Методическая разработка урока по физике

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по физикеМетодическая разработка урока по физикеМетодическая разработка урока по физикеМетодическая разработка урока по физикеМетодическая разработка урока по физикеМетодическая разработка урока по физикеМетодическая разработка урока по физикеМетодическая разработка урока по физикеМетодическая разработка урока по физикеМетодическая разработка урока по физикеМетодическая разработка урока по физикеМетодическая разработка урока по физикеМИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Верхнесалдинский авиаметаллургический техникум»

(ГАОУ СПО СО «ВСАМТ»)




«Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока.»

(методическая разработка урока по физике)


Подготовила:

преподаватель физики 1 категории

Ячменёва Н. В


г. В. Салда

2014



Пояснительная записка

Одним из важных условий достижения целей урока физики является развитие мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения обучающихся в активную мыслительную деятельность имеет методика работы преподавателя.

Данный урок является не первым в теме «Законы постоянного тока», обучающиеся уже имеют некоторый багаж знаний по данной теме. Из урока и презентации к нему видно, что методический материал продуман и хорошо спланирован. Преподаватель выделяет четкую структуру, которая соответствует требованиям проблемного, исследовательского урока. Суть проблемного обучения - воспитание и развитие творческих способностей обучающихся, обучение их активным умственным действиям. Эта активность проявляется в том, что обучающийся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы обучающегося, поставленного в соответствующую ситуацию. Поэтому выбор преподавателя данного метода обучения не случаен.

Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему.

Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление (одно и тоже значение силы тока и напряжения в разных видах соединений электрических цепей ведет себя по разному) -восприятие - осмысление - запоминание - применение по образцу в новой ситуации -обобщение - систематизация.

Основной задачей преподавателя на уроке является создание условий обучающимся для самостоятельной работы и помощь им при изучении нового материала.

Для повышения интереса, преподаватель использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у обучающихся, значительно снижает уровень их тревожности, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый обучающийся вносит свою лепту в общую работу.

Представленный урок разработан в соответствии с программой по физике для образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы для обучающихся всех профессий.

Раздел программы: Электродинамика

Тема №6 «Постоянный электрический ток».

Урок № 44

Тема урока: "Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока".

Аудитория- обучающиеся 1 курса, кабинет физики № 463

Форма урока: лекция с элементами беседы ,

Тип урока: комбинированный урок

Методы урока: словестные, наглядные, контроля и учета знаний

Цели урока:

Образовательные:

-способствовать углублению и расширению знаний о данных видах соединения проводников;

-научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соединии проводников; ЭДС источника тока;

-научить обучающихся разбираться в схемах электрических цепей.

Развивающие :

-организовать обучающихся на самостоятельный перенос ЗУН в измененной и новой ситуации, способствовать развитию логического мышления и памяти при решении задач на данную тему

Воспитательные:

- создать условия для воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;

-способствовать развитию личных качеств обучающихся: аккуратность, внимание, усидчивость;

-создать условия для воспитания, культуру общения при работе в группах.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, приборы (амперметр, вольтметр, источник тока, провода)

Временная диаграмма урока: 90 минут (2урока)

План урока:

  1. Орг. момент-5 минут

  2. Подготовка к активной учебной деятельности-5 минут

  3. Изучение нового материала-20 минкут

  4. Первичное закрепление-30 минут

  5. Самостоятельный перенос ЗУН в измененной и новой ситуации-20 минут

  6. Информация о д/з-5 минут

  7. Итоги урока-5 минут

Ход урока:

1.Орг.момент.(5 минут)

2. Подготовка к активной учебной деятельности.

(Вопросы теста для обучающихся находятся на слайдах презентации)

Методическая разработка урока по физике1.Найдите формулу закона Ома для участка цепи

Методическая разработка урока по физике

а) Б) В) I=I1+I2

2.В каких единицах измеряется сила тока?

А) А

Б) В

В) Ом

3.Как включается в цепь вольтметр?

А) последовательно

Б) параллельно

В) и последовательно, и параллельно

4.Как обозначается амперметр на схемах?

V

А

R

а) в)

б)

5.Какова единица сопротивления?

А) А

Б) Ом

В) В

Обущающиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения теста и выставляют себе оценку, сообщив её учителю п о 5 бальной системе. Учитель выставляет оценку в журнал.

