УЧЕБНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  Цель данной статьи: Обобщение системы работы учителя по организации творческой и проектно-исследовательской деятельности у обучающихся при изучении школьного курса физики (далее – ШКФ).   Задача: показать возможность использования учебного творчества   как технологии раскрытия творческого потенциала личности в системе учебной работы; как средства формирования УУД и метапредметных результатов освоения образовательных программ.   Использование учебного творчества в проектно–исследовательской деятельности обучающихся при изучении ШКФ позволяет:   создать ситуацию успеха каждому ученику как на уроке, так и  вне урока; развивать познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся при изучении предмета; ориентировать школьников на выбор профессии, освоение которых связано с изучением физики, техники и естественных наук; осуществлять работу по формированию УУД обучающихся; формировать ключевые компетенций школьников.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЧЕБНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Терехова Ю.Б.,

МБОУ «СОШ № 25 с углублённым изучением отдельных предметов»,

г. Каменск-Уральский


В связи с увеличением темпов окружающего мира, возрастанием динамизма протекания его процессов, многократным увеличением информационного потока социальная важность исследовательской и творческой деятельности очевидна, т.к. от неё во многом зависит благосостояние и научный потенциал страны, её национальная безопасность и уровень жизни общества.

Реализация требований проекта ФГОСа II поколения к личностным и метапредметным результатам освоения программ основного и среднего (полного) образования напрямую связана с проектно-исследовательской деятельностью учащихся старшей школы, в рамках которой могут быть созданы наиболее эффективные условия для:

  • интеграции урочных и внеурочных форм работы;

  • получения научного или практико-ориентированного результата применения обучающимися предметных знаний и опыта проектно-исследовательской и творческой деятельности;

  • совершенствование универсальных учебных действий обучающихся (далее - УУД).

Цель данной работы:

Обобщение системы работы учителя по организации творческой и проектно-исследовательской деятельности у обучающихся при изучении школьного курса физики (далее - ШКФ).

Задача: показать возможность использования учебного творчества

  • как технологии раскрытия творческого потенциала личности в системе учебной работы;

  • как средства формирования УУД и метапредметных результатов освоения образовательных программ.

За годы работы в школе в моей практике сложилась определённая система организации учебного творчества и проектно-исследовательской деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.

Психологической основой этой системы стала гипотеза выдающегося психолога страны Я.А. Пономарёва, считающего, что
творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Педагогической основой являются ключевые принципы технологии развивающего обучения Альтшуллера (ТРИЗ):

  • теория - катализатор творческого решения проблем;

  • знания - инструмент, основа творческой интуиции;

  • творческими способностями наделён каждый;

  • творчеству, как и любой деятельности, можно учиться.

С точки зрения современной педагогики проектно-исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Опираясь на вышеуказанные положения отечественной педагогики и психологии, для организации учебного творчества систематически включаю в процесс обучения ШКФ основные и доступные школьникам проблемы, характерные для физики.

В своей работе практикую уроки по защите творческих проектов:

  • проектов - творческих задач конструкторского характера, требующих ответа на вопрос «Как сделать?», формирующих у учащихся навыки технического проектирования;

  • уроках-проектах (интегрированных учебных конференциях), где развиваются предметные, метапредметные, регулятивные и личностные УУД.

На уроках защиты конструкторских задач обучающиеся представляют модели действующих технических устройств, самодельные приборы, изготовленные дома, как творческие домашние экспериментальные задания. В такой домашней работе предлагается принять участие всем учащимся, иногда задания даются индивидуально или на выбор. При защите конструкторских заданий представляются: материалы, необходимые для создания модели; этапы изготовления конструкции; устройство и принцип действия прибора или модели; оценка, где может быть применено данное устройство. Лучшие работы участвуют на школьных и городских выставках технического творчества.

Уроки-проекты - ученические конференции с мультимедийным сопровождением, проводимые в старших классах. Например, на интегрированных уроках «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» и «Я и энергия» в 10 и 11 классах прослеживаются все процессуальные характеристики проектной технологии (постановка целей и задач; формирование групп и работа в группах; информационная обеспеченность проекта; оформление работы (каждая группа готовит свой отчёт); мультимедийная презентация мини-проекта группы; рефлексия-самоанализ). Такие уроки являются уже большими проектами, в которых участвует практически каждый ученик, представляя свой мини-проект по общей теме.

В ходе подготовки и проведения этих уроков формируются такие УУД как:

  • работа с информацией (учебной (более сложной), научно-популярной литературой и с системой Internet: умения работать с текстом, рисунками, графиками, таблицами, диаграммами, перекодировать информацию, оценить нравственную основу информации);

  • подготовка самопрезентации (деловое общение, умение перерабатывать и представлять информацию в компьютерном формате; свободно ориентироваться в информационном поле с помощью электронных образовательных ресурсов);

  • их умения проводить теоретические и экспериментальные исследования.

Во внеурочной работе учебное творчество учащихся организовать:

  • при создании исследовательских проектов учащихся в рамках школьного, городского и областного этапов Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»;

    • при выступлении обучающихся с докладами по материалам проектно-исследовательской деятельности на открытых научно-практических конференциях и конкурсах по физике УРФУ имени Б.Н. Ельцина;

    • при выполнении конструкторских заданий и решении творческих изобретательских задач на элективных курсах;

    • при создании школьниками действующих моделей и приборов с целью участия в школьных городских выставках технического творчества;

    • в процессе социального творчества учащихся (например, при реализации школьного проекта «Экономь!»: создание и распространение листовок по энергосбережению среди жителей микрорайона).

Общие выводы:

Использование учебного творчества в проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении ШКФ позволяет:

  • создать ситуацию успеха каждому ученику как на уроке, так и вне урока;

  • развивать познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся при изучении предмета;

  • ориентировать школьников на выбор профессии, освоение которых связано с изучением физики, техники и естественных наук;

  • осуществлять работу по формированию УУД обучающихся;

  • формировать ключевые компетенций школьников.

Это позволяет сегодняшним школьникам адаптироваться к быстроизменяющимся условиям окружающей среды и создавать новое, что будет способствовать развитию нашего государства.

Список литературы:

  1. Браверман Э.М. Учимся и учим думать и создавать. Создаем исследования и проекты, задачи и тесты, конспекты и тезисы, рефераты, рецензии, эссе, рекламы и игры, справочники; изобретаем. Советы изучающим и преподающим физику... и не только. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. - М.: Илекса, 2011. - 192 с.; с ил. (Серия "Развивающее учение". Кн.3.)

ISBN 978-5-892237-335-7

  1. Браверман Э.М. Методика становления предметных и универсальных умений школьников. Советы изучающим и преподающим физику... и не только. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. - М.: АПКиППРО, 2013. - 58 с.; с ил. (Серия "Развивающее учение", «Идеи нового Стандарта образования».)

ISBN 978-5-8429-0692-5

  1. Физика и астрономия. 10-11 класс. Рефераты / сост. Колесова Н.И. - Волгоград: Учитель, 2009. - 328 с.: ил. ISBN: 978-5-7057-1840-5





© 2010-2022