- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка урока по физике
Методическая разработка урока по физике
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ячменева Н.В. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Верхнесалдинский авиаметаллургический техникум»
(ГАОУ СПО СО «ВСАМТ»)
«Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока.»
(методическая разработка урока по физике)
Подготовила:
преподаватель физики 1 категории
Ячменёва Н. В
г. В. Салда
2014
Пояснительная записка
Одним из важных условий достижения целей урока физики является развитие мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения обучающихся в активную мыслительную деятельность имеет методика работы преподавателя.
Данный урок является не первым в теме «Законы постоянного тока», обучающиеся уже имеют некоторый багаж знаний по данной теме. Из урока и презентации к нему видно, что методический материал продуман и хорошо спланирован. Преподаватель выделяет четкую структуру, которая соответствует требованиям проблемного, исследовательского урока. Суть проблемного обучения - воспитание и развитие творческих способностей обучающихся, обучение их активным умственным действиям. Эта активность проявляется в том, что обучающийся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы обучающегося, поставленного в соответствующую ситуацию. Поэтому выбор преподавателя данного метода обучения не случаен.
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему.
Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление (одно и тоже значение силы тока и напряжения в разных видах соединений электрических цепей ведет себя по разному) -восприятие - осмысление - запоминание - применение по образцу в новой ситуации -обобщение - систематизация.
Основной задачей преподавателя на уроке является создание условий обучающимся для самостоятельной работы и помощь им при изучении нового материала.
Для повышения интереса, преподаватель использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у обучающихся, значительно снижает уровень их тревожности, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый обучающийся вносит свою лепту в общую работу.
Представленный урок разработан в соответствии с программой по физике для образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы для обучающихся всех профессий.
Раздел программы: Электродинамика
Тема №6 «Постоянный электрический ток».
Урок № 44
Тема урока: "Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока".
Аудитория- обучающиеся 1 курса, кабинет физики № 463
Форма урока: лекция с элементами беседы ,
Тип урока: комбинированный урок
Методы урока: словестные, наглядные, контроля и учета знаний
Цели урока:
Образовательные:
-способствовать углублению и расширению знаний о данных видах соединения проводников;
-научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соединии проводников; ЭДС источника тока;
-научить обучающихся разбираться в схемах электрических цепей.
Развивающие :
-организовать обучающихся на самостоятельный перенос ЗУН в измененной и новой ситуации, способствовать развитию логического мышления и памяти при решении задач на данную тему
Воспитательные:
- создать условия для воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;
-способствовать развитию личных качеств обучающихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
-создать условия для воспитания, культуру общения при работе в группах.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, приборы (амперметр, вольтметр, источник тока, провода)
Временная диаграмма урока: 90 минут (2урока)
План урока:
-
Орг. момент-5 минут
-
Подготовка к активной учебной деятельности-5 минут
-
Изучение нового материала-20 минкут
-
Первичное закрепление-30 минут
-
Самостоятельный перенос ЗУН в измененной и новой ситуации-20 минут
-
Информация о д/з-5 минут
-
Итоги урока-5 минут
Ход урока:
1.Орг.момент.(5 минут)
2. Подготовка к активной учебной деятельности.
(Вопросы теста для обучающихся находятся на слайдах презентации)
1.Найдите формулу закона Ома для участка цепи
а) Б) В) I=I1+I2
2.В каких единицах измеряется сила тока?
А) А
Б) В
В) Ом
3.Как включается в цепь вольтметр?
А) последовательно
Б) параллельно
В) и последовательно, и параллельно
4.Как обозначается амперметр на схемах?
V
А
R
а) в)
б)
5.Какова единица сопротивления?
А) А
Б) Ом
В) В
Обущающиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения теста и выставляют себе оценку, сообщив её учителю п о 5 бальной системе. Учитель выставляет оценку в журнал.
3.Изучение нового материала.
Последовательное и параллельное соединения проводников:
На слайде появляется пример схемы последовательного соединения. Обсуждается последовательное соединение проводников.
Последовательное соединение - соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго - с началом третьего и т.д.