3.Изучение нового материала.

Последовательное и параллельное соединения проводников:

На слайде появляется пример схемы последовательного соединения. Обсуждается последовательное соединение проводников.

Последовательное соединение - соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго - с началом третьего и т.д.

Преподаватель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.

Обучающиеся делают выводы:

-о достоинствах и недостатках последовательного соединения;

-сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2;

-общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке:

U = U1 + U2;

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1

Обсуждается параллельное соединение проводников.

о достоинствах и недостатках последовательного соединения;

Параллельное соединение - соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.

Преподаватель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.

Обучающиеся делают выводы:

cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2 напряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: , .

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R =

Преимущества и недостатки соединений.

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Преимущества и недостатки соединений:

Последовательное - защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное - при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

Обучающиеся заполняют таблицу в тетради с помощью слайда презентации:

Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации.

(3-е обучающихся выходят к доске и записывают: первый закон Ома и выражает из него напряжение и сопротивление;

второй - формулы справедливые для последовательного соединения;

третий - формулы справедливые для последовательного соединения).

4.Первичное закрепление Обучающиеся решают задачи в тетради, а учитель объясняет и расписывает их на доске.

Задача № 1


  • Резисторы с сопротивлением 2кОм и 8кОм соединены последовательно. На каком из них большее напряжение. Во сколько раз?

Задача №2.

  • Каковы показания вольтметров, если амперметр показывает 1,5А

Задача №3

  • Общее сопротивление участка АВ цепи равно 10 Ом. Определите сопротивление третьего проводника. Какова сила тока в участке цепи АВ, если вольтметр показывает напряжение 5В?


Задача №4

  • Определить общее сопротивление R1=40 Ом R2 =60 Ом

задача № 5


  • Каковы показания амперметров, если стрелка вольтметра показывает 6В

задача № 6

  • Участок электрической цепи состоит из трёх параллельно соединённых сопротивлений: R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=5 Ом. Амперметр А1 показывает силу тока 20А. Определите показания вольтметра V и амперметров А2 и А3

Решаем задачи на смешанное соединение проводников

запдача № 7

  • Используя схему электрической цепи, определите общее напряжение на всём участке, если амперметр показывает 5А, а R1=2 Ом,R2=3 Ом,

R3=6 Ом,R4=5 Ом


Проверка знаний

  • Можно ли использовать две одинаковые лампы, рассчитанные на 110 В, в сети с напряжением 220 В? Как?

  • Сколько одинаковых резисторов было соединено последовательно, если каждый из них имеет сопротивление 50 Ом, а их общее сопротивление 600 Ом?

  • Два резистора, сопротивления которых 5 Ом и 10 Ом, подключены параллельно к батарейке. Сила тока в каком из них больше?

  • Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи ещё один резистор:

а) последовательно б) параллельно?

  • Как нужно соединить четыре резистора, сопротивления которых 0,5 Ом, 2Ом , 3,5 Ом и 4 Ом, чтобы их общее сопротивление было 1 Ом ?


5.Домашнее задание:

Выдается тест, который обущающиеся должны сделать на оценку и сдать учителю на проверку на следующий урок

6.Итоги урока

Преподаватель подводит общие итоги работы группы

(рефлексия)

На выходе из кабинета висит табличка со смайлами (безразличие, радость, грусть), обучающиеся должны поставить «+» в колонку тому смайлу, настороение которого совпадает с их настроением при выходе с урока.

Использованная литература:

  1. Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б. Физика. Учебник для 10 кл. - М., 2004.

  2. 2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. - М., 2003г.


  1. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. - М., 2003.

  2. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2005.

  3. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. - М., 2003.

  4. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М., 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0» college.ru/booklet/1st.html

  2. Виртуальный практикум по курсу физики для студентов технических Вузов. Автор Тихомиров Ю. В. доцент МГТУГА. Практикум разработан с использованием компакт дисков ООО «ФИЗИКОН». college.ru/teacher/virt_practice.html

  3. "Открытая Физика" physics.ru/

  4. "Физика.ru" fisika.ru/index.htm

  5. "Активнаяфизика" и "Оптическая скамья" cacedu.unibel.by/partner/bspu/optic/index.htm

  6. "Живая Физика" int-edu.ru/soft/fiz.html





© 2010-2022