• Преподавателю
  • Физика
  • Объяснительная записка к Методическому семинару республиканского этапа конкурса УЧИТЕЛЬ ГОДА-2016

Объяснительная записка к Методическому семинару республиканского этапа конкурса УЧИТЕЛЬ ГОДА-2016

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ им. Ш.Ч. Сат с. Чаа-Холь Хунай-оол Ольга Окпан-ооловна, учитель физики высшей квалификационной категории



Методический семинар

«Исследовательская деятельность как метод системно-деятельностного подхода

в преподавании физики»

«Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием»

К.Д. Ушинский

В основе Стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, способствующий формированию ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, социальной, предметной, продуктивной, нравственной). Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий (слайд 2).

Важная проблема - развитие навыков исследовательской деятельности учащихся обусловлена падением их интереса к учебе.

Не раз каждый учитель замечал, наверно, как блестят глаза учащихся 7-х классов, приступающих к изучению физики, а изучение нового всегда их заинтересовывает. К сожалению, часть детей теряет интерес к учебе, но все-таки основная масса еще открыта для учителя, у них еще сильна мотивация к изучению предмета. Возрастающая сложность и насыщенность школьной программы усложняют ребятам процесс освоения объема предлагаемых знаний. По своему опыту знаю, что использование исследовательских методов в обучении помогает учителю из пассивного потребителя знаний делать активного субъекта образовательной деятельности (слайд 3).

На своих уроках использую исследовательский метод для того, чтобы ученики овладели методами научного познания, для развития и формирования у них творческой деятельности, формирования мотивов исследовательской деятельности, осознанных, оперативно и гибко используемых знаний.

Исследовательская деятельность должна выступать как средство воспитания, развития и образования учащихся. В результате вовлечения в процесс исследования у учащихся вырабатываются такие основные умения, как:

  • видеть проблемы,

  • вырабатывать гипотезы,

  • наблюдать,

  • проводить эксперименты,

  • оценить результаты,

  • давать определения понятиям,

  • делать выводы (слайд 4).

С целью формирования навыков исследовательской деятельности, я выделила ряд задач:

  • развивать интерес к предмету,

  • развивать логическое мышление,

  • обучить основам самообразования,

  • учить работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации,

  • показать практическую направленность знаний, получаемых учащимися на уроках физики.

Учитель мыслит широко, перспективно, видит роль и место изучаемых предметов в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками (слайд 5).

Сегодня современный ученик, как творческая, социально активная личность нового типа, по-моему мнению, может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.

Исследовательская деятельность может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах: самостоятельности, доступности, естественности, наглядности, осмысленности (слайд 6).

Одним из главных принципов исследовательской деятельности учащихся является принцип самостоятельности. Учащийся может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность, например, при изучении модели электрического двигателя (слайд 7).

Иногда учащийся результата не достигает, и в своем исследовании не может дойти до конца. Это происходит в том случае, если проблема, которую он взялся решать, ему не по силам. Поэтому еще одним принципом является принцип доступности исследования. Занятие исследовательской деятельностью предлагает освоение материала, находящегося за рамками учебной программы, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Поэтому даю задания самостоятельно провести исследования в домашних условиях, доступные для понимания, например, изготовление модели фонтана (слайд 8).

Одним из важных принципов организации исследовательской деятельности является принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования, которую берет выполнить ученик, не должна быть задуманной и навязанной учителем. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Ее естественность заключается в том, что учащийся сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, стать первооткрывателем без подсказки учителя (например, в 10 классе определить коэффициент поверхностного натяжения жидкости с помощью простых приборов: весов с разновесами, пипетки, жидкости) (слайд 9).

Следующим принципом организации исследовательской деятельности, которым необходимо руководствоваться, является принцип наглядности. Этот принцип позволяет ученику экспериментировать с теми предметами, материалами и вещами, которые он изучает в качестве исследователя и помогает ему легче усвоить материал. На уроках в 8 классе учащиеся самостоятельно собирают электромагнит и испытывают его, а в 7 классе - из бумаги вырезают и проводят измерение скорости (слайд 10).

