Конспект урока физики 7 класс Строение вещества. Молекулы

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 5/1.

Тема. Строение вещества. Молекулы.

Цели и задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся со строением вещества. Дать учащимся первоначальные сведения о молекулах, понятие о дискретности вещества, представление о размерах молекул. Показать необходимость изучения данной темы и использование знаний по теме на практике.

  • Развивающая: развивать умение думать, делать выводы, сравнивать, размышлять, применять полученные знания в новой ситуации. Формировать информационную компетентность.

  • Воспитывающая: формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения, положительной мотивации к учению, коммуникативного умения, дисциплинированности. Привитие интереса к изучению физики.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Строение вещества. Молекула», учебник «Физика -7» А. В. Пёрышкин, три мензурки, акварельная краска, сосуд с водой.

Ход урока:

Эпиграф:

В одном мгновенье видеть вечность

Огромный мир - в зерне песка,

В едином миге - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

У. Блейк.

I. Организационный этап.

Здравствуйте. Начинаем наш урок. Давайте вас настроимся на рабочий лад. Для этого нужно расслабиться и дать себе установку: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. Я хочу получить новые знания, поэтому обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться! Я готов к работе. Я работаю!». Прекрасно! Итак, работаем!

II. Этап постановки целей и задач урока.

Тема нашего урока - Строение вещества. Молекулы. (Слайд 2)

Внимательно прочитайте эпиграф нашего урока. А вы умеете в привычном видеть необычное? Трудно ответить на этот вопрос? Этому мы и будем учиться. Поэтому цель, которую мы сегодня ставим перед собой - увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества.

III. Повторение изученного материала.

Для начала вспомним определения физического тела, явления, вещества с точки зрения физики.

  1. Что называется физическим телом? Приведите примеры физических тел.

  2. Что называется веществом? Приведите примеры веществ.

  3. Что называется, физическим явлением? Приведите примеры физических явлений.

  4. Материальны ли вещества?

  5. Что означает термин «материя»?

  6. Приведите примеры материальных и нематериальных объектов.

  7. (Слайд 3)

А сейчас проверим правильность ваших ответов. (Слайд 4)

  1. (Слайд 5)

Гвоздь, мягкая игрушка, снеговик, карандаш, мяч.

А сейчас снова проверим правильность ваших ответов. (Слайд 6)

IV. Этап получения новых знаний.

Ребята, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на предыдущих уроках. А как вы думаете одинаково ли будет себя вести капля подсолнечного масла, помещенная на поверхность воды и на поверхность стола? (ученики высказывают свое мнение.)

Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?

А сейчас предположим, что вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы? (ученики рассуждают)

Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Цель, которую мы сегодня ставим перед собой - увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества.

Итак, мы должны выяснить сегодня на уроке строение материи, являющейся веществом.

Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Первые философские представления о природе вещей зародились еще до н.э. (слайд 7-10)

(Слайд 7)

Впервые предположения о строении вещества были предложены... (слайд 11-13)

Их главная заслуга в том, что они впервые поставили вопрос: из чего состоит окружающий нас мир? Дав тем самым толчок для изучения этого вопроса другим мыслителям.

Для чего нужно знать строение вещества? (слайд 14-15)

Перейдем к вопросу о дискретности вещества. Обоснуем это. (слайд 16)

Исследовательская работа.

Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?»

Растворите крупинку краски в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю полученного раствора в пробирку с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из пробирки половину окрашенной жидкости в другую пробирку, а первую долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту операцию 2-3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте соответствующий вывод о размерах частиц краски.

Обращаю внимание на то, что растворение происходит до тех пор, пока не получится мельчайшая частица, сохраняющая основные свойства вещества. О делимости вещества свидетельствуют и другие факты, например, распространение запаха нафталина, духов, эфира. Приведите свои примеры делимости вещества на очень малые частицы.

Опыты и наблюдения, учащихся позволяют сделать заключение, что тела состоят из мельчайших частиц. (слайд 17)

Что нужно знать о молекулах. (слайд 18-24)

И, наконец, что нужно запомнить о молекулах. (слайд 25)

V. Этап обобщения и закрепления нового материала.

(слайд 26-30)

VI. Рефлексия.

Каждый из вас сегодня на уроке чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.

VII. Заключительный этап. (слайд 31)

Мне очень понравилось с вами работать.

А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание: (слайд 32)

3


© 2010-2022