• Преподавателю
  • Физика
  • Методическая разработка по физике на тему Двигатель внутреннего сгорания (8 класс)

Методическая разработка по физике на тему Двигатель внутреннего сгорания (8 класс)

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Двигатель внутреннего сгорания» (8 класс)


Цель урока:

изучить устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания.

Задачи урока:

  • познакомиться с историей создания ДВС (двигателя внутреннего сгорания);

  • наблюдать и объяснять принцип действия ДВС;

  • объяснять экологические последствия применения ДВС.

Оборудование:

  1. Модель ДВС

  2. Компьютер

  3. Проектор.

План урока:

  1. Актуализация знаний

  2. Исторический экскурс

  3. Изучение нового материала

  4. Рефлексия

  5. Домашнее задание

  6. Подведение итогов

Ход урока

Актуализация знаний.

Учитель: Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке.

Ученики: Тепловые двигатели

Учитель: Повторим предыдущий материал в форме физического диктанта:

Вопросы к диктанту

Ответы

  1. Дайте определение теплового двигателя.

Машина, в которой внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.


  1. Какие превращения энергии происходят в тепловом двигателе?

Внутренняя энергия топлива - энергия газа (пара) - механическая энергия.


  1. Приведите примеры тепловых машин.

Паровая и газовая турбины, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель

Учитель: проверим, все ли правильно ответили на вопросы в диктанте (Слайд 1)

Учитель: как вы думаете, какой из перечисленных видов тепловых двигателей самый распространенный

Ученики: двигатель внутреннего сгорания

Сегодня мы с вами рассмотрим более подробно устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания. В своей жизни мальчики с ним, наверное, встречались и разбирали его. Но и девочкам я думаю, что узнать его устройство и принцип действия тоже будет полезно, так как сейчас всё больше женщин садятся за руль автомобилей. Итак, записываем тему урока. (Слайд 2)

Исторический экскурс

Учитель: обратимся к истории создания ДВС и в этом нам поможет презентация, выполненная (называется ученик)

Ученик: делает сообщение, используя презентацию на тему "Изобретение ДВС".

Изучение нового материала

Учитель: Ребята, кто из вас знает и сможет назвать элементы ДВС?

Ученики: цилиндр, поршень, клапаны, свеча.

Учитель: ещё раз называет элементы, дополняя ответ ученика и показывая детали на модели ДВС. Затем просит учеников записать элементы ДВС в тетрадь. Записи проверяются по схеме, выведенной на экран. (Компьютерная модель, кадр 2)

Учитель: почему так назвали - двигатель внутреннего сгорания?

В ходе обсуждения ученики делают вывод: топливо сгорает внутри (в цилиндре) самого двигателя; формулируется определение, которое ученики записывают в тетрадь.

Учитель: Какое топливо используют в ДВС?

Ученики: бензин, керосин

Учитель: уточняет и дополняет, что ДВС работает на жидком топливе (бензин, керосин) или на горючем газе. В таких двигателях постоянно происходит сгорание горючей смеси (пары бензина и воздуха). При сгорании этой смеси образуются газы, температура которых порядка 1600-1800?С.

Учитель: Рассмотрим принцип действия ДВС.

Крайние положения поршня в цилиндре называют мертвыми точками (указывается на модели ДВС).

Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом (тактом) поршня. Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода (такта) поршня. Поэтому такие двигатели называются четырёхтактными. Рассмотрим более подробно каждый такт.

Для этого будем работать в парах, используя учебник.

Задание для работы в парах:

  1. Прочитать текст в учебнике на стр.54;

  2. Разделить между собой такты;

  3. Рассказать друг другу о работе 4-х тактов, меняя свою роль - отвечающего и контролирующего.

Учитель: Итак, цикл двигателя состоит из 4 тактов. Давайте запишем название каждого такта в тетрадь

Ученики: называют названия тактов, затем их записывают в тетрадях. Для более наглядного восприятия нового материала используется компьютерное моделирование работы двигателя внутреннего сгорания.

Учитель: Давайте посмотрим ДВС в действии (Компьютерная модель, кадр 3).

Чем заканчивается цикл работы ДВС?

Ученики: выброс отработанного газа в окружающую среду.

Учитель: остро встает вопрос загрязнения окружающей среды.

(Слайд 3-8) При сжигании топлива в атмосферу попадает много вредных выбросов. К ним можно отнести углекислый газ СО2, угарный газ СО, различные виды сернистых соединений, а также соединения тяжелых металлов.

Поэтому большое внимание следует уделять развитию методов защиты окружающей среды от этих продуктов сгорания и создание новых альтернативных источников энергии.

Рефлексия

Дополните предложения:

  1. На уроке я узнал(а)…

  2. Я (не)понял…

  3. Мне было…

Домашнее задание (Слайд №9)

Учитель: §22, в задачнике №1130, 1131

Учащиеся: записывают в дневники.

Подведение итогов

Учитель: мы познакомились с устройством и принципом действия ДВС. Научно-технический прогресс неуклонно совершенствует конструкции, технические характеристики автомобилей. Важным на современном этапе является создание новых экономичных и экологически чистых машин. Это - машины нового века, новых технологий. Это - машины будущего. Может быть кто-то из вас и будет изобретателем этих машин.

Отмечает и оценивает работу наиболее активных учеников.

© 2010-2022