Не менее важным принципом реализации исследовательских программ является принцип осмысленности. Для того, что бы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ребенка, они должны им осознаваться и осмысливаться. Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования - не готовые выкладки, сформулированные педагогом, а плод раздумий учащегося. Именно процесс осмысления исследования дает осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции и способность переносить полученные знания в новую ситуацию (например, в 7 классе - «Изучение выталкивающей силы», сначала учащиеся ставят эксперимент, а затем выдвигают гипотезу и осмысленно объясняют явления) (слайд 11).

Исследовательскую деятельность учащихся организую по направлениям: (слайды 12,13):

- урочная,

- внеурочная.

Урочная исследовательская деятельность:

Проблемные уроки (на уроках в 7 классе по теме «Сообщающиеся сосуды» учащиеся самостоятельно выясняют, как зависит высота столба жидкости в сообщающихся сосудах от плотности жидкостей; «Атмосферное давление» - определяют зависимость давления от высоты столба воздуха).

Семинары (в 10 классе по теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории» учащиеся изучают положение о строении вещества и их опытное обоснование», в 11 классе - «Определение показателя преломления стекла», «Дифракционная решетка»).

Практические и лабораторные занятия (в 7 классе - «Определение размеров малых тел», «Выяснение условий плавания тел», «Исследование зависимости давления газа от температуры»; в 9 классе - «Исследование зависимости периода и частоты колебания математического маятника от его длины»).

Моделирование (в 7 классе «Сообщающиеся сосуды», в 11 классе - «Мой фонтан»);

Создание презентаций (9 класс - «Колокола, колокола…», «Исаак Ньютон», 10 класс - «Успехи освоения космического пространства», 11 класс - «Главные основоположники космонавтики».

Внеурочная исследовательская деятельность:

Открытые внеклассные занятия:

  • элективный курс «Измерения физических величин»,

  • создание и реализация проектов,

  • участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях,

  • муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников, «Всероссийский молодежный чемпионат по физике»,

  • научно-практические конференции: «Основоположники космонавтики в России», «Шаг в будущее», «Человек и космос».

Для того чтобы учитель смог организовать процесс исследования, создавать педагогические ситуации, стимулирующие их открытия, управлять творческим поиском учащихся, он должен иметь некоторый собственный исследовательский опыт. Выражаясь словами Д. Пойа, учитель сам должен почувствовать «напряженность поиска и радость открытия», чтобы он мог вызвать их у своих учеников. Как эксперт по проверке олимпиад муниципального уровня, имею возможность окунуться в мир исследований, решая задачи повышенного уровня сложности (слайд 14).

Учащийся знает, что напряженность поиска сменяется радостью открытия и у него появится возможность участвовать и побеждать в конференциях, олимпиадах, конкурсах, тем самым мотивируя других ребят к исследованиям.

Результаты:

Школьный уровень: победители и призеры школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников и школьных научно-практических конференций.

Муниципальный уровень: призеры муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников; участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Региональный уровень: участники и призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также участники и призеры Всероссийского молодежного физического чемпионата.

Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, а в дальнейшем они конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Интересен тот факт, что учащиеся, однажды попробовавшие себя в исследовательской деятельности и получившие положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер, что позволили повысить показатели учебной деятельности учащихся. Участвуя в конкурсах и олимпиадах разного уровня, у учащихся появляется желание участвовать в них неоднократно (слайд 15).

Изложив основные принципы и методы своей работы, хочу сделать вывод, что ученик тогда сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей кропотливой работы, когда он научится применять исследовательский метод на практике в любом виде деятельности.

Использованные источники информации:


  1. Артамонова И.И. Общее положение организации исследовательской деятельности учащегося. //Научно-исследовательская деятельность ученика и учителя. Сборник статей. /Под ред. М.А. Булавиной. - Омск: ООИПКРО. 2004.

  2. Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября», digital.1september.ru

  3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва. 2007.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013.

© 2010-2022