- Преподавателю
- Физика
- УЧЕБНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УЧЕБНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Терехова Ю.Б. |
Дата | 20.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УЧЕБНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Терехова Ю.Б.,
МБОУ «СОШ № 25 с углублённым изучением отдельных предметов»,
г. Каменск-Уральский
В связи с увеличением темпов окружающего мира, возрастанием динамизма протекания его процессов, многократным увеличением информационного потока социальная важность исследовательской и творческой деятельности очевидна, т.к. от неё во многом зависит благосостояние и научный потенциал страны, её национальная безопасность и уровень жизни общества.
Реализация требований проекта ФГОСа II поколения к личностным и метапредметным результатам освоения программ основного и среднего (полного) образования напрямую связана с проектно-исследовательской деятельностью учащихся старшей школы, в рамках которой могут быть созданы наиболее эффективные условия для:
-
интеграции урочных и внеурочных форм работы;
-
получения научного или практико-ориентированного результата применения обучающимися предметных знаний и опыта проектно-исследовательской и творческой деятельности;
-
совершенствование универсальных учебных действий обучающихся (далее - УУД).
Цель данной работы:
Обобщение системы работы учителя по организации творческой и проектно-исследовательской деятельности у обучающихся при изучении школьного курса физики (далее - ШКФ).
Задача: показать возможность использования учебного творчества
-
как технологии раскрытия творческого потенциала личности в системе учебной работы;
-
как средства формирования УУД и метапредметных результатов освоения образовательных программ.
За годы работы в школе в моей практике сложилась определённая система организации учебного творчества и проектно-исследовательской деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.
Психологической основой этой системы стала гипотеза выдающегося психолога страны Я.А. Пономарёва, считающего, что
творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Педагогической основой являются ключевые принципы технологии развивающего обучения Альтшуллера (ТРИЗ):
-
теория - катализатор творческого решения проблем;
-
знания - инструмент, основа творческой интуиции;
-
творческими способностями наделён каждый;
-
творчеству, как и любой деятельности, можно учиться.
С точки зрения современной педагогики проектно-исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Опираясь на вышеуказанные положения отечественной педагогики и психологии, для организации учебного творчества систематически включаю в процесс обучения ШКФ основные и доступные школьникам проблемы, характерные для физики.
В своей работе практикую уроки по защите творческих проектов:
-
проектов - творческих задач конструкторского характера, требующих ответа на вопрос «Как сделать?», формирующих у учащихся навыки технического проектирования;
-
уроках-проектах (интегрированных учебных конференциях), где развиваются предметные, метапредметные, регулятивные и личностные УУД.
На уроках защиты конструкторских задач обучающиеся представляют модели действующих технических устройств, самодельные приборы, изготовленные дома, как творческие домашние экспериментальные задания. В такой домашней работе предлагается принять участие всем учащимся, иногда задания даются индивидуально или на выбор. При защите конструкторских заданий представляются: материалы, необходимые для создания модели; этапы изготовления конструкции; устройство и принцип действия прибора или модели; оценка, где может быть применено данное устройство. Лучшие работы участвуют на школьных и городских выставках технического творчества.
Уроки-проекты - ученические конференции с мультимедийным сопровождением, проводимые в старших классах. Например, на интегрированных уроках «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» и «Я и энергия» в 10 и 11 классах прослеживаются все процессуальные характеристики проектной технологии (постановка целей и задач; формирование групп и работа в группах; информационная обеспеченность проекта; оформление работы (каждая группа готовит свой отчёт); мультимедийная презентация мини-проекта группы; рефлексия-самоанализ). Такие уроки являются уже большими проектами, в которых участвует практически каждый ученик, представляя свой мини-проект по общей теме.
В ходе подготовки и проведения этих уроков формируются такие УУД как:
-
работа с информацией (учебной (более сложной), научно-популярной литературой и с системой Internet: умения работать с текстом, рисунками, графиками, таблицами, диаграммами, перекодировать информацию, оценить нравственную основу информации);
-
подготовка самопрезентации (деловое общение, умение перерабатывать и представлять информацию в компьютерном формате; свободно ориентироваться в информационном поле с помощью электронных образовательных ресурсов);
-
их умения проводить теоретические и экспериментальные исследования.
Во внеурочной работе учебное творчество учащихся организовать:
-
при создании исследовательских проектов учащихся в рамках школьного, городского и областного этапов Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»;
-
при выступлении обучающихся с докладами по материалам проектно-исследовательской деятельности на открытых научно-практических конференциях и конкурсах по физике УРФУ имени Б.Н. Ельцина;
-
при выполнении конструкторских заданий и решении творческих изобретательских задач на элективных курсах;
-
при создании школьниками действующих моделей и приборов с целью участия в школьных городских выставках технического творчества;
-
в процессе социального творчества учащихся (например, при реализации школьного проекта «Экономь!»: создание и распространение листовок по энергосбережению среди жителей микрорайона).
-
Общие выводы:
Использование учебного творчества в проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении ШКФ позволяет:
-
создать ситуацию успеха каждому ученику как на уроке, так и вне урока;
-
развивать познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся при изучении предмета;
-
ориентировать школьников на выбор профессии, освоение которых связано с изучением физики, техники и естественных наук;
-
осуществлять работу по формированию УУД обучающихся;
-
формировать ключевые компетенций школьников.
Это позволяет сегодняшним школьникам адаптироваться к быстроизменяющимся условиям окружающей среды и создавать новое, что будет способствовать развитию нашего государства.
Список литературы:
-
Браверман Э.М. Учимся и учим думать и создавать. Создаем исследования и проекты, задачи и тесты, конспекты и тезисы, рефераты, рецензии, эссе, рекламы и игры, справочники; изобретаем. Советы изучающим и преподающим физику... и не только. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. - М.: Илекса, 2011. - 192 с.; с ил. (Серия "Развивающее учение". Кн.3.)
ISBN 978-5-892237-335-7
-
Браверман Э.М. Методика становления предметных и универсальных умений школьников. Советы изучающим и преподающим физику... и не только. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. - М.: АПКиППРО, 2013. - 58 с.; с ил. (Серия "Развивающее учение", «Идеи нового Стандарта образования».)
ISBN 978-5-8429-0692-5
-
Физика и астрономия. 10-11 класс. Рефераты / сост. Колесова Н.И. - Волгоград: Учитель, 2009. - 328 с.: ил. ISBN: 978-5-7057-1840-5