Как показал анализ литературных источников, существует много определений дистанционного образования. Приведем определение, которое было дано М.Ю. Бухаркиной и Е.С. Полат со ссылкой на проект Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России, разработанном в Госкомитете РФ по высшему образованию: «Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)»1.

Принципиальным в идее дистанционного образования является переход от принятого в традиционных видах образования движения учащихся за знаниями к движению знаний к учащимся.

Изначально дистанционное обучение задумывалось для того, чтобы люди, уже получившие очное образование, повышали свою квалификацию. Сейчас, с появлением более современной компьютерной техники и программного обеспечения, возможности дистанционного образования расширяются. В России наиболее широкое распространение получило обучение с помощью сети Интернет.

Таким образом, дистанционное обучение представляет собой форму организации образовательного процесса, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, которые применяются для доставки учебного материала при его самостоятельном изучении, диалоговом обмене между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени. При этом меняется традиционная модель взаимодействия «учитель - учащийся», появляются очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, которые нуждаются в соответствующих условиях реализации.

Основными целями дистанционного обучения как важной составляющей в системе образования являются: повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами и способностями; развитие профильного образования на основе использования информационных технологий; создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области образования.

От традиционных форм обучения дистанционное обучение отличает следующее:

- у обучающегося появляется возможность заниматься в удобное для себя время, в подходящем темпе и месте. При этом продолжительность освоения курса может варьироваться;

- возможность формирования индивидуального учебного плана;

- учащийся может одновременно обращаться к самым различным источникам информации (библиотекам и базам данных, электронным и обычным пособиям). С помощью Интернета возможно общение как с преподавателем, так и с другим обучаемым даже, если у учащегося нет возможности покидать свой дом;

- эффективно используется как время обучаемого, так и время преподавателя. Дистанционное обучение позволяет во многих случаях сократить непродуктивное использование времени учащегося. Например, ученик при дистанционном обучении не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент проходит четко по заданному сценарию; поисковые системы позволяют быстро найти нужные материалы. Все это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой;

- снижаются требования к учебным площадям и их эксплуатации;

- применение современных информационных технологий способствует адаптации в информационном обществе;

- дистанционное обучение дает равные возможности получения разнообразно образования вне ограничений места проживания, состояния здоровья и других особенностей.

Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает следующее: значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих возможности изучать предмет на повышенном уровне; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса; дистанционную форму обучения при необходимости реализуют комплексно с традиционной формой его получения.

В настоящее время технологии дистанционного образования развиваются очень активно. Специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Базовой технологией дистанционного обучения является технология, построенная на использовании Интернет-технологий. В рамках дистанционного обучения нашли применение все средства, которые предлагает пользователям Интернет.

Структурными элементами занятий при дистанционном обучении могут быть: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации и пр.); самостоятельная работа по предложенному учителем сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная или индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольные работы (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация и пр. Варьируя комбинации из таких структурных элементов занятий учитель может создавать уроки дистанционного обучения самых разных типов - в зависимости от возраста учащихся, от индивидуальных особенностей их развития (это особенно важно при дистанционном обучении детей-инвалидов), от специфики предмета и др.

Основным средством, хотя и не всегда обязательным, используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая с которым, учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Остальные средства, используемые в дистанционном обучении, обычно применяются совместно с дистанционными курсами. Дистанционный курс обучения может содержать большой диапазон элементов, таких, как информационные слайды; симуляции работы с программным обеспечением; интерактивные тренажеры; тесты; упражнения

и т.д.

Важной задачей, стоящей при проведении дистанционного обучения, является организация взаимодействия между учащимися и учителем. Наиболее широкое распространение получили следующие средства, которые могут быть использованы для решения этой задачи: электронная почта; чат; форум; блог; видео- и аудиоконференции.

В исследовании А.О. Чефрановой приведена классификация видов дистанционного обучения физике, основанная на различении синхронной, асинхронной и комбинированной (смешанной) моделей2.

