- Преподавателю
- Физика
- Конспект открытого урока на тему Величины, характеризующие колебательное движение
Конспект открытого урока на тему Величины, характеризующие колебательное движение
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Серсембиева Д.Б. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока:
Величины, характеризующие колебательное движение
Цель урока:
-
ознакомление с величинами, характеризующими колебательное движение: А, Т, ν, φ;
-
умение пользоваться ими для характеристики этих движений;
-
развитие умения рассуждать и делать выводы
-
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся с величинами, характеризующими колебательное движение;
Развивающая: продолжить развивать представления о колебательном движении; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательная: продолжить воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.
Тип урока: урок новых знаний
Необходимое оборудование:
-
два длинных нитяных маятника, один короткий;
-
презентация к уроку
-
Нить
-
Грузы различной формы и массы
-
Организационный момент.
Организация обучающихся на работу. Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимание детей (дети включаются в деловой ритм урока, приветствуют учителя, настраиваются на работу).
Н. А. Заболоцкий « УТРО»
Рождённый пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На ветке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звёздах
Колеблется лист.
- О чём говорится в этом стихотворении?
(о звуке, пауке, воздухе, листе)
- Такие разные формы проявления материи автор объединяет в одном отрывке. Почему? Что общего у воздуха и листа, звука и паука, кроме рифмы, что их объединяет? (они движутся, колеблются).
На прошлом мы уроке с вами говорили о колебательных процессах, одних из наиболее распространённых в природе и технике. Колебательное движение играет важную роль в жизни человека. Всюду мы встречаемся с ними:
периодически движутся участки сердца и лёгких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, крылья птиц, вода в водоёмах; ноги и руки при ходьбе; движения куклы-неваляшки; колебание атомов в кристалле; колебательные движения человека во время слушания музыки; колеблются ресницы; струны гитары; игла швейной машины.
Поэтому знание основ физики колебаний необходимо любому грамотному человеку.
-
Актуализация знаний учащихся о колебательных движениях. Выявление уровня знаний о колебательных движениях и определение типичных недостатков знаний.
Фронтальный опрос: продолжите фразу: (слайд8-9. )
1. Движение, при котором тело откланяется то в одну то в другую сторону, называется …
2. Основной признак …
3. Колеблется тело на нити или тело на пружине …
4. Математическим маятником называется …
5. Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются …
6. Свободно колеблющиеся тела взаимодействуют с другими телами и вместе с ними образуют систему тел, которая называется …
7. Одно из основных общих свойств колебательных систем заключается в …
-
Мотивационный момент. Создание ситуации (опыт) из которой обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока.
Формулирует задание:
- С помощью данных предметов сделать маятники и заставить их совершать колебательное движение. Для этого разделимся на 3 группы.
Подводит обучающегося к выводу:
Вопросы:
- Чем отличаются ваши маятники? (Обучающиеся демонстрируют маятники (различной длины, различные грузы). Экспериментируют, качая из стороны в сторону и т. п. Каждая группа демонстрирует свой маятник. Делают выводы. Ответ: длина различная, разный и вес груза)
- В связи с этим, как они колеблются? Почему?
- По-разному, потому что все маятники разные.
- А чем именно отличаются их колебания? (одни быстрее совершают колебания, другие медленнее)
- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая будет у нас тема урока?
4. Подготовка к восприятию нового материала
Помогает сформулировать тему.
- Запишем в тетради тему сегодняшнего урока «Величины, характеризующие колебательное движение» : (слайд 10)
5. Изложение нового материала.
(Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала)
- Давайте вспомним, что мы назвали на прошлом уроке - колебанием? (возвращение в исходную точку) : чем отличаются ваши маятники?
- Одинаково ли все ваши маятники это делали?
- Таким образом, первой величиной является…(период)
- Что же такое период?
- Сегодня мы даем точное определение:
- Что теперь мы должны узнать о новой физ. величине?
- Как вы думаете, какие единицы измерения у периода? Помогает назвать единицы измерения.
Наводящий вопрос:
- Что это? Промежуток времени, значит…
Молодцы! В системе СИ: 1[Т]=1[с]. (слайд )
- А где в живой природе часто встречаются колебания? Мы их наблюдаем ежедневно.
Приводят примеры колебаний крыльев птиц (колибри, орла и т.п.), комара, мухи, стрекозы - одна группа.
- В чем явная разница этих колебаний?
- Таким образом, есть еще величина , которая характеризует колебание. Это число колебаний за одну секунд.
В физике есть величина:
Частота (ν)- число колебаний за 1с.
В системе СИ какие единицы как вы думаете?
1[ν]=1[Гц]=1[ 1/c]. (слайд )
Какая же зависимость между Т и ν ? (Ответ: обратно-пропорциональная)
Т=1/ ν и ν=1 /Т схема , слайд
- Итак, давайте возвратимся к птицам, которые совершают колебания с разным периодом, а значит и с разной частотой.
Число колебаний крыльев птиц и насекомых за 1 секунду:
Аист=2; Колибри=35-50; Шмели=180-240; Мухи=190-330.
Число колебаний голосовых связок за 1 секунду:
Бас=80-350; Дети=260-1050.
А что еще разного во взмахах крыльев птиц, колебаниях маятников? (размах крыльев, отклонение в сторону от положения равновесия. Направляет на выявление разной амплитуды.)
- И мы знакомимся со следующей величиной, характеризующей колебательное движение:
Амплитуда (А) - наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия.
В системе СИ: 1[А]=1[м]. (слайд )
Виртуальный эксперимент: Зависимость периода от амплитуды, массы и длины маятника. (files.school-collection.edu.
ru / dlrstore/669bc79b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf). )
6. Физминутка
7. Первичное закрепление полученных знаний. Решение задач.
1. Определить период и частоту колебаний материальной точки, совершающей 50 полных колебаний за 20 с.
2.Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440 Гц.
8. Подведение итогов урока.
Задание « Привести в соответствие»:
1. Период измеряется в …
А. время одного колебания
-
Частота измеряется в …
Б. наибольшее смещение от положения равновесия
3. Амплитуда измеряется в …
В. колебания, амплитуда которых с течением времени уменьшается
4. Период-…
Г. в секундах
5. Частота-…
Д. число колебаний в единицу времени
6. Амплитуда-…
Е. в Герцах
7. Свободные колебания-…
Ж. колебания, происходящие благодаря только
первоначальному запасу энергии
8. Вынужденные колебания-…
9. Затухающие колебания-…
З. колебания, совершаемые телом под действием внешней периодической силы
И. в метрах
9. Виртуальный эксперимент:
Определение ускорения свободного падения на Луне
Один маятник установлен на Земле, а другой - на Луне. Оба маятника имеют одинаковую длину нити. Используя математические маятники, рассчитайте ускорение свободного падения на Луне.
(files.school-collection.edu. ru / dlrstore/669bc79b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf).
9. Д/З. (слайд 25).
10. Обобщение
Рефлексия
Ребята, на столе у вас лежат три кружка разного цвета. Если вам все понравилось и вы довольны своей работой оставьте для меня на парте зеленый кружок, если что-то не понятно - желтый, если не удовлетворен уроком - оставьте красный кружок, а остальные отдайте мне.
На следующем уроке еще поработаем с нитяным маятником и докажем опытным путем зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.