Преподаватель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.
Обучающиеся делают выводы:
-о достоинствах и недостатках последовательного соединения;
-сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2;
-общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке:
U = U1 + U2;
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1
Обсуждается параллельное соединение проводников.
о достоинствах и недостатках последовательного соединения;
Параллельное соединение - соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
Преподаватель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.
Обучающиеся делают выводы:
cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2 напряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: , .
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R =
Преимущества и недостатки соединений.
Пример последовательного соединения: гирлянда.
Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.
Преимущества и недостатки соединений:
Последовательное - защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
Параллельное - при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.
Обучающиеся заполняют таблицу в тетради с помощью слайда презентации:
Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации.
(3-е обучающихся выходят к доске и записывают: первый закон Ома и выражает из него напряжение и сопротивление;
второй - формулы справедливые для последовательного соединения;
третий - формулы справедливые для последовательного соединения).
4.Первичное закрепление Обучающиеся решают задачи в тетради, а учитель объясняет и расписывает их на доске.
Задача № 1
-
Резисторы с сопротивлением 2кОм и 8кОм соединены последовательно. На каком из них большее напряжение. Во сколько раз?
Задача №2.
-
Каковы показания вольтметров, если амперметр показывает 1,5А
Задача №3
-
Общее сопротивление участка АВ цепи равно 10 Ом. Определите сопротивление третьего проводника. Какова сила тока в участке цепи АВ, если вольтметр показывает напряжение 5В?
Задача №4
-
Определить общее сопротивление R1=40 Ом R2 =60 Ом
задача № 5
-
Каковы показания амперметров, если стрелка вольтметра показывает 6В
задача № 6
-
Участок электрической цепи состоит из трёх параллельно соединённых сопротивлений: R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=5 Ом. Амперметр А1 показывает силу тока 20А. Определите показания вольтметра V и амперметров А2 и А3
Решаем задачи на смешанное соединение проводников
запдача № 7
-
Используя схему электрической цепи, определите общее напряжение на всём участке, если амперметр показывает 5А, а R1=2 Ом,R2=3 Ом,
R3=6 Ом,R4=5 Ом
Проверка знаний
-
Можно ли использовать две одинаковые лампы, рассчитанные на 110 В, в сети с напряжением 220 В? Как?
-
Сколько одинаковых резисторов было соединено последовательно, если каждый из них имеет сопротивление 50 Ом, а их общее сопротивление 600 Ом?
-
Два резистора, сопротивления которых 5 Ом и 10 Ом, подключены параллельно к батарейке. Сила тока в каком из них больше?
-
Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи ещё один резистор:
а) последовательно б) параллельно?
-
Как нужно соединить четыре резистора, сопротивления которых 0,5 Ом, 2Ом , 3,5 Ом и 4 Ом, чтобы их общее сопротивление было 1 Ом ?
5.Домашнее задание:
Выдается тест, который обущающиеся должны сделать на оценку и сдать учителю на проверку на следующий урок
6.Итоги урока
Преподаватель подводит общие итоги работы группы
(рефлексия)
На выходе из кабинета висит табличка со смайлами (безразличие, радость, грусть), обучающиеся должны поставить «+» в колонку тому смайлу, настороение которого совпадает с их настроением при выходе с урока.
Использованная литература:
-
Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б. Физика. Учебник для 10 кл. - М., 2004.
-
2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. - М., 2003г.
-
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. - М., 2003.
-
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2005.
-
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. - М., 2003.
-
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М., 2006.
Интернет-ресурсы:
-
Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0» college.ru/booklet/1st.html
-
Виртуальный практикум по курсу физики для студентов технических Вузов. Автор Тихомиров Ю. В. доцент МГТУГА. Практикум разработан с использованием компакт дисков ООО «ФИЗИКОН». college.ru/teacher/virt_practice.html
-
"Открытая Физика" physics.ru/
-
"Физика.ru" fisika.ru/index.htm
-
"Активнаяфизика" и "Оптическая скамья" cacedu.unibel.by/partner/bspu/optic/index.htm
-
"Живая Физика" int-edu.ru/soft/fiz.html