Под синхронным дистанционным обучением физике понимается такая форма организации (модель) дистанционного обучения физике, при которой существенным и необходимым элементом учебного процесса являются занятия, осуществляемые на основе синхронной двухсторонней образовательной коммуникации на расстоянии между обучаемыми и преподавателем физики (чат, аудио-, теле- и видеоконференции, форумы).

Под асинхронной (корреспондентной) моделью понимается такая модель дистанционного обучения физике, при которой учебные занятия осуществляются на основе асинхронной двухсторонней образовательной коммуникации (электронная почта, почтовые пересылки, ftp, файловый обмен и др.).

Под смешанной моделью понимается такая форма организации (модель) дистанционного обучения физике, в которой сочетаются асинхронная индивидуальная и синхронная групповая образовательные коммуникации (опосредованные и непосредственные).

Дистанционный урок представляет собой урок с использованием учебного материала либо полностью размещенного в Интернете в виде специальных тематических web-страниц, при этом учащиеся полностью удалены от учебных ресурсов и дистанционного учителя, либо очный урок с использованием удаленных ресурсов Интернет, при этом учитель и учащиеся находятся в одном классе.

В настоящее время можно выделить три типа дистанционных уроков:

- первый тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель (локальный координатор), и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете;

- второй тип дистанционных уроков заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока, от них удалены;

- третий тип дистанционных уроков основан на размещении учебной информации на учебном сайте и учебной игре в Сети. При этом учащиеся могут в интересной для детей игровой форме работать со специальным учебным конструктором, размещенным в Интернете - «Проверялкиным» 3. Уроки по физике для учащихся при этом становятся очень наглядными и познавательными.

Таким образом, дистанционное обучение представляет собой форму организации образовательного процесса, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, которые применяются для доставки учебного материала при его самостоятельном изучении, диалоговом обмене между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени.

1.2. Задачи и проблемы дистанционного обучения детей-инвалидов

В настоящее время одной из важных задач системы российского образования является задача проектирования особой образовательной среды развивающего типа для больных детей и детей-инвалидов, в которой происходит смена приоритета с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень знаний, умений и навыков превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся детей-инвалидов. То есть образовательная среда должна быть нацелена не только на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый из детей-инвалидов с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

При этом одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должна выступить система дистанционного обучения. Развитие дистанционного обучения делает доступными образовательные услуги для тех детей-инвалидов, кто не имеет возможности по различным причинам учиться в традиционной школе. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и детьми, пропустившими занятия по болезни. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, опирается на нормативно-правовую базу. Основой являются:

  • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (по состоянию на июнь 2011 г.);

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  • Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, если они не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей и при наличии рекомендаций, содержащихся в соответствующем заключении психолого-медико-педагогической комиссии или психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет, оснащение их и школы комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения.

Организация образовательного процесса для каждого ребенка-инвалида определяется индивидуально, с учетом объема его учебной нагрузки; с учетом объема проведенных ранее занятий с использованием дистанционных образовательных технологий; на основании рекомендаций специалистов.

При организации дистанционного обучения необходимо учитывать и педагогические особенности детей-инвалидов. Воспитание и обучение входят в состав педагогической деятельности. Направленное обучение ребенка с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые помогут найти подрастающему человеку в ней свое место, и называется воспитанием. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Обучение представляет собой процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка. Отделить эти два процесса - воспитание и обучение - практически невозможно: воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем.

Развитие детей-инвалидов происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее, а физические недостатки затрудняют и замедляют развитие интеллекта. При обучении детей-инвалидов возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: проблемы развития психических функций, чувство психологического дискомфорта, трудности с физической нагрузкой и т.п. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении и т.п. К таким детям нужен индивидуальный подход.

Существенной проблемой, связанной с организацией дистанционного образования для детей-инвалидов, является слабая проработка психологической стороны обучения в этой системе. Нужна во многих случаях организация сопровождения специалистов по проблемам обучения, которые помогут педагогам общего образования приспособить их методы преподавания к особенностям отдельных учеников с проблемами развития.

Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам каждого ребенка-инвалида, быстро реагировать на возникающие перемены в его состоянии. В социальном плане именно это может обеспечить учащимся равные возможности в получении образования. Необходимым является развитие системы гибких индивидуальных, вариативных учебных программ.

Разработка модели образования на основе дистанционного обучения позволит детям-инвалидам достичь следующих результатов и изменений:

  • получить образование в соответствии с собственными образовательными потребностями, склонностями и способностями;

  • уменьшить боязнь различий между людьми и одновременно большее спокойствие и понимание действительности;

  • развивать самосознание и самооценку;

  • участвовать в различных социальных связях;

  • обеспечение современным компьютерным оборудованием и наглядными пособиями;

Таким образом, дистанционное обучение позволяет сделать процесс обучения гибким и индивидуально направленным: процесс обучения адаптируется под возможности учащегося ребенка-инвалида. Результатом дистанционного обучения должны стать развитие способностей ребенка-инвалида, признание относительности понятия «статистической нормы», компенсация особых потребностей, создание системы поддержки, а также активное вовлечение родителей в ход обучения и воспитания детей-инвалидов.

1.3. Использование ИКТ в преподавании физики

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Курс физики представляет собой стройную, логически связанную систему занятий. Процесс обучения должен быть ориентирован не столько на передачу суммы знаний, сколько на развитие умений приобретать знания самостоятельно. Физика является мощным орудием развития способностей ума, формирует практические навыки анализа информации, самообучения, стимулирует самостоятельную работу учащихся.

Отличительной особенностью дистанционного обучения по физике является то, что оно представляет ученику условия и среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и завершения его в виде реального осязаемого результата. Дистанционное обучение по физике обеспечивает ученику приобретение новых и совершенствование имеющихся способностей. Учащийся не является внешним наблюдателем, а реально и активно участвует в процессе познания, общения и труда4.

Необходимым условием получения качественного образования является четкая организация учебного процесса при дистанционной форме обучения физике. Так, курсы дистанционного обучения физике требуют от учащихся повышенного внимания, самостоятельного принятия решений, тщательного и детального планирования своих действий, от преподавателя, ведущего процесс обучения, четкой постановки целей и задач, обеспечения учебной и методической литературой и организации деятельности обучаемых5.

Специфика учебно-методической базы дистанционного обучения физике состоит в том, что необходимо обеспечить достижение образовательных целей в условиях, когда определяющую роль играет самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся. Поэтому ее основу должны составлять интерактивные обучающие средства и среды по физике, физические лаборатории удаленного доступа6.

Информационные технологии могут применяться на уроках физики в следующих направлениях: мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков; подготовка дидактических материалов для уроков; использование готовых программных продуктов по физике; работа с электронными учебниками на уроке; проведение компьютерных лабораторных работ, поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам; работа на уроке с материалами Web-сайтов; применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний.

Источниками материала для создания уроков по физике могут служить:

- CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон»);

- материалы из Интернет - источников;

- материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы - видеоролики, отсканированные рисунки с различных печатных изданий;

- электронные учебники.

Следует отметить, что электронные учебные модули по физике нового поколения - это информационные модули, модули практической деятельности и модули контроля знаний и умений и аттестации. Электронные учебные модули по сравнению с учебниками по физике обладают инновационными качествами: возможно проведение практических компьютерных работ, тестирование с проверкой и рекомендациями по решению заданий. Интерактивность повышает возможности самостоятельной работы учащихся за счёт активно-деятельностных форм обучения. Все информационные модули имеют структуру: информационная часть (содержит текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели), контрольные вопросы, краткий конспект.)

Особое место уделяется формам организации учебного процесса по физике с учетом технологических возможностей дистанционного обучения физике, таким как: теле- и медиа- и видео-лекции, дистанционные уроки, семинары, лабораторно-практические занятия, консультации (в том числе с удаленным доступом), проектная деятельность, кейс-стади и др.

Среди Интернет-ресурсов по физике можно выделить ресурсы, описание которых приведено в Приложении.

В настоящее время в сети размещены материалы к урокам для учащихся разных классов. Так, Web -библиотека разместила дистанционные уроки по физике для 7 класса по темам: «Первоначальные сведения о строении вещества», «Движение и силы». Приводятся также задания для учащихся, задачи самостоятельной работы с решениями. Уроки по физике в 8 классе размещены по адресу и содержат методические разработки тем: «Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия», «Тепловые двигатели», «Электрические явления. Строение атома», «Электрический ток. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи», «Некоторые виды соединения проводников», «Электромагнитные явления», «Законы распространения света».

Примером дистанционного урока с использованием учебного материала, полностью размещенного в Интернете в виде специальных тематических Web-страниц, является дистанционный урок по физике «Электризация» для 8 класса. Урок посвящен рассмотрению вопросов электризации тел, свойств наэлектризованных тел, имеются тесты для контроля усвоения темы. Урок сопровождается иллюстрациями опытов, исторической справкой происхождения слов «электрон», «электричество», «наэлектризованные тела». Данный урок также содержит простейшую анимацию по электризации с использованием электроскопов.

Примером дистанционных уроков является цикл из 7 уроков по молекулярно-кинетической теории по разделу «Молекулярная физика» для 10 класса школы. Дистанционные уроки имеют задачи с указаниями к решениям, задачи повышенной сложности, цветные иллюстрации, поясняющие гипертекст, таблицы и схемы. В цикле приведен список литературы, CD-ROM по физике, список Web-ресурсов по физике и ссылки на сайты дистанционного образования, имеются задачи повышенной трудности для тех, кто хочет лучше понять физику. Для обратной связи с автором цикла уроков можно использовать Гостевую книгу, форум, E-mail и ICQ.

Дистанционные уроки содержат необходимые иллюстрации. Например, электронный ресурс урока «Тепловые двигатели» интересно построен с точки зрения подачи учебного материала - на основе фотографий экспонатов из музея науки техники в Лондоне. Приводятся редкие фотографии пароатмосферной машины Ньюкомена, паровой котел машины Ньюкомена, модель паровой машины Уатта и другие фотографии.

На практике эффективность использования информационно-комуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:

- Повышение качества образования по физике с 68% до 75%. Позитивная динамика/стабильно высокий уровень обученности

Учебный год

% качества

2013 - 2014

68

I четверть 2014-2015

75

- Повышение интереса к предмету: 22% учащихся выбирали факультатив по физики (2 ученика из 11 класс, 2 ученика из 12 класс, 1 ученик из 7 класса, 2 ученика из 9 класса ).

Проявляется стойкий интерес к изучению предметов естественно-научного цикла. Повышение уровня информационной культуры. В параллелях 7, 8 классов наблюдается повышенный интерес к предмету.

В работе за счет использования средств интернет: ЦОРов, ЭОРов и т.д., урок обогащается наглядным материалом, в том числе видео и анимационного характера, особенно по вопросам роли физики в жизни общества.

Таким образом, использование ИКТ на уроках физики является важнейшим условием повышения качества образования, одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Компьютерный урок обогащает обратную связь между всеми участниками педагогического процесса, способствует дифференциации и индивидуализации обучения, способствует развитию самообразования, делает учебный материал более доступным, облегчает решение многих дидактических задач на уроке.

1 Бухаркина М.Ю. , Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010. С.11.

2 См. Чефранова А.О. Дистанционное обучение физике в школе и вузе на основе предметной информационно-образовательной среды: дис. ... д-ра пед. Наук. - М., 2006.

3 fizika.ru/proverka

4 Скороходова Г.Г.Специфика и организация дистанционного обучения по физике // skorohodova.rusedu.net

5 Чефранова А.О. Дистанционное обучение физике в школе и вузе на основе предметной информационно-образовательной среды: дис. ... д-ра пед. Наук. - М., 2006. - 453 с.

6 Чефранова А.О. Дистанционное обучение физике в школе и вузе на основе предметной информационно-образовательной среды: дис. ... д-ра пед. Наук. - М., 2006. - 453 с.

© 2010